بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Передаёт Бухари в «Адаб аль-Муфрад», что Пророк ﷺ сказал Абу Бакру (р.а.):
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَلشِّرْكُ أَخْفَى مِنْ دَبِيبِ النَّمْلِ، أَلَا أَدُلُّكَ عَلَى شَيْءٍ إِذَا قُلْتَهُ ذَهَبَ عَنْكَ قَلِيلُهُ وَكَثِيرُهُ؟ قَالَ: قُلِ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Ширк незаметнее ползущего муравья. Так не указать ли тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и от больших проявлений ширка? Говори: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сознательно совершать ширк по отношению к Тебе, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю».
— Что касается слов: «Говори: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сознательно совершать ширк по отношению к Тебе», — то в них Пророк ﷺ сообщил о том, что человек не застрахован от совершения ширка, поскольку он — незаметнее ползущего муравья, и временами человек может сам не заметить, как совершит ширк. Ширк может проникнуть в душу человека, когда он и не знает об этом. Здесь под словом «ширк» подразумевается тщеславие (скрытый ширк) и совершение действий напоказ, ради доброй славы. Человек не сможет избавиться от этих отвратительных качеств, если не осознаёт их. Поэтому он должен постоянно проверять себя и отчитывать, чтобы не стать заложником подобного ширка. Вместе с этим, человек должен просить у Аллаха защиты от этого зла и делать всё возможное, чтобы отойти от него словами и действиями. Если бы Аллах не отвечал на мольбы людей и не защищал их от подобного ширка, то не требовал бы от них обращаться к Нему с мольбами.
— Что касается следующих слов: «...прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю», — то это потому, что большинство грехов человек совершает, не зная об этом, и избавиться от этой напасти можно только общей мольбой о прощении всех грехов — совершённых сознательно и по незнанию. С дозволения Аллаха, общая мольба о прощении сотрёт все грехи. Шейх-уль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «В большинстве своём люди не прибегают к общей мольбе о прощении, несмотря на то, что в этом есть необходимость. Мольба о прощении обязательна для каждого человека в любом положении, потому что всегда имеются приказы, которые он не выполняет, или запреты, которые он преступает. Поэтому он всегда должен просить о прощении».
Имам Ибн Каййим сказал: «Нужно стремиться к мольбе о прощении грехов, не откладывая. Если же человек отложит мольбу о прощении, то совершит грех, и если даже он помолится за прощение грехов с опозданием, то обязан будет просить прощения за несвоевременную мольбу. Однако маловероятно, что человек просит прощения за несвоевременную мольбу. Поэтому единственным спасением для него будет общая мольба о прощении всех грехов, как совершённых осознанно, так и по незнанию. К тому же, грехов, совершённых по незнанию, больше, чем совершённых сознательно. Ибн Хиббан приводит в «Сахих», что Пророк ﷺ сказал:
الشِّرْكُ فِي هَذِهِ الْأُمَّةِ أَخْفَى مِنْ دَبِيبِ النَّمْلِ
«В этой Умме ширк незаметнее ползущего муравья». Тогда Абу Бакр спросил его: «Как же нам спастись от него, о Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил:
أَنْ تَقُولَ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ
«Говори: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сознательно совершать ширк по отношению к Тебе, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю». Хадис требует просить прощения даже за те грехи, о которых не знает человек, но знает Аллах. В книге «Сахих аль-Бухари» приводится, что Посланник Аллаха ﷺ произносил в намазе:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي خَطِيئَتِي وَجَهْلِي، وَإِسْرَافِي فِي أَمْرِي، وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي جِدِّي وَهَزْلِي، وَخَطَئي وَعَمْدِي، وَكُلُّ ذَلِكَ عِنْدِي، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أَخَّرْتُ، وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ، وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي، أَنْتَ إِلَهِي لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ
«О Аллах, прости мне мой грех и моё невежество, неумеренность в моих делах и то, о чём Ты знаешь лучше меня! О Аллах, прости мне сделанное мной всерьёз и в шутку, по ошибке и намеренно, ибо всё это мне присуще! О Аллах, прости мне совершённое мною ранее и то, что я совершу, и сделанное мною втайне и открыто, и то, о чём Ты знаешь лучше меня. Ты — мой Господь, и нет божества кроме Тебя». В другом хадисе приводится, что Пророк ﷺ говорил:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي كُلَّهُ، دِقَّهُ وَجِلَّهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ، أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«О Аллах, прости мне все мои грехи — малые и большие, явные и тайные, первые и последние!». Это обобщение в мольбах нужно для того, чтобы охватить все грехи, как совершённые сознательно, так и по незнанию».
Приказ Посланника Аллаха ﷺ произносить: «...прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю», — явно указывает на просьбу о прощении тех грехов, которые мусульманин не считает грехами и которые совершил и забыл. Таким образом, общая мольба о прощении касается всех грехов без исключения.
В толковании слов Пророка ﷺ Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «...прошу у Тебя прощения за то, о чём я и сам не знаю» — эти слова охватывают все грехи, за которые следует просить прощения, поскольку человек не может знать о всех своих ошибках и порой некоторые действия не считает греховными, как говорится в достоверном хадисе: «В этой Умме ширк незаметнее ползущего муравья».
Среди грехов есть такие, о которых человек забыл и не вспомнил во время просьбы о прощении, поэтому есть необходимость в общей мольбе о прощении всех грехов — о которых знает и не знает, — ведь Аллах знает и исчислил все грехи. Всевышний Аллах говорит:
يَوۡمَ يَبۡعَثُهُمُ ٱللَّهُ جَمِيعٗا فَيُنَبِّئُهُم بِمَا عَمِلُوٓاْۚ أَحۡصَىٰهُ ٱللَّهُ وَنَسُوهُۚ
«В тот день Аллах воскресит их всех и поведает им о том, что они совершили. Аллах исчислил это, а они забыли» (58:6).
Как же прекрасно то, что передано от Посланника Аллаха ﷺ относительно общей мольбы о прощении:
اللَّهُمَ مَا كَانَ بَيْنِي وَبَيْنَكَ فَاغْفِرْهُ لِي، وَمَا كَانَ بَيْنِي وَبَيْنَ النَّاسِ فَتَحْمِلْهُ عَنِّي
«О Аллах! Прости мне всё, что между мной и Тобой, и избавь меня от того, что между мной и людьми»! Эта мольба охватывает грехи, которые мусульманин совершил в отношении своего Господа, и те, которые совершил в отношении людей.
Мольба о прощении — это лучшее подчинение и приближение к Аллаху. Когда бы мусульманин ни обращался к своему Господу с просьбой о прощении, в этом будет благо для него. И лучшим из тех, кто молится о прощении, будет тот, кто произносит:
اللَّهُمَّ أنْتَ رَبّي لا إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ خَلَقْتَنِي وأنا عَبْدُكَ، وأنا على عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ ما اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّ مَا صَنَعْتُ، أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عليَّ وأبُوءُ بِذَنْبي، فاغْفِرْ لي فإنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أنْتَ
«О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал; признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».