Прощение в исламском шариате

Некоторые современники из числа заботящихся об обновлении исламского фикха и его развитии, пытаются обосновать, что в исламском шариате имеется свободное пространство (минтака фараг), в котором Законодатель оставил за людьми право разъяснения шариатских законов. В своем этом высказывании они ссылаются на содержание некоторых шариатских текстов о том, что Всевышний Аллах дозволил одни вещи и запретил другие, и промолчал об иных вещах или простил их, проявив милость к людям. Они опираются на эти тексты, чтобы говорить, что в шариате есть пространство прощения, и что это пространство прощения и есть свободным пространством.

Это высказывание не только ошибочно, но и опасно, поскольку те, кто акцентируют на нем свое внимание и пропагандируют его, одновременно пропагандируют еще иные мысли. Если посмотреть на все эти мысли вместе, то можно увидеть, что они подготавливают почву для изменения и искажения многих шариатских законов, и в частности тех шариатских законов, которые несовместимы со светскими мыслями и даже с политикой господствующих западных режимов, а также с законами ООН. Так, например, обстоит дело с вопросами о праве людей издавать законы и выбирать те системы и законы, которые они хотят. Это касается вопросов, связанных с общими свободами, такими как свобода вероисповедания и право вероотступничества, права женщины и ее равенство с мужчиной и ее право быть в правлении государством, дозволенность ростовщичества и другое.

К этим опасным мыслям и принципам относится мысль: «Изменение законов с изменением времени или места», мысль о том, что мудрость – есть оружие верующего, имеющего наибольшее право получить ее и мысль, о применении значения мудрости к тому, что произвел Запад в просвещении или законодательстве. То же самое касается объяснения мыслей: «Цели шариата», как будто эта мысль имеет какой-то иной не шариатский смысл, «Гибкость шариата и его развитие», «Обновление религиозной речи», «Диалог между религиями и культурами», «Принятие мнения других людей в смысле культурного взаимного обогащения».

Опасность этих мыслей обостряется, если брать их вместе, определять их как программу и принимать как принципы для понимания шариата. В этой статье мы разберем вопрос прощения в исламском шариате.

Те, кто говорят о свободном пространстве в исламском шариате, ссылаются на переданный Ибн Маджой и Термези хадис от Салмана аль-Фариси, который сказал: «У Посланника Аллаха ﷺ спросили о масле, сыре и мехе, и он ответил: «Дозволенное – то, что дозволил Аллах в Своей Книге, и запретное – то, что Аллах запретил в Своей Книге, а то, о чем Он промолчал – это из того, что Он простил вам». Также они ссылаются на выведенный ад-Даркутни хадис от Абу Саълябы, в котором говорится: «Поистине Всевышний Аллах установил обязанности, соблюдайте их, установил пределы, не переходите их, запретил вещи, не нарушайте их, и промолчал о других вещах из милости к вам, а не из-за того, что забыл о них, и вы не ищите их». Об этом хадисе ан-Навави сказал: «Хадис с хорошим иснадом». От Абу ад-Дарда, передается хадис, в котором Пророк ﷺ сказал: «То, что Аллах дозволил в Своей Книге – дозволенное. То, что Он запретил в ней – то запретное, а то, о чем Он промолчал – это прощение. Примите Его прощение, воистину Аллах ничего не забывает», и прочел:

وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا 

«Господь твой не забывчив!» (19:64)

Этот хадис вывел аль-Баззар, сказав: «Его санад достоверный». Хаким также назвал хадис достоверным.

Опираясь на эти тексты, они говорят, что есть вещи, о которых Законодатель промолчал или простил их, не разъяснив их закона, и поэтому в Исламе существует свободное пространство. Они говорят, что прежние факихи заполнили это свободное пространство тем, что соответствовало их времени, и сегодня мудрость требует того, чтобы эти законы были изменены для соответствия нашей эпохи и нашему времени. Если сравнить эту мысль с мыслями, о которых мы упомянули выше, то область этого пространства расширяется, – как мы видим это во многих сегодняшних высказываниях и фетвах – чтобы вобрать в себя запрещенное Аллахом, дабы оно стало дозволенным, или дозволенное, дабы оно стало запретным. Они стремятся к тому, чтобы прощение и свободное пространство стали шариатским доказательством, и чтобы такое утверждение получило успешное распространение среди шейхов, учеников и тех, кто заботятся о науках шариата и исламской деятельности в эпоху, когда сильно упал уровень знания и ученых.

