بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Несение призыва является великим делом, трудной и утомительной дорогой, по которой шёл Посланник Аллаха ﷺ и его любимые сподвижники, и это унаследовали те, кто уверовал в эту идею после них.
Несение призыва направлено на выведение людей из поклонения людям к поклонению Господу. Трудности призыва ложатся лишь на плечи тех, кто подготовил себя к этим трудностям, закалил себя и воспитался на основе качеств добра. Подобными качествами должен быть обличён каждый носитель призыва. К числу таких качеств относится жертвование.
Под жертвованием подразумевается добровольная отдача, безвозмездно. Как, например, пожертвовать жизнью, имуществом, работой, временем, высоким положением, знанием, должностью и т.п. Человек начинает думать, что имеет лишь право на нужды первой необходимости. Он изо всех сил старается жертвовать, без ожидания материальной награды за это. Он лишь надеется оказать помощь Исламу и получить довольство Всевышнего. Ведь высокий статус не получают за комфорт и тёплое место. Столпами призыва являются усилия и жертвы во всех их проявлениях. Не секрет, что призывающие будут подвергаться разного рода испытаниям, таков путь призыва, поэтому как может истинный призыв обойтись без жертвования на этом пути?!
Посланник Аллаха ﷺ не остановился на полпути из-за мучений со стороны многобожников. Мы помним, как с момента его ﷺ подъёма на гору Сафа и с предупреждения своих родственников его начинают постигать разного рода мучения. Его стали называть колдуном, сумасшедшим, а ведь до этого они сами считали его достойным доверия человеком. Он ﷺ и его сподвижники подверглись сильнейшим мучениям и испытаниям. Мы знаем, что Посланник Аллаха ﷺ обращался к племенам в сезон хаджа, ища у них помощи (таляб ан-нусра) в распространении религии. Так он ﷺ отправился в Таиф, надеясь добиться своей цели, но вернулся избитый камнями, а его ноги сильно кровоточили из-за полученных ран. Также он ﷺ, его сподвижники и помощники подверглись блокаде, которая длилась три года; в этот период из-за голода им приходилось питаться листьями, т.к. не было еды.
В жизненной истории многих сподвижников содержится немало страниц перенесённых жертв на пути призыва. Например, невыносимым мучениям подверглись Биляль, Ясир, Аммар, Сумайя; последняя, не выдержав пыток, умерла, Ясир же находился на гране жизни и смерти. И все они несли идеологию в надежде получить награду у Аллаха и Рай, ширина которого равна небесам и земле. Абдуллах ибн Масъуд так же был подвергнут избиению настолько, что его кровь текла по лицу. Многобожники разозлились на него из-за громкого чтения им аятов Корана в их присутствии, но он встретил это с улыбкой и радостью на лице, т.к. понимал, что подобные испытания возвысят его статус перед Аллахом. После того, как его избили, он сказал следующее: «Клянусь Аллахом, никогда раньше враги Аллаха не падали так низко в моих глазах, как это случилось сегодня. Если хотите, то я готов выйти к ним и завтра», — на что его соратники ответили: «С тебя хватит. Ты читал то, что им ненавистно, поэтому они избили тебя...». Давайте вспомним:
как Мусаб ибн Умайр переезжает в Медину, чтобы донести до людей Ислам,
как Али ибн Абу Талиб ложится в постель Посланника ﷺ, зная, что в любой момент может погибнуть от рук врагов Ислама,
как аль-Бара ибн Малик предложил перекинуть себя через стену «Сада смерти», чтобы открыть ворота для мусульман,
как Абу Дарда после принятия Ислама оставил торговлю, чтобы постоянно находиться с Посланником ﷺ,
как Халид ибн аль-Валид ушёл со своего поста, подчиняясь повелителю правоверных,
как Абу Убайда отказался от поста командующего армией в пользу Амра ибн аль-Аса, чтобы объединить мусульман.
