بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Часть вторая
Ислам предписал программный метод, упорядоченный своими законами, которых следует придерживаться в деятельности по возвращению к былой славе путём установления Исламского государства Халифат. Возможно, одними из необходимостей и требований этого метода является факт того, что Ислам установил специальные правила, которые упорядочивают и направляют политическую деятельность, а также исключают уязвимые места, которые могут привести к застою и краху этой деятельности. Именно эти правила служат гарантом успешного достижения своей цели. И ими являются следующие пункты:
1. Необходимость сплочения или политической партии, работающей над изменением
Доказательством тому служат слова Всевышнего Аллаха:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
В аяте приводится глагол повелительного наклонения, указывающий на обязательность образования на основе Ислама политического сплочения, которое будет вести призыв к Исламу, приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного, поскольку призыв к добру означает призыв к Исламу, а приказ к одобряемому и удержание от предосудительного выступают самыми яркими и важными делами политической деятельности. Более того, сам Пророк Мухаммад ﷺ образовал сплочение из сподвижников в Достопочтимой Мекке, вёл дела призыва и переносил все трудности этого призыва вместе со своим сплочением, которое в политической деятельности придерживалось неизменного программного метода работы.
2. Верховенство принадлежит Шариату
Невозможно представить достижение политической деятельностью своей цели, а именно — освобождения от политической, военной, экономической, культурной и идейной зависимости от безбожного империалиста, без принятия верховенства идеологии. Общество, которое подлежит изменению, должно принять принцип того, что верховенство принадлежит идеологии, и преобразоваться в исламское общество, выстраивающее в соответствии с Исламом свои взаимоотношения как внутри себя, так и за пределами своих границ. Всевышний Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Приводимая в священном аяте форма клятвы с использованием частицы لَا указывает на категоричный и однозначный приказ к обязательному присвоению верховенства исключительно исламскому законодательству. Известный исламский учёный аш-Шавканий в своём толковании Корана относительно данного аята говорит: «Всевышний Аллах поклялся самим Собой и сказал, что люди не уверуют, т.е. Он опровергнул их веру, которая, по сути, является венцом благих деяний людей, пока не будет достигнута цель, а именно — утверждение Посланника Аллаха ﷺ третейским судьёй.
Однако на этом Всевышний Аллах не ограничился и сказал: «...не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения». Этим самым Аллах поставил другое условие к обязанности признания Посланника Аллаха ﷺ третейским судьёй, а это — отсутствие любого стеснения внутри себя. Поэтому обычное обращение за законами и подчинение недостаточны для веры, напротив, необходимо полное смирение и довольствование умом и сердцем. Однако и на этом Всевышний Аллах не ограничился, а напротив, добавил ко всему этому ещё один приказ «подчинятся полностью», т.е. абсолютная преданность душой и телом. Таким образом, вера человека не будет принята, пока он не станет обращаться за судом, не будет находить стеснения внутри себя относительно принятого решения и не подчинится полным подчинением законодательству Аллаха, не приобщая к нему что-то другое и без всяких противоречий» (Книга «Фатх уль-Кадир», том 1, стр. 559).
Автор книги «Фи Зилял-иль-Къуран» Саид Кутб, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Таким образом, божественная программа на веки веков будет господствовать над возникающими в жизни проблемами и вопросами, в частности — в жизни мусульманских народов. И этот принцип олицетворяет основную систему, в которую Исламская Умма обязана уверовать, чтобы считаться верующей, и которую она обязана претворять в жизнь, чтобы считаться покорной» (Саид Кутб, «Фи Зилял-иль-Къуран», том 2, стр. 687).
