Каждый из нас ощущает кризис правления в мире и порочную действительность правления в так называемом Исламском мире, а также в капиталистической и социалистической системах. Нам известны те бесчинства и тот гнет в отношении граждан, которые порой чинила правящая элита в истории мусульман, как и посягательства граждан против Халифа, которые нередко оборачивались смутами и беспокойствами в мусульманском сообществе, явившиеся причинами ослабления вплоть до полного падения первого оплота Ислама – правления, а затем пали остальные оплоты. Итак, мы оказались беззащитными перед агрессором.
Работая над возращением былой славы и восстановлением разрушенного государства, а также и над объединением разобщенной и утерявшей свою репутацию уммы, вдохновляясь, при этом, благой вестью Посланника Аллаха ﷺ о наступлении Праведного Халифата по методу пророчества, нам следовало бы изучить те ошибки, которые совершили наши предки, и найти возможность спасти человечество от этого смертоносного кризиса. Великие нации ищут причины мощи в своей истории и крепко держатся за них, а также изучают причины слабости и избегают повторения ошибок. Каковы отличительные особенности Праведного Халифата? Что может гарантировать и оберегать праведность будущей исламской державы – Халифат?
Отличающимися особенностями Праведного Халифата можно назвать следующие аспекты:
Первое: Исламская доктрина (акыда) является основой всех решений и канонов, а также основным побуждающим фактором для правителей и граждан.
Ислам исполняется из богобоязненных побуждений в индивидууме, а затем посредством государственной власти. Богобоязненность, основанная на исламской доктрине, преобразовывает совершение всех дел, соблюдение и призыв… все во имя Аллаха, а не ради ничтожней мирской цели.
Праведный Халифат – это наиболее точный и должный образец претворения Ислама и несения исламского призыва после пророческой эпохи. Поскольку исламская доктрина была основой, как для Халифов, так и для граждан. Мы находим, как богобоязненность Халифов и их государственных служащих (амилов, валиев и судей), которая была основной «заслугой» в их назначении на свои посты, а также богобоязненность исламской нации, которая прекрасно понимала свои права и обязанности перед Аллахом, влияла на них в первую очередь. Несмотря на свои желания, они проявляли снисходительность друг другу, что исключало возможность разжигания междоусобного конфликта извне. Мы находим, как Халиф, несмотря на свои связи, не оспаривает свое право кроме, как только в суде, а судья не обижает и не льстит, не боясь ради Аллаха упрека всякого хулителя. Мы видим, как богобоязненность побуждала Халифа относиться вежливо к исламской нации и быть ревностным к своей религии, не позволяя каких-либо упущений пока он жив.
Мы видим, как богобоязненность граждан побуждала соблюдать законы, (говоря, что Господь Омара видит их) расходовать и жертвовать самым ценным на пути Аллаха. Мы видим, как королевства и страны покорялись армиям мусульман, и как они несли сокровища в Байт-уль-Мал (имущественную казну). Омар и его приближенные были в восторге от такого богатства, Омар говорил: «Клянусь Аллахом, как надежны те руки, которые принесли все это», а Али отвечал: «О амир-уль-муминин! Ты проявил скромность, и они последовали твоему примеру. Если бы ты предался удовольствиям, предались бы и они». Мы видим, как Халиф сравнивает себя с самым бедным гражданином в своем правлении. Он первый в перенесении тягот голода и последний в его утолении. Тем не менее, он не освобождался от отчета даже за небольшой кусок ткани, который, как люди полагали, он взял не по праву. Омар говорил себе: «Клянусь Аллахом! Ты непременно должен бояться Аллаха, О, Омар. Иначе Он неизбежно покарает тебя». Также ругал себя: «Горе тебе Омар. Сколько убито мусульманских детей», только за то, что он не обязал выплату за кормление молоком, из-за чего матери прекратили кормить грудью. Это относиться к обязанностям государства и долгу её граждан. Воистину они по-настоящему руководствовались словами Всевышнего Аллаха:
مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» (48:29).
