Ни один вопрос в исламском фикхе не имел такой ясности и такого внимания к себе как имеет вопрос дружбы с врагами и союз с ними. Этот вопрос занял много разделов в политическом фикхе и приобрел широкое согласие между различными исламскими мазхабами.
Возможно, что причина этого заключается в многочисленности шариатских текстов, которые непосредственно касаются данного вопроса, и таким образом, вокруг него не осталось места для разногласий, вследствие чего запрет на дружбу с врагами стал относиться к числу вопросов, которые являются общеизвестными в религии.
Однако, несмотря на все это, мы продолжаем в наше время находить тех, кто пытаются каким-то иным образом толковать этот вопрос, объяснять значение дружбы или реальность, которой касается соответствующий закон.
Например, мы находим из них таких, кто взял часть значения дружбы и применил к ней закон, упразднив применение закона к другой части ее значения, которое не совпадает с его желаниями.
Мы находим и таких, кто стал ложно описывать реальность врага и тем самым исключил из этой реальности шариатские нормы. Эта реальность стала в его понимании измененной согласно его видению тех или иных людей. В результате ситуация с врагом стала запутанной для людей так, что в одних положениях враг стал называться другом, а в других положениях врагом.
Еще иные пошли по другому направлению. Они не определили шариатские тексты по вопросу дружбы в качестве основы, а заменили их интересами, как их оценили их ограниченные умы и приняли за основу высказывание известного премьер-министра Англии Черчилля, который сказал: «Нет постоянных друзей и постоянных врагов, но есть постоянные интересы».
Поиск истины в этом вопросе для начала толкает нас к знанию того, кто является врагом в том смысле, что нам следует четко по шариату определить реальность врага мусульман, поскольку именно определение понятия врага перенесет нас к ясному и окончательному знанию закона о дружбе с ним.
Несомненно, врагом в Исламе является неверие, и враги – это неверные. Неверие является знаком, указывающим на существование врагов, т.е. служит шариатской причиной, которая указывает на существование врага. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء تُلْقُونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءكُم مِّنَ الْحَقِّ
«О вы, которые уверовали! Не берите в друзья Моего и вашего врага. Вы обращаетесь к ним с любовью, а они не уверовали в то, что пришло к вам из истины» (60:1)
Данный аят определил врагов Аллаха и врагов уммы как тех, которые не веруют в Ислам. Исходя из этого, неверие служит причиной вражды. Мы враждебны к людям по причине их неверия. Основой вражды между нами и всеми остальными людьми является существование неверия. Если есть неверие, есть вражда, а если нет неверия, нет и вражды. И даже причинами нашей вражды к некоторым мусульманам является либо их дружба с неверными, либо исполнение ими законов неверия или неисполнение законов Ислама. Поэтому в действительности основой вражды является существование неверия, которое и служит причиной вражды.
Что же касается неверного муахида (неверный, живущий на территории мусульман на договорных основаниях) или зиммия (неверный, находящийся под защитой мусульман и платящий джизью), или неверного, который имеет соглашении с Исламским государством, то подписанные с ними договора, обязательства и соглашения рассматриваются в качестве препятствий, которые устраняют причину закона, т.е. запрещают закон о вражде. Когда эти препятствия исчезают, то закон о вражде между нами и ими вновь возвращается к своей основе.
Это касалось закона о неверных врагах, а что касается дружбы с ними, то шариатские тексты категорически запрещают мусульманам быть в дружбе с ними в полном смысле этого слова в арабском языке. Самыми важными смыслами этого слова являются следующие: защита, помощь, совещание, любовь, доброе наставление, дружелюбное обхождение, доверие, подчинение и тому подобные смыслы.
