Всевышний Аллах – единственный, Кто устанавливает законы (приказывает и запрещает)
Как Всевышний Аллах является единственным Создателем, единственным Властелином, единственным, кто дарует все необходимое для существования и единственным Устроителем, Он также – единственный, кто приказывает и запрещает. Лишь у Него одного право говорить Своим рабам, что делать, и что не делать. Всевышний Аллах обязал людей подчиняться исключительно Его законам и разъяснил им, что особенность Создателя, Властелина, Управителя и Дарителя всего необходимого для существования такова, что они должны повиноваться Ему и подчиняться Его законам. Коран предельно ясно объясняет это, утверждая о том, что лишь у Него власть и управление. Всевышний Аллах сказал:
قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ لِلَّهِ
«Скажи: «Все дела (решения) принадлежат Аллаху»» (3:154)
Аллах соединил свое право на власть с тем, что Он единственный создатель в следующих Своих словах:
أَلاَ لَهُ الْخَلْقُ وَالأَمْرُ تَبَارَكَ اللّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54)
Аль-Куртуби сказал: «Его создание и приказ согласно Его желанию предусматривают также и запрет».
В Судный день Аллах будет вознаграждать и наказывать согласно подчинению людей шариату или их неподчинению в этом мире. Каждому Он воздаст по заслугам согласно его знанию, его поступкам и тем законам, которые установлены для него. Аллах говорит:
كِتَابٌ أُحْكِمَتْ آيَاتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَّدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ
«Это Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1)
ат-Табари говорит: «Его аяты утверждены приказами и запретами, потом ясно изложены вознаграждением и наказанием». Несущие ответственность за свои поступки люди должны поклоняться Аллаху посредством шариата. Они будут вознаграждены или наказаны согласно своей позиции по отношению к этому шариату. Великая милость Аллаха бывает для людей, когда они строго руководствуются шариатом, поскольку, приказав им соблюдать шариат, Аллах этим пожелал для них лишь спасение, милость и прощение. Всевышний Аллах сказал:
مَا يُرِيدُ اللّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَـكِن يُرِيدُ لِيُطَهَّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Аллах не хочет устроить для вас тяготы, а хочет очистить вас и завершить Свою милость по отношению к вам, может быть, вы будете благодарны!» (5:6)
В комментарии к этому аяту аль-Кая аль-Хараси сказал: «То есть: «Возлагая на вас поручения, Мы не пожелали этим самым обременить вас, а пожелали для вас милость в том, чтобы простить вам зло и очистить вас от грехов»».
Священный Коран, в котором имеется множество доказательств, свидетельствующих о том, что Аллах является единственным Создателем, Властелином, Управителем и Дарителем всего необходимого для существования, также содержит в себе множество доказательств, свидетельствующих о том, что лишь Всевышний Аллах обладает властью в управлении и издании законов. Удивительно, что многие люди не спорят о том, что Аллах является единственным Создателем, Властелином, Управителем и Дарующим все необходимое для существования, но в том, что касается того, что лишь Аллаху принадлежит право издания шариатских законов, то немногие из них подчиняются Ему в этом и потому отходят от шариата. Немногие из людей утверждают о том, что одному лишь Аллаху принадлежит право издания законов. Немногие из них везде и всегда должным образом подчиняются этому законодательству, будучи верующими последователями посланников.
Поэтому мы видим как посланники и пророки призывали свои народы считать Аллаха единственным, кому принадлежит власть и управление. Слова:
إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ
«Решение принадлежит только Аллаху» (12:40)
произносили Йусуф и Якъуб (мир им), и Мухаммад ﷺ по приказу Аллаха говорил их:
قُلْ إِنِّي عَلَى بَيِّنَةٍ مِّن رَّبِّي وَكَذَّبْتُم بِهِ مَا عِندِي مَا تَسْتَعْجِلُونَ بِهِ إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ يَقُصُّ الْحَقَّ وَهُوَ خَيْرُ الْفَاصِلِينَ
«Скажи: «Я руководствуюсь ясным доказательством от моего Господа, а вы считаете это ложью. Нет у меня того, с чем вы торопите. Решение только у Аллаха: Он изрекает истину и является Наилучшим из судей!»» (6:57)
Мухаммад ﷺ призывал обладателей писания (христиан и евреев) объединиться вокруг смысла этих слов. Всевышний Аллах говорит:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ
«Скажи: «О обладатели Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы – мусульмане»» (3:64)
Аль-Куртуби сказал: «Не будем следовать за ними в разрешении какой-то вещи или ее запрещении, кроме как там, где это дозволил Всевышний Аллах».
Слова «Решение только у Аллаха» – это слова, которыми посланники и их последователи бросили вызов могущим тиранам этого мира, отделившись ими от них, боролись из-за них против притеснителей и распутников, потому что утверждение этих слов является утверждением об абсолютной единственности Аллаха. Не считается утверждающим о единственности Аллаха тот, кто признает единобожие в господстве (рубубийя) без единобожия в божественности (иляхийя). Утверждение единобожия в господстве – это то, что Всевышний Аллах – Создатель всего, Обладатель и Управитель всего этого. Об этом утверждают и мусульманин и неверный, и это естественно. Однако человек не становится мусульманином, пока не утверждает о единобожии в божественности, к которому призывали посланники, и от утверждения которого отказались многобожники. С этим единобожием мусульманин отличается от многобожника, обитатели рая от обитателей ада.
Существует много аятов, которые свидетельствуют о том, что власть и управление принадлежат одному лишь Аллаху, и что необходимо утверждать о единственности Аллаха в праве на власть и управление, и обращаться в них исключительно к Нему.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى
«Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников» (16:90)
إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤدُّواْ الأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِالْعَدْلِ إِنَّ اللّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ سَمِيعًا بَصِيرًا
«Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Как прекрасно то, чем увещает вас Аллах! Ведь Аллах – Слышащий, Видящий!» (4:58)
ذَلِكُمْ حُكْمُ اللَّهِ يَحْكُمُ بَيْنَكُمْ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«Таково для вас решение Аллаха. Он решает между вами. Аллах – Знающий, Мудрый!» (60:10)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُم بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ إِلاَّ مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ
«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Поистине, Аллах решает то, что захочет!» (5:1)
В комментарии к этому аяту ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этим Аллах, хвала Ему, имеет в виду, что Он решает в отношении людей то, чего желает, разрешая им то, чего пожелал разрешить; запрещая то, чего пожелал запретить; обязывая им то, чего пожелал обязать, и иные Его законы». Потом ат-Табари, ссылаясь на Къатаду, приводит аят: «Поистине, Аллах решает то, что захочет!» и говорит: «То есть, Аллах решает для людей то, чего пожелал, установил обязанности, наказания, велел подчиняться Ему и запретил быть непокорными Ему».
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ
«Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (42:10)
То есть, как сказал Ибн Касир: «Он решает это Своей Книгой и Сунной Своего Пророка ﷺ».
Всевышний Аллах сказал:
أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ
«Неужели суда времен неведения они хотят? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)
Ибн Касир сказал: «То есть: «кто может быть самым справедливейшим, кроме Аллаха в Его управлении для того, кто осознал шариат Аллаха, уверовал в него, убедился и достоверно понял, что Аллах лучший законодатель, более милосерден к людям, чем мать к своему ребенку. Он, Всевышний, знает о всякой вещи, Мощен над любой вещью и во всем Справедлив».