Наиболее потенциальным для преобразования обществом и наиболее расположенным к исламскому организованному движению, обладающему влиянием и силой в построении общества и установлении государства на основе исламской доктрины, является беспокойное в идейном, политическом и экономическом плане общество.
Оно переполнено междоусобными конфликтами и множествами противоречий из-за отсутствия претворения правильной идеологии в реальной жизни общества и его индивидов или из-за несоблюдения этой правильной идеологии со стороны уммы. Даже если имеется эта идеология в культурном или историческом наследии уммы, тем не менее, умма оставила её в забвении, вместе с её идеей (фикрат) и методом (тарикъат), или пренебрегла в отношении сочетания идеи и метода.
С возрастанием беспокойств, растет шанс успешного осуществления перемен. Поскольку движение имеет способность разрешить проблемы общества согласно правильной идеологии, которую оно несет, и работает над его претворением. Также оно может вести людей в соответствии с этой правильной идеологией, посредством пояснения её людям наряду с возбуждением в них чувств негодования и побуждением их к изменению в каждый раз, когда со стороны правителя или правящего режима исходит попирание этой идеологии.
Если связывать это с историей исламского призыва и обществами, которые приняли его или отвергли его, со времен начала призыва Мухаммада ﷺ в стабильном обществе Мекки, которое отвернулось от призыва, и переселения его в беспокойное общество Ясриба, которое приняло призыв и установило государство, а также с беспокойными обществами с момента распада государства до сегодняшних дней, то прослеживается то, что общество в положении устойчивой стабильности и безопасности, где естественные права человека реализованы благодаря стабильности власти и экономики, как общество Мекки, которое было стабильным, как описал его Всевышний Аллах в своих словах:
لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ ﴿١﴾ إِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاء وَالصَّيْفِ ﴿٢﴾ فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَذَا الْبَيْتِ ﴿٣﴾ الَّذِي أَطْعَمَهُم مِّن جُوعٍ وَآمَنَهُم مِّنْ خَوْفٍ ﴿٤﴾
«Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха» (106:1-4),
прослеживается то, что подобное общество замирает перед силой исламского призыва и отказывается от перемен. Мекка находилась в безопасности, получала свой жизненный удел непрерывно со всех сторон. Святость Каабы обеспечивала безопасность обществу Мекки и превозносила авторитет курайшитов среди арабов за то, что они позволяли всем посещать ее в безопасности и комфорте.
وَآمَنَهُم مِّنْ خَوْفٍ
«…и избавил их от страха» (106:4).
Торговые пути в Йемен и страны Шама, сезоны паломничества и посещений арабами Каабы с намерением приблизится к своим идолам, обеспечивали курайшитам колоссальное богатство, несмотря на малочисленность собственных природных богатств.
الَّذِي أَطْعَمَهُم مِّن جُوعٍ
«…накормил их после голода…» (106:4)
Власть принадлежала курайшитам – одному из самых больших арабских племен. Все это стало причиной того, что Мекканское общество не ответило призыву. Призыв не смог привести их к изменению из-за привязанности этого общества к власти и страха перед потерей своих богатств. Именно это понимается со слов Абу Джахля Аббасу, которые были видными курайшитами в Мекке. Аббас сказал: «Курайшиты, оставьте в спокойствии этого человека (т.е. Посланника ﷺ) и людей. Если откажутся арабы, то успокоитесь, а если победит, то слава останется за вами». Абу Джахл вскочил в гневе и сказал: «Ты что, с ума сошел? А наши имущества и торговля?». Такое положение толкнуло Благородного Посланника ﷺ к поиску более благоприятного для призыва общества, которое было бы более готовым к принятию и объятию призыва.
