Доверие – это уверенность в какой-нибудь мысли, стороне или в каком-то человеке. Доверие приобретается в результате многократного мыслительного или материализованного подтверждения реальностью какой-то мысли, стороны или человека. Оно приобретается в результате многократного подтверждения соответствия какой-то вещи реальности или человеческой природе согласно разуму или ощущению, т.е. в результате многократного подтверждения правильности и правдивости этой вещи. И наоборот, доверие теряется в результате многократного подтверждения ее неправильности или неправдивости. Для того чтобы было доверие необходимо, чтобы правильность вещи и ее правдивость перешли из стадии доказательства в стадию очевидности, что происходит в результате многократного подтверждения ее правильности и правдивости с помощью доказательства разумным и чувствительным образом.
Доверие неотделимо от подчинения и соблюдения, и даже является их основой. Оно необходимо им как вода необходима для жизни. Нет порядка без подчинения и подчинения без доверия. Следовательно, укрепление доверия укрепляет институт и сохраняет его. Поэтому каждый институт, стремящийся к своей цели и своей сохранности, нуждается в доверии. И наоборот, потеря доверия служит сильнейшим фактором разрушения институтов.
Доверие оказывается мысли или человеку. Оказываемое мысли доверие приобретается через уверенность в ее способности правильно и эффективно решать какие-то вопросы и проблемы. То, что образовывает доверие – это несомненная правильность и правдивость основы, из которой исходят или на которой строятся мысли. Доверие к мысли может появляться просто с исполнением ее в жизни, с наблюдением ее силы и способности давать правильное и эффективное решение. Например, доверие к мыслям Ислама можно образовать с двух направлений: 1) в сфере умственного исследования и 2) реализации в жизни. Из них второе имеет больше влияния и эффекта.
Что касается доверия к личностям, то оно появляется через уверенность в их способности вести других к добру, к осуществлению интересов и целей. Эта уверенность, например, может быть просто чувствительной, как доверие сына к отцу из-за того, что он его отец, как доверие неграмотного человека к образованному просто из-за знания того, что он образованный, как доверие народов к продажному правителю просто из-за его действий, которые пьянят их и вызывают в них фальшивую гордость, а они не понимают сущность происходящего.
Таким доверием у народов пользовался, например Джамал Абд ан-Насер до того, как был изобличен в их глазах, а также и Организация освобождения Палестины до изобличения ее предательств, что ясно доказывает ошибочность доверия, которое строится исключительно на чувствах. Это обязывает к тому, чтобы доверие к личностям строилось на мышлении, на понимании их способности и искренности путем проверки их деятельности, их слов, их исполнения и их храбрости. Бесспорно то, что по своей природе человек больше всего доверяет и подчиняется тому, кого видит более способным, более храбрым и более знающим. Доверие к более знающему бывает сильнее доверия к тому, кто имеет меньше способности, меньше знания и храбрости. Если подчинение становится лишь формальным и существует только из-за того, что является обязательным, тогда будет проявляться пренебрежение этими аспектами, что означает разрушение деятельности на долгое время.
Если имеется желание, чтобы деятельность постоянно возрастала при полном подчинении и при самом высоком уровне силы и воодушевления, то необходимо постоянно со всей ответственностью и серьезностью учитывать эти очень важные стороны.
Подрыв доверия происходит путем действий извне или небрежности изнутри, и это служит сильнейшим разрушительным орудием на мыслительном и личностном уровнях. Что касается мыслительного уровня, то любая направленная на изменение деятельность обязательно требует подрыва доверия к идее, на которой основывается общество, что происходит путем мыслительно-идеологической борьбы. Это нуждается в отборе сильных, ясных и исчерпывающих доказательств вдобавок к постоянному доверию к себе и обладанию способностью во внимательном наблюдении и борьбе, исходя из благородного хадиса: «Поистине в разъяснении есть очарование». Одним из самых превосходных примеров этому является изменение джахилийского общества в исламское общество усилиями благородного Пророка Мухаммада ﷺ и его славных сподвижников путем подрыва доверия к господствующим в то время мыслям и убеждениям, на которых строились отношения в обществе, используя ясные доводы и доказательства, как слова Аллаха:
لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا
«Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они» (21:22)
Да, результатом самых ясных доказательств становятся либо молчание, смирение и доверие, либо упрямство и гордость, и именно этого преследует подрыв доверия к старому и образование доверия к новому. Одним из примеров убедительных доказательств служит рассказ о пророке Ибрахиме (мир ему) и его споре с Немрудом, когда он быстро перешел от доказательства, в котором увидел возможность увиливания, споров и объяснений, к наиболее ясному доказательству с кротчайшим выводом для простого человека, а не ученого, что сразу приводит к доверию, смирению и безмолвию или к упрямству. Когда на первое доказательство Немруд ответил словами:
أَنَا أُحْيِـي وَأُمِيتُ
«Я оживляю и умерщвляю» (2:258)
Ибрахим (мир ему) сказал ему:
فَإِنَّ اللّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ
««Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада». И смущен был тот, который не верил» (2:258)
Это правило является обязательным для носителей исламской мысли, которые хотят образовать доверие к своим мыслям и подорвать доверие к другим мыслям. То, что делает непоколебимым наше доверие к Исламу – это то, что его мысли являются бесспорными истинами, на которые мы приводим убедительные доказательства. Всевышний Аллах сказал:
بَلْ نَقْذِفُ بِالْحَقِّ عَلَى الْبَاطِلِ فَيَدْمَغُهُ فَإِذَا هُوَ زَاهِقٌ وَلَكُمُ الْوَيْلُ مِمَّا تَصِفُونَ
«Да, Мы поражаем истиной ложь, и она ее раздробляет, и вот - та исчезает, и вам - горе от того, что вы приписываете» (21:18)
И наоборот, небрежность носителей Ислама в понимании Ислама приводит к подрыву их доверия к его мыслям, что в свою очередь приводит к вырождению и упадку. И это произошло в действительности. После того как неверные поняли истину о том, что мусульманские войска непобедимы, они поняли и секрет этого, а именно то, что сила и могущество этих войск – а за ними и всей исламской уммы – кроются в мыслительно-идеологическом богатстве, которое они несут со всей силой и всем доверием как послание добра для человечества. В итоге неверные пришли к очевидной истине, а именно, к тому, что подрыв доверия мусульман к Исламу является достаточным, для того чтобы победить их. Именно это и произошло.