Тот, кто берется комментировать и выносить фетвы должен рассматривать и давать мнение в строгом соблюдении шариатских текстов и правил. То есть он должен комментировать общие и иносказательные тексты разъясняющими и ясными текстами, и не должен комментировать текст значением, которое опровергается другим текстом, что делает указания текстов противоречащими друг другу.

Если некоторые значения текста, который сами по себе имеют более одного значения, противоречат другим текстам, то эти значения, опровергнутые другими текстами, их следует не принимать, либо полностью, либо там где имеется взаимное противоречие.

То же самое касается общего текста или слова, где разуму недопустимо выбирать значение, к которому склоняются желания человека или которое совпадает с мнением человека или его желанием. Необходимо строго держаться значения, которое разъясняется шариатскими текстами. В этом и состоит смысл следующих слов ученых: «Коран комментирует Коран, Сунна комментирует Коран и объясняет его. Сунна уточняет общее значение, ограничивает абсолютный текст, делает частным общий текст. Категорический текст превалирует над предполагаемым, наиболее сильный по происхождению или значению текст выступает впереди менее сильного». Аш-Шатиби говорит: «Если мы говорим, что Сунна является разъяснением для Корана, то она должна быть разъяснением того, что имеет в Коране одно и другое значение. Так Сунна разъясняет одно из двух возможных значений и когда мусульманин поступил согласно этому разъяснению, он подчинился Аллаху в том, что Он хотел в Своей речи, и подчинился Его Посланнику ﷺ в смысле его разъяснения».

Тому, кто выводит шариатский закон или комментирует значение и разъясняет его, необходимо полностью знать правила выведения и комментария, полностью знать шариатские тексты и события, касающиеся того, о чем он выносит фетву. Без этого он может вынести фетву об общем там, где надо вынести фетву о частном, и наоборот. Может вынести фетву об отмененном. Может вынести по второстепенным частям фетву, которая противоречит основам. Все это действия невежд или тех, кто искажают религию Аллаха, которые скрывают шариатские истины ради своих целей, и это особенность тех, кто собирают знание и используют его как средство для достижения своих желаний. Передается, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Трое сильно разрушают религию: заблуждающиеся ученые, спорящий с Кораном лицемер, и вводящий в заблуждение имам».

На этой основе мы будем рассматривать значение слов «а то, о чем Он промолчал – это прощение» и значение слова «прощение», имеющегося в хадисах, которые мы хотим разобрать. Мы рассмотрим, допустимо ли комментировать это слово как то, что в шариате имеется свободное пространство, или как то, что есть вещи, о которых нет закона в шариате?

1) Всевышний Аллах говорит:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ 

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (5:3)

هَذَا بَيَانٌ لِلنَّاسِ 

«Это есть разъяснение людям» (3:138)

مَا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِنْ شَيْءٍ 

«Мы не упустили в Книге ничего» (6:38)

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ 

«И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего» (16:89)

وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ 

«И послали Мы тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано» (16:44)

Эти тексты ясно указывают на полноту и совершенство шариата и то, что в нем есть разъяснение для всякой вещи. Если бы смысл слова «прощение» означал, что есть вещи, которые не разъяснены шариатом, то эти тексты были противоречивыми, и Коран не был бы разъясняющим всякую вещь. И тогда религия не была бы полной и совершенной, поскольку свободное пространство требует существования вещей, о которых Аллах не разъяснил нам в Своих законах, а это противоположно завершенности религии и говорит о том, что Пророк ﷺ не разъяснил людям шариат полностью. Следовательно, нельзя говорить, что в шариате есть свободное пространство. Это с одной стороны.

2) Всевышний Аллах говорит:

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُمْ مِنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى، وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا 

«Если же придет к вам от Меня верное руководство, то всякий, кто последует за Моим верным руководством, не окажется заблудшим и несчастным! А кто отвратится от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124)

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ 

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَى لِلْمُسْلِمِينَ 

«И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89)

وَمَا ءَاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا 

«Берите же то, что принес вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7)

В этих аятах Всевышний Аллах разъясняет, что истинный путь и милость – лишь от Него, и что они в этом Коране и в этом Послании, которое принес Посланник ﷺ, и что истинный путь и милость заключаются в следовании тому, что дал нам Всевышний Аллах, а следование или принятие любой вещи вне Послания – запрещено, и в этом есть беда и несчастье. На такое значение указывают данные тексты, и если бы в шариате было свободное пространство, то издание законов в этом пространстве было бы без знания и истинного пути от Аллаха, а следование таким законам означало бы отказ от упоминания Аллаха и принятие того, чего не принес нам Посланник ﷺ. Таким образом, слова о свободном пространстве противоречат тому, что Послание является милостью и истинным путем. Следовательно, эти слова опровергаются и с этой точки зрения.

