بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Он был одним из героев битвы при Дамаске, одним из командиров мусульманской армии, покорившей Египет, главнокомандующим ею в походе на Родос.
После длительного периода страстного ожидания и нетерпения Посланник Аллаха ﷺ достиг, наконец, пригородов Ясриба...
И вот они, жители славной Медины, толпятся на улицах и высыпали на крыши домов, восклицая: «Нет божества кроме Аллаха», — и возвеличивая Аллаха, переполненные радостью по случаю встречи Пророка Милосердного и его правдивейшего сподвижника… И вот проходят маленькие девочки Медины с бубнами в руках, с сияющими от радости глазами, издающие восторженные возгласы и громко декламирующие:
«Пришла к нам полноликая луна
после долгой и томительной разлуки,
И мы должны возблагодарить
Того, кто призвал к Аллаху...».
Посланника Аллаха ﷺ с трудом пробирался через ряды восторженных людей, сердца которых истомились долгим ожиданием. Его окружало море страстно трепещущих душ, источающих слёзы радости и излучающих улыбки счастья.
Однако Укба ибн Амир аль-Джухани не видел вступления торжественной процессии Посланника Аллаха и не радовался подобно всем встречающим его прибытию. Дело в том, что ещё до этого события он со своими овцами ушёл в пустыню, чтобы пасти их там, поскольку они очень отощали и были на грани гибели. Эти овцы представляли собой единственное имущество, которым владел Укба ибн Амир.
Однако радость, захлестнувшая Медину, тут же распространилась на ближайшие и отдалённые кочевья, охватив своим сиянием каждый клочок благословенной земли. Отголоски этой бурной радости не миновали и Укбу ибн Амира аль-Джухани, который находился со своими овцами на отдалённом пустынном кочевье.
Передадим же здесь слово Укбе ибн Амиру, чтобы он сам рассказал нам историю своей встречи с Посланником Аллаха ﷺ.
Укба рассказывал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ вступил в Медину, я пас своих овец в пустыне. Как только до меня дошла весть о его прибытии, я тут же бросил своих овец и немедленно отправился в путь, чтобы встретиться с Пророком ﷺ. Увидев его, я спросил: «Примешь ли ты у меня присягу, о Посланник Аллаха?». В свою очередь, он спросил меня: «А кто ты?». Я ответил: «Укба ибн Амир аль-Джухани». Пророк ﷺ спросил: «А какую присягу ты предпочитаешь: кочевых арабов или мухаджиров?». Я ответил: «Предпочитаю присягу мухаджиров». Посланник Аллаха ﷺ принял у меня присягу мухаджира, и я переночевал у него, а затем отправился обратно к своим овцам».
Далее Укба рассказывал: «Нас было двенадцать мусульман, которые находились вдали от Медины для выпаса своих овец на отдалённых пастбищах.
Некоторые из нас сказали другим: «Не будет для нас добра, если мы по очереди не будем посещать Посланника Аллаха, чтобы он учил нас нашей религии и читал нам то, что послано ему с Небес через посредство Божественного откровения. Пусть один из нас каждый день отправляется в Ясриб, оставляя на нас своих овец, чтобы мы их пасли вместо него».
Тут я предложил: «Отправляйтесь по одному к Посланнику Аллаха, и пусть каждый убывающий оставляет мне своих овец». Дело в том, что я очень боялся оставлять кому-нибудь своих овец».
Далее Укба рассказывал: «Каждый день утром один из моих товарищей отправлялся к Посланнику Аллаха, оставляя мне своих овец, чтобы я пас их. Когда он возвращался, я внимательно выслушивал то, что он рассказывал из полученных знаний. Но как-то я задумался и сказал себе: «Горе тебе! Неужели из-за этих полудохлых овец, которые никак не откармливаются, ты упускаешь сам для себя возможность быть рядом с Посланником Аллаха и непосредственно внимать ему без всякого посредника?». После этого я бросил своих овец и отправился в Медину, чтобы находиться в мечети рядом с Посланником Аллаха».