Приобщим к вышеприведённым аятам следующий благородный хадис: «Передают со слов Аиши (р.а.), что в своё время некоторые курайшиты обеспокоились делом одной женщины из рода бану Махзум, которая совершила кражу. Это произошло в день покорения мусульманами Меккой, а беспокойство курайшитов было вызвано тем, что в качестве наказания Пророк Мухаммад ﷺ велел отсечь этой женщине кисть руки. Курайшиты стали говорить: «Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха ﷺ, т.е. кто заступится за неё?», — на что другие сказали: «Кто же осмелится на это, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха ﷺ?». И когда Усама обратился к нему по этому вопросу, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَتَشْفَعُ فِي حَدٍّ مِنْ حُدُودِ اللَّهِ؟!، ثُمَّ قَامَ فَاخْتَطَبَ، ثُمَّ قَالَ: إِنَّمَا أَهْلَكَ الَّذِينَ قَبْلَكُمْ، أَنَّهُمْ كَانُوا إِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الشَّرِيفُ تَرَكُوهُ، وَإِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الضَّعِيفُ أَقَامُوا عَلَيْهِ الحَدَّ، وَايْمُ اللَّهِ، لَوْ أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ مُحَمَّدٍ سَرَقَتْ لَقَطَعْتُ يَدَهَا
«Неужели ты обращаешься с ходатайством, когда дело касается одного из наказаний, установленных Аллахом?!». А после этого он встал, обратился к людям с проповедью и сказал: «Поистине, жившие до вас были уничтожены по той причине, что когда кражу совершал знатный из их числа, они не трогали его, когда же совершал её слабый, они подвергали его установленному наказанию! Клянусь Аллахом, если бы украла Фатима, дочь Мухаммада, то я обязательно (велел) бы отсечь руку и ей!» (Бухари, Муслим).
3. Власть избирается Уммой
Народ не сможет управлять собой, если не возьмёт власть в свои руки. И правитель не сможет принимать и продвигать свои решения, если не заручится поддержкой народа, которым он управляет по обоюдному добровольному согласию. В действительности, только народ (Умма) является гарантом исполнения законов Ислама. И Исламский Халифат не смог бы существовать тринадцать веков в виде политического института мусульман, если бы Умма не имела права добровольно избирать своих правителей. И вряд ли бы разрушился Халифат, если мусульмане не оторвались бы от него и не пошли бы на поводу у националистических, патриотических, коммунистических и светских идей. Вера народа в идеологию, его ощущение справедливости, а также власть государства, которой граждане добровольно приносили присягу — эти три фактора в совокупности служат гарантом претворения идеологии и продолжительности данного претворения во всех сферах жизни. В сборниках хадисов Бухари от Убады ибн ас-Самита передаётся:
بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي المنْشَطِ وَالمكْرَهِ، وَأَنْ لاَ نُنَازِعَ الأَمْرَ أَهْلَهُ، وَأَنْ نَقُومَ أَوْ نَقُولَ بِالحَقِّ حَيْثُمَا كُنَّا، لاَ نَخَافُ فِي اللَّهِ لَوْمَةَ لاَئِمٍ
«Мы принесли присягу Пророку ﷺ на послушание и подчинение в радости и в горе, присягнули не оспаривать власть у её обладателей, говорить или отстаивать правду, где бы мы ни были, не боясь упрёка всякого хулителя».
4. Метод Посланника Аллаха ﷺ в установлении Исламского Государства является неизменным, и его следует придерживаться в обязательном порядке
Следование этому методу ложится на плечи политической партии, которая приступила к деятельности по возобновлению исламской жизни, поскольку данный метод подтверждается божественным откровением по своему смыслу и выражению, т.е. Кораном и Сунной. Следование и подражание Пророку Мухаммаду ﷺ, а также подчинение его приказам является очевидным принципом религии (маъалюм мин ад-дин бид-дарура). Всевышний Аллах говорит:
قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۚ وَٱللَّهُ غَفُورٞ رَّحِيمٞ ٣١
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31),
وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَا تَنَٰزَعُواْ فَتَفۡشَلُواْ وَتَذۡهَبَ رِيحُكُمۡۖ وَٱصۡبِرُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ ٤٦
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46),
لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا ٢١
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Пророк Мухаммад ﷺ пояснил характерные черты и детали этого метода в мекканском периоде, где мы прослеживаем начало его пророческой миссии, несение исламского призыва и ведение идеологической борьбы и политического противоборства. Всё это происходило в соответствии с конкретным программным методом с чётко выраженными последовательными периодами. Первым этапом было образование сплочения вокруг идеи. Вторым этапом было провозглашение и открытое несение призыва, а также перенесение всех последствий ожесточённой схватки между истинной религией, ниспосланной Аллахом Своему посланнику — Ислам, — и заблудшей религией курайшитских язычников в сопряжении с поиском силы и защиты у арабских племён со стороны Пророка Мухаммада ﷺ. Затем последовал последний, третий этап — этап сосредоточения Ислама в великом государстве в Лучезарной Медине.
