Всевышний Аллах пожелал послать Мухаммада ﷺ последним из пророков и посланников и сделать его послание – Ислам – завершением всех небесных посланий. Он пожелал сделать его деятельность в Мекке направленной на призыв к Исламу и укрепление этой религии в политическом и исполнительном устройстве, т.е. в Исламском государстве.
Это государство, для установления которого Посланник ﷺ проводил свою деятельность, чтобы иметь возможность претворять в жизнь свое послание, может возникнуть, согласно мышлению человеческого разума, разными путями и способами. Однако при Пророке ﷺ оно возникло лишь одним путем, который заключался в чисто идейно-политической деятельности без применения каких-либо силовых действий. Эту деятельность проводила политическая группа, действовавшая для установления Исламского государства путем получения помощи и власти. Какая роль была и заслуга ансаров (мединских сподвижников Пророка ﷺ) в установлении государства и его защите?
Ознакомление с помощью, которую предоставили ансары Посланнику Аллаха ﷺ.
Ибн Исхак говорит: «Когда Всевышний Аллах пожелал вывести Свою религию к победе, укрепить Своего Пророка ﷺ и осуществить Свое обещание ему, в одном из сезонов хаджа Посланник Аллаха ﷺ встретился с группой из ансаров, как и в каждом другом сезоне, он встречался с арабскими племенами. Находясь возле ущелья (Акабы), он встретил нескольких людей из племени Хазрадж, для которых Аллах пожелал добра.
Посланник Аллаха ﷺ стал разговаривать с ними и призывать их к религии Аллаха. Они ответили на его призыв и приняли то, к чему он призвал их. Затем они отправились в свои земли уверовавшими в Ислам. Прибыв в Медину к своему народу, они рассказали о Посланнике Аллаха ﷺ и стали призывать свой народ к Исламу. Ислам стал распространяться среди них с такой силой, что не осталось ни одного дома, в котором жили ансары, где не говорили бы о Посланнике Аллаха ﷺ. На следующий год из ансаров на хадж прибыло двенадцать человек. Они встретились с Пророком ﷺ в ущелье, которое известно как место первой присяги. Там они дали Пророку ﷺ присягу, и это было до того, как им была предписана война».
От Убады ибн Самита передается следующее: «Я был среди тех, кто присутствовал в ущелье при первой присяге. Нас было двенадцать человек. Там мы дали Пророку ﷺ присягу. И это было до того, как нам была предписана война. Мы дали ему присягу в том, что никого и ничто не будем придавать вровень с Аллахом, не будем воровать, не будем совершать прелюбодеяние, не будем убивать своих детей, не будем измышлять клевету и не будем ослушаться Его в добре. Он сказал нам, что если мы будем соблюдать все это, нам обещан рай, а если мы совершим что-то из этого, то Аллах свершит суд над нами. Если захочет наказать – накажет, а если захочет простить – простит. Когда люди ушли от Пророка ﷺ и вернулись в Медину, он послал к ним Мусъаба ибн Умайра, которому приказал обучать их чтению Корана, учить Исламу и законам шариата. В Медине его звали чтецом Корана, а жил он в доме Асъада ибн Зирары. Случилось, что в Медине приняли Ислам Усайд ибн Худайр и Саад ибн Муаз, после того как Мусъаб искренне призвал их к Исламу. С принятием Ислама Саадом, в Ислам вошел и весь его народ, и в результате Ислам получил широкое распространение в Медине. Так, например, в племени Бану Абд аль-Ашхал все стали мусульманами».
Ибн Исхак говорит: «Впоследствии Мусъаб ибн Умайр вернулся в Мекку. Он был среди тех мусульман из ансаров, которые прибыли в сезон хаджа вместе с язычниками из своего народа, прибывшими в качестве паломников. В Мекке они договорились с Посланником Аллаха ﷺ о встречи в Акабе во второй из трех дней, следующих после десятого дня месяца зуль-хиджа, когда Аллах пожелал для них добра, а также пожелал даровать победу для Своего Пророка ﷺ, сделать Ислам и мусульман могущественными, а язычество и язычников униженными.