Кроме этого в хадисе говорится: «И промолчал об иных вещах из милости к вам». Пророк ﷺ прокомментировал молчание как милость, и мы знаем, что Послание – это милость, и что разъяснение от Всевышнего Аллаха – это истинный путь и милость. Таким образом, молчание, которое является милостью – это то же, что издание законов и разъяснение. Это молчание о запрете или дозволении или об увеличении поручений, а не молчание в разъяснении. В дальнейшем мы объясним это.

3) Если допустить существование свободного пространства в шариате, то мы хотим спросить: «Кто будет издавать законы в этом пространстве, и как они будут издаваться?»

Если это будет происходить путем обращения к шариатским текстам и правилам с их применением в качестве доказательств, то тогда это называется шариатским выведением, которое сводится к Корану и Сунне, а это отвергает существование свободного пространства. В этом случае слова о свободном пространстве становятся пустыми и бессмысленными.

Если же это будет происходить без обращения к шариатским текстам и правилам, то это означает, что существуют вопросы, источником решения которых не являются шариатские тексты, а это в свою очередь означает решения и издание законов об этих вопросах не принадлежит Всевышнему Аллаху. Это категорически запрещено и опровергается словами Аллаха:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ 

«Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него» (12:40),

как и опровергается многими другими шариатскими текстами. Таким образом, слова о свободном пространстве в Исламе отвергаются и с этой точки зрения тоже.

Поэтому споры для обоснования того, что в шариате есть свободное пространство, это запрещенное сомнение, и они противоречат категорическим текстам. В силу того, что шариат – это шариатские законы, касающиеся поступков людей, нет ни одного поступка, который не имел бы своего решения в шариате. Одни знают это решение, другие не ведают о нем. Тот же, кто думает, что есть нечто иное, просто воображает, а может, просто запутался.

Существует два предположения, которые поднимаются теми, кто утверждает или склонен к утверждению, что в Исламе есть свободное пространство. Ниже мы приведем на них ответы до разъяснения значения слова «прощение», которое мы рассматриваем.

Первое предположение состоит в том, что тексты шариата конечны, а события бесконечны. Конечный не может быть достаточным для бесконечного, и как следствие этого в шариате имеется свободное пространство.

Ответ на это заблуждение состоит в следующем. Да, тексты конечны, но шариат сообщен в общих текстах и в таких формах, из которых выводятся общие правила. В нем есть илляты, а илляты законов выступают в степени всеобъемлющих правил или из них выводятся всеобъемлющие правила. Значит шариат, хоть он и имеет ограниченные тексты, в своих общих и всеобъемлющих правилах достаточен для всех событий. Это ответ на первое сомнение, и на этом сходятся имамы науки фикх и науки усуль. Возможно, что те, кто говорят об этом сомнении, запутались в этом моменте из-за слов некоторых прошлых имамов, и вследствие этого сказали о свободном пространстве.

Поэтому мы обратим здесь внимание на то, что те из прошлых имамов, которые упомянули об ограниченности текстов и неограниченности событий, не упоминали об этом, чтобы доказывать такое низкое высказывание. Они упоминали об этом, чтобы доказывать обязательность выведения иллят, обязательность законности выведения и тщательного рассмотрения событий, т.е. они, говоря об этом, имели в виду необходимость выведения общих и всеобъемлющих правил. Многие имамы разъяснили совершенство шариата и его достаточность для событий, включая имеющиеся в шариате общие указания и кыяс. Аш-Шатиби говорит: «Шариатские законы охватывают абсолютно все поступки людей, несмотря на то, что отдельные частные из этих поступков бесконечны. Нет предписываемого поступка и нет молчания без того, чтобы шариат не охватывал все это, и это смысл того, что шариат является общим».

Второе предположение: использование в качестве доказательства слов Всевышнего Аллаха:

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ 

«И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего» (16:89),

не означает абсолютно все. Предположение здесь состоит в следующем: имеются ли в Коране такие науки как история, география, астрономия, физика и так далее? Есть ли в нем знание будущего?