Второй: Точность понимания и осмысление Ислама со стороны граждан.
Иначе и быть не могло. Ведь они были коренными носителями арабского языка и приняли Ислам из рук самого Посланника Аллаха ﷺ, т.е. из самого кристально чистого первоисточника. Поэтому нам следует точно понять и осмыслить Ислам. Это выражается в сотнях или тысячах позициях, связанных с правлением, судопроизводством или толкованием. Поэтому необходимо вернуться к методу сподвижников в понимании Ислама, избегая пороки измышления и согласования (т.е. подражания), фикх мувазанат (методики балансирования), фикх-уль-вакыа (право зависимое от реальности), дарурат (законы прагматизма) и избегая все отклонения придворных «шейхов», а также ушедшие в сторону от истины течения, которые пошли по ошибочному пути.
Третий: Лучшее претворение Ислама со стороны государства
Государство должно стремиться претворять Ислам лучшим образом, будь это в методе принятия власти, присяги представителей мусульман и соблюдении права исламской нации на избрание своего Халифа, или в выборе правителей территориальных административных единиц (валиев) и судей, наряду с недопущением их независимости, или военачальников исламской армии, или обольщения ими людей. Правдивый Абу Бакр говорил: «Неужели религия будет уменьшаться, когда я жив? Клянусь Аллахом, я непременно буду сражаться с каждым, кто будет делить между намазом и зекятом». Правом санкционирования действующих законов обладает только Халиф. Мусульмане, ученые, партии и совет представителей исламской нации советуются и обсуждают любое требование или иджтихад (шариатское заключение), которое противоречит постановлению Халифа. При этом они продолжают подчиняться ему, пока он не убедится в правильности их мнения, поскольку повиновение в том, что не является ослушанием Аллаху, выступает самой важной обязанностью, которую все должны соблюдать во избежание смуты. В смуте, перенесшей Халифат из состояния праведности в руки династий, достаточно моментов для извлечения уроков. Поэтому не зря говорил Праведный Абу Бакр: «Повинуйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь Аллаху».
Четвертый: Приложение максимум усилий в несении Ислама путем призыва и джихада
Это первостепенная миссия исламской нации, ставшей наместником на земле. Она взяла на себя наследство пророчества и божественного писания, чтобы по-настоящему быть посреднической справедливейшей нацией, которая будет свидетельствовать против людей. Праведный Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) после того, как разгромил вероотступников и вернул Арабский полуостров в исламское правление, воевал с персами и византийцами, пока не встретил своего Господа, а его войска продолжали завоевывать их владения. Затем пришел поборник Ислама Омар, который окончательно покорил персов и завоевал страны Шама, Иерусалим и Египет. Затем пришел Осман и продолжил завоевания, дойдя до центральной Азии, а далее принялся завоевывать Константинополь. Затем продолжил их стезю Али, мудрейший из сподвижников. Это также касается обязанности государства и качества его донесения Ислама.
Пятый: Политические партии
Присутствие политической партии сподвижников, идеологией которой являлся Ислам, вывела на арену Халифов, правителей территориальных административных единиц (валиев), судей, правоведов (факихов), командиров, воинов (муджахидов), личностей, требующих отчет и носителей призыва. Несмотря на то, что после них и возникали партии и объединения, тем не менее, они смогли проявить точное понимание Ислама и должный отчет правителей. Когда появились отклонения и начался произвол, а отчет стал чрезвычайно слабеть, они не обратили должного внимания на слова Всевышнего Аллаха:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
Поэтому необходимо стараться иметь, по меньшей мере, одну политическую партию, которая будет исполнять требования вышеупомянутого аята. Другими словами, эта партия будет нести призыв, и требовать отчет, принимая исламскую доктрину в свою основу, а шариат в качестве системы своей жизни. Также следует бороться с появлением любой партии или организации, сформированной не на основе Ислама или исламских критериев.
Шестой: Задействование работы суда по вопросам несправедливости (Махкамат-уль-Мазалим)
Устранение различных проявлений несправедливости, разрешение конфликтов и спорных вопросов, следует осуществлять исключительно в соответствии с законодательством Аллаха, считая его единственным правомочным источником для этих дел, согласно словам Всевышнего Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).