Любой призыв распространяется лишь усилиями и жертвами его последователей, так же — и Ислам, распространение которого напрямую зависит от его последователей — будут ли они жить в комфорте и безопасности или пойдут по пути жертв и усилий. Ислам не дошёл бы до нас, если бы не решительные действия сподвижников и следующих поколений мусульман, которые покинули свою родину, места проживания, оставили семьи, родителей, торговлю. Они пожертвовали своими душами и имуществом, т.к. были убеждены, что несут огромную ответственность и великую обязанность, а также что они — наследники Пророка ﷺ в донесении призыва и претворении Шариата в государстве Халифат. Они понимали, что так люди смогут воочию увидеть справедливость Ислама, его милосердие, что повлияет на их вхождение в Ислам толпами. На фоне этой великой миссии все вещи меркли в их глазах.
Что касается жертвования имуществом, то для носителя призыва сподвижники должны стать в этом ярким примером. Несение призыва нуждается в финансовых затратах, а кто более, кроме носителя призыва, достоин понести эту ношу?! Он не скупится на призыв, равно как и не скупится тратить на своих детей и тех, кто находится на его обеспечении, он спешит выполнять добрые дела в ответ на слова Всевышнего:
وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيۡءٖ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ يُوَفَّ إِلَيۡكُمۡ وَأَنتُمۡ لَا تُظۡلَمُونَ
«Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60),
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَتۡلُونَ كِتَٰبَ ٱللَّهِ وَأَقَامُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنفَقُواْ مِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ سِرّٗا وَعَلَانِيَةٗ يَرۡجُونَ تِجَٰرَةٗ لَّن تَبُورَ ٢٩ لِيُوَفِّيَهُمۡ أُجُورَهُمۡ وَيَزِيدَهُم مِّن فَضۡلِهِۦٓۚ إِنَّهُۥ غَفُورٞ شَكُورٞ ٣٠
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он — Прощающий, Благодарный» (35:29,30),
ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُم بِٱلَّيۡلِ وَٱلنَّهَارِ سِرّٗا وَعَلَانِيَةٗ فَلَهُمۡ أَجۡرُهُمۡ عِندَ رَبِّهِمۡ وَلَا خَوۡفٌ عَلَيۡهِمۡ وَلَا هُمۡ يَحۡزَنُونَ ٢٧٤
«Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:274),
مَّثَلُ ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُمۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنۢبَتَتۡ سَبۡعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنۢبُلَةٖ مِّاْئَةُ حَبَّةٖۗ وَٱللَّهُ يُضَٰعِفُ لِمَن يَشَآءُۚ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٌ ٢٦١
«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261),
Так и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ присутствует побуждение к этому:
مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ الْعِبَادُ فِيهِ إِلَّا مَلَكَانِ يَنْزِلَانِ فَيَقُولُ أَحَدُهُمَا اَللَّهُمَّ أَعْطِ مُنْفِقًا خَلَفًا وَيَقُولُ الْآخَرُ اَللَّهُمَّ أَعْطِ مُمْسِكًا تَلَفًا
«Каждое утро, когда просыпаются рабы Аллаха, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение», — а другой обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, приведи скупого к ущербу!» (Бухари).
قَالَ اللَّهُ يَا ابْنَ آدَمَ أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْكَ
«Расходуй, о сын Адама, тогда и тебя одарят благами!» (Бухари, Муслим).
Сподвижники поняли правильным образом аяты и хадисы и последовали за ними, поэтому их позиция стала маяком для будущих поколений мусульман. Давайте вспомним некоторые примеры:
— Абу Бакр в один из периодов принёс все свои деньги и положил их перед Посланником ﷺ. На что он ﷺ спросил его: «Что же ты оставил для своей семьи?». Абу Бакр ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
— Усман ибн Аффан принёс свои деньги, когда Посланник Аллаха ﷺ снаряжал «армию тягот», на что Посланник ﷺ сказал следующее:
مَا ضَرَّ عُثْمَانَ مَا عَمِلَ بَعْدَ الْيَوْمِ
«Не навредит Усману то, что он совершит после этого дня» (ат-Тирмизи). Далее Усман выкупил в Медине у евреев колодец и передал его в вакф мусульман.