Ответ. Шариатские тексты указывают на совершенство религии и наличие разъяснения для всякой вещи в законах о поступках людей, как приказ, запрет и дозволение, а именно, разъяснения того, что касается законодательства, т.е. поручения и служения Аллаху. Нельзя приписывать религии то, что нет в ней, и то, не ради чего она была ниспослана, как и нельзя утверждать о ее недостаточности в тех вопросах, ради разъяснения которых она была ниспослана. Эти упомянутые науки и другое относятся к делам этого мира. Они относятся к исследованиям и экспериментальным наукам, где Всевышний Аллах дал человеку способность ощущения и разум, предоставив тем самым ему возможность познавать их и выносить в них свои решения. Пророк ﷺ сказал: «Вы лучше знаете о делах своего мира». Что же касается знания будущего, то это не имеет отношения к приказам и запретам.

Об этих текстах, указывающих на совершенство религии и на то, что шариат разъясняет всякую вещь, аш-Шатиби говорит: «Что касается этих аятов, то согласно комментариям муфассиров (толкователей Корана) под ними подразумевается то, что касается поручения и служения Аллаху». Затем он говорит: «Нельзя приписывать Корану то, что не требуется им, как и недопустимо отрицать то, что требуется в нем». Шариат разъясняет законы о поступках человека, и это относится к делам религии, а не к делам этого мира.

Если опровергнуто объяснение слова «прощение» как свободное пространство, то каково истинное значение этого слова?

Слово «прощение» встречается во многих шариатских текстах. В Священном Коране оно упоминается более чем в сорока местах. Во всех этих местах его значение не выходит за пределы смысла, прощения снисхождения, прощения грехов или небрежности, отсутствия наказания, облегчения в поручении, отказ от требуемого или части его. Значение этого слова в хадисах, которые мы разбираем, не выходит за пределы всех этих перечисленных значений. В книге «Фатх аль-къадир», в комментарии 187 аята, суры «Бакара», аш-Шавкани говорит: «(и простил вас) объясняется как прощение греха, а также как предоставление широких возможностей и облегчение».

Ниже я разъясню значение слова «прощение» в этих хадисах, а потом подтвержу это шариатскими текстами, и затем приведу некоторые высказывания ученых, указывающих на это значение.

Слово «вещи», которое встречается в этих хадисах, включает в себя поступки и не ограничивается только предметами, потому что Пророк ﷺ говорит: «установил обязанности», «установил пределы». Также слова Пророка ﷺ «Дозволенное – то, что дозволил Аллах в Своей Книге, и запретное – то, что Аллах запретил в Своей Книге» включают в себя поступки, которые дозволены и запрещены Аллахом. Смысл этих текстов в том, что есть вещи, которые приказаны Всевышним Аллахом, имеются приказы, которые охватывают их детали или часть их деталей, и то, что ответвляется от них. Поэтому является обязательным соблюдать их и все, что с этим связано, как установил, определил и разъяснил их Всевышний Аллах. Есть вещи, которые Он запретил, и нужно отказываться от их выполнения.

Есть также вещи, относительно которых приказ сообщен в общей форме, и Законодатель не определил их детали или попадающие под них частности, или способ их исполнения. К этим последним вещам и относится слово «прощение». Примером тому может служить сражение, которое приказано вести. Приказ вести сражение сообщен в общей форме. Он не определяет средства и орудия сражения, не определяет его способы и планы, и не обязывает к соблюдению определенно способа, чтобы завершить сражение. Предоставление человеку права выбора любых средств или способов для выполнения этого приказа со стороны Аллаха и называется прощением. Если же в шариате есть то, что конкретно запрещает какое-либо из этих средств или какой-либо из этих способов, то это будет относиться к тому, что запретил Аллах в установленных Им границах, и тогда будет недопустимым нарушать этот запрет.

О средствах, способах и поступках, которые попадают под указание общего доказательства, нельзя говорить, что закон о них не разъяснен в шариате. Можно лишь сказать, что относительно них нет частного текста или нет отдельного для них текста. Есть общий текст, который разъясняет их закон. Когда в хадисе говорится, что Аллах промолчал о них, не назвал их, сделав их частью прощения, это является доказательством на их дозволенность. Все это в смысле облегчения, расширения возможностей, отсутствия ограничения и добавочного поручения. Всевышний Аллах приказал выполнять приказ, в качестве примера мы рассмотрели сражение, и не поручил в этом соблюдение определенного способа или определенного средства, поскольку это было бы увеличением ограничений и поручений.