Закон относительно всех этих смыслов слова «дружба» гласит о категоричном запрете, поскольку мусульманину нельзя защищать неверного, помогать ему, советоваться с ним, любить его, давать ему доброе наставление, дружелюбно обходиться с ним, доверять ему или подчиняться его власти по своему согласию. Если мусульманин делает это, то становится дружественным к неверному, и к нему применяется закон о дружбе с неверными за исключением положения опасения, как говорит об этом Всевышний Аллах:
إِلاَّ أَن تَتَّقُواْ مِنْهُمْ تُقَاةً
«за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (3:28)
Это положение слабости, которая касается отдельного мусульманина или отдельных мусульман, которые подчиняются власти неверных и подвергаются какому-то реальному страданию по отношению к себе, своему имуществу или своей чести. В остальных положениях совершенно недопустимо, чтобы мусульманин в какой-либо форме проявлял дружественность к неверному.
Всевышний Аллах опроверг причины мусульманина со слабой верой, который дружественен к неверным по той причине, что боится их или ищет у них величия. Всевышний Аллах сказал:
بَشِّرِ الْمُنَافِقِينَ بِأَنَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا ، الَّذِينَ يَتَّخِذُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاء مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ الْعِزَّةَ فَإِنَّ العِزَّةَ لِلّهِ جَمِيعًا
«Обрадуй вестью о мучительном наказании лицемеров, которые неверных берут друзьями вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущества с ними? Поистине, величие принадлежит Аллаху!» (4:138-139)
В этих аятах Всевышний Аллах называет лицемером мусульманина, который дружественен к неверным, а также возвестил его о мучительном наказании из-за его дружбы с неверными, объяснил, что настоящее величие и настоящая помощь абсолютно не приобретаются от неверных, и осудил выполнение этого мусульманином.
После этого исчерпывающего объяснения о невозможности приобретения величия от неверных, Всевышний Аллах уверил в том, что мусульмане, которые проявляют дружественность к неверным, дают Аллаху явный довод против самих себя, словно получая входной билет в ад. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاء مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَتُرِيدُونَ أَن تَجْعَلُواْ لِلّهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا مُّبِينًا
«О вы, которые уверовали! Не берите неверных друзьями вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (4:144)
Затем после того как Всевышний Аллах охарактеризовал их лицемерами, Он добавил им еще одно качество, а именно то, что они не из нас и не из них, т.е. эти дружественные к неверным мусульмане остаются между двумя сторонами, и такая характеристика в их адрес является своеобразным порицанием с большим содержанием. Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ تَوَلَّوْا قَوْمًا غَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِم مَّا هُم مِّنكُمْ وَلَا مِنْهُمْ وَيَحْلِفُونَ عَلَى الْكَذِبِ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
«Разве ты не видел тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Аллах? Они не относятся ни к вам, ни к ним; они дают ложные клятвы и знают это» (58:14)
В другом аяте Всевышний Аллах утверждает, что в силу такого своего действия они уже совершенно не относятся к мусульманам в том смысле, что их действия, с которыми они проявили дружественность к неверным, метафорически включили их в число неверных. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاء بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ
«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них» (5:51)
Эти благородные аяты ясно определили закон о дружбе. Они жестко порицают тех, кто дружественны к неверным и характеризуют их наихудшими качествами так, что у них нет никакого довода или оправдания, для того чтобы продолжать быть дружественными к неверным после этого ясного коранического разъяснения.
Все это жесткое порицание в адрес тех, кто дружественны к неверным, подтверждает, что данное их действие очень опасно для уммы. Оно служит причиной всех бед и источником всего зла. Поэтому неудивительно, что сегодня умму постигли несчастья, бедствия, слабость, гибель и унижения. Единственной причиной всего этого зла и этих бед является дружественность правителей уммы к неверным. Понятно, что если отсутствует причина, отсутствует и следствие, а когда есть причина, есть следствие.
Следовательно, окончательное решение проблем уммы и ее бед представляется простым и легким, а заключается оно в прекращении дружественности к неверным. Прекращение этой дружественности может практически осуществиться лишь путем свержения правителей и удаления их от власти с последующим назначением на их место единого для всех мусульман халифа, который дружественен к Аллаху, Его Посланнику ﷺ и мусульманам