2 – Распространение вражды и ненависти:
В сени религии Аллаха люди живут в блаженстве дружбы и согласия. Всевышний Аллах говорит:
وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَاناً وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ
«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» (Али Имран 103).
Однако сердца быстро впадают в отчаяние, враждебность и взаимную ненависть, когда люди сами себя лишают сени дружбы, согласия и гармонии в результате своего частичного или полного уклонения и отказа от божественного законодательства (шариата Аллаха).
Как назидание Аллах рассказал нам в своей книге о существовавших до нас народах, которые возгордились и не подчинились полностью законам Аллаха, и в итоге вражда и ненависть охватили основу их взаимоотношений между собой. Например, из-за того, что евреи выступили против Посланника Аллаха ﷺ, обвинив его во лжи, и не подчинились ниспосланному ему божественному законодательству, Всевышний Аллах осведомил, что их сердца не смогут быть едиными. Напротив, над ними будет постоянно доминировать вражда и ненависть, т.к. они не в состоянии объединиться вокруг истины из-за того, что выступили против законов истины. Всевышний говорит о них:
وَلَيَزِيدَنَّ كَثِيراً مِّنْهُم مَّا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ طُغْيَاناً وَكُفْراً وَأَلْقَيْنَا بَيْنَهُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ
«Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения» (5:64).
Христиане не отстают от евреев, ибо и они своим отклонением от части ниспосланного им свыше законодательства и надменностью перед следованием за Посланником Аллаха ﷺ в последнем божественном послании, получили подобное своим братьям евреям воздаяние. Всевышний говорит:
وَمِنَ الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّا نَصَارَى أَخَذْنَا مِيثَاقَهُمْ فَنَسُواْ حَظّاً مِّمَّا ذُكِّرُواْ بِهِ فَأَغْرَيْنَا بَيْنَهُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَسَوْفَ يُنَبِّئُهُمُ اللّهُ بِمَا كَانُواْ يَصْنَعُونَ
«Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили» (5:14).
Разжигание ненависти среди них означает то, что они будут вынуждены жить в ненависти. Враждебность и ненависть станут их характерными качествами между собой, или по отношению к некоторым из них, или между ними и иудеями.
И как видно, ненависть и вражда имеют место среди христианских течений, как и среди иудейских течений, в первую очередь. Ибн Кассир в своем толковании аята говорит: «Мы вселили между ними ненависть и вражду друг к другу. Они и далее будут такими, вплоть до часа Воскрешения. Поэтому христианские течения с разными видами учений, не переставая, испытывают друг к другу ненависть, обвиняют один другого в неверии и проклинают друг друга, а также каждый запрещает другого и не позволяет молиться в своей церкви. Последователи «символизма веры»» обвиняют в неверии последователей «яковистской церкви», также и последователи «несторианства» и «арианства». Каждое течение считает неверующим другое учение в этой жизни и в день, когда восстанут свидетели. Всевышний Аллах предостерег исламскую умму от подобных заблуждений.
Обычно ненависть и вражда проникает в ряды людей тогда, когда они отклоняются от божественного законодательства (шариата Аллаха). Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорит: «…всякий раз, когда люди воздерживаются от некоторой части того, что повелевал им Аллах, между ними возникает разлад, ненависть и вражда. Разделившийся народ портится и гибнет, а сплоченный – благоденствует и овладевает». Затем отмечает: «Если власть имущие люди начнут править не тем, что низвел Аллах, они навлекут на себя бедствия и несчастия. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всякий раз, когда их обладатели власти правят (судят) не тем, что низвел Аллах, они лишь вносят беды среди них». Это является основной причиной изменения государств, как неоднократно мы замечали это в наши дни и в минувшие столетия».
3 – Испытание страхом и голодом
Аллах укрепляет того, кого пожелает из своих рабов через обеспечение безопасности и продовольствия, чтобы они посвятили себя, после этого, благоустройству жизни на земле, а также получению блаженной жизни в последующем мире. Всевышний Аллах проверяет этим самым народы: «Будут ли они благодарными и следующими по прямому пути истины мусульманами, или проявят неверие и отклонятся от правильного пути?». Аллах укрепил курайшитов этими благами и призвал их быть послушными рабами Всевышнего, сказав:
فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَذَا الْبَيْتِ الَّذِي أَطْعَمَهُم مِّن جُوعٍ وَآمَنَهُم مِّنْ خَوْفٍ
«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха» (106:3-4).
