Женщина и мужчина в исламском обществе

Это текст лекции, которую прочел устаз Исам Умайра в университете “Берзит” 13.11.96. Лекция заняла примерно полчаса, она проводилась в присутствии студентов и учителей различных факультетов и специализаций. После лекции, в течение часа, устаз отвечал на вопросы присутствующих.

بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ

Хвала Аллаху! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним.

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي، وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِنْ لِسَانِي، يَفْقَهُوا قَوْلِي

“Господь мой, расширь мне грудь мою, и облегчи мне дело мое, и развяжи узел на моем языке, дабы понимали они слово мое”. [20:25-28]

Дорогие присутствующие, ас-саляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатуху.

Соблюдение шариата без чрезмерности и упущения

Пусть никто из вас не ожидает того, что эта лекция будет традиционным религиозным уроком о женщине мусульманке, ее правах и обязанностях или же будет разъяснением второстепенных фикъхий законов, которые регулируют отношения мужчины с женщиной и исходящие из этих отношений взаимодействия и проблемы. Книги по фикъху полны законов, которые пространно решают все эти взаимодействия и вопросы. Основное положение, о котором я буду говорить сегодня – это ознакомление с политикой Ислама в области взаимоотношений двух полов – мужского и женского, и следовательно, понимание социальной системы Ислама в более глубокой форме, чем то привычное понимание, которое присутствует у мусульман.

Это понимание с одной стороны – должно быть вдали от слепого подражания западным представлениям, и с другой стороны – должно быть вдали от застоя, который в наше время охватил мусульманских ученых и мыслителей. Этот застой не только лишил их способности оказывать влияние на сынов исламской уммы, но и привел к отдалению людей от законов шариата, а также к безразличию с их стороны к тому, что говорят эти ученые. Это случилось по двум причинам:

1 – Их слепое отношение к вопросам женщины.

2 – Не связывание ими законов социальной системы с остальными системами общества.

Что касается первой причины то, несмотря на то что побудительным фактором была защита добродетели в обществе и сохранение мусульманки, однако ученые отличились слепой приверженностью закрыть женщину вплоть до ее притеснения и не позволения ей выходить из своего дома, а также непосредственно самой выполнять свои дела, так чтобы она никого не видела, и никто не мог видеть ее. Таким образом, они воспрепятствовали ее участию в общественной жизни, в ее политической, экономической и социальной сферах.

Что касается второй причины, то они не осознали, что основой рассмотрения этого вопроса является исламская акъида, и что критерием являются шариатские законы, а не польза, разум или сохранение традиций, обычаев и нравственности. Они не осознали, что истинным побудительным фактором не может быть противостояние перед лицом сметающего нашествия, наступающего с Запада, поскольку противостояние этому нашествию может быть осуществлено только путем полного претворения систем общества в едином исламском государстве, которое представляет собой защитный щит для мусульман.

Воздействие западной культуры на мусульман

Итак, мусульмане оказались между “молотом” Запада, его идей об отношениях мужчины и женщины, ограниченных половыми отношениями, исключая другие, и “наковальней” идейной немощи, имеющейся у мусульманских ученых и мыслителей в противостоянии этому низкому просветительскому импорту. Как пример этому, достаточно сказать о позорной пропаганде, которую проводят правители мусульман в пользу этого импорта, словно он “ниспослан с семи небес”.

Каким же был результат? Под призывом свободы личности мусульмане стали позволять ихтилат (смешанность) мужчин с женщинами без необходимости. Они стали проявлять молчание относительно табарруж (наряжаться), демонстрации украшений перед немахрамами, и принятия женщиной правительственных должностей. В итоге распространился разврат, нравственность пришла в упадок, исказился образ мышления, испортились склонности, подорвалось доверие, и разрушились исламские критерии поступков. Критерием для мусульман стало западное общество, несмотря на то, что это западное общество не обращает никакого внимания на половые отношения между мужчинами и женщинами. Это общество не усматривает в этих отношениях никакого вреда и позора, никакого нарушения правил поведения, которым необходимо следовать, а также не усматривает в этих отношениях никакого нарушения норм нравственности и опасности для нее. Если мужчина обнимает и целует женщину в общественном месте, то это не рассматривается у них как нарушение общественных норм, или как стыд и оскорбление чувств.