5. Полное соответствие описания Достопочтимой Мекки как территории неисламского правления «Дар уль-Куфр» во времена пророческой миссии с сегодняшним положением мусульман
Существует очень важное дело, от которого зависит правильное определение предмета шариатского постановления, связанного с реальностью, которую следует изменить. И подобно тому, как Достопочтимая Мекка была территорией неисламского правления «Дар уль-куфр», т.е. подчинялась верховенству языческого мировоззрения, которое определяло людям их ритуалы поклонения и образ жизни, так же и сегодня мусульмане живут на территориях неисламского правления, где верховенствуют неисламские законы, которые захватили все сферы жизни, что породило такие понятия, критерии и убеждения, которые стали определять неисламский образ жизни, отдаляющий мусульман от понятий, критериев и убеждений Ислама. В конце концов от Ислама остались лишь развешиваемые на стенах прописи с арабской вязью и лежащие в глубинах книг мысли. Наиболее яркими проявлениями, которые отражают и подтверждают применимость описания Дар уль-куфр к сегодняшним мусульманским странам, являются:
1. Подчинение всех мусульманских стран прямому западному безбожному колониализму в начале минувшего столетия и присутствие западного колониализма в этих странах на протяжении десятилетий.
2. Разделение мусульманских стран и прочерчивание между ними политических границ согласно повестке дня и протоколам, которые были приняты западными сверхдержавами в качестве международных норм с целью сохранения и поддержания существующего политического разделения в мусульманских странах на основе национальной, этнической или географической принадлежности.
3. Образование государствами неверия прозападной правящей элиты для правящих режимов, чтобы возложить на неё (эту элиту) задачи управления мусульманскими странами в соответствии с неисламскими законами после формального выхода колониализма из региона.
4. Формирование для прозападных правящих режимов специального политического круга из числа политиков, мыслителей, журналистов, учёных и партийных деятелей, которые преданы неверию и безбожным мыслям, а также ослеплены блеском западной культуры и европейской цивилизацией.
5. Установление для мусульманских армий военной политики, основанной на национализме, или патриотизме, или всё вместе одновременно, которая превращает вооружённые силы исключительно в стражников разделяющих границ и правящего режима.
6. Полный контроль над богатствами и ресурсами Уммы путём претворения над мусульманами идей капиталистической экономики, начиная от приватизации, глобализации, свободного рынка и так далее.
7. Исключение исламского просвещения из образовательных программ в учебных заведениях и утверждение вместо него западного безбожного просвещения.
8. Добровольное и принудительное прививание секуляризма мусульманам посредством одурманенных интеллектуалов или жестоких тиранов, которые служат фронтоном сегодняшней политической арены в мусульманских странах.
Правильное определение предмета шариатского постановления, связанного с реальностью, которую следует изменить — это установление причины болезни и применение соответствующего лечения. Такое определение проливает свет на правильный метод изменения порочной реальности для мусульман и исламских политических и интеллектуальных деятелей на исламской арене. Следовательно, данное исследование должно показать нам различие между двумя реальностями:
Первая: сегодня мы не говорим о следующем после распада Исламского Халифата дне, т.е. темой нашего исследования не выступает тот час, когда Ислам был удалён от правления, а на его место было установлено явное неверие. В таком положение мусульмане должны были взять в руки оружие против правителя, который проявил явное неверие в мусульманских странах, где до этого не было неверия. Такое решение исходит из благородного хадиса:
فَقَالَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ، قَالَ: إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنْ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ
«Он велел нам сказать: «Мы присягаем тебе на то, что будем слушаться и повиноваться во всём, нравится нам это или нет, тяжело для нас это или нет, даже если правитель будет присваивать себе наше имущество, и мы не будем вести с ним борьбу за власть». Затем Пророк сказал: «Если только он не станет творить явное неверие, на которое у вас есть от Аллаха доказательство» (Бухари). На следующий день после оглашения Мустафой Кемалем явного неверия мусульмане должны были выступить единым кулаком с оружием в руках против него, чтобы вернуть правление в соответствии с Исламом и пресечь явное неверие, а затем понемногу укреплять свой полный контроль над ситуацией. Однако, к большому сожалению, этого не произошло. И это значит, что вооружённый выход против правителя не является шариатским методом возвращения верховенства Шариата и власти Исламской Уммы.