Однако, курайшиты перевернули все и посчитали, что следование за пророческой истиной, обернется для них страхом и голодом. Всевышний говорит:
قَالُوا إِن نَّتَّبِعِ الْهُدَى مَعَكَ نُتَخَطَّفْ مِنْ أَرْضِنَا
«Они (неверующие мекканцы) сказали: «Если мы последуем за верным руководством вместе с тобой, то мы будем выброшены из нашей земли»» (28:57).
Однако, Аллах опроверг их, пояснив то, что их опасения и предположения являются клеветой и ложью. Как Аллах не обеспечит их безопасностью и жизненным уделом в случае признание истины, когда он уже обеспечил им безопасность и удел (в качестве испытания) еще во время их неверия. Всевышний говорит:
أَوَلَمْ نُمَكِّن لَّهُمْ حَرَماً آمِناً يُجْبَى إِلَيْهِ ثَمَرَاتُ كُلِّ شَيْءٍ رِزْقاً مِن لَّدُنَّا وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ
«Разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, в которое привозят плоды любых видов в качестве пропитания от Нас? Однако большинство их не ведает этого» (28:57).
Когда же курейшиты отвергли призыв к истине, пологая, что безопасность и больший жизненный удел являются свойственными и подобающими качествами их (курайшитов), проявили неверие и возгордились. Тогда Посланник Аллах ﷺ попросил Аллаха лишить их этой милости, которой они гордятся и защищают. Он прочитал слова: «Аллах, усиль свой гнев над злодеями, и прояви его им разрушающей стихией, подобно стихии Юнуса» (Вывел Бухари). Таким образом, они были испытаны такой засухой, что начали поедать останки костей. Аллах сделал их примером и назиданием для будущих поколений. Всевышний Аллах говорит:
وَضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً قَرْيَةً كَانَتْ آمِنَةً مُّطْمَئِنَّةً يَأْتِيهَا رِزْقُهَا رَغَداً مِّن كُلِّ مَكَانٍ فَكَفَرَتْ بِأَنْعُمِ اللّهِ فَأَذَاقَهَا اللّهُ لِبَاسَ الْجُوعِ وَالْخَوْفِ بِمَا كَانُواْ يَصْنَعُونَ وَلَقَدْ جَاءهُمْ رَسُولٌ مِّنْهُمْ فَكَذَّبُوهُ فَأَخَذَهُمُ الْعَذَابُ وَهُمْ ظَالِمُونَ
«Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили. К ним явился посланник из их среды, но они не признали его, и мучения постигли их, пока они поступали несправедливо» (16:112-113).
Вероятней всего, приводимым в качестве примера селением является Мекка, как об этом говорят Ибн Аббас, Муджахид и Къатада. Аль-Къуртуби говорит: «Мекка приведена в пример для других городов и стран, т.е. несмотря на свою близость с домом Аллаха и уход за ним, Аллах подверг её засухе за то, что жители ее проявили неверие, а что говорить о других селениях?» Затем Всевышний Аллах после прочтения этой истории призвал мусульман к искреннему поклонению и следованию шариату, а также соблюдению (уважению) того, что Он разрешил и запретил. Всевышний говорит:
فَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّهُ حَلالاً طَيِّباً وَاشْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالْدَّمَ وَلَحْمَ الْخَنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ وَلاَ تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَـذَا حَلاَلٌ وَهَـذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ لاَ يُفْلِحُونَ مَتَاعٌ قَلِيلٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Питайтесь дозволенным и благим из того, что Аллах дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему. Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (16: 114-117).
В других места Всевышний Аллах пояснил то, что произошедшее с курайшитами бедствие является закономерностью Аллаха в отношении многих народов, уклоняющихся от Его аятов. Всевышний говорит:
وَكَمْ أَهْلَكْنَا مِن قَرْيَةٍ بَطِرَتْ مَعِيشَتَهَا فَتِلْكَ مَسَاكِنُهُمْ لَمْ تُسْكَن مِّن بَعْدِهِمْ إِلاَّ قَلِيلاً وَكُنَّا نَحْنُ الْوَارِثِينَ وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولاً يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَى إِلاَّ وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ
«Сколько селений, которые были неблагодарны за средства к существованию, Мы погубили! Вот их жилища, в которых никто не проживает после них, за исключением немногих. Мы унаследовали все это. Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшее из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками» (28:58-59).