В сентябре 2004 года в столице Турции Стамбуле (последняя столица Халифата) в течение двух дней проходила конференция под названием «Вызовы Хизб-ут-Тахрир: понимание и борьба против экстремистской исламской идеологии». Конференция проходила под руководством исследовательского центра Никсона. Конференция была предназначена для обсуждения структуры Хизб-ут-Тахрир, его идеологии, метода его мышления, его деятельности, его антисемитской направленности и его мировой распространенности.
На заседаниях конференции рассматривалась деятельность Хизб-ут-Тахрир на Ближнем Востоке, в Турции, Средней Азии, Европе и Америке. Затрагивались также вопросы о его финансировании и способах распространения им мыслей своей идеологии. Обсуждалось то, как он смог воспользоваться услугами Интернета, особенно чатами, и привлечь на свою сторону мужчин и женщин, а также воспользоваться законами открытых западных обществ для увеличения количества своих членов.
В этой враждебной конференции приняли участие министр юстиции Турции Шишк и некоторые движения, которые лживо называются исламскими, как, например Высший исламский совет Америки и Исламская партия возрождения Таджикистана, а также евреи, как Риювен Баз руководитель «Проекта исследования исламских движений» в культурном центре Израиля.
Главные итоги.
После плотных встреч, проведенных на конференции, были достигнуты главные итоги о Хизб-ут-Тахрир, суть которых в следующем:
Хизб-ут-Тахрир является мировым исламским экстремистским и политическим движением, которое ставит целью свержение западных и мусульманских правительств с последующим воссозданием Халифата.
Хизб-ут-Тахрир обладает трехэтапной политикой «сердец и умов», которая имеет целью изменение общества путем «мирной» исламской революции. На первом этапе он обучает своих членов истории партии, его философии и идеологии. В течение второго этапа он побуждает своих членов к взаимодействию с обществом и к вхождению в него, а также к установлению связей с теми, кто обладает реальной силой в обществе. При достижении партией определенного веса начинается третий этап, где от каждого, кто имеет связь с партией, требуется осуществить мирное свержение правящего режима. Этот этап достигает своего апогея, когда народ готов к установлению Халифата.
Сам Хизб-ут-Тахрир не занимается террористическими действиями, однако не отрицает и не исключает использование силы для достижения своей цели. Несмотря на то, что Хизб-ут-Тахрир официально не является насильственным движением, тем не менее, его члены участвуют в движениях вооруженного джихада как индивиды, но не как представители партии.
Наибольшая опасность, которую представляет Хизб-ут-Тахрир, это влияние его идеологии на структуру международного мусульманского общества. Категорическая и полная злобы идеология Хизб-ут-Тахрир содержит в себе антисемитизм и жесткое сопротивление капиталистической демократии.
Хизб-ут-Тахрир вырос, став фактически международным движением. Он активно работает в Европе и делает большие успехи, пользуясь существующими в открытых обществах свободами. Западная демократия продолжает позволять этому движению проводить свою деятельность, несмотря на его антисемитскую пропаганду. Деятельность Хизб-ут-Тахрир в Европе ставит целью привлечение на свою сторону студентов и отдельных людей среднего класса. Считается, что Хизб-ут-Тахрир успешно привлекает на свою сторону неудачливую молодежь и переселенцев, потерявших доверие к режимам, под властью которых они живут, вдобавок к тому, что отвергают западные ценности.
Несмотря на то, что тяжело выявить численность членов Хизб-ут-Тахрир, тем не менее, его члены исчисляются от нескольких сотен до нескольких тысяч в каждой стране, в которой работает эта партия. Партия управляется центральной вертикальной системой в ячейках. Каждый ее член является идеологически обученным, что делает большим ее влияние.
Главная опасность Хизб-ут-Тахрир в Европе – это миссия, которая состоит в том, чтобы не допустить ассимиляцию. Если проживающие на Западе мусульмане выберут для себя именно это, т.е. отказ от того, чтобы ассимилироваться в западные общества, и будут продолжать соблюдать свой образ жизни, основанный на исламских учениях, то, несомненно, в будущем между мусульманами и немусульманами произойдут столкновения. Именно этот момент важен для Европы, которая, спотыкаясь, пытается растворить своих граждан-мусульман в обществе, и, следовательно, может столкнуться с нестабильностью, в случае если политика недопущения ассимиляции окажется успешной.