Он дозволил мусульманам выбирать средства и способы на их усмотрение с условием заботы о выполнении приказа. Когда не вменяется в обязанность соблюдать какую-либо определенную вещь из ряда других вещей, ведущих к исполнению приказа, – это прощение, так как здесь, по милости Аллаха, есть такие вещи, которые лучше другой, используя которую можно больше приблизиться к Всевышнему Аллаху. Таким образом, отсутствие определения какой-либо определенной вещи является дозволением всех вещей, и это дозволение служит для людей облегчением. В хадисе говорится: «И промолчал о других вещах из милости к вам», т.е. Он дозволил вам выбирать из многих вещей и не обязал вас придерживаться какой-то определенной вещи, и в этом поручении для вас имеется облегчение и милость, как об этом говорится в словах Аллаха:

الْآنَ خَفَّفَ اللَّهُ عَنْكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا 

«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы» (8:66)

Сообщаемое в хадисах подтверждает это значение. В текстах говорится: «не ищите их», «не спрашивайте о них», «примите от Аллаха Его прощение». Когда во времена Пророка ﷺ приходил общий приказ от Законодателя, а затем приходил кто-то из сподвижников и начинал спрашивать его о том, как выполнять этот приказ, или просил определить некоторые детали этого приказа, то считалось, что этот человек просит ограничить себя и мусульман соблюдением какого-то определенного способа или одного дела из числа многих дел, в которых Законодатель предоставил ему право выбора.

Этим самым могли подвергнуться запрету остальные дозволенные вещи, связанные с выполнением этого приказа. Такого рода поступки, как действия спрашивающих у Пророка ﷺ, запрещены по шариату, поскольку могут привести к ниспосланию закона, в качестве ответа спрашивающему человеку, запрещая дозволенное или добавляя поручения. Муслим и другие передали от Саъда Ибн Абу Ваккаса следующее: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый грешный из мусульман тот, кто спросил о какой-то незапрещенной для мусульман вещи, и потом она была запрещена для них из-за его вопроса». У Ахмада от Саъда передается, что Пророк ﷺ сказал: «Самый грешный из мусульман тот, кто многократно спрашивал о какой-то вещи до тех пор, пока не был ниспослан запрет о ней из-за того, что он спрашивал».

Говоря вкратце, прощение в этих хадисах означает, что когда имеется общий приказ, мусульманину дозволено выбирать любой способ для его выполнения в рамках указания шариатских текстов и правил, согласно которым он не должен выбирать именно ту вещь или именно тот способ, которые запретил Аллах. Шариатское правило гласит: «В основе вещей лежит дозволенность за исключением того, о чем есть доказательство, о запрете». Другое шариатское правило гласит: «Общее остается при своей общности за исключением того, о чем есть доказательство, которое выделяет что-то из общего указания». Мусульманин также может выбирать любой способ для выполнения общего приказа в рамках любого другого шариатского правила или текста, имеющего отношение к данному вопросу.

Таким является значение слова «прощение». Что касается текстов, которые подтверждают это значение, то одним из них является вышеупомянутый хадис, в котором Пророк ﷺ говорит: «Самый грешный из мусульман тот, кто спросил о какой-то незапрещенной для мусульман вещи, и потом она была запрещена для них из-за его вопроса».

Также к ним относится хадис, переданный Бухари, Муслимом и другими от Абу Хурайры, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ произнес нам проповедь и сказал: «О люди, поистине Аллах обязал вам совершение хаджа, совершайте его». Один человек спросил: «О, Посланник Аллаха, каждый ли год?» Он молчал, пока человек не спросил трижды, а потом сказал: «Если я скажу да, то вменю вам в обязанность, и вы не сможете этого выполнить», и затем сказал: «Оставьте меня в покое, пока я оставил вас в покое. Поистине погибли те, кто были до вас из-за того, что много спрашивали и не соглашались со своими пророками. Если я что-то приказал вам, выполняйте в меру своих сил, и если запретил вам что-то, откажитесь от него». В этом хадисе и в аяте:

وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا 

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97),

имеется общее указание без конкретизации приказа о том, каждый ли год нужно совершать хадж или в два года раз или еще как-то по-другому. Такого рода вопросы, требуют ответа. Если бы ответ на этот вопрос был: да или один раз в год или по-другому, то данное разъяснение означало бы дополнительное поручение, и в нем был бы дополнительный труд. А если бы ответ был: нет, то в нем не было бы дополнительной милости. Этот приказ является общим и соответствует выполнению хаджа один раз, т.е. как минимум из того, что было сказано. Поэтому отсутствие разъяснения количества служит доказательством правильности совершения хаджа один раз.