Они собрались в ущелье. Посланник Аллаха ﷺ говорил с ними, читал им Коран, призывал к Аллаху и к Исламу. Потом он сказал им: «Я присягаю вам с тем, что вы будете защищать меня, как защищаете своих жен и детей». Далее Ибн Исхак говорит: «Аль-Барро ибн Марур взял его за руку и сказал: «Да, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной Пророком, мы будем защищать тебя как защищаем свои семьи. О Посланник Аллаха, прими нашу присягу. Клянусь Аллахом, мы народ воинственный, и искусство воевать мы наследует из поколения в поколение».
В это время, когда аль-Барро еще разговаривал с Посланником Аллаха ﷺ, в разговор вступил Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан и сказал: «О Посланник Аллаха, между нами и людьми (имеет в виду евреев) существуют договора. Мы расторгнем их. Если мы сделаем это, и затем Аллах дарует тебе победу, не получился ли так, что ты вернешься к своему народу и оставишь нас?» Посланник Аллаха ﷺ, улыбнувшись, ответил: «Кровь за кровь. Я буду воевать с теми, кто станет воевать с вами, и буду в мире с теми, кто будет в мире с вами».
Кааб ибн Малик сказал: «До этого Посланник Аллаха ﷺ сказал нам: «Выберите двенадцать представителей, которые будут руководителями над своими людьми. Они выбрали двенадцать старшин: девятерых из племени Хазрадж и трех из племени Аус».
Ибн Исхак говорит: «Когда люди собрались дать присягу Посланнику Аллаха ﷺ, Аббас ибн Убада ибн Надла аль-Ансари сказал им: «О хазраджиты, знаете ли вы, в чем даете присягу этому человеку». Они ответили: «Да». После этого он сказал им: «Вы присягаете ему в том, что будете воевать со всеми людьми. Если вы думаете, что когда потеряете свое имущество и будут убиты знатные из вас, вы предадите его, то лучше сделайте это прямо сейчас. Если вы поступите так, то это, клянусь Аллахом, будет позором в обеих жизнях. Если же вы считаете, что будете верны ему в том, что обещали ему, несмотря на потерю имущества и гибель знатных людей ваших, то примите его, и это, клянусь Аллахом, добро в обеих жизнях». Они сказали: «Мы принимаем его, несмотря на потерю имущества и гибель знатных людей наших. О Посланник Аллаха, что будет для нас взамен, если мы будем исполнять все это сполна?» Пророк ﷺ ответил: «Рай». Они сказали ему: «Давай руку. Он протянул руку, и они дали ему присягу».
Жертвование на пути предоставления помощи Исламу.
Ансары (да будет доволен ими Аллах) поняли, что Пророк ﷺ нуждается в силе и защите, чтобы установить Исламское государство, и избрали для себя быть помощниками религии Аллаха и Его Посланника ﷺ. Они пожелали того, чтобы их Пресветлая Медина (Ясриб) стала точкой опоры для Исламского государства, что на самом деле является далеко нелегким делом. Это означает необходимость жертвовать всем, начиная с собственной жизни и заканчивая имуществом, семьей, детьми.
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُولَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ
«А те, которые уверовали и переселились и сражались на пути Аллаха, и те, которые дали им приют и помогли им, – они – истинно верующие; обязательством для них – прощение и щедрый удел» (8:74)
Ансары не просто помогли установить государство, но и забрали к себе Пророка ﷺ и мухаджиров, которые переселись вместе с ним. Они выразили им свое сочувствие, поделили с ними свое имущество, свои земли и сады, показав этим самым самые замечательные примеры, и достойно назывались ансарами Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلاَ يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Ансары, прибывшие и обосновавшиеся в Медине искренне уверовали до того, как мухаджиры прибыли в нее, любят переселившихся к ним. Они не испытывают в своих душах никакой зависти к мухаджирам за то, что им дано из добычи. Они отдают предпочтение мухаджирам пред самими собой, если даже они сами терпят нужду. А кто избавится от своей алчности – те достигшие успеха» (59:9)
Существует ли более замечательное описание для них, чем то, как их описал Аллах.
