بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Имам Амир аш-Шааби был другом халифа Абдуль-Малика ибн Марвана. Он был родом из Куфы, табиином, уважаемым человеком, кладезем знаний. Однажды аш-Шааби рассказал одну удивительную историю:
«Как-то раз Абдуль-Малик ибн Марван отправил меня в качестве посла к византийскому императору. Прибыв к нему, мне пришлось отвечать на очень много вопросов. Обычно послы не задерживалась у него долгое время, но меня он не отпускал много дней, пока я не настоял на своём отъезде. Перед тем как я уехал, он обратился ко мне со словами: «Ты — родственник халифа?». Я ответил: «Нет, я обычный араб». Затем он стал шептаться со своими товарищами о чём-то, и после передал мне записку со словами: «Когда будешь передавать другие послания халифу, не забудь передать и эту записку». По возвращении домой я передал Абдуль-Малику ибн Марвану все послания, а про записку забыл. Выходя от него, я вспомнил о ней и вернулся. Прочитав её, он спросил: «Тебе что-нибудь говорил император, прежде чем дать эту записку?». Я ответил: «Да. Он спросил являюсь ли я твоим родственником? На что я ответил, что таковым не являюсь, я — простой араб». Халиф спросил: «А ты знаешь, что здесь написано?». Я ответил: «Нет». Он сказал: «Читай». Я начал читать: «Я удивляюсь тому народу, среди которых есть подобные люди, а выбрали на пост халифа другого». После прочтения я сказал Абдуль-Малику ибн Марвану: «Клянусь Аллахом, если бы я знал, что внутри, то не передал бы тебе. Он так написал, потому что не видел тебя». Сказал Абдуль-Малик: «А ты догадываешься, зачем он так написал?». Я ответил: «Нет!». Он продолжил: «Его одолела зависть, поэтому он захотел подстрекнуть меня к твоему убийству». Когда эта история дошла до византийского императора, он сказал: «Да, именно этого я и хотел».
Как-то Амир аш-Шааби рассказал об одном бедуине, который сидел рядом с ним и ничего не говорил. Аш-Шааби спросил его: «Почему ты не разговариваешь?», — на что тот ответил: «Когда я молчу, я нахожусь в безопасности, когда я слушаю, я приобретаю знания. Свой удел (знаний) человек получает через уши, а через свой язык он отдаёт другому».
Имам аш-Шааби часто говорил мудрые слова, основанные на Исламе; вот некоторые из них:
«Не скрывайте знания от их последователей, иначе окажетесь в грехе. И не рассказывайте их тем, кто не следует за знаниями, иначе так же окажетесь в грехе».
«Кто выдал благородную девушку замуж за грешника, тот оборвал её родственные связи».
«Я не плачу из-за времени, я плачу по нему».
«Напои меня тем, что легкодоступно, но без чего жизнь невыносима (водой)».
Однажды один человек стал ругать имама аш-Шааби, на что тот ему сказал: «Если ты прав, то пусть Аллах простит меня, если ты лжёшь, то пусть Аллах простит тебя».
Однажды перед имамом Джафаром ас-Садиком некоторые жители Ирака плохо отозвались о правлении Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба и Усмана ибн Аффана. Это сильно разозлило его, и он спросил их с осуждением: «Вы — мухаджиры, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества?». Они сказали: «Нет». Он продолжил: «Вы — те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру?». Они ответили: «Нет». Тогда он сказал им с упрёком: «Так же вы не являетесь и теми, кто пришёл после них и сказал:
رَبَّنَا ٱغۡفِرۡ لَنَا وَلِإِخۡوَٰنِنَا ٱلَّذِينَ سَبَقُونَا بِٱلۡإِيمَٰنِ
«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (59:10)».
Затем он продолжил: «Идите прочь. Пусть Аллах отдалит наше место пребывания от вашего. Вы причисляете себя к Исламу, но вы не из его последователей».