28 раджаба 1342 года (3 марта 1924 года) в отношении мусульман произошло самое большое преступление. Европейские государства под руководством Англии смогли упразднить Исламское государство – Османский Халифат. Английские войска покинули оккупированный пролив Босфор и столицу Исламского государства, Стамбул, лишь после уверенности в том, что их приспешник в Турции, Мустафа Ататюрк, достиг успеха в упразднении Халифата, и установлении на его останках светской республики и изгнании из страны халифа.
Ататюрк выполнил эту задачу под руководством и контролем английского военачальника Харрингтона и английского посла Керзона. Благодаря этой поддержке, в атмосфере террора, заговоров, убийств, угроз и чисток, Ататюрк смог, 1 марта 1924 года, представить Национальному собранию указ, требующий упразднения Халифата, изгнания халифа и отделения религии от государства. Обращаясь к возбужденным и изумленным этим указом депутатам, он сказал: «Какой ценой нужно сохранить от угроз республику, строя ее на прочных светских основах. Халиф и наследие османского рода должны уйти.
Старые религиозные суды и их законы должны быть заменены современными судами и законами. Школы религиозных деятелей должны освободить свое место для нерелигиозных государственных школ». Утром, 3 марта, Великое национальное собрание объявило о согласии с упразднением Халифата и отделением религии от государства. Этой же ночью Мустафа Кемал отдал распоряжение правителю Стамбула, завладевшего властью в городе при поддержке английских солдат, требование, предписывающее последнему османскому халифу, Абд аль-Маджиду, покинуть Турцию до рассвета следующего дня. Халифа в действительности заставили покинуть Турцию, и уехать в Швейцарию с чемоданом, в котором находились некоторые личные вещи и немного золотых монет.
Этим самым, Ататюрк выполнил условия Англии и Европы для признания новой республики. Европейские государства признали независимость Турции 24 июля того же года, согласно Лозаннскому договору, и затем английские оккупационные силы ушли из Стамбула и оставили проливы. Английский военачальник Харрингтон покинул Турцию, а министр иностранных дел Англии, Керзон, стоя перед палатой общин сказал: «Турция уничтожена. И теперь она никогда не будет иметь могущества, потому что мы покончили с духовной силой в ней: Халифатом и Исламом».
Это большое событие, а именно, разрушение Халифата, несомненно, считается опасным поворотом в жизни исламской уммы. До этого события мусульмане жили под сенью Исламского государства, а тот, кто не пользовался покровительством Исламского государства, мог спокойно переселиться в него, чтобы жить в нем в качестве полноценного гражданина, наслаждаясь исламским образом жизни, выполнив обязательство в принесении присяги халифу, подчиняясь словам Пророка ﷺ: «Кто умер не имея на своей шеи присягу, тот умер невежественной смертью».
После разрушения этого государства ни один мусульманин из исламской уммы уже не мог соблюдать обязательность того, чтобы жить в Исламском государстве, соединившись с общиной мусульман. Поэтому это печальное событие, в силу его опасности для будущего мусульманских народов, заслуживает внимательного рассмотрения и извлечения из него уроков.
Таким образом, воспоминание о падении Халифата является особым воспоминанием, которое не похоже на другие памятные даты. Оно не является религиозным, в шариатском смысле слова, воспоминанием, хотя и имеет отношение к самой великой обязанности в религии, т.е. к обязательности установления Исламского государства для исполнения над людьми шариата Всевышнего Аллаха. Оно не является торжественным воспоминанием как другие радостные и светлые воспоминания, хотя деятельность по его возрождению вселяет счастье и радость во все народы, а не только в одну нацию или в один из народов. Это воспоминание хотя и не является распространенным среди простых мусульман, тем не менее, распространение этого воспоминания возбуждает в людях стимулы к правильной политической деятельности и стремления к срочному политическому единству мусульманских народов.