Поэтому стоило Посланнику Аллаха ﷺ представить себя шестерым арабам из племени Хазрадж, прибывших на паломничество, как беспокойное общество Ясриба начало раскрываться перед исламским призывом, вплоть до его сосредоточивания в нем и изменения его из неверного общества в исламское, несмотря на то, что призыв начался в обществе Мекки. Факторами беспокойства, обеспечившими вхождение Ислама в общество Медины, являются следующие явления:
1 – Борьба за власть:
Власть в Ясрибе была предметом междоусобных столкновений между иудейскими племенами (коренными жителями) и племенами Авс и Хазрадж (приезжими из Йемена после разрушения платины Маараб). Иудеи, из-за того, что не смогли разрешить конфликт в свою пользу, начали строить тайные интриги с целью разделить общество Медины на два фронта, на альянс Авс и альянс Хазрадж. Для этого они поделились между Авс и Хазрадж, чтобы при желании могли успешно разжигать и контролировать междоусобные конфликты.
Причина борьбы в том, что иудеи являются евреями. Однако после переселения в Хиджаз они заимствовали арабские манеры в одежде, языке и культуре. Даже имена и наименования племен сделали арабскими. Между ними появились родственные отношения. Однако, при этом, они не утратили свой этнический менталитет и не ассимилировались с арабами. Они продолжали гордиться своим иудейским родословием и страшно презирали арабов. Считали дозволенным для себя имущество арабов, которое они поедали, как хотели. Об это Всевышний Аллах сказал:
وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِن تَأْمَنْهُ بِقِنطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ وَمِنْهُم مَّنْ إِن تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَّا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ إِلَّا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِمًا ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا لَيْسَ عَلَيْنَا فِي الْأُمِّيِّينَ سَبِيلٌ
«Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему, но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой. Они поступают таким образом, потому что говорят: «На нас не будет греха из-за этих невежд»» (3:75).
Арабские племена не ощущали эту войну, контролируемую иудеями посредством скрытых заговоров. Ведь они – мастера интриг и происков. Они умело разжигали огонь, когда очаги напряженности начинали утихать. Кровавые войны происходили на протяжении около двухсот двадцати лет, начиная с битвы «Самир» между племенами Авс и Хазрадж, вместе со своими союзниками из числа евреев, и заканчивая битвой «Биас» за пять лет до хиджры. Между этими войнами имели место десятки кровавых побоищ, главными зачинщиками и возбудителями которых были иудеи. Сражение «Биас» стало самым последним и самым жестоким побоищем.
Каждая из сторон, Авс и Хазрадж, готовились к нему целых два месяца под внушением нагроможденной ненависти. Одни арабы (Авс) заключили союз с иудейскими племенами Бану Къурайза и Бану Надир. Другие (Хазрадж) заключили союз с иными иудейскими племенами, такими, как Бану Къайнукъа, Мазина и Ашджаъ. Стороны встретились в местности под названием Биас и вступили в ожесточенный кровавый бой, унесший жизни многих знатных и ответственных фигур арабов в обоих рядах, не говоря о гибели простых людей. Даже один из представителей племени Авс воззвал соплеменников громким голосом: «О племя Авс. Отступайте и не убивайте своих братьев. Лучше быть в соседстве с ними, нежели в соседстве со змеями (коварными иудейскими интриганами)».
2 – Борьба за ресурсы богатств и экономики:
Экономическая жизнь дестабилизировалась по причине страха иудеев перед конкуренцией с малыми пришельцами (Авс и Хазрадж) в сфере сельского хозяйства и водных промыслов, а также экономики в целом, после улучшения положения последних. Вначале иудеи нуждались в них из-за необходимости рабочей силы для земельных работ. Поэтому он позволили им обосноваться невдалеке от них, чтобы можно было воспользоваться ими в тяжелых работах. С течением времени их положение улучшилось, что стало настораживать иудеев. Лидеры сторон призвали друг друга к подписанию мирного договора не некоторое время, где каждая из сторон должна соблюдать условия мирного сосуществования и защищать Ясриб. Этот договор пошел на пользу арабам Авс и Хазрадж, которые возросли в численности и хорошо обогатились за это время.
