Цель этого понятия – ограничить джихад в рамках оборонительной войны, исключая наступательную войну, что противоречит аятам суры «Покаяние» (9), которые обязывают войну, как в оборонительном плане, так и в наступательном. Нет ни одного доказательства, которое отменяло бы эти аяты или ограничивало бы их абсолютное указание. Это понятие противоречит также единодушию сподвижников относительно завоеваний стран, которые не совершали против мусульман никакой агрессии. Оно противоречит действиям Пророка ﷺ касательно войны с язычниками и обладателями писания, которые не воевали с ним. Здесь мы поясним это последнее противоречие. Доказательствами тому, как Пророк ﷺ первым начинал войну с язычниками и обладателями писания, служат следующие:
1. В книге «аль-Мустадрак» – отметив, что данный хадис является достоверным согласно условиям Муслима – Хаким вывел от Джандаба ибн Мукайиса (р.а.), который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ отправил Абдуллу ибн Галиба ал-Лайси с отрядом, в котором был также и я, приказав нам совершить нападение на Бану Мальвах в Кадиде». Ибн Саад сказал: «Они были из племени Бану Лайс, и это происходило в сафаре месяце восьмого года». Из этого сообщения понимается, что Бану Лайс, к которым относится и племя Бану Мальвах, не совершали нападения на мусульман и не помогали против них. Отсюда достоверным является то, что именно Посланник Аллаха ﷺ первым начал сражаться с ними.
2. В книге «Табакат» передается от Ибн Саада, который сказал: «В девятом году, в месяце мухаррам Пророк ﷺ отправил в племя Бану Тамим отряд Айнийи ибн Хисн аль-Фазари, который напал на них в пустыне. Это было началом войны с племенем Бану Тамим».
3. Ахмад в книге «Масаил» и Ибн Саад в книге «Табакат» приводят: «В девятом году, в месяце сафар Пророк ﷺ отправил в Хасам, в районе Биша вблизи к Турбе (район Тубаля), отряд во главе с Кутба ибн Амиром и приказал ему напасть на них».
4. Аз-Захаби в книге «Тарих», Ибн Саад в «Табакат» и Ибн Хаджар в «аль-Фатх и аль-исаба» приводят: «В девятом году, в месяце раби аль-ахар Пророк ﷺ отправил отряд Алкама ибн Муджаззиз аль-Мудлиджи в Эфиопию. Посланнику Аллаха ﷺ пришло известие о том, что жители Джидды увидели людей из Эфиопии. Он послал к ним Алкаму ибн Муджаззиза с тремястами воинами. Он достиг острова в море и, подойдя к морю, они убежали от него. В книге «аль-Исаба» Ибн Хаджар сказал: «Аль-вакиди отметил, что этот отряд был отправлен к эфиопам у побережья, называемого Шаъбийя».
5. Ибн Хаббан в книге «Сикат», Ибн Саад в книге «Табакат» и Ахмад в книге «аль-Масаил» приводят: «Отряд во главе с Али ибн Абу Талибом был отправлен в Фульс». Ибн Хаббан сказал: «Посланник Аллаха ﷺ отправил весной Али ибн Абу Талиба с отрядом в Фульс, в земли племени Тай. Он напал на них и взял в плен женщин, среди которых была сестра Удайя». Ибн Саад сказал: «Отряд во главе с Али ибн Абу Талибом был отправлен в девятом году, в месяце раби аль-ахар, в Фульс, чтобы разбить идол племени Тай... На рассвете они напали на селение племени рода Хатама. Они разбили идол, пленили многих, взяли богатства и скот, и среди пленников была сестра Удайя ибн Хатама».
6. Ибн Саад в книге «Табакат» говорит: «Отряд во главе с Халидом был отправлен к Бану абд аль-Мадан, в Наджране, в месяце раби аль-авваль, в десятом году». Об этом упоминает также Ахмад в своей книге «Масаил».
7. Бухари и Муслим передают от Джарир ибн Абдуллы аль-Баджли, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Не избавишь ли ты нас от Зу-ль-Халса?» Это был дом в Хасаме, называемый йеменской каабой...» В единогласно принятой передаче говорится: «Мы сразили всех, кого нашли у этого дома». Ибн Саад сказал: «Джарир пришел в десятом году, т.е. сражение Зу-ль-Халса произошло в десятом году».
Таким образом, доказывается, что Посланник Аллаха ﷺ иногда первым начинал вести сражение против неверных, и неправда, что он никогда не начинал воевать первым.
А.А.