بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Аль-Куртуби (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Если бы было что-то более благороднее знаний (ильма), то Аллах повелел бы Своему Пророку ﷺ просить увеличения этого так же, как ему ﷺ было велено просить увеличения знаний» (Тафсир аль-Куртуби 41/4).
Имам аль-Хатиб аль-Багдади (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Изучение хадисов в наше время благороднее всех видов дополнительных предписаний (татаввуъ) из-за того, что в результате происходит изучение и оживление интереса к Сунне, выявление нововведений (бидъа) и возвышение приверженцев Сунны» («Шараф асхаб аль-хадис» — «Почёт приверженцев хадиса»).
От Зайда ибн Асламы передаётся, что Абдуллах ибн Масуд (р.а.) сказал: «Час моего пребывания в маджлисе по изучению фикха милее для меня, чем поститься днём и проводить ночь в выстаивании (поклонений) намаза» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхаль иля ас-Сунан аль-Кубра» — «Введение в большой сборник хадисов»).
От Ваки ибн аль-Джарраха передаётся: «Я слышал, как Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю ничего из поступков, что благороднее знаний или хадиса для того, чьи намерения являются правильными» (Ад-Дарими, «Сунан»).
От Катады передаётся, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Достоинство ильма милее для Аллаха, чем достоинство ибадата» (Ахмад, «Сунан»).
Также от Катады передаётся, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Наслаждение от ильма мне нравится больше, чем наслаждение от поклонения» (Абдурраззак, «Мусаннаф»).
От Катады передаётся, что Ибн Аббас сказал: «Совместное обсуждение ильма в части ночи милее для меня, нежели бодрствовать её в поклонении» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхал иля ас-Сунан аль-Кубра» — «Введение в большой сборник хадисов»).
Исхак ибн Мансур сказал: «Я спросил у Ахмада ибн Ханбаля, о каких знаниях имелось в виду в выражении: «Совместное обсуждение ильма в части ночи милее для меня, нежели бодрствовать её в поклонении». Имам Ахмад сказал: «Это знания, которые приносят пользу людям в вопросах их религии». Я спросил: «В вопросах омовения, намаза, поста, хаджа, развода и так далее?». Он ответил: «Да!». Исхак ибн Мансур сказал: «Исхак ибн Рахавейх ответил так же, как Ахмад» (Ибн Абдульбарр, «Джамиъ баян аль-ильм ва фадлих»).
От Абдурраззака, а ему — от Муаммара, передаётся, что аз-Зухрий сказал: «Не было более достойного поклонения Аллаху подобно фикху» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхаль иля ас-Сунан аль-Кубра» — «Введение в большой сборник хадисов).
От Абу Катана, ему — от Абу Хурра, ему же — от аль-Хасана, передаётся: «Знающий (учёный) — лучше, чем аскетичный к мирской жизни и усердный в поклонении; он распространяет мудрость Аллаха, и если от него приняли — то он восхваляет Аллаха, а если отвергли — то снова восхваляет Аллаха» («Джамиъ баян аль-ильм ва фадлих»).
Ар-Рабиъ ибн Сулейман аль-Муради сказал: «Я слышал, как Шафии (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Приобретение знания лучше добровольной молитвы» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхаль»).
От ар-Рабиъ ибн Сулеймана передаётся: «Я слышал, как Шафии сказал: «После выполнения обязательных предписаний нет ничего лучше, чем приобретение знаний». Его спросили: «Даже чем сражение на пути Аллаха?». Он ответил: «Даже чем сражение на пути Аллаха» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхаль»).
Абдуллаху ибн аль-Мубараку сказали: «Если бы тебе сказали: «Тебе осталось жить лишь один день», — что бы ты делал?». Он ответил: «Я бы обучал людей знаниям» (Аль-Байхакы, «Аль-Мадхаль»).
Имам аль-Байхакы (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Дверь добродетели знания лучше, чем добродетель поклонения» («Аль-Мадхаль»).
Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю действия на земле лучше, чем изучение хадисов, для того, кто желает достичь лика Аллаха» (Ибн Абдульбарр, «Джамиъ баян аль-ильм ва фадлих»).
От Ваки ибн аль-Джарраха передаётся, что он сказал: «Не было более достойного поклонения, чем (изучение) хадиса».
Также Ваки сказал: «Если бы хадис не был бы для меня благороднее поминания (тасбих), то я не изучал бы хадисы».
Мухаммад ибн Амр ибн Ата сказал: «Муса ибн Ясар рассказывал нам хадисы, и Ибн Амр сказал ему: «Когда ты заканчиваешь хадис, то давай салям, поскольку ты находишься в намазе».
Абу Саубан Миздад ибн Джамиль аль-Бахрани сказал: «Умар ибн Сухайль спросил аль-Муафа ибн Имрана: «О Абу Имран! Что тебе милее: совершение намаза или записывать хадис?». Он ответил: «Лишь записывание хадиса милее мне ночного намаза».
Ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «В итоге, все сошлись на том, что заниматься знаниями благороднее, чем нафиля намазы, пост, поминание Всевышнего Аллаха и т. п. из дополнительных поклонений, совершаемых телом. Доказательства этому, не учитывая вышесказанное, заключаются в том, что:
знания полезны как для их носителя, так и всем мусульманам, а упомянутые нафиля поклонения приносят пользу лишь исполнившему их;
знания обладают свойством исправлять, а остальные виды поклонений нуждаются в знаниях, и никак не наоборот;
учёные являются наследниками пророков, но этого не сказано о постоянно поклоняющихся;
поклоняющийся следует за учёным, подражая ему в поклонении;
польза и след знаний остаётся после носителя этих знаний, а нафиля поклонения обрываются со смертью того, кто их выполнял;
ильм является качеством Всевышнего Аллаха;
знания — это фард кифая, и они благороднее нафиля поклонения».