Следовательно, оно в действительности является воспоминанием, но не как другие воспоминания. Это грустное и мучительное воспоминание, которое связано с падением самого великого государства, которое знало человечество. С его падением исчезли международные понятия, которые строились на высоких принципах, ценностях и морали, а их место заняли международные понятия, строящиеся на интересах, амбициях и материальных ценностях.
С падением в 1924 году Османского государства, как последнего Халифата мусульман, у исламской уммы не осталось настоящего государства, которое представляло бы их. С того времени они полностью перестали жить в исламском обществе, которым должен руководить халиф с шариатской присягой на то, что он будет действовать на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ.
С утратой государства Халифата исламская умма лишилась того, что Къалькъашанди охарактеризовал как «Защищенная территория Ислама, сфера его власти, место жительства его граждан и раздолье для животных. Этими защищается религия, оберегается неприкосновенность Ислама, успокаиваются массы, исполняются наказания, оберегается от посягательства запретное, защищается честь и достоинство людей, сохраняются от смешения родословные, защищаются границы и оберегаются святыни».
В действительности, с падением Халифата все эти значения оказались утраченными. Из жизни мусульман полностью исчезла реальность Халифата, описанного Къалькъашанди. Основанные на руинах Османского государства страны – это не более чем фальшивые образования, которые никоим образом не представляют умму. Они навязаны народам исламской уммы со стороны колониализма, а потому именно колониализм достоин того, чтобы эти фальшивые образования представляли его, а не умму.
Со времени падения Халифата, 84 года назад по хиджре, мусульмане ни разу не познали победы, величия и славы. Ни одно сражение и ни одна война не были выиграны ими. Их войны, после эпохи Халифата, принесли лишь поражения, неудачи и беды. Что же касается их мирных договоров, к которым они призывают, то они были не чем иным, как капитуляцией перед иноземцем, которая породила лишь, разочарование, мираж и иллюзии.
Если бы в то время исламская умма осознавала опасность того периода, была вооружена исламским просвещением, крепко держалась политического фикха и была пропитана шариатскими пониманиями, то Англия и другие европейские страны не смогли так легко упразднить Халифат. Однако проблема в том, что умма находилась под непосредственным подчинением колониализму, а ужасная слабость в понимании Ислама смогла овладеть и сердцами мусульман. Поэтому умма не оказала достойного сопротивления перед лицом этого большого события. Ответные действия уммы на самом деле не соответствовали значимости данного события.
Их реакция на упразднение Халифата выражалась только эмоционально. В Турцию прибыли мусульманские делегации, которые обратились к Ататюрку с просьбой не упразднять Халифат и объявить себя халифом. Также некоторые депутаты в национальном собрании просили, чтобы Ататюрку была дана присяга в качестве халифа. Он отверг их просьбу. Играя определенную роль и выполняя определенную задачу, возложенную на него, он стремился достигнуть полного их завершения, т.к. являлся наемником Англии, и от него требовалось делать только то, что ему было предписано.
Таким образом, ответные реакции не соответствовали уровню произошедшего события. Все действия были эмоциональными, не перерастая в степень политических, а проблема не рассматривалась как судьбоносная, для решения которой необходимо делать все, даже жертвовать своими жизнями, зная, что Халифат является самой главной проблемой мусульман. Со времени смерти Посланника ﷺ мусульмане не заботились о какой-либо проблеме в такой мере, в какой они заботились о Халифате. Если мы рассмотрим некоторые высказывания известных, в прошлом, мусульман, то поймем, насколько велика эта проблема для мусульман.
Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) сказал: «Проснитесь! Поистине Мухаммад умер, и для этой религии необходим тот, кто будет претворять ее в жизнь». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет Ислама, кроме как в обществе, и нет общества, кроме как с управлением, и нет управления без подчинения». В книге «Султанские законы» аль-Мавардий говорит: «Учение сторонников истины из исламистов гласит о том, что установление имама и его помощников является обязанностью для мусульман». Он также говорит: «Религия, которая лишилась султана, подвергается замене своих законов и теряет свои важные особенности, поскольку именно с султаном олицетворяется защита религии. С этих двух точек зрения является обязательным установление имама, который становится правителем того времени и лидером уммы, чтобы оберегать религию и претворять в жизнь ее законы». Аль-Багдади говорит: «Имамат является обязанностью уммы для установления имама».