А ведь Ислам, как вы знаете, рассматривает это, и тому подобные связи между двумя полами, как преступления, за которые полагаются суровые наказания подобно бичеванию (джилд) и забрасыванию камнями (ражм), если прелюбодеяние совершено женатым мужчиной или замужней женщиной. Ислам считает того, кто совершает такой поступок отверженным, на которого смотрят с отвращением и презрением. Ислам обращает внимание на женщину как на мать, хозяйку дома и честь, которую обязательно следует сохранять, и это относится к тем делам, которые не подлежат обсуждению и спору, и на пути защиты женщины следует стремительно и с довольством жертвовать своим имуществом и жизнью.

Сегодня мы блуждаем в бесподобном хаосе и большом противоречии, в результате своего балансирования между застоем, подражанием и отсутствием исламского правления. Преобладающим оказалось подражающее направление, и мусульмане волей-неволей устремились к социальной катастрофе, которая и постигла их вдобавок к их политическим, экономическим, военным и еще многим другим бедам.

Божественная система – это единственно пригодная система

Уважаемые братья и сестры!

В силу этих обстоятельств стало необходимым всестороннее и глубокое изучение социальной системы Ислама, чтобы точно и определенно понять проблемы, которые касаются взаимоотношений мужчины и женщины, и отношений, исходящих из этого взаимодействия и того, что следует из этих отношений.

То, что требуется – это решение вопросов относительно этого взаимодействия, и решения всего того, что вытекает из этого взаимодействия, относительно всех побочных обстоятельств этих отношений, в определенных рамках, т.е. в рамках Корана и Сунны, невзирая ни на какие другие факторы, кроме этих двух источников. Всевышний Аллах – Он Тот, Кто создал все пары, и в том числе мужчину и женщину. Он – знает то, что создал и знает то, что исправляет их и то, что портит их. Его законодательство для людей – истина, а все остальное – ложь. Равно как Всевышний Аллах сотворил парные соотношения растений и животных внутри принудительной системы, Он также ниспослал законодательство, регулирующее соотношение между людскими парами. Если они следуют этому законодательству, то спасаются, а если нарушают – погибают.

Некоторые результаты западной культуры

Упомянутое соотношение нарушается по мере превращения соблюдения требований шариата. Вчера я услышал сообщение, которое привело информационное агентство из Китая. Смысл этого сообщения состоит в том, что большинство абортов в Китае делают женщины, беременные эмбрионами женского пола, потому что  супруги хотят иметь сыновей, ввиду своей потребности в них, а государством запрещена повторная беременность. В контексте сообщения имеется примечание об образовании многомиллионной армии из числа холостых китайцев, для которых не хватает соответствующего количества женщин, что еще в большей мере лишило общество необходимого соотношения между мужчинами и женщинами в стране. Имеются многочисленные статистические данные, я располагаю лишь малой частью из них, о половых преступлениях, как изнасилованиях, так и прелюбодеяниях – это факты и цифры которых ужасающие.

Другие статистические данные показывают очень высокий процент разводов, так что в одно время в Кувейте он превысил процент брачных договоров. В 1994 году рост населения в Австрии составил 10%, что отражает скверную пирамиду населения по форме и по содержанию. А СПИД и различные половые заболевания – являются вопиющими свидетельствами степени испорченности положения.

Ко всей этой распущенности, которая внедрилась в наше общество, добавилось и нарушение семейного равновесия, в связи с выходом женщин на работу, ненужную учебу и оставлению своих домов большим количеством девушек, уже готовых стать женами, хозяйками домов и матерьми, а также их долгое присутствие в институтах, университетах и на рабочих местах, вытесняя мужчин, что привело к сильному ослаблению выполнения женских обязанностей в обществе, и большому росту безработицы среди мужчин, которых Аллах обязал работать, не обязав этим женщин и девушек.