Мусульмане переселились в Медину, оставив свои дома, имущества и все, чем они обладали. В Медину они пришли бедными, не имея ничего. К таким поступкам их побудила лишь их вера в эту религию и следование в этом Пророку ﷺ. Ради этого они пожертвовали всем, что у них было. Ансары понимали, что их помощь религии Аллаха и Его Пророку ﷺ означает помощь во всем, и поэтому они живо стали помогать своим братьям-переселенцам, поделились с ними своими имуществами, предоставив им все, что устраняло в них чувство жизни на чужбине, бедности и нужды. Пусть каждый из нас представит для себя ситуацию, если он оказался бы в таком положении, когда приезжает жить в незнакомый город и при этом не обладает никакой собственностью. Мы знаем, например историю Сухайба. Всевышний Аллах говорит:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ وَاللّهُ رَؤُوفٌ بِالْعِبَادِ
«Среди людей есть и такой, который жертвует собой, стремясь к благоволению Аллаха, а Аллах Милостив к рабам» (2:207)
Это аят был ниспослан относительно Сухайба, который, переселяясь, отправился к Посланнику Аллаха ﷺ. В пути его застали несколько курайшитов. Он спустился со своей верблюдицы, вынул все стрелы из своего колчана, взял в руки лук и сказал им: «Вы знаете о том, что я лучший стрелок из вас. Клянусь Аллахом, если вздумаете приблизиться ко мне, я выпущу в вас все стрелы, что есть у меня, а потом буду биться с вами мечом, пока он будет оставаться в моей руке. А потом делайте то, что хотите». Они сказали ему: «Мы не позволим тебе уйти от нас богатым, после того как однажды ты пришел к нам нищим. Укажи нам на свое имущество в Мекке, и мы отпустим тебя». Они дали ему обещание, что поступят именно так, и он согласился. Когда он прибыл к Посланнику Аллаха ﷺ был ниспослан аят «А среди людей есть и такой...» Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Прибыльна торговля, о Абу Яхья!» и прочел ему аят. Этот рассказ передал Саид ибн Мусайяб (р.а.). Муфассиры же сказали следующее: «Язычники стали физически истязать Сухайба, а он сказал им: «Я старый человек, и нет вам ни вреда, ни пользы от того, буду ли я с вами или с другими. Если хотите, возьмите мое имущество, но оставьте меня и мою религию». Они так и сделали. У Сухайба оставалась только верховая верблюдица и средства на дорожные расходы». Когда он приехал в Медину, его встретили Абу Бакр, Умар (р.а.) и еще некоторые мусульмане. Абу Бакр сказал ему: «Прибыльна твоя торговля, о Абу Яхья!» Сухайб ответил: «Пусть и твоя торговля будет прибыльной и не будет убыточной. Что это значит?» Абу Бакр сказал ему: «Аллах ниспослал относительно тебя такие слова (и прочел ему аят)».
Поистине ансары показали замечательнейшие примеры альтруизма и жертвования. Муслим вывел от Абу Хурайры следующий рассказ: «Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришел человек и сказал: «Я истощен». Посланник ﷺ спросил у одной из своих жен о еде. Она сказала: «Клянусь тем, кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды». Затем то же самое спросил у другой своей жены, и она сказала то же самое. Так все они сказали одно и то же. Пророк ﷺ сказал: «Кто примет этого человека гостем на ночь – смилуется над ним Аллах». Один из ансаров поднялся и сказал: «Я, о Посланник Аллаха», – и отправился с ним вместе к себе домой. Дома он спросил у жены о том, есть ли в доме пища. Она ответила: «Нет ничего, кроме еды для детей». Он сказал ей: «Утешь чем-нибудь детей, а когда зайдет наш гость, покажем ему, что мы едим. Когда он сядет на пол кушать, встань и выключи лампу». Они сели и гость поел. На следующий день хозяин дома пришел к Пророку ﷺ, и Пророк ﷺ сказал ему: «Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью».