Борьба между исламской уммой как уммой и неверными как народами и умами продолжалась на протяжении непрерывных тринадцати веков. На протяжении всего этого времени шла борьба между Исламом как религией и определенным образом жизни с одной стороны и неверием с другой стороны, пока не настал 13 век по хиджре (19 век). В этом веке капиталистическая система, система неверия, бросила вызов системе Ислама, его мыслям и чувствам. Не прошло много времени, как мусульмане потерпели перед ней идеологическое поражение, за которым последовало разрушительное политическое поражение.
Однако Ислам не был побежден, поскольку он является единственной истиной. Единственной причиной этого поражения была слабость мусульман в понимании Ислама, что ослабило их аргументацию его мыслями, разъяснение их правильности и правдивости, как и ослабило у них исполнение этих мыслей. Это заставило их начать заменять эти мысли другими и ослабило их доверие к ним, несмотря на то, что они являются истиной, а другие ложью. В результате этого неверные капиталисты осмелились подвергать нападкам многие мысли, как многоженство, джихад, Халифат, объединение на основе акыды, законы наказаний в Исламе и другое. Ответ мусульман на все это имел оборонительную форму и был слабым, лишив их доверия к исламским решениям. Кроме того, существовала атмосфера промышленной революции, которая произошла на Западе в противоположность упадку, имеющемуся у мусульман во всех сферах жизни.
Это, бесспорно, свидетельствует о том, что истина нуждается в сильных людях, способных нести ее и вновь распространить доверие к ней, уничтожая ложь и устанавливая истину. Истина также нуждается в идеологической партии, которая бросает вызов капиталистической системе, активно опровергая ее и показывая правильность исламских систем, как и показывая лживость и неправильность капиталистических систем. Более того, эта партия должна направляться к большему, чем это, а именно, к разрушению капитализма как разумной акыды, из которой исходит ее порочная система, ясно показывая то, что Ислам соответствует природе человека и убеждает здравый разум. Это в свою очередь, благодаря помощи Аллаха, ведет к повторному распространению среди мусульман доверия к мыслям Ислама и надежду в них с тем, чтобы все больше усиливалась деятельность по возврату Ислама к практической реализации в жизнь для руководства миром и уничтожения ненавистного капитализма.
Формирование доверия в мысль изначально происходит путем многократного убеждения и аргументирования, которые ведут к уверенности. После этого необходимо обеспечивать постоянство этого доверия, его существование и укрепление, а это нуждается в постоянном отборе мыслей и в разъяснении их доказательств, как и нуждается в том, чтобы кристаллизовать их, постоянно связывать их с реальностью и показывать их соответствие с ней, подтверждая их правдивость и правильность. Затем необходимо показывать крайнюю потребность в них, и все это требует того, чтобы все были предельно ответственными, и чтобы каждый считал, что ответственность великого Ислама полностью возложена на него, и что он стоит на одном из участков границы, с которого может проникнуть угроза для Ислама.
Приобретение наивысшего доверия к мыслям Ислама происходит путем разумных доказательств и их связывания с примерами, которых полно в истории и полно сегодня, с тем как люди не желали иного кроме как принять Ислам толпами без принуждения. Наивысшее доверие в Ислам излучает влияние не только на своих приверженцев и носителей, но и на каждого, кто увидел его справедливость и правдивость. Принятие Ислама большими группами людей – не иначе как очевидный пример, который самым ярким образом подтверждает это. Эта особенность и такое бесподобное положение не происходят и не будут происходить кроме как с идеологией Ислама, поскольку его мысли – это абсолютная истина, которая несет справедливость, наполняет разум убежденностью, а сердце – уверенностью и доверием, что поистине является наивысшей милостью, которую Всевышний Аллах дал мусульманам, и которая делает их способными руководить человечеством, чтобы они поистине были лучшим народом, который выведен для людей.