Иными словами, то, что не упоминается определенное количество раз при совершении хаджа, не означает абсолютное отсутствие объяснения в смысле свободного пространства в шариате. Не упоминание количества является разъяснением правильности совершения хаджа один раз. И тем самым, это милость с точки зрения того, что является облегчением. Здесь в хадисе, в ответе спросившему человеку, содержится только: либо добавление поручения, либо не добавление путем молчания. «Он молчал, пока человек не спросил трижды». В обоих случаях нет облегчения.

Есть либо увеличение поручения или оставление поручения таким, каким оно есть. Поэтому этот и ему подобные вопросы вызывали гнев у Посланника Аллаха ﷺ и звучали его слова: «Оставьте меня в покое, пока я оставил вас в покое», т.е. пока я не вменил вам в обязанность, не спрашивайте о том, что вменится вам в обязанность. Поистине погибли те, кто были до вас из-за того, что много спрашивали и ответом на это были многочисленные поручения из-за многочисленности их вопросов. Но потом они не выполняли эти поручения, и в результате оказались непокорными Аллаху, и это погубило их. То же самое касается слов: «И не соглашались со своими пророками». Они часто ходили к пророкам с вопросами, ответ на которые отменял прощение.

Другим текстом, указывающим на это значение слова «прощение», служат слова Всевышнего Аллаха:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لَا تَسْأَلُوا عَنْ أَشْيَاءَ إِنْ تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ وَإِنْ تَسْأَلُوا عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْءَانُ تُبْدَ لَكُمْ عَفَا اللَّهُ عَنْهَا وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ ، قَدْ سَأَلَهَا قَوْمٌ مِنْ قَبْلِكُمْ ثُمَّ أَصْبَحُوا بِهَا كَافِرِينَ 

«О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда низводится Коран. Аллах простил вам это: ведь Аллах – прощающий, беззлобный. Спрашивали о них люди до вас; потом оказались неверующими в них» (5:101,102)

Всевышний Аллах запрещает спрашивать о том, что Он простил и говорит, что ответ может быть неприятным для спрашивающих или верующих. Эта неприятность состоит в добавлении поручений, поскольку текст аята гласит: «Аллах простил вам это», т.е. дал вам широкие возможности в них или облегчил это дело для вас. Это то же самое значение, которое имеется в вышеприведенном хадисе о хадже. В книгах толкования Корана говорится, что событие, при котором был изречен Пророком ﷺ этот хадис, явилось причиной ниспослания этого аята. В толковании Корана. Ибн Касира, приводится следующий комментарий Сабуни, к 101 аяту суры «Маида»: «аль-Авфи передает от Ибн Аббаса об этом аяте следующее: «Посланник Аллаха ﷺ собрал людей и сказал им: «О люди, вам предписан хадж». Один человек из племени Бану Асад поднялся и спросил: «О, Посланник Аллаха, каждый ли год?» Этим вопрос он вызвал сильный гнев у Посланника ﷺ, который в ответ на его вопрос сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, если я скажу, да, то вменю вам в обязанность, и если это будет вменено вам в обязанность, вы не сможете сделать этого, и в результате станете неверными. Оставьте меня в покое, пока я оставил вас в покое. Если я приказал вам что-то, выполняйте, а если запретил что-то, отказывайтесь от него». И потом Аллах ниспослал этот аят».

Текст хадиса гласит: «В результате станете неверными» и в аяте говорится: «потом оказались неверующими в них». Следовательно, значение, на которое указывают эти тексты, заключается в том, что ваши вопросы требуют ответа, а ответ может выражаться в увеличении поручений, поистине Аллах Всезнающий. Это увеличение поручений может привести к непокорности, тягости и недовольству для вас, в результате чего вы можете стать неверными.

Поэтому такого рода вопросы являются порицаемыми и тот, кто задает их, навлекая тем самым на людей поручения, которые запрещают им то, что изначально дозволил им Аллах, является самым грешным мусульманином. Также это значение подтверждается тем, что задавать вопрос для познания шариатского закона является требованием шариата, так как мусульманин должен браться за выполнение какого-либо поступка лишь после познания его закона и знания того, что этот поступок дозволен. Это является требованием подчинения и богобоязненности. Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ 

«Не следуй тому, чего ты не знаешь» (17:36)

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ 

«Спросите людей Напоминания, если вы не знаете» (21:7)

Таким образом, спрашивать нужно, для того чтобы узнать закон, и узнается он путем шариатских разъяснений. Значит, если бы смысл слова «прощение» означал свободное пространство, в котором нет разъяснения, то запрет о задавании вопроса в нем противоречил бы с требованием богобоязненности и с запретом о совершении поступка до познания его дозволенности, а также с приказом спрашивать: «…спросите». Следовательно, есть места, где запрещено задавать вопросы, и места, где их нужно задавать. Этот запрет не является запретом на поиск знания о том, о чем неизвестно, дозволено оно или запрещено. Запрет касается вопроса, вследствие которого запрещается дозволенное или увеличиваются ограничения и поручения.