Вторая: по причине того, что явное неверие переступило стадию первых своих проявлений в мусульманских странах и перешло на стадию полновластного распоряжения, абсолютного утверждения и внедрения во все сферы жизни мусульман — по причине всего этого сегодняшним территориям мусульман соответствует описание Дар уль-куфр, т.е. вот уже несколько десятилетий земли мусульман находятся под властью неисламских режимов правления, поскольку исламские правоведы единогласны в том, что под термином Дар уль-куфр подразумеваются территории, над которыми претворяются неисламские законы, т.е. законы неверия, даже если большая часть местного населения в них является мусульманами. Известный учёный и видный представитель ханафитской школы исламского права имам Абу Юсуф говорит: «Дар уль-Ислям — это территория, над которой претворяются законы Ислама, даже если большая часть населения состоит из неверующих. А Дар уль-куфр — это территория, над которой претворяются законы неверия, даже если большая часть населения состоит из мусульман» (Ас-Сархаси, «Аль-Мабсут», том 10, стр. 144).
Знаменитый мусульманский богослов и видный представитель ханбалитской школы исламского права Ибн Каййим аль-Джаузия в своих трудах писал: «Дар уль-Ислям — это территории, которые находятся в распоряжении мусульман и над которыми претворялись законы Ислама. Если над ними не претворялись законы Ислама, то их нельзя считать Дар уль-Ислям, даже если они находятся в распоряжении мусульман» («Ахкаму Ахлю-з-Зимма», том 1, стр. 266). Известный учёный и автор многих научных трудов в области шариатских наук имам Ибн Муфлих пишет: «Любая территория, над которой претворяются законы мусульман, считается Дар уль-Ислям. Если же над ней претворяются неисламские законы, т.е. законы куфра, то эта территория считается Дар уль-куфр. И нет другого статуса территорий, помимо вышеупомянутых двух» («Аль-Адаб-уш-Шаръыйя», том 1, стр. 213).
Следовательно, реальность, в которой мы живём, является неисламской реальностью, над территориями, в которых мы живём, претворяются неисламские законы, режимы, которые сегодня управляют мусульманами, являются неисламскими, т.е. являются куфром, где верховенство не принадлежит Исламу, а власть не закреплена за Исламской Уммой. Как и не имеют сегодня мусульмане политической воли, ни над самими собой, ни над другими народами. И единственным методом изменения сегодняшней порочной реальности является правильное следование Посланнику Аллаха ﷺ в вопросе несения исламского призыва для возобновления исламской жизни, которая была остановлена с разрушением Халифата 28 Раджаба 1342 года по хиджре. Это возможно путём глубокого исследования пророческого метода несения призыва в Достопочтимой Мекке в доисламском периоде времени и выведения обязательных действий, которые привели к образованию Дар уль-Ислям в Лучезарной Медине и установлению там Исламского Государства. Именно это шариатское понимание Хизб ут-Тахрир принял в основу своей деятельности.
Метод Хизб ут-Тахрир в изменении был выведен из детальных доказательств — Корана, Сунны, Иджма Сахаба и Кыяса. На протяжении шести десятков лет ни Хизб, ни мусульмане, вместе с которыми работает Хизб, не натолкнулись на ошибочность или слабость выведения этого метода. Что же касается реальности, то события, происшествия и эксперименты политической деятельности на исламской арене в течение прошедших десятков лет подтвердили ошибочность других программ и надёжность программы Хизб ут-Тахрир в изменении. Несмотря на приход исламских движений к власти в разных исламских землях, тем не менее, их приход оказался каплей, переполнившей чашу. Они не смогли вернуть мусульманам ни суверенитет, ни политическую волю. Так «Джабхат уль-Инкъаз» («Фронт Спасения») в Алжире, «Аль-Ихван аль-Муслимун» («Братья-мусульмане») в Египте, «Хизб ун-Нахда» («Партия Развития») в Тунисе, «Партия Справедливости и Развития» в Марокко и Турции — все они, оказались не более чем подопытными объектами и экспериментами, потерпевшими полный провал. По их причине Умма понесла огромные потери, которых она могла бы избежать, если бы исламские движения объединились вокруг метода Посланника Аллаха ﷺ в вопросах политической деятельности.
Тонкость политической деятельности для приобретения политической воли мусульман требует от деятелей на этом пути и людей, сплотивших вокруг них мусульман, применения идеи к реальности, т.е. ведения политических дел в строгом соответствии с методом Пророка Мухаммада ﷺ, который уже однажды привёл к образованию Дар уль-Ислям и первого исламского государства, не отступая от этого метода ни на йоту. Но сегодня речь не идёт речь об образовании политической партии и поиска отправной точки, поскольку уже существует исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир», которая, по милости Аллаха, распространилась во всех уголках земного шара и стала активной политической и идеологической силой мусульман в масштабе всего мира.