Ввиду отсутствия на улицах исламских норм поведения, у людей уменьшился стыд, увеличились ухаживание, любезничание и приставание к женщинам и девушкам, что вызывает стыд, ведет к порочности, губит время и ослабляет усердие, требуемое от ребят для осуществления великих дел. Достаточно немного постоять перед какой-либо женской школой, чтобы увидеть нечто весьма удивительное.

Возвращение к тому, что ниспослал Аллах

Дорогие братья и сестры!

Мне не нужно разъяснять вам и много говорить,  положение говорит само за себя. То, что является важным – это пересмотр тех условий, в которых мы находимся, и необходимость серьезно заняться поиском наиболее соответствующей замены. Может быть, сегодня я буду иметь успех в представлении исламской точки зрения на этот вопрос. Я убежден, что она является ключом решения этой сложной проблемы. Она является напоминанием для того, кто имеет сердце или выслушивает, являясь свидетелем. Начну с того, что является лучшим. Всевышний Аллах говорит:

يَآ أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَآئِلَ لِتَعَارَفُوا، إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللهِ أَتْقَاكُمْ

“О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый”. [49:13]

Этот коранический текст считается основой (ключом) для понимания сущности связи между мужчиной и женщиной, понимания того, что эта связь выражается в потомстве ради сохранения человеческого рода. Если половая связь имеет место между двумя мужчинами, или мужчиной и животным, между двумя женщинами, или женщиной и животным, то в этом случае отсутствует цель, представляющаяся в рождении людей и сохранении рода, а происходит только лишь удовлетворение инстинкта. Этим самым нарушается цель Создателя в создании людей мужчиной и женщиной.

Выдающийся ученый Такъийю-д-дин ан-Набхани в своей книге “Социальная система Ислама” приводит следующий текст:

“…общество не может иметь блага без взаимопомощи мужчины и женщины,  принимая их во внимание как брата и сестру, объединенными любовью и милосердием. Поэтому необходимо усилить внимание на полном изменении взгляда общества на связи, имеющиеся между мужчиной и женщиной, чтобы устранить главенство представлений полового отношения, и сделать эти представления естественным и неизбежным положением для удовлетворения, а также устранить ограничение этой связи наслаждением и сделать этот взгляд как взгляд, имеющий своей целью благо общества, а не как взгляд сексуальных связей. Это взгляд, над которым будет главенствовать богобоязненность, а не пристрастие к наслаждению и страстям. Это взгляд, который не запрещает человеку сексуальное наслаждение, но делает это наслаждение законным, осуществляющим сохранность рода и находящимся в соответствии с высшей целью мусульманина, получение довольства Всевышнего Аллаха”.

Всевышний Аллах говорит:

وَاللهُ جَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا، وَجَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ بَنِينَ وَحَفَدَةً

“Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков”. [16:72]

Аллах создал людей мужчиной и женщиной с точки зрения супружества и повторил это, с тем, чтобы взгляд на связь между мужчиной и женщиной продолжал быть направленным на супружество, т.е. на необходимость потомства для сохранения рода. После женитьбы, которая несет в себе наслаждение и усладу, будь то на одной, двух, трех или как максимум на четырех женах, мужчина не ищет больше жен, чтобы иметь детей и внуков, не распростирает свой взгляд на других женщин, и не думает об удовлетворении своих страстей с другими, поскольку границы уже установлены. Вы можете представить себе – какое спокойствие, счастье и сокращение до минимума наличия проблем, которые мы испытываем сегодня, может осуществить соблюдение шариатских законов.

Различие результатов в силу различия взглядов

Дорогие братья и сестры!

