بسم الله الرحمن الرحيم
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Не произнесет он и единого слова, иначе как у него – готовый надсмотрщик (ангел)»
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ ، إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ ، مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия. Вот принимают два приемщика (ангелы), справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него – готовый надсмотрщик (ангел)» (50:16-18)
В своем тафсире к этим аятам Саид Кутб говорит: «Они указывают на скрытый смысл выражения. Мастер, изготовивший какую-то машину, лучше знает о ее строении и тонкостях, но при этом он не является ее создателем, потому что он не образовал ее материю и ничего не добавил к ее составу. Что же говорить тогда о Создателе? Вся сущность человека, его характеристика и все его таинства открыты для Всезнающего Создателя, который знает о его происхождении, его положении и судьбе.
وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ
«и знаем, что нашептывает ему душа».
Так человек находит свою душу открытой, которая не скрыта под завесой. Все имеющиеся в ней затаившиеся и скрытые искушения известны Аллаху, и Он оставляет их для Судного дня».
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«и Мы ближе к нему, чем шейная артерия».
Шейная артерия, в которой течет кровь... Когда человек осмыслит эту истину, он неизбежно начинает содрогаться и проявлять осторожность. Если бы человек представлял себе весь смысл этого выражения, то не осмелился бы произнести и одного слова, которым не доволен Аллах, и более того, не осмелился бы даже подумать о том, что может быть не принято Всевышним. Одно лишь это выражение достаточно, для того чтобы человек жил в постоянной осторожности, в постоянном страхе и бдительности и не забывал о Судном дне.
Но Коран продолжает усиливать надсмотр. Человек живет, двигается, спит, ест, пьет, говорит, молчит, путешествует, и все это у него происходит перед двумя ангелами, которые приставлены к нему с правой и левой стороны, принимая от него каждое слово и каждое действие, и сразу записывая их.
إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ
«Вот принимают два приемщика (ангелы), справа и слева, сидя».
Мы не знаем, как они записывают, и не стоит вдаваться в воображения, которые не имеет основы для размышления. Наша позиция по отношению к информации об этих скрытых явлениях должна выражаться в нашем принятии ее такой, какой она есть. Мы должны верить в эти скрытые от нас явления и не искать ответов на то, как они происходят, ведь знание об этом все равно ничем не может помочь нам…
Для нас должно быть достаточным жить в сени этой осознаваемой истины, ощущать ее и при каждом своем слове и движении не забывать о том, что справа и слева от нас есть те, кто записывают наши слова и действия, которые в последствии будут представлены в Судный день в нашей личной книге перед Аллахом, от которого ничто не скроется. Для нас должно быть достаточным жить в сени этой неизбежно существующей неотвратимой истины. Аллах осведомил нас о ней, чтобы мы постоянно помнили об этом, а не для того чтобы мы бессмысленно прилагали свои усилия для познания механизмов ее происхождения.
Те, кто извлекли пользу из этого Корана и наставлений Посланника Аллаха ﷺ касательно истин Корана, ощущали их и поступали в строгом соответствии со своими ощущениями. Имам Ахмад передал от Биляла Ибн аль-Хариса аль-Музуни (да будет доволен им Аллах) следующее: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине человек произносит богоугодное слово, не думая о его степени, и Всевышний Аллах записывает из-за этого слова Свое довольство до дня встречи с ним. И поистине человек произносит небогоугодное слово, не думая о его степени, и Всевышний Аллах записывает из-за этого слова Свой гнев до дня встречи с ним». Алкама говорил: «От скольких слов удержал меня хадис Биляла Ибн аль-Хариса». Передается, что имам Ахмад стонал в предсмертной агонии и, услышав о том, что стон записывается, затих до самой смерти (да будет доволен им Аллах).
Такими были эти люди, которые принимали эту истину и жили с ней с глубоким убеждением