بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— После смерти Абу Бакра ас-Сыддыка (р.а.) Умар (р.а.) поднялся на хутбу в качестве халифа мусульман и сказал:
«О люди! Я служил Посланнику Аллаха ﷺ, был его стражником и мечом, который он вкладывал в ножны, когда желал. Он ушёл, будучи довольным мною. Я безмерно благодарен Аллаху за это, я был самым счастливым человеком. Затем дела перешли к ас-Сыддыку. Я служил ему, был его стражником и обнажённым мечом, который он вкладывал в ножны, когда желал. Он ушёл, будучи довольным мною. Я безмерно благодарен Аллаху за это, я был самым счастливым человеком. Затем дела перешли ко мне. О люди! Знайте, что моя грубость уменьшилась! Но я всё же буду суровым с угнетателями и грешниками. Что касается богобоязненных и добродетелей, то я готов лечь щекой на землю, чтобы они наступили на моё лицо своими ногами. Вы можете спросить с меня отчёт за пять вещей: я не буду брать из вашего имущества кроме как по праву; я потрачу (то, что взял по праву) только как положено; я увеличу ваше содержание, с дозволения Аллаха; я не буду задерживать вас вдали (от ваших домов); когда же вы будете выполнять свои обязанности перед государством, то я позабочусь о ваших семьях, пока вы не вернётесь».
— Когда праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) назначил валия, то стал проверять его, спрашивая: «Как ты поступишь, когда к тебе приведут вора или грабителя?». Валий ответил: «Отсеку ему руку». Умар (р.а.) сказал: «Если из твоих подданных ко мне приведут голодного или безработного, то руку отсеку я тебе», — и продолжил: «Поистине, Аллах сделал нас наместниками над своими созданиями, чтобы мы накормили голодного, одели раздетого и дали ремесло безработному. Если мы сделаем это, то заслужим благодарность. Руки созданы, чтобы работать. Если они не найдут дело в подчинении, то будут искать дело в ослушании. Так займи же их подчинением до того, как они займутся ослушанием».
— Разъясняя степень своей ответственности, праведный халиф Умар (р.а.) сказал: «Я не лучше кого-либо из вас, но моя ноша тяжелее. Клянусь Аллахом, если животное спотыкнётся на дорогах Ирака, то Аллах обязательно спросит меня за это: «Почему ты не выровнял дорогу, о Умар?»».
— Как-то Умар (р.а.) обходил рынки Медины с Абдуррахманом ибн Ауфом (р.а.). Вдруг они увидели за пределами города караван, который раскинул лагерь. Умар сказал Абдуррахману: «Пойдём, посторожим их товар». Когда они сторожили караван, Умар услышал детский плач, затем обратился к матери ребёнка и сказал: «Накорми его (грудью)». И она накормила его. Затем ребёнок начал плакать второй раз. Умар сказал: «Накорми его». Она накормила ребёнка, но он начал плакать в третий раз. Умар удивился и сказал: «Что ты делаешь?! Ты же его не накормила! О несчастная мать, накорми его!». Она ответила: «Тебе какое дело, я отнимаю его от груди». Он спросил: «Почему?». Она ответила: «Потому что Умар даёт помощь только тем детям, которых отлучили от груди». Умар ударил себя по лбу и сказал: «Горе тебе, Умар! Сколько детей мусульман ты погубил?!». Когда Умар совершал утренний намаз, люди из-за его сильного плача не могли разобрать, какие суры он читает. Затем он обратился к Аллаху с мольбой: «О мой Господь! Принял ли Ты моё покаяние, чтобы успокоилась моя душа, или же отверг, чтобы я выражал себе соболезнования?». После этого он издал указ, что каждый ребёнок с рождения имеет право на помощь.
— Умар отправлял письма некоторым валиям: «Дошло до меня, что ты начал так есть, пить, одеваться и купил такую лошадь и так обустроил свой дом, как не могут себе позволить мусульмане. О раб Аллаха! Остерегайся стать таким, как животное, которое смотрит на плодородную долину и насыщается зеленью, набирая вес, хотя в этом — его погибель».
— Также Умар отправлял следующие послания своим валиям: «Не закрывай двери перед людьми, дабы сильные из них не пожирали слабых».
— Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «Я хочу назначить такого амира, который если станет амиром, то людям из-за его скромности покажется, как будто он — один из них, а если он не станет амиром, то людям покажется, что он — амир из-за его трепета и стремления в достижении интересов мусульман».
— В год голода Умар отказался от мяса на длительный срок. Так однажды его живот начал урчать, и он сказал: «Урчи, не урчи, но клянусь Аллахом, ты не получишь мяса, пока его не получат дети мусульман».
— Однажды члены семьи Умара закололи верблюдицу и поднесли ему на блюде лучшие куски мяса, и он заплакал и сказал: «Плохим бы я был правителем, если бы ел лучшее, а людям оставлял худшее!».
— Однажды в Медину с посланием к Умару ибн аль-Хаттабу прибыл посланец валия Азербайджана. Он зашёл в город в полночь и, не захотев стучать в дверь Умара в такое позднее время, отправился в мечеть. Во мраке темноты он наткнулся на мужчину, который молился, говоря: «Принял ли Ты моё покаяние, чтобы успокоилась моя душа, или же отверг, чтобы я выражал себе соболезнования?». Посланец спросил: «Кто ты? Да помилует тебя Аллах!». Он ответил: «Я — Умар». Посланец сказал: «О правитель правоверных! Почему ты не спишь ночью?». Умар ответил: «Если бы я спал в ночь, то потерял бы себя перед своим Господом, а если бы спал в день, то потерял бы своих подданных». Они вместе подождали, пока не наступит рассвет, и Умар совершил утренний намаз, будучи имамом для людей. Затем Умар пригласил посланца в свой дом, чтобы накормить, предоставив ему выбор: покушать среди бедных мусульман или в его доме. Посланец решил покушать в доме Умара. Когда они вошли в дом, Умар спросил свою жену: «О мать верующих! Что у тебя есть из еды?». Она ответила: «У нас только хлеб и соль». Он сказал: «Принеси это нам». Тем временем бедные ели мясо. Они поели и попили, и после Умар сказал: «Хвала Аллаху, который накормил нас и напоил». Затем он спросил: «Что это позади тебя?». Посланец ответил: «Подарок твоего валия из Азербайджана». Он открыл подарок — это была лучшая еда и сладости из той местности. Первым вопросом Умара было: «Все ли люди едят подобную пищу?». Посланец ответил: «Нет, это особая еда для богатых». Умар тут же вытащил откушенный кусочек изо рта и сказал: «Не подобает Умару кушать то, чего не могут покушать бедные мусульмане». Затем он отправил валию строгое послание, сказав: «Как ты можешь переживать то, что они переживают, если не кушаешь из того, из чего они кушают?».