Еще одним текстом, указывающим на данное значение слова «прощение» является коранический рассказ о том, как Всевышний Аллах приказал народу Мусы (мир ему) зарезать корову. Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَذْبَحُوا بَقَرَةً قَالُوا أَتَتَّخِذُنَا هُزُوًا قَالَ أَعُوذُ بِاللَّهِ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِينَ ، قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لَا فَارِضٌ وَلَا بِكْرٌ عَوَانٌ بَيْنَ ذَلِكَ فَافْعَلُوا مَا تُؤْمَرُونَ ، قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا لَوْنُهَا قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ صَفْرَاءُ فَاقِعٌ لَوْنُهَا تَسُرُّ النَّاظِرِينَ ، قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ إِنَّ الْبَقَرَ تَشَابَهَ عَلَيْنَا وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَمُهْتَدُونَ ، قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لَا ذَلُولٌ تُثِيرُ الْأَرْضَ وَلَا تَسْقِي الْحَرْثَ مُسَلَّمَةٌ لَا شِيَةَ فِيهَا قَالُوا الْآنَ جِئْتَ بِالْحَقِّ فَذَبَحُوهَا وَمَا كَادُوا يَفْعَلُونَ 

«Вот Муса сказал своему народу: «Аллах приказывает вам заколоть корову». Они сказали: «Неужели ты насмехаешься над нами?» Он сказал: «Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд!» Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она». Он сказал: «Он говорит, что она не старая и не телка, средняя по возрасту между этим. Делайте же то, что вам приказано!» Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, каков ее цвет». Он сказал: «Он говорит, что она светло-желтого цвета, радует она смотрящих на нее». Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какова же она: ведь коровы похожи для нас одна на другую, и мы будем, если пожелает Аллах, на верном пути». Он сказал: «Он говорит, что она не приучена пахать землю или орошать пашню, она здорова и не имеет отметин». Они сказали: «Теперь ты принес истину». И они закололи ее, хотя готовы были не сделать этого» (2:67-71).

Всевышний Аллах приказа народу Мусы (мир ему) зарезать корову и этот приказ был общим, т.е. для выполнения этого приказа им хватало зарезать любую корову, даже если она не соответствовала описаниям коровы, которые последовали в последующем изложении аятов. Отсутствие данного разъяснения о качествах коровы при первом приказе было прощением. Однако они не приняли прощения Аллаха и стали спрашивать, в результате чего пришел ответ с уточнением качеств, как то, чтобы корова не была старой и не была телкой. Этим самым зарезать старую корову или телку было уже недостаточным и, зарезав ее, не было бы подчинения. Таким образом, они усложнили для себя приказ, и для них стало запретным некоторое из того, что было дозволенным для них. Так происходило с каждым их новым вопросом, и приказ оказался предельно трудным для них. Им трудно было найти корову с теми качествами, которые имелись в приказе после их вопросов, и им едва удалось отыскать ее.

Эти качества коровы, которые, после их вопросов, Аллах разъяснил им и приказал учитывать их, были качествами наилучшей коровы, однако изначально Аллах не приказал им искать корову с такими качествами и оставил приказ прощением, что означало облегчение как милость для них, но не свободное пространство. Ясно, что значение в следующем: было достаточным зарезать любую корову. С этим примером и предыдущими примерами становится понятным значение слова «прощение».

Это касалось текстов, указывающих на значение слова «прощение». Теперь рассмотрим некоторые высказывания ученых, которые подтверждают то, о чем я говорил выше.

В своем объяснении того, что в шариате имеется разъяснение для всякой вещи, аш-Шатиби говорит: «В Коране есть разъяснение всякой вещи по порядку ниспослания аятов. Тот, кто достоверно знает об этом разъяснении, знает весь шариат. Доказательством этому служат, к примеру, следующие коранические тексты:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ 

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (5:3)

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ 

«И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего» (16:89)

إِنَّ هَذَا الْقُرْءَانَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ 

«Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9)

и другие им подобные аяты, которые указывают на то, что Коран – есть истинный путь и исцеление для сердец. Он не может быть исцелением для сердец, без того чтобы в нем не было разъяснение всякой вещи» .