Имам Термези вывел от Анаса, который сказал: «Когда Абдуррахман ибн Ауф пришел в Медину, Пророк ﷺ побратал его с Саадом ибн Рабиа. Саад сказал ему: «Пошли я отдам тебе половину своего имущества и у меня две жены, с одной из которых я разведусь, а когда завершится ее идда, женишься на ней». Абдуррахман сказал ему: «Да благословит тебя Аллах в твоей семье и твоем имуществе. Покажите мне, где находится рынок». Ему показали рынок, и в тот день он вернулся с рынка с кусочком сыра и немного маслом.
Имам Термези также передает от Анаса, который сказал, что когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, к нему пришли мухаджиры и сказали: «О Посланник Аллаха, мы не видели более щедрого и более сочувствующего народа, чем народ, к которому мы переехали. Они избавили нас от заботы о пропитании и ночлеге. Мы даже боимся, что они забрали всю награду». Пророк ﷺ сказал им: «Нет, до тех пор, пока вы будете взывать к Аллаху для них и будете восхвалять их».
Имам Муслим вывел от Анаса ибн Малика, который сказал: «Мухаджиры переселились из Мекки в Медину без всякого имущества. Ансары же имели в Медине земли и недвижимость. Они стали каждый год отдавать половину своей прибыли мухаджирам, избавляя их от поиска работы и пропитания». Мать Анаса ибн Малика, которую звали Умму Салим – она же была матерью Абдуллы ибн Абу Талха, который приходился Анасу сводным братом по матери – дала Посланнику Аллаха ﷺ пальму, а он затем отдал ее Умм Аймане. Ибн Шихаб сказал: «Анас ибн Малик сказал мне, что когда завершилась война с жителями Хайбара и Пророк ﷺ вернулся в Медину, мухаджиры вернули ансарам их дары, которые они даровали мухаджирам из своих прибылей». Анас ибн Малик также сказал: «Посланник Аллаха ﷺ вернул моей матери ее пальму и вместо нее дал Умм Аймане из своих пальм».
Бухари вывел от Яхьи ибн Саида, который сказал: «Я слышал как Анас (р.а.) сказал: «Пророк ﷺ собрал ансаров, чтобы дать им земли в Бахрейне, а они сказали: «Клянемся Аллахом, нет, пока такое же не будет дано для наших курайшитских братьев». Он ответил им: «Это для них, а что Аллах пожелает, чтобы они сказали ему за это, они скажут», – и сказал: «После меня вы увидите себялюбие. Проявляйте при этом терпение, пока не встретись со мной в раю».
Наиболее величайшей из позиций ансаров была позиция Саада ибн Муаза в сражении при Бадре, когда он сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, ты словно имеешь в виду нас?» Он ответил: «Да». После этого Саад сказал Пророку ﷺ: «Возможно ты опасаешься того, что ансары не желают сочувствовать вам и не считают это правом на них, кроме как если увидят врага в своих домах. Я говорю от всех ансаров: «О Посланник Аллаха, иди туда куда пожелаешь, возьми от нашего имущества столько, сколько хочешь, а потом дай нам столько, сколько пожелаешь. То, что ты возьмешь у нас, желаннее для нас, чем то, что оставишь. Мы последуем за тобой в деле, которое ты намеришься выполнить. Мы уверовали в тебя и засвидетельствовали, что принесенное тобой – это истина. В этом мы дали тебе свои обязательства, что будем подчиняться тебе. Поступай так, как тебе заблагорассудится, и мы будем вместе с тобой. Клянусь тем, кто послал тебя с истиной, если ты войдешь в море, то и мы войдем в него, и никто из нас не останется позади. Завтра ты встретишь врага нашего вместе с нами. Мы стойки на войне и прямы в бою. Может Аллах даст увидеть тебе с нашей стороны то, чему ты будешь рад. Веди нас ради Аллаха». Посланник Аллаха ﷺ обрадовался словам Саада, которые воодушевили его, и он сказал: «Идите и радуйтесь, ведь Аллах обещал мне один из двух отрядов. Клянусь Аллахом, я уже словно вижу могилы неверных».