Сейчас я хочу перейти к разговору о влиянии на общество различных взглядов на связи между мужчиной и женщиной. Когда этот взгляд основан на сексуальной связи между мужчиной и женщиной, как это обстоит в западных и восточных обществах, то становится необходимым – образование у мужчины и женщины сексуальной мысли как возбуждающего фактора для пробуждения инстинкта. При этом инстинкт требует удовлетворения, и имеет место половая связь, в результате чего, благодаря удовлетворению появляется покой. Это и объясняет тот колоссальный объем бесполезных фильмов, сериалов, рассказов, смешанных вечеринок, путешествий и фестивалей, которые имеют целью лишь само совместное собрание мужчин с женщинами. Это делается не для того, чтобы благодаря собравшимся осуществилось какое-то добро или какое-либо значимое общественное достижение.

Но когда взгляд общества на связи между мужчиной и женщиной основан на цели, ради которой создан этот инстинкт, т.е. на сохранение рода, то становится необходимым отдаление сексуальной мысли как возбуждающего фактора, дабы не возбуждался инстинкт и не требовал недоступного удовлетворения, и в результате человек не испытывал беспокойство и дискомфорт. В таком положении становится необходимым ограничение этого материального возбуждающего объекта супружеской жизнью для сохранения рода, и получения спокойствия и покоя, получая удовлетворение тогда, когда оно требуется.

Некоторые шариатские нормы

Ислам принял предохранительные шаги, препятствующие появлению материального фактора, возбуждающего инстинкт продолжения рода, чтобы последствиями этого инстинкта не оказались вред и испорченность. В качестве примера, а не в виде ограничения, приведу некоторые из них:

1 – запрещено уединение между мужчиной и женщиной.

2 – запрещено табарруж, т.е. показывать украшения и пользоваться благовониями перед чужими мужчинами.

3 – женщине приказано носить скромную одежду, которая скрывает все то, что является местом украшения.

4 – половая связь между мужчиной и женщиной ограничена супружеской жизнью, обладанием наложницами и только.

5 – как мужчине, так и женщине приказано опускать взоры.

6 – женщине запрещен длительный сафар без махрама.

7 – женщине запрещено выходить из дома без разрешения.

8 – отделение мужчин от женщин, и ограничение их отношений в общественных делах.

9 – для женщины определена личная жизнь вместе со своим мужем и махрамами, и общественная жизнь среди чужих мужчин.

10 – побуждение к раннему браку.

11 – женщине запрещено заниматься каким-либо делом, в котором имеется угроза для нравственности.

12 – за социальные нарушения определены наказания и худуд, которые порой могут доходить до смертной казни.

Нет предпочтения и нет равенства

Дорогие братья и сестры!

Остался один вопрос – это проблема равенства между мужчиной и женщиной, или вопрос предпочтения между ними. Знайте, что Ислам не считает этот вопрос проблемой, и не обратил на него никакого внимания при издании законов социальной системы. Женщина – человек, и мужчина – человек. Они оба одинаково равны перед поручениями. Шариатские законы, решающие их проблемы, не решают их как проблемы мужчин или проблемы женщин, а решают их как человеческие проблемы. Решение касается поступка человека, т.е. возникшей проблемы, но не является решением для мужчины или решением для женщины.

Поэтому вопрос равенства или неравенства между ними не является темой обсуждения. Этого слова нет в лексиконе исламского законодательства. Эта проблема не имеет темы в исламской социальной системе. Этот термин является изобретением Запада, который скандальным образом попирал и продолжает попирать права женщины. В итоге стало естественным, что женщина на западе стала требовать свои  права, и это требование было принято как путь для достижения прав. Что же касается прав и обязанностей женщины, а также прав и обязанностей мужчины в исламском обществе, то они определены согласно прочной божественной системе, которая обеспечивает сплоченность общества, в полной мере дает женщине и мужчине истинное счастье, достойное человека, которого Аллах почтил Своими словами:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ

“И, воистину, почтили Мы детей Адамовых”. [17:70]

Не имеет никакого значения половая принадлежность человека и другие его врожденные стороны, ибо это не является тем, чем люди могут превосходить друг друга. Поэтому одним из самых больших оскорблений, совершенных в отношении женщины стало проведение конкурсов красоты. В этом недопустимо устраивать состязания, поскольку женщина скромной красоты, решившая принять участие в конкурсе, не может изучать красоту в каком-либо научном университете или институте, чтобы обучиться этому и затем превзойти своих подруг, благодаря своим продолжительным усилиям и своему настойчивому труду, с тем, чтобы достичь степени красоты, требуемой согласно параметрам и критериям комиссии.