В книге «Фатх аль-Бари», в объяснении хадиса о хадже, аль-Аскалани пишет: «Под этим приказом имеется в виду отказ от того, чтобы спрашивать о не случившейся вещи из опасения того, что может быть ниспослан приказ о ее обязательности или запрет о ней. Также имеется в виду отказ от многочисленных вопросов, в которых обычно бывает придирчивость и опасение того, что ответом на них будет трудно выполнимый приказ, что в свою очередь может привести к неподчинению и нарушению приказа». Ибн Фардж говорит: «Смысл слов Пророка ﷺ «Оставьте меня в покое, пока я оставил вас в покое» состоит в том, чтобы вы не спрашивали много детальных подробностей о тех местах, которые понятны как есть, хотя они и могут быть поняты по-иному».

Например, его слова: «совершайте хадж». Хотя повторное совершение хаджа тоже допустимо, все же необходимо ограничиваться пониманием явного указания этих слов, а именно один раз, поскольку в основе лежит отсутствие добавления. Не ищите и не спрашивайте много об этом, ибо это может привести к похожему случаю, как тот, что случился с евреями, когда им было приказано зарезать корову. Если бы евреи зарезали любую корову, то проявили бы покорность. Но они проявили упрямство, и Аллах усложнил им приказанное дело».

Также в главе «Неодобрение того, чтобы задавать множество вопросов и загружаться тем, что не нужно» Аскалани говорит: «Некоторые имамы сказали: «Изучая это, становится понятным, что поиск решения о том, о чем нет текста, делится на две части: первая часть состоит в том, чтобы искать это решение в указании текста со всеми различными сторонами этого указания. Это требуется в шариате и не может быть неодобряемым, и более того может быть обязательным для некоторых муджтахидов».

Ас-Санади в своем объяснении хадиса о хадже, в передаче ан-Насаи, говорит: «Слова: «Оставьте меня в покое», означают: «Не спрашивайте меня об ограничениях в абсолютных вещах». Слова: «Пока я оставил вас в покое», означают: «Не возложил на вас ограничения в этих абсолютных вещах». Здесь совершенно не имеется в виду: «Не спрашивайте у меня знания, пока я сам не разъясню вам».

В книге Мубаракфури «Тухфат-уль-ахвази», в его объяснении хадиса Термези о прощении, говорится: «Слова: «Это из того, что Он простил», т.е. использовать их, употреблять в пищу, и к этому прощению относится то, что в основе вещей лежит дозволенность».

В книге «Фатх аль-кадир», в объяснениях к аяту:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لَا تَسْأَلُوا عَنْ أَشْيَاءَ إِنْ تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ 

«О, вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5:101),

аш-Шавкани говорит: «То есть не спрашивайте о вещах, которым характерно это качество, из-за того, что если они появятся и будут возложены на вас, будут неприятны вам. Запретил вам Аллах часто спрашивать Посланника Аллаха ﷺ, так как спрашивать о том, что не касается человека и в чем нет нужды, может послужить причиной того, что это станет обязательным для того, кто спрашивает или для других. Слова: «станут вам известны», т.е. появятся в ответе Пророка ﷺ или в ниспосланном Откровении, и это станет причиной трудных поручений, вменением в обязанность того, что не было обязательным и запрещением того, что не было запретным».

В толковании Корана Ибн Касира приводится комментарий Сабуни к аяту:

وَإِنْ تَسْأَلُوا عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْءَانُ تُبْدَ لَكُمْ 

«А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда низводится Коран» (5:101).

В нем Сабуни говорит: «То есть не спрашивайте о вещах многократно, потому что из-за вашего многократного спрашивания может быть ниспослано усиление или стеснение. В хадисе говорится: «Самый грешный из мусульман тот, кто спросил о какой-то незапрещенной для мусульман вещи, и потом она была запрещена для них из-за его вопроса». Но если они ниспосланы в Коране кратким изложением и вы спросили разъяснения о них, они разъясняются вам из-за вашей нужды в них».

Исходя из всего вышесказанного понятно, что слова о свободном пространстве в шариате являются вымышленными. В этих словах есть посягательство на религию и те, кто говорят такие слова, хотят оправдать свои отклонения от шариата. Слово «прощение» означает дозволение, и это облегчение и предоставление широких возможностей для мусульманина.