— Абу Тальха отдал в качестве милостыни (садака) свою самую любимую финиковую рощу Байруха напротив мечети в ответ на слова Всевышнего:
لَن تَنَالُواْ ٱلۡبِرَّ حَتَّىٰ تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَۚ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيۡءٖ فَإِنَّ ٱللَّهَ بِهِۦ عَلِيمٞ ٩٢
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).
— Сухайб ар-Румий отдал всё своё имущество многобожникам в обмен на возможность присоединения к Посланнику ﷺ в Медине.
Сподвижники соревновались между собой в жертвовании своим имуществом, даже если оно было небольшим; они стремились к этому благому деянию, веря, что их пожертвования зачтутся у Всевышнего. Из-за сильного желания жертвовать как-то раз бедные сподвижники пожаловались Посланнику ﷺ, что их бедность не позволяет им жертвовать и что богатые опередили их в награде. Приводится от Абу Хурайры: «Однажды бедные мухаджиры пришли к Посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «Владеющие большими богатствами сподвижники достигли самого высокого положения и обеспечили себе вечное блаженство!». На что Пророк ﷺ спросил их: «О чём вы говорите?». Они сказали: «Они молятся, как молимся мы, и постятся, как постимся мы, однако они подают милостыню, а мы — нет, и они освобождают рабов, а мы не можем делать этого!». «Так не научить ли мне вас тому, что позволит вам догнать опередивших вас, и благодаря чему никто из идущих за вами не сможет превзойти вас, если не будет делать того же, что и вы?», — сказал Пророк ﷺ. Они ответили: «Да, о Посланник Аллаха!». Тогда он ﷺ сказал:
تُسَبِّحُونَ وَتُكَبِّرُونَ وَتَحْمِدُونَ دُبُرَ كُلِّ صَلَاةٍ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ مَرَّةً
«Произносите слова «Субханаллах» (пречист Аллах от того, что Ему приписывают), «аль-хамду лиллях» (хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах Велик) по тридцать три раза после каждого намаза» (Муслим).
Если носитель призыва приучит себя жертвовать имуществом, даже если это будет небольшой вклад из-за бедности и нужды, это позволит ему закалить себя, очиститься от привязанности к мирскому (дунья). Особенно это необходимо делать во времена трудностей и сложных ситуаций, с которыми сталкивается призыв, когда нужды призыва возрастают и когда требуется увеличение жертвования. Дверь жертвования на пути призыва вернёт мусульманам их славу и снова сделает их хозяевами этого мира, с дозволения Аллаха.
Что касается жертвования временем, то носитель призыва должен выделить лучшую часть своего времени для выполнения обязательства, которое он взвалил на свои плечи. Ведь он верит, что этот путь спасёт Умму, приблизит её к Аллаху, избавит от господства врагов. Он жертвует лучшим временем для призыва, ставит призыв главным приоритетом в своей жизни, делает призыв осью своих дел, жертвуя своим комфортом и сном, частью своего рабочего времени, чтобы нести призыв Господа, и всё это — в надежде получить довольство Аллаха. Он верит, что Аллах сохранит его жертвы для Судного дня — дня, когда не принесут пользы ни дети, ни богатство. Он верит, что Аллах благословит его время, его деяния, его удел. Он убеждён, что его удел придёт к нему в полном объёме, независимо, будет он работать 20 часов или 8 часов, больше или меньше этого, ведь удел предписан, и человек не умрёт, пока не получит его сполна.