Это означает то, что, если мусульмане вступили в спор с обладателями власти относительно чего-либо, им следует вернуться к Аллаху и Его Посланнику, т.е. обратиться за решением к божественному законодательству (шариату). Обращение за решением – это обращение к суду, т.е. в Махкамут-уль-Мазалим. Существование суда по вопросам несправедливости, т.е. Махкамут-уль-Мазалим, и продолжительность его исполнения своих обязанностей – является весьма значимым делом в устранении несправедливости правителей, совершаемой в отношении граждан исламского государства.
Седьмой: Роль совета представителей исламской нации (Маджлис-уль-Умма)
Роль совета представителей исламской нации (Маджлис-уль-Умма) играет весомую роль в предоставлении совета и наставления. Совет имеет право потребовать отчет за все происходящие в государстве дела, равно являются ли они внутренними или внешними, а также финансовыми или военными. Его мнение выступает обязывающим в тех вопросах, где мнение большинства является обязывающим. В случае разногласия совета представителей исламской нации (Маджлис-уль-Умма) с правителями в отношении шариатской законности какой-либо деятельности, следует обратиться за решением в суд по вопросам несправедливости (Махкамат-уль-Мазалим). Имам Али говорил: «Не воздерживайтесь от высказывания правды или справедливого совета. Ибо я не убежден в том, что не могу ошибиться, и не уверен в том, что не совершу подобное, пока Аллах не направит меня к тому, что Ему лучше ведомо, чем мне» (см. книгу «Нахдж-уль-Балягъа»).
Восьмой: Сохранность политического круга
В начальном периоде Праведного Халифата прослеживается то, как сподвижники старались сохранить чистоту политического круга. Омар не разрешал им разъезжаться в отдаленные регионы государства. Однако, в последующие года, они разъехались по разным уголкам страны и «дым начал просачиваться» в политический круг, нарушая его чистоту. Поэтому необходимо сохранять чистоту политического окружения Халифа. Вывел аль-Бухари от Абу Саида аль-Худри от Пророка ﷺ, что последний сказал: «Каждый отправленный Аллахом пророк и назначенный Им Халиф имеет две категории приближенных. Одна побуждала его к приличию (одобряемому), другая – к злу. От греха уберегался только тот, кого уберегал Всевышний Аллах».
Всевышний Аллах говорит:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Гарантом достижения и сохранения праведности Халифата являются слова Всевышнего Аллаха
الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ
«которые уверовали и совершали праведные деяния» и
يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا
«Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне».
Следовательно, Аллах видит, что вера и праведные деяния, являются качествами тех, кому Он помогает, утверждает наместником, укрепляет и дает безопасность.
Когда Мустафа Кемал, да унизит его Аллах, упразднил правление Халифата и привнес светсткость, в среду мусульман, следовало бы выступить против него с мечом (имеется ввиду с военной силой).
Однако, когда территория находится изначально под правлением неверия или вернулась к неверию, то такое положение требует больших усилий в ведении идейной деятельности и аргументированного призыва, чтобы подготовиться к переходу в исламское правление, а затем поиск защиты и взятие власти.
Эти шариатские механизмы, приведение в действие которых является обязательным, будут претворены, по воле Аллаха, со стороны государства – Обещанного Халифата – через лучшее претворение Ислама и несение его призыва путем Джихада, и со стороны исламской нации через политические партии, махкамат-уль-мазалим, маджлис-уль-умма и алимов. По дозволению Аллаха, грядущий Халифат будет праведным и будет продолжать быть праведным, как об этом увещевал Посланник Аллаха ﷺ, который не нарушает свои обещания. И мы уже воочию видим, как поджилки вождей неверия трясутся от страха, хотя заря восходящего света, только появляется на горизонте.
Всевышний Аллах говорит:
الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ
«Которые, если Мы одарим их властью на земле, будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха» (22:41).
Абу Мумин аш-Шами