Тут иудеи нарушили договор и убили часть из них, навязав оставшимся арабам свое господство. Авс и Хазрадж продолжали жить под иудейским игом, пока не появился Малик Ибн аль-Аджлян, который обратился за помощью к сыновьям своих предков в Шаме. Они направили к нему армию, которая разгромила мощь иудеев и вернула их к миру. Жизнь сбалансировалась за этот период, племена Авс и Хазрадж вновь вышли из заточения. Начали строить дома и осваивать земли Ясриба. Даже не осталось такого района, где не имели бы они свои пристанища. Тогда иудеи разработали план по возвращению своей власти над ними посредством нового метода, основанного на разделении арабов и подстрекании их друг против друга. Они возобновили свои сотрудничества. Каждое племя из иудеев вошло в альянс с одним из двух племен, Авс или Хазрадж, чтобы поначалу внести смуту между ними, а затем добиться осуществления своих корыстных замыслов.
3 – Распространение ростовщичества и процентных ссуд:
Иудеи смогли распространить ростовщичество и процентные займы в Ясрибском обществе, а также дестабилизировалось экономическое положение по причине междоусобных конфликтов, вызванных подстрекательством иудеев. Ведь они были пожирателями ростовщичества и загромождали арабов крупными процентными займами, чтобы не останавливались от войны из-за больших расходов, и тем самым продолжали воевать друг с другом. Они давали арабским шейхам и лидерам деньги под процент, чтобы эти лидеры могли приобрести для себя восхваления поэтов и авторитет среди людей, после растранжиривания их ради собственной славы. Затем проценты, погашали своими землями, посевами и строениями, которые в дальнейшем превращались в собственность иудеев.
Из этого они извлекали две пользы: оберегали иудейскую структурность и зарабатывали колоссальное богатство путем ростовщичества за счет богатства и владений арабов.Если попытаться связать способность призыва в изменении общества Ясриба и неспособность его в изменении общества Мекки, можно заметить, что стабильность общества Мекки и желание его индивидуумов, в том числе и лидеров, сберечь существовавшее положение, заставили общество Мекки противостоять призыву. Между тем, присутствия беспокойств и нестабильность в обществе Ясриба побудило его индивидуумов, в том числе и лидеров, к поиску скорейшего выхода из сложившихся обстоятельств и размышлению об изменении. Это дало преимущество обществу Ясриба над обществом Мекки в том, чтобы принять и помочь призыву.
Если обратить внимание на сегодняшние общества, в которых мы живем, видно, что они схожи с обществом Ясриба во многих качествах, указывающие на наличие нестабильности и беспокойств. При сопоставлении сегодняшних обществ с обществом Ясриба, мы находим, что они не сильно отличаются от него в этом отношении. Напротив, мы находим, что положение составных нынешнего общества, а это люди и постоянные отношения, т.е. единство систем, идей и чувств, аналогичны с положением составных общества Ясриба. Поэтому они предрасположены к переменам, как общество Ясриба, которое благоприятно восприняло перемены и принятие Ислама. И это наблюдается в следующих аспектах:
1- Люди, являющиеся основным элементом в строение общества, сегодня готовы поступить так, как поступили в свое время Авс и Хазрадж, чтобы помочь Исламскому призыву и установлению его государства, поскольку ситуация сегодняшних разногласий, междоусобной борьбы и кровопролития не сильно отличается от той ситуации, в которой находились Авс и Хазрадж. Поскольку Ислам является религией индивидуумов этих обществ, которые начали смотреть на неё так же, как смотрели Авс и Хазрадж в момент принятия ими Ислама – взглядом на спасителя их от несчастия.