Достоинства ансаров.
Ниже приведем некоторые хадисы Пророка ﷺ, в которых он показывает достоинства ансаров вдобавок к их достоинствам, которые упоминаются в Священном Коране:
Имам Муслим вывел от Абдуллы ибн Джабра хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Признак лицемера – ненависть к ансарам, а признак веры – любовь к ним». В другом хадисе он говорит: «Любовь к ансарам – признак веры, а ненависть к ним – признак лицемерия».
От Удай ибн Сабита передается хадис, в котором Пророк ﷺ говорит об ансарах: «Их любит только верующий, а ненавидит только лишь лицемер. Кто полюбит их, того полюбит Аллах, а кто возненавидит их, того возненавидит Аллах».
Имам Ахмад передает от Сабита Баннани слова Пророка ﷺ: «Ансары – это мои близкие, в ком я нашел пристанище. Принимайте от благодетельных из них и прощайте ошибающихся из них. Они выполнили свое, и осталось отдать должное им». Также у Ахмада имеется сообщение от Зухри, который говорит о том, что Абдулла ибн Кааб аль-Ансари (один из трех, чье покаяние было принято Аллахом) сказал ему, что некоторые сподвижники Пророка ﷺ рассказали ему, что однажды Пророк ﷺ вышел с обвязанной головой и в своей проповеди сказал: «… о мухаджиры, вы стали увеличиваться, а ансары остаются такими, какими есть. Ансары – это близкие мои, в ком я нашел пристанище. Уважайте их благородных людей и не обращайте внимания на ошибающихся из них».
У Бухари передается от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), который сказал: «В один из дней Пророк ﷺ во время своей болезни, с которой и умер, вышел в покрывале и перевязанным плотной повязкой. Он сел на минбар, воздал хвалу Аллаху и затем сказал: «… Люди приумножаются, но уменьшаются ансары и становятся среди людей как соль в еде. Тот, кто из вас будет управлять чем-то, причиняя вред людям, то пусть принимает от благодетельных из них и не обращает внимание на ошибающихся из них». Это было последним местом собрания Пророка ﷺ
Ахмад передал от Анаса хадис Пророка ﷺ, в котором он сказал: «О Аллах, прости ансаров, их жен, их детей и потомков. Ансары – мои близкие люди, у которых мои секреты. Если бы все люди пошли по одной долине, а ансары по другой, я бы пошел по долине ансаров. И если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров».
Передается от Абу Кутады, который сказал: «Я слышал как, стоя на минбаре, Посланник Аллаха говорил: «Ансары – самые близкие для меня люди. Если бы люди пошли по одной долине, а ансары по другой, я пошел бы по долине ансаров. И если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров. Кто окажется руководителем над ансарами, пусть делает добро добродетельным из них и не обращает внимания на ошибающихся из них. Кто встревожит их, тот встревожит меня».
Такими были ансары, любовь к которым Аллах определил из веры, а ненависть к ним из лицемерия. С добром для них, их жен, их детей и внуков, Пророк ﷺ взывал к Аллаху из-за их достоинств, их помощи и их жертвования.
После сражения «Хунайн» Посланник Аллаха ﷺ провел с ними весьма трогательный разговор, в котором он пояснил их достоинство и свою любовь к ним. В завершение темы хочу привести этот разговор из-за того, что в нем имеется назидание и поучительный пример:
После битвы «Хунайн», когда Посланник Аллаха ﷺ дал Курайшу и другим арабским племенам те дары, что дал им, а ансарам ничего не было дано, это было тяжело воспринято ими так, что среди них стали ходить всякие разговоры, и даже кто-то из них сказал: «Да, Посланник Аллаха ﷺ встретил свой народ».