Все это касалось мыслительного уровня. Что же касается личностного уровня, то руководители в обществах, партиях, движениях, а также ответственные лица, являются объектом доверия. Подрыв доверия к ним происходит от внешнего противника или внутреннего труса, или в результате природной или исполнительной неспособности.
Что касается внешнего противника, то от него исходит критика их исполнительской деятельности и раскрытие их небрежности в своих обязанностях и, особенно в области достижений. Это закон, который соблюдается каждым, кто стремится изменить существующие порядки и поменять государства. Так Пророк ﷺ действовал для подрыва доверия в Мекке между правителями и подчиненными путем политической борьбы и осуждения, имеющими большое значение в изменении существующего порядка. Это то, чем и должна заниматься идеологическая партия. Дело в том, что отношение между правителем и подчиненным строится на доверии подчиненного в искренности и способности правителя предоставить людям спокойную, безопасную и счастливую жизнь.
Удар по этому отношению имеет особенность перевернуть все вверх дном. Что касается руководителей движений, организаций и их ответственных лиц, то подрыв доверия к ним происходит путем критики их исполнительной деятельности и раскрытия их небрежности в их обязанностях, и особенно в сфере достижений и соблюдения мысли, которую несет институт. Это имеет отношение к природе движения, его критериям, этапам его пути, природе его целям и обещаниям. Подрыв доверия может также происходить путем дискредитации со стороны одного или нескольких государств, которые, используя свои многочисленные средства, стремятся подорвать доверие людей в партию, очерняя ее в продажности и реакционности с одной стороны, а также устраивая против нее и ее руководителей всяческие козни и возводя на нее клевету с другой стороны.
Что касается внутреннего уровня, то расшатывание доверия народных масс или групп к руководству и ответственным лицам партий и движений происходит в форме предательства и оставления без помощи. Воздействие такого удара изнутри сильнее удара меча. В большинстве случаев причиной такого предательства становятся алчность, страсть и «болезнь» в сердцах, не учитывая никаких последствий, кроме как воздействия на объект, который пользуется доверием и выносит решения, с той целью, чтобы осуществить изменение ради личного роста и удовлетворения желания иметь главенство. Необходимо бороться с таким случаем расшатывания доверия и рассматривать его как предательство и удар в спину. Таких людей нужно окончательно устранять, потому что они не живут в свете, они сторонники разрушения, враждебных действий и мрака. Они дискредитируют и предают не только тех, кто выносят решения, но также своих братьев и свою умму.
Что касается сферы готовности и способности, то в этой сфере подрыв доверия происходит путем облечения властью тех, кто непригоден для нее, и это большое бедствие, всю ответственность за которое несет каждый, кто привел к власти или назначил на пост слабого человека. Поистине в словах Посланника ﷺ для нас есть правило, которое мы не должны забывать. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину власть – это хранимое, а в Судный день она будет позором и раскаянием, кроме как для того, кто должным образом исполнит ее». Эти слова Посланника ﷺ были сказаны Абу Зарру, после того как он сказал ему: «Ты слаб» (т.е. слаб заниматься правлением). Это касалось природной неспособности.
Что же касается небрежности, то она ведет к расшатыванию доверия и ослаблению деятельности. Здесь нас интересует личность руководителей и ответственных за ход процесса изменения. Сохранение постоянства доверия и его укрепление зависит от степени их способности образовать сплоченность между собой и уммой. Для этого они должны обладать высокой внутренней энергией, умственными, физическими и организаторскими способностями, поскольку необходимым является то, чтобы они были способными объединять всех в одну сплоченную армию за собой с наличием у нее полного подчинения и высокого уровня дисциплины, а не просто формального подчинения. Изменение, которым мы занимаемся, нуждается в горячности и стремительности изменить ход истории. Для нас имеется великий пример в позиции Посланника ﷺ и его живом присутствии на битве Хунайн, когда большинство тех, кто были с ним рядом стали бежать с самого центра сражения, а он остался на опасной линии огня. Он приказал своему дяде Аббасу громко крикнуть: «Я поистине Пророк, я сын Абд аль-Мутталиба».
Это ставит нас перед необходимостью того, чтобы руководители и ответственные лица в меру всех своих сил были в постоянной бдительности с тем, чтобы доверие к ним со стороны тех, кто стоит за ними постоянно усиливалось благодаря их постоянной созидательности, заметной новизны и постоянному присутствию. Эти и другие обязательные потребности, в которых нуждаются руководители, могут присутствовать лишь у необычайно сильных и волевых личностей, от которых требуется, чтобы они постоянно осознавали свою связь с Всемогущим Аллахом. Постоянное осознание этой связи является обязательным для всех, но для руководителей оно обязательно вдвойне. Это показывает необходимость безмерного доверия Всевышнему Аллаху, Его могуществу, помощи, защите и наставлению на истинный путь, ведь Он – Всеобъемлющий, Исполняющий свое обещание и лучший помощник. Доверие Всевышнему Аллаху, у которого пристанище для всех – есть большое добро, с которым открывается весь мир
Саид аль-Асъад
Байт аль-Макдис