Сейчас они осознали то, что осознавали в прошлом Авс и Хазрадж, когда присягали на войну и сражение в защиту тогдашнего государства, а также то, что государство Ислама – Халифат – является для них единственным спасителем от тех кровопролитных междоусобных конфликтов, которые мучили их, равно между сынами одного народа, как это происходит в Ираке и Палестине, или между одним народом и другим, как конфликты на горячих и спорных пограничных зонах между Саудовской Аравией и Йеменом, или Кувейтом и Ираком, или между народом и его марионеточным правительством, управляемым со стороны колонизаторов, как это происходит в Сомали и Афганистане, или между ними и самим империализмом, как это происходит в Ираке, Афганистане и Палестине. В большинстве случаев одна страна становилась поприщем многосторонней битвы.
Примечательно, что всевозможные системы правления со всеми предложенными неисламскими теориями, идеями и принципами, а также с образовавшими и потом угасшими, и ныне возникающими движениями, не смогли разрешить и остановить эти существующие беспокойства, которые появились в момент слабости Исламского Халифата, и которые усилились и расширились после его распада. Это, безусловно, свидетельствуют о том, что эти беспокойства могут быть разрешены исключительно Вторым Праведным Халифатом, заря которого стала рассеивать сегодняшние мраки.
2 – Постоянные отношения между субъектами наших нынешних обществ, олицетворяющиеся в единстве систем, идей и чувств, сегодня разъединены и явно противоречивы, что напоминает положение разъединенных постоянных отношений Ясрибского общества до хиджры. Сегодняшняя отчетливая борьба между народами, партиями и движениями за власть и претворения своих противоречивых идей аналогична той борьбе за власть, которая имела место между Авс, Хазрадж и иудеями. Несмотря на различие форм обеих конфликтующих сторон, суть остается прежней. Иудеи, как и в прошлом, продолжают играть свою роль в возбуждении, управлении и затягивании конфликтов. Подтверждением тому нынешняя роль Израиля в регионе.
Другими проявлениями отсутствия единства и расхождения систем, идей и чувств является то, что произошло в исламских странах. Их разделили на незначительные государственные институты, всадив в центре иудейское государство – Израиль. Также в них внедрили агентов и вручили каждому государству отличающие от другого государства власть, независимость, правителей, образование, армию, верность, отчизну и др. Более того, в них упрочнили чуждые понятия, как национализм, независимость, воля и право на самоопределение, которые препятствуют странам вернуть свое единство и объединиться в один организм.
При всем этом, умма прояснила, насколько опасны эти понятия для её единства, и стала отвергать их, работая над изменением положений. Мы стали очевидцами того, как большинство людей призывает к Исламу и борется с этими идеями. Даже сторонники этих идей испарились вследствие их поражения и удаленности от правильности, а также по причине тех бед, которые они привнесли в народы Исламского мира. Это в какой-то степени напоминает нам ожидания Авс и Хазрадж от Ислама в том, чтобы Ислам разрешил их проблемы и объединил, избавив их от разобщенности и раскола.
3 – Также ясно прослеживается идейное расхождение в нынешних обществах Исламского мира, подобно тем идейным расхождениям, существовавшим между иудеями – людьми писания и арабами – последователями язычества и идолопоклонства в то время, которые строились на основе «разделяй и властвуй». Сегодня неверие преуспело в продвижении идей и понятий, чуждых для исламской нации, которые внесли еще больше раскола, воспрепятствовав единению идеи и доктрины, которыми они довольствовались под сенью исламского правления Халифата. Оно сначала внесло идеи панисламизма и панарабизма, пытаясь определиться, какой из них оптимален для мусульман, чтобы отвлечь мусульман от размышления над деятельностью по возвращению Халифата – объединяющего религию и умму.