Вторым регионом, в котором наблюдается наиболее эффективная деятельность Хизб-ут-Тахрир, является Средняя Азия и особенно Узбекистан, где люди пребывают в положении усиливающегося отчаяния по причине политического подавления и ухудшения социально-экономических условий в стране. После развала Советского Союза в этом регионе имеется множество мусульман, которые желают изучать свою религию (Ислам). Хизб-ут-Тахрир смог заполнить этот пробел, существовавший на протяжении семидесяти лет советского атеизма.
Деятельность Хизб-ут-Тахрир успешна по нескольким причинам: во-первых, эта партия может приспосабливаться, что делает ее способной строить свою миссию и метод своей деятельности соответственно народам разных стран. А это в свою очередь позволяет ей доводить единую миссию до народов всех стран, в которых она работает.
Рекомендации.
Хизб-ут-Тахрир стоит на пути к тому, чтобы стать международным явлением. Следовательно, от Соединенных Штатов и Европы требуется подготовить полную стратегию для взаимодействия с его угрозой, и не только в своих странах, но и в других регионах, как, например, в Средней Азии. Поэтому были предложены два пакета рекомендаций: первый касается Хизб-ут-Тахрир на Западе в наших землях, где существуют открытые общества, а второй направлен на борьбу с этой партией в республиках Средней Азии.
Запад.
Необходимость того, чтобы страны Запада не относились к Хизб-ут-Тахрир с позиции свободы совести. Хизб-ут-Тахрир – это политическая партия, которая не участвует ни в одном политическом режиме, но хочет свергнуть эти политические режимы. Хизб-ут-Тахрир против религиозных свобод. Зная определенную форму Ислама, он использует ее в качестве политического оружия, но не для духовного просвещения.
Понимание того, что Хизб-ут-Тахрир пропагандирует антисемитизм, он полон ненависти и против конституционной мысли, пользуясь западной «терпимостью». Хизб-ут-Тахрир использует призывы и принципы Запада для ослабления основной социальной структуры, где люди разных национальностей, различных вероисповеданий и рас мирно борются друг с другом за жизнь. Благодаря этой западной «терпимости» и свободному выполнению Хизб-ут-Тахрир своей миссии, Запад позволяет распространению «нетерпимости» в мусульманских кругах. Мы нуждаемся в новых средствах, как, например, в издании законов о «Преступлениях, касающихся неприязни» и «Призыве к ненависти».
Учиться немецкому примеру, когда Германия в 2003 году смогла запретить Хизб-ут-Тахрир, доказав, что эта партия является антиконституционной организацией и противоречит демократическим основам государства. Это доказательство было выработано в отношении предельно заговорщического метода деятельности партии и ее побуждения к использованию насилия как средства для достижения своих политических целей, а также ее попыток подстрекать к насилию.
Борьба на идеологическом уровне с Хизб-ут-Тахрир и другими экстремистскими исламскими движениями. В борьбе против терроризма Соединенные Штаты и их союзники приняли военные меры и меры связанные с безопасностью, как перекрытие финансовых каналов этих террористических организаций. На идеологическом уровне необходимо без промедления работать над теми политическими, экономическими и социальными условиями, которые дают возможность Хизб-ут-Тахрир завоевывать «сердца и умы» мусульман.
Наиболее необходимым является изменение восприятия того, что внешняя политика Соединенных Штатов – «несправедлива». Дело в том, что справедливость является важнейшей мыслью у мусульман, и в их понимании демократия не должна олицетворять какую-то несправедливость. Соединенные Штаты на самом высоком уровне должны больше работать над разрешением палестино-израильской борьбы. До тех пор пока эта борьба существует, такие группы как Хизб-ут-Тахрир будут иметь сторонников, потому что арабские лидеры будут использовать поддержку Америкой Израиля в качестве предлога для откладывания реформ. Нарушения прав человека, бедность и безработица напрямую связаны с международной безопасностью. Восемь промышленных государств должны предоставлять больше материальной помощи людям, испытывающим бедность в мусульманских странах. Это может изменить точку зрения о том, что западная капиталистическая система является несправедливой.
Создание благоприятной атмосферы для деятельности исламских организаций, которые призывают к религиозной терпимости и диалогу между религиями, а также позволять им открывать для мусульман на Западе неарабские идеологические школы. Два этих положения служат наилучшим методом для опровержения мыслей Хизб-ут-Тахрир. До сегодняшнего дня мусульмане, проживающие в Соединенных Штатах и Европе, обучались Исламу либо у имамов, приглашенных из Саудовской Аравии и других официальных деятелей, либо у Хизб-ут-Тахрир. Ученые и имамы, которые обучились исламским мыслям в других странах, как, например Турции, Средней Азии, Индонезии и Малайзии, могут предоставлять более терпимое понимание Ислама, над которым преобладает духовная сторона, и который приветствует мирное сосуществование религий и культур.