Следовательно, вопрос не заключается в превосходстве или равенстве, поскольку вопрос состоит в шариатских поручениях для тех, кто достиг возраста таклиф, как мужчин, так и женщин. Например, женщина призывается к вере точно так же, как и призывается мужчина. Между ними нет различия в обязанностях, касающихся поклонения (ибадат), взаимоотношений, наказаний или нравственности. Возложения – едины. Права и обязанности также – едины. Всевышний Аллах говорит:

مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُمْ بَأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

“Тот, кто творит добро, будь это мужчина или женщина, и он верует, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали”. [16:97]

Дорогие братья и сестры!

Как мужчина, так и женщина, имеют свою природу создания, свое местоположение в обществе и законы, которые решают их поступки. Каждому из них приказано быть довольным теми законами, которыми Аллах наделил их. Им запрещено испытывать зависть друг к другу, и желать того, чем Аллах одних из них вознес над другими. Всевышний Аллах сказал:

وَلاَ تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبُوا وَلِلنِّسَآءِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبْنَا

“И не жалейте того, чем Аллах одних из вас вознес над другими. Мужчинам – доля из того, что они приобрели. И женщинам - доля из того, что они приобрели”.  [4:32]

Недостаточность разума и религии?

Перед тем как завершить свою речь я хочу коснуться вопроса, который возможно неясен для некоторых женщин из числа тех, кто призывают к равенству и подражают Западу. Этим вопросом является то, что в Сунне встречаются слова, что женщины недостаточны разумом и религией (накъисат акъл ва дин). Конечно же, эти слова не подразумевают недостаточность разума или религии у женщин, ибо разум, как у мужчины, так и у женщины с точки зрения природы создания является единым. И также религия, с точки зрения веры и действия – является единой для них обоих. Упомянутые слова, имеющиеся в Сунне, имеют в виду недостаточность свидетельства одной женщины, определяя свидетельство двух женщин в степень свидетельства одного мужчины в тех делах, которые имеют отношение к общественной жизни, где присутствие мужчин обычно бывает большим, нежели присутствие женщин.

Что же касается личной жизни, то здесь могут быть некоторые вопросы о кормлении грудью, где, например, достаточно свидетельства одной женщины. Говоря о недостаточности религии, имеется в виду недостаточность у женщины дней совершения намаза и дней соблюдения поста, в силу определенных положений, которые периодически бывают в жизни каждой женщины. Для женщины это облегчение от Аллаха.

Дорогие братья и сестры!

В завершении хочу сказать, что социальная система в Исламе – это отличительная система являющаяся такой в силу того, что она дана людям Всевышним Создателем. Эта система является одной из систем общества, исполнение которых Аллах определил обязательным (фарз) для людей. Их нельзя принимать по частям или постепенно, поскольку это означает препятствование их реализации, что является запретным (харам). Более того, это означает применение наряду с ними других законов, а ведь в правлении Аллаха никто не может быть соучастником. Почему же тогда мы отворачиваемся от Книги Аллаха, и страстно ищем жизнь, полную лишений?

Дорогие братья и сестры!

После этой сегодняшней встречи, мы никогда не сможем приступить к реализации совершенной социальной системы Ислама, пока основы этой системы не будут теми же самыми основами, на которых строится политическая система у мусульман. Это означает необходимость существования исламского государства халифата, которое будет реализовывать Коран и Сунну в государстве и обществе.

Мусульмане, я призываю вас к деятельности для установления этого государства.

Вас-саляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатуху.