Битва при Малазгирте (Манцикерте) 1071 г. (463 г.х.)

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

كَم مِّن فِئَةٖ قَلِيلَةٍ غَلَبَتۡ فِئَةٗ كَثِيرَةَۢ بِإِذۡنِ ٱللَّهِ

«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные по воле Аллаха!»

Византийский император Роман IV Диоген собрал огромное войско, куда входили римляне, славяне, грузины, франки и многие другие представители христианских народов. Численность этого войска достигала от 40 до 300 тысяч человек (минимальная и максимальная цифры, приводимые в разных источниках — ред.). Император собрал это войско, чтобы сойтись в бою против сельджукского султана Алп-Арслана. У Алп-Арслана не было достаточного количества времени, чтобы собрать равное римлянам войско, и он выступил лишь с 15 тысячами воинов (по некоторым сообщениям, его армия насчитывала от 20 до 30 тысяч — ред.).

Тогда он и сказал своё известное выражение: «Я полностью покоряюсь воле Аллаха. Если я сегодня удостоюсь чести стать шахидом, я попаду в Сады Рая, а если победы, то этот день будет лучшим в моей жизни». С этим войском султан атаковал отделившийся передовой отряд противника, в котором было двадцать тысяч человек, преимущественно славян. Мусульмане выиграли первое сражение и получили возможность пленить большинство вражеских полководцев. Султан послал делегацию византийскому императору с предложением перемирия. Но Роман заносчиво сказал: «Нет перемирию и возврату, пока я не сделаю земли Ислама римскими. Перемирие возможно лишь в Рее (город в Иране)»; этими словами он хотел задеть султана.

Один из известных учёных Абу Наср Мухаммад ибн Абдульмалик аль-Ханафи обратился к Алп-Арслану с таким советом: «Ты воюешь, дабы возвысить религию Аллаха, и Аллах поможет тебе. Я надеюсь, что ты будешь тем, кому суждено одержать эту великую победу. Я советую тебе вступить в бой в пятницу, когда имамы в мечетях будут стоять на минбарах. Они, несомненно, будут молить Аллаха даровать победу муджахидам». В четверг 25 Зуль-каъда 463 г.х. два войска расположились напротив друг друга.

На следующий день султан совершил пятничный намаз со своими воинами, взмолился и заплакал. Затем он обратился к своему войску: «Насколько бы сегодня вражеское войско нас ни превосходило, в этот день, когда все мусульмане молятся за нас, я готов обрушиться на противника. Мы либо одержим победу, либо войдём в Райские Сады. Желающие присоединиться, идите за мной, а кто не хочет, может уйти. Сегодня тут нет ни повелевающего султана, ни подчинённого воина. В этот день я — один из вас, и я буду сражаться вместе с вами. Те, кто последует за мной, посвятив себя Аллаху, получит Джаннат, если падёт, или трофеи, если выживет. А те, кто уйдёт — Огонь Ада и позор этого мира». На это воины Алп-Арслана ответили: «Что бы ты ни делал и куда бы ни пошёл — мы последуем за тобой».

Затем султан поспешил одеть белую одежду и сказал: «Если меня убьют, то это — мой саван», — давая знать, что он готов к смерти. Султан Алп-Арслан спустился с лошади, пал ниц в саджда и с покорностью и слезами взмолился Аллаху. Затем сел на лошадь и атаковал врага. Мусульмане до конца боя проявляли искренность, покорность и стойкость, пока Аллах не сокрушил врагов и не вселил в их сердца ужас. Аллах одарил мусульман победой над превышающим их войском. Сельджукские войска пленили многих, в том числе и самого императора Византии.