К Пророку ﷺ вошел Саад ибн Убада и сказал: «О Посланник Аллаха, ансары недовольны тем как ты разделил трофеи. Часть из них ты отдал своему народу и большие дары отдал другим арабским племенам, а ансары ничего не получили из этого». Пророк ﷺ сказал ему: «А как думаешь ты, Саад?» Саад ответил: «О Посланник Аллаха, я тоже один из своего народа». Пророк ﷺ сказал ему: «Собери мне свой народ в этом месте». Саад вышел от Пророка ﷺ и собрал ансаров в том месте. Пришли также некоторые мухаджиры. После того как они собрались, Саад опять пришел к Пророку ﷺ и сказал, что ансары собрались. Пророк ﷺ вышел к ним, воздал хвалу Аллаху и затем, обращаясь к ним, сказал: «О ансары, что за разговоры дошли до меня и что за гнев вы испытываете ко мне? Разве я не пришел к вам, когда вы были в заблуждении, и затем Аллах наставил вас на истинный путь. Разве вы не были в бедности, и затем Аллах сделал вас богатыми, и разве вы не были врагами, и затем Аллах сблизил ваши сердца!» Они ответили: «Да, Аллах и Его Посланник даруют больше и лучше». После этих слов он сказал им: «Почему вы не отвечаете мне, о ансары?» Они сказали: «Что нам ответить тебе, о Посланник Аллаха? Аллаху и Его Посланнику принадлежит вся милость». Он сказал: «Все же, клянусь Аллахом, если бы вы хотели, то сказали бы и были бы правдивы. Вы сказали бы: «Ты пришел к нам, когда тебя сочли лжецом, и мы уверовали в тебя. Ты пришел к нам оставленным без помощи, и мы помогли тебе. Ты пришел к нам изгнанным, и мы приютили тебя, нуждающимся, и мы поддержали тебя. Разве вы обиделись из-за каких-то мелочей, которые были даны людям, чтобы добиться их благосклонности к Исламу. Разве вы не довольны, о ансары, тем, чтобы люди ушли с овцами и верблюдами, а вы вернулись к себе с Посланником Аллаха? Клянусь тем, в чьих руках жизнь Мухаммада, если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров. И если бы люди пошли по одной долине, а ансары по другой, я пошел бы по долине ансаров. О Аллах, смилуйся над ансарами, их детьми и внуками».
От этих слов люди заплакали и сказали: «Мы довольны Посланником Аллаха, как своим уделом». Затем Пророк ﷺ ушел, и за ним разошлись люди.
Такими были ансары, которые помогли исламскому призыву, встали на защиту Посланника Аллаха ﷺ, и воистину были ансарами Аллаха и Его Посланника ﷺ. Как-то спросили Анаса ибн Малика: «Название «ансары» – это имя, которым Аллах назвал вас или вас так называли еще в джахилии (в доисламской эпохе)?» Он ответил: «Имя, которым Аллах назвал нас в Коране».
Ансары жили с Посланником Аллаха ﷺ и после него, но при этом не были во власти и в правлении. Однако поистине они заслужили рай в силу своей помощи, которую они предоставили. Они были теми, кто в свое время в ущелье спросили Посланника Аллаха ﷺ: «Что для нас будет, если мы дадим тебе присягу?» Он сказал им: «Рай», – и не добавил к этому ничего из земных благ.
Вспоминая сегодня ансаров (р.а.) и их поступки, душа болит из-за малочисленности ансаров этой религии в наши дни. Где они те, кто способны помочь религии Аллаха и установлению праведного Халифата? Где они, кто пожертвовал всем ради того, чтобы заслужить рай?
Те, кто работают ради установления государства Ислама и считают для себя обязательным следование деятельности Пророка ﷺ, нуждаются в помощи таких ансаров (да будет доволен ими Аллах) для установления Исламского государства. Сегодня каждый мусульманин должен быть из числа таких ансаров. Если он не из них, то должен указывать на них и призывать их помочь этой религии. Продадим же свои жизни Всевышнему Аллаху, и пусть история увековечит память о нас, как увековечила память ансаров, и пусть нашим уделом во всем этом будет рай, и только.
Абу аль-Харис ат-Тамими