Здесь мы не собираемся говорить о взглядах и понятиях, связанных с исламской идеей по данной проблеме. Благословенные коранические аяты полны слов о шахидах и пленниках относительно уважения к ним. Но мы желаем поговорить о них со стороны решений, связанных с исламским методом, т.е. мы желаем поговорить о практических законах, связанных с пленниками и шахидами.
Говоря о теме пленников, нет сомнения, что Ислам оказал им особую заботу. Посланник ﷺ обменивался с мушриками пленниками сражения при Бадре одного на двоих. Многоуважаемый Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), когда узнал, что Абдулла ибн Хузафа ас-Сахмий освободил пленных мусульман у римлян, поцеловав голову императору, сказал: «Каждый мусульманин должен поцеловать голову Абдуллы ибн Хузафы, и я начну делать это».
Эти практические события указывают, насколько Исламское государство стремится освободить пленных мусульман у врагов, а также говорит о том, что эту проблему оно считает судьбоносной, которая имеет важность для всего исламского общества, что совсем противоположено упущениям и беспечности со стороны арабских стран и палестинской власти к пленным арабам и палестинцам. Имеются данные, что в израильских тюрьмах находятся пленные из Марокко, Ливии, Судана, Сирии и Иордании на протяжении десятков лет. Их страны даже не повернулись к ним и не потребовали их. В тюрьме «Гуантанамо» находятся пленные из арабских и других исламских стран, и они не требовали их возвращения. Эти страны даже не содействовали ассоциации частных адвокатов в сборе информации об именах заключенных, чтобы защищать их, что говорит о том, что эти страны противоречат закону о пленных в Исламе и необходимости быстрой попытки их освобождения. Если говорить точнее, они сговорились со своими врагами, чтобы сдать этих почтенных мусульман Америке и другим врагам уммы. Палестинская власть также устроила заговор против палестинских пленных, когда подписала договор в Осло и не настояла в нем на статье обязательности освобождения пленных.
Правильное исламское решение в вопросе о пленных будет таково: когда происходит военный конфликт, мусульмане захватывают в плен врагов, для того чтобы обменять их на пленных мусульман, как говорит Всевышний Аллах:
فَإِذا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ
«А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то бейте их мечом по шее; а когда побьете их, захватывайте в плен» (47:4)
Это и есть шариатский подход: военный конфликт с кафирами, захват в плен, а затем освобождение пленных мусульман путем сражения и захвата в плен, а не путем переговоров, выспрашивания и без сражения.
Говоря же о теме шахидов, от Посланника Аллаха ﷺ не приводилось то, что он требовал их тела обратно, чтобы похоронить на местах их проживания. Слова Всевышнего подтверждают это:
وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ
«Не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, на какой земле умрет» (31:34)
Этот аят общий и охватывает всякого мертвого и, следовательно, тела шахидов не подлежат торгу с врагами. Падение шахидов на земле врагов и их захоронение там обязывает мусульман работать над тем, чтобы возвратить те земли, на которых находятся могилы шахидов. Абу Айюб Аль-ансарий славный сподвижник Посланника ﷺ сказал Язиду, предводителю исламского похода на земли Византии: «Передай от меня салям солдатам мусульманам и скажи им: «Абу Айюб советует вам войти далеко в глубь вражеской земли, насколько возможно, неся врага за собой и захоронить его под ногами возле стен Константинополя», что, в самом деле, и произошло. Его захоронили на земле врага, а потом освободили эту землю, и могила этого славного сподвижника стала местом визита для мусульман в Стамбуле и таким образом это стала символом Ислама не этой земле.
Таким образом, тела шахидов, павшие в Палестине, Аскаляне, Ар-Рамле и Байт аль-Макдисе в древности и в нынешнее время являются доводом к тому, что эти земли – исламские, а также довод к тому, что необходимо освободить их в кратчайшее время и их возвращение мусульманам. Другими словами необходимо действовать для возвращения земли Палестины, на которой пал шахид, а не возвращать тело и оставлять землю.
Это и есть практические законы шариата, связанные с проблемой пленных и шахидов, и мусульманам необходимо руководствоваться ими, если они желают претворения Ислама в этих вопросах. Претворение этих законов требует наличие настоящего Исламского государства, готового вступить в действительную и суровую войну с врагом и реализовать эти законы. Выполнение этого дела со стороны группировок и сплочений не достаточно, эту обязанность необходимо практически возложить на государство.
Абу Хамза // аль-Кудс