Правильно поддерживать усилия, которые борются с распространением экстремистской исламской идеологии. Сотрудничество с международными организациями, спецслужбами, с борьбой против терроризма и отслеживанием финансовых операций, все это нуждается в международном сотрудничестве, и это очень дорого стоит. Запад нуждается в материальной поддержке этих усилий. Например, путем определения определенной суммы в оборонных бюджетах стран для борьбы с этой угрозой.
Средняя Азия.
Принятие законности мысли о том, что Хизб-ут-Тахрир является незаконным движением, а также ведение борьбы с ним путем официального политического обсуждения вместо религиозных доводов. Странам Средней Азии нельзя говорить, что они должны действовать в отношении Хизб-ут-Тахрир на основе того, что он является религиозным движением. Хизб-ут-Тахрир призывает своих членов вести антиконституционные действия для свержения правительства, что требует принятия против них законных мер. Хизб-ут-Тахрир не обращает внимания на религиозную свободу и терпимость, а заботится о политическом изменении. Страны Средней Азии должны разъяснять людям, что раздаваемые Хизб-ут-Тахрир прокламации не имеют отношения к Исламу.
Деятельность с Турцией для достижения следующего:
1. Ислам, демократия и модернизм полностью согласуются между собой и дополняют друг друга.
2. На собственном опыте Турция поняла, что гнет и насилие ведут к усилению тех, к кому применяется это. Нужно исправлять положение с тюрьмами, представлять хорошие жизненные условия для заключенных, и по-человечески обращаться с ними.
3. Через своих квалифицированных имамов и ученых Турция может помочь в предоставлении хорошей идейной базы для процветания традиционного Ислама в Средней Азии.
4. Сотрудничество со странами Средней Азии для достижения наилучшего понимания относительно стимулов, которые можно предоставить для активизации усилий, направленных на проведение реформ, как в частности те стимулы, что предоставляются Турции со стороны Евросоюза в рамках членства Евросоюза. Если говорить, например, касательно Турции, то здесь именно поддержание постоянной связи с Евросоюзом – но не изоляция страны – стимулировало проведение реформ.
Вдобавок ко всему сказанному лично для правительств среднеазиатских стран, с целью их всесторонней и эффективной борьбы с Хизб-ут-Тахрир, были предложены следующие шаги:
Не следует напрасно сажать членов Хизб-ут-Тахрир в тюрьмы или пытать их. Подобные действия укрепляют уверенность члена партии в необходимости свержения правящего режима и, кроме того, тюрьма служит идеальным местом для оживления его экстремистской идеологии.
Включение обсуждения традиционного исламского просвещения в светское обучение. Большинство тех, кто в среднеазиатских странах вступают в Хизб-ут-Тахрир с целью изучения Ислама, делают это из-за отсутствия иных альтернатив в этом направлении. С другой стороны местная тысячелетняя культура Средней Азии зиждется на основе религиозной терпимости, что делает ее эффективнейшим средством предотвращения импортирования ближневосточной экстремистской идеологии.
Воспитание в Средней Азии образованных «духовных» шейхов. Для противостояния экстремистскому Исламу среднеазиатские страны нуждаются в воссоздании традиционного Ислама, который на протяжении истории проявлял терпимость «к другим религиям». Эту форму Ислама можно вновь возродить и можно обучать ей путем поднятия уровня исламских знаний у шейхов.
Открытие возможностей для ведения политической деятельности. Отсутствие правильной конкуренции для выражения разных точек зрений, а также политическое недовольство, не оставляют для политически активных людей в Средней Азии иного выбора, кроме как примкнуть к скрытым движениям, таким как Хизб-ут-Тахрир.
Проведение политических реформ, позволяющих включить исламские движения в мирный политический процесс. По причине характера целей Хизб-ут-Тахрир и его абсолютного отчуждения от государственных органов, эту партию невозможно включить в политический процесс. Тем не менее, правительства среднеазиатских стран могут прибегнуть к другим исламским движениям, которые уважают конституционные органы, и тем самым укрепить в границах своих стран существование умеренного Ислама.
Создание основы социальной безопасности и экономического развития частного сектора в Средней Азии. Это будет содействовать искоренению экстремизма.
Необходимо задействовать все информационные ресурсы для распространения позитивных ценностей и религиозного взаимопонимания. Среднеазиатские страны должны побуждаться к постоянному диалогу религий и идейному диалогу, чтобы рассеивать сомнения и укреплять согласие между религиями.