Затем внесло идеи национального освобождения, право на самоопределение, независимость от политического гнета, которое постигало их в дни слабости Халифата, чтобы мусульмане не думали о реформировании его и недопущения его распада, и чтобы в дальнейшем подкрепить и акцентировать внимание на исполнении соглашения «Сайкс Пико», которое служило зачатием появления этих обществ. Затем оно добавило идею национализма и стало поддерживать агитаторов национального единства в качестве замены исламского единства, чтобы усмирить желание народа быть единым на основе Исламе. Хотя, в действительности, это было лишь укреплением разобщенности и препятствия перед объединением всех исламских народов, арабских и неарабских.
4 – Также разноречивые чувства в обществе Ясриба, презрение, ненависть и заговоры, между иудеями и арабами, даже между самими иудеями. Как говорит об этом Всевышний Аллах в Коране, когда они сражались со своими союзниками, затем выкупали самих себя после боя:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَكُمْ لَا تَسْفِكُونَ دِمَاءَكُمْ وَلَا تُخْرِجُونَ أَنفُسَكُم مِّن دِيَارِكُمْ ثُمَّ أَقْرَرْتُمْ وَأَنتُمْ تَشْهَدُونَ ﴿٨٤﴾ ثُمَّ أَنتُمْ هَؤُلَاءِ تَقْتُلُونَ أَنفُسَكُمْ وَتُخْرِجُونَ فَرِيقًا مِّنكُم مِّن دِيَارِهِمْ تَظَاهَرُونَ عَلَيْهِم بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَإِن يَأْتُوكُمْ أُسَارَى تُفَادُوهُمْ وَهُوَ مُحَرَّمٌ عَلَيْكُمْ إِخْرَاجُهُمْ
«Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом. Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и несправедливости…» (2:84,85).
Затем возвращались к выкупу своих пленных, как говорит Всевышний Аллах:
أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ
«…А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?...» (2:85).
Все это в какой-то степени аналогично сегодняшним разноречивым и противоречивым чувствам между противоборствующими группами на исламской арене.
Говоря вкратце, происходящие сегодня в нынешних обществах Исламского мира сильные потрясения, равно политические, экономические или идейные, являются следствием отсутствия Ислама в реальной жизни и в обществе, а также вмешательством колониализма. Несмотря на опасность и злокачественность этих потрясений в отношении уммы, жизнь пробудилась в умме благодаря этим сильным потрясениям и беспокойствам, и вызвала в умме общее ощущение.
Это общее ощущение привело к мыслительному процессу, который обозначил проблемы в сопряжения с неопровержимыми фактами в результате рассмотрения причин и следствий этих потрясений, а также поиска реальных и потенциальных средств вывода уммы из них. В результате этого появилась правильная мысль, соединенная с логикой, которая ощутимо доказывает верность этих проблем. В продолжительности этого мыслительного процесса расширился кругозор, выйдя из рамок региональных и национальных проблем, которые были навязаны колониализмом, на обширные рассмотрения прошлого, настоящего и будущего уммы, а также возможных путей для развития наряду с сопоставлением и определением приоритетов в этом деле.
Это привело к тому, что умма последовала правильной идеологии в её идейности и методе, а также с готовностью стала работать над претворением её и помощью ей, жертвуя самым дорогим и ценным. Сегодня она сплачивается вокруг влиятельного организованного движения, которое направило умму к правильной идеологии, когда приняло её для себя, распространило и жертвовало ради неё. Этим самым закрепилась в умме истинность возвращения Второго Праведного Халифата, о котором оповестил благородный Посланник – Мухаммад ﷺ, когда сказал: «…Затем прибудет Праведный Халифат по методу пророчества» (привел Ахмад).
Я воочию вижу, как сегодняшние обладатели силы и защиты, а также простые мусульмане с ними, кличут к присяге, а тому, кому готовы присягнуть на пост халифа мусульман, говорят слова Хазрадж: «Мы оставили свой народ. И нет такого народа, в котором междоусобная вражда и коварство имелись бы настолько, сколько в этом народе. Дай Аллах, чтобы он объединил их тобой. Если Аллах объединит их тобой, то не будет более славного человека, чем ты».
Абу Ибрахим
Палестина