Такая вера толкает носителя призыва нести призыв в любое время суток: на работе, в семье, соседям, в своём районе, регионе. Вера толкает его говорить истину, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Он разделяет время между работой, целенаправленным и общим просвещением, целенаправленными посещениями людей и всем, что требует несение призыва рациональным образом. Он всегда готов совершать то, что возложено на него, без колебания и промедления. Он наполнен энергией, его чувства живы, он проявляет милосердие к людям, желает им добра, полон решимости позаботиться об их интересах, переместить их в состояние, которым доволен Аллах. Он желает им то, что желает для себя, он желает им такого же понимания и видения, которым одарил его Аллах.
Эти часы и минуты, которые мы проживаем в данном мире, являются нашей жизнью, поэтому мы должны:
наполнить её подчинением Аллаху, избегать траты на забавы, даже если это является мубахом (дозволенным),
не проявлять беспечности в отношении приказанного Всевышним.
Каждый человек должен установить ежедневную программу для своих дел (особенно — носитель призыва), чтобы в конце дня он мог отчитывать себя, пока не наступил его отчёт в Судный день. Так он сможет исправить упущения, ведь в Судный день не будет возможности сделать это, там будет лишь сожаление за утраченное время.
لَا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَ فَعَلَ وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبْلَاهُ
«Не сдвинутся с места ноги человека в Судный день, пока не будет он спрошен:
о жизни: как он её провёл,
о его знаниях: на что он их использовал,
о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил,
о теле его: как он его использовал» (ат-Тирмизи).
Передаётся от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха ﷺ, наставляя одного человека, сказал следующее:
اِغْتَنِمْ خَمْسًا قَبْلَ خَمْسٍ شَبَابَكَ قَبْلَ هَرَمِكَ وَصِحَّتَكَ قَبْلَ سَقَمِكَ وَغِنَاكَ قَبْلَ فَقْرِكَ وَفَرَاغَكَ قَبْلَ شُغُلِكَ وَحَيَاتَكَ قَبْلَ مَوْتِكَ
«Воспользуйся пятью вещами до того, как их место займут пять других вещей:
молодостью до наступления старости,
здоровьем до того, как наступит болезнь,
богатством до того, как наступит бедность,
свободным временем до того, как наступит занятость,
жизнью до того, как наступит смерть» (аль-Хаким).
Очевидным фактом является то, что Аллах благословил жизнь и время праведных учёных, они успели сделать настолько многое и добиться многого, что трудно представить. Аллах благословил их слова, дела, книги, польза от которых достигла таких масштабов, о каких они сами даже не могли и догадываться. Они пожертвовали своим временем на пути несения Ислама. Плоды этих жертв мы находим по сей день.
Сказал Посланник ﷺ:
مَنْ دَعَا إِلَى هُدًى كَانَ لَهُ مِنَ الْأَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ لَا يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئاً
«Кто призывал людей на истинный путь, тому достанется награда, подобная награде тех, кто последует этим путём, и это ничуть не уменьшит их собственных наград» (Муслим),
مَنْ دَلَّ عَلَى خَيْرٍ، فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِ فَاعِلِهِ
«Кто укажет другим на доброе дело, тот получит вознаграждение, равное вознаграждению тех, кто его совершит» (Муслим),
فَوَ اللَّهِ لَأَنْ يُهْدَى بِكَ رَجُلٌ وَاحِدٌ خَيْرٌ لَكَ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ
«Клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше, чем обладать красными верблюдами!» (Бухари, Муслим).
В конце хотелось бы повторить, что путь призыва требует жертвования, и каждый призывающий должен осознавать это.
О Аллах, мы просим Тебя наделить нас благоразумием, сознательностью, праведными словами и делами. Мы просим Тебя о том, чтобы Ты сделал нас из числа тех, кто слушает и повинуется благому, сделал нас ключом к дверям добра и замком к дверям зла. Просим Тебя почтить нас установлением Второго Праведного Халифата.
Хвала Аллаху — Господу миров, благословение нашему Пророку Мухаммаду ﷺ, его семье и сподвижникам.