Аш-Шахристани говорит: «Ни ему и никому другому в голову не приходила мысль о том, что отсутствие имама на земле может быть дозволенным». В своей книге «Мукаддама» Ибн Хальдун говорит: «Назначение имама является обязанностью, как известно об обязательности этого в шариате из единодушия сподвижников и последователей сподвижников». Аш-Шавкани говорит: «Мусульмане обязаны назначать имамов, валиев и хакимов, поскольку если шариат запрещает трем мусульманам оставаться без амира, то, что можно говорить о пребывании всей исламской уммы без амира».
Так ученые – и это лишь малая их часть – сказали об этой великой обязанности, о которой гласит большое количество священных аятов и благородные хадисы Пророка ﷺ. Всевышний Аллах сказал:
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«И управляй между ними по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями, и остерегайся их, чтобы они не соблазнили тебя от части того, что низвел тебе Аллах» (5:49)
Управление в этом и других аятах сообщается в общей форме, охватывая все, что ниспослал Аллах и, следовательно, исполнение всего, что ниспослано Аллахом, осуществляется через государство исламского Халифата.
Ат-Табарани вывел от Ибн Умара, который сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто оттянет руку от подчинения Аллаху, встретит в Судный день Аллаха, не имея никакого оправдания, и кто умер, не имея на себе присяги, умер невежественной смертью». Муслим передал хадис Пророка ﷺ, в котором он говорит: «Если буден дана присяга двум халифам, убейте второго из них».
Это всего лишь малая часть хадисов, в которых говорится об имаме и халифе, и нет необходимости приводить еще другие хадисы. Следовательно, этот вопрос является шариатским и реальным вопросом, а не как нравится некоторым называть его воображаемым вопросом. Нет ничего наиболее показательного, чем упоминание этого вопроса устами врагов Ислама из числа ответственных лиц в американской администрации. Так, американский министр обороны, Рамсфельд, говорит: «Мы ни за что не позволим кучке террористов из числа поборников Халифата, чтобы они навязали нам свой образ жизни». Начальник управления генерального штаба, Ричард Майрс, говорит: «Экстремисты стремятся возродить государство Халифата, каким оно было в VII веке». Также президент России, Путин, предостерег о возможности установления Халифата в Средней Азии.
Возможно, наиболее впечатлительным является содержание нового доклада, который подготовлен экспертами в Национальном совете по исследованиям и стратегическим изучениям при американской разведке. В составлении этого доклада приняло участие одна тысяча экспертов, которые участвовали в 30 конференциях на пяти континентах. В одном из четырех его возможных сценариях, которые представлены ими, говорится, что новый Халифат вскоре пронесется по исламскому миру. Будет стремиться объединить исламский мир в одно единое государство и достигнет успеха в свержении многих существующих режимов, в частности в регионе Ближнего Востока, что произойдет, согласно их предположениям, в 2020 году.
Таким образом, установление Халифата уже не касается какой-то отдельной партии. Благодаря исламскому пробуждению и политическому исламскому подъему, которые стали лидировать и широко распространились в последние времена в исламском мире, Халифат стал массовым требованием.
Поэтому каждому мусульманину, к кому бы он ни принадлежал, и к какой бы стороне ни была направлена его дружественность, лучше всего после этого воспоминания следует остановиться, заново все переосмыслить и хорошо подумать. После этого определить главной своей заботой дело о возрождении Халифата, чтобы исполнять эту великую обязанность, направив на это все свои силы. Вместе с другими работающими мусульманами сделать от себя зависящее в осуществление этой великой милости, которая, если Аллаху будет угодно, в скором времени охватит своим светом и сиянием все человечество.
Ахмад Хатиб