Когда Укба ибн Амир аль-Джухани предпринял этот решительный и отважный шаг, ему и в голову не приходило, что через десять лет он станет одним из крупнейших учёных-богословов из окружения Посланника Аллаха ﷺ, одним из известнейших чтецов Корана, выдающимся военачальником и крупным исламским руководителем. Оставляя своих овец, он никак не мог себе представить, что он будет находиться в авангарде армии, покорявшей Дамаск — мать городов мира, и будет жить в доме в прекрасном зелёном районе Дамаска Бабтуме.
Направляясь к Посланнику Аллаха ﷺ, он никак не мог даже предположить, что станет одним из командующих, которые покорят Египет — зелёный изумруд нашего мира, что станет наместником этой страны, поселившись во дворце на склоне каирской горы аль-Мукаттам. Тогда всё это было покрыто мраком неизвестности, и ведомо это было лишь только Аллаху.
Подобно тени, Укба ибн Амир аль-Джухани неразлучно следовал за Посланником Аллаха ﷺ. Куда бы тот ни направлялся, Укба держал повод его мула или шёл рядом с ним. Часто Посланник Аллаха ﷺ сажал его сзади себя, так что Укба даже получил прозвище «едущий сзади». Иногда случалось даже так, что Пророк ﷺ спешивался с мула, чтобы освободить место для Укбы, а сам следовал пешком.
Укба рассказывал: «Как-то я держал на поводу мула Посланника Аллаха, когда мы пробирались через заросший густой растительностью район Медины. Он спросил меня: «О Укба, не хотел бы ты сесть на мула?». Я хотел отказаться, но, боясь обидеть Посланника Аллаха, ответил: «Да, о Пророк Аллаха». Он тут же спешился, а я, подчиняясь его приказу, сел на мула. Пророк же последовал дальше пешком. После того, как я спешился, Пророк продолжил путь верхом. Затем он спросил меня: «О Укба, не хотел бы ты, чтобы я научил тебя двум сурам, которых ты никогда не слышал?». Я ответил: «Да, конечно, о Посланник Аллаха». Он прочитал мне: «Скажи: «Я ищу прибежища у Владыки зари...» (сура «Рассвет»), и «Скажи: «Я ищу прибежища у Владыки рода человеческого...» (сура «Люди»). Затем, во время совершения намаза, Пророк произнёс эти аяты и сказал: «Читай их всякий раз, отходя ко сну и пробуждаясь». С тех пор всю свою жизнь я неукоснительно соблюдаю это правило».
Основные усилия Укбы ибн Амира аль-Джухани были направлены на две области: науки и джихада. Он посвятил этому все свои духовные и физические силы, щедро расходуя их на этом благородном поприще.
В области науки он черпал знания из чистого и обильного источника в образе Посланника Аллаха ﷺ, пока не стал замечательным чтецом Корана, рассказчиком хадисов и учёным-богословом в области наследования и распоряжения наследством. Кроме того, он стал известным литератором, языковедом и поэтом.
Никто не мог превзойти его в искусстве чтения Корана. Когда спускалась ночь и мир успокаивался, Укба начинал читать из Книги Аллаха её ясные аяты. Его чтению всем сердцем внимали благородные сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, их души покорялись, а глаза наполнялись слезами из-за душевного трепета пред Аллахом.
Как-то Укбу пригласил к себе Умар ибн аль-Хаттаб и сказал ему: «О Укба, прочти мне что-нибудь из Книги Аллаха». Он ответил: «Слушаюсь, о повелитель правоверных!». Затем наизусть начал читать некоторые аяты из Священной Книги. Умар так разрыдался, что от слёз его борода стала мокрой.
Укба оставил переписанный собственноручно свиток Корана, который до недавнего времени находился в Египте в мечети, известной как мечеть Укбы ибн Амира. В конце рукописи Корана начертано: «Написано Укбой ибн Амиром аль-Джухани». Эта рукопись Укбы была одним из старейших известных свитков Корана на всей нашей планете. Но, к сожалению, сейчас эта рукопись утеряна, как и многое другое из нашего богатейшего наследия, о котором мы так мало заботимся.
Что же касается джихада, то здесь достаточно упомянуть, что Укба ибн Амир аль-Джухани участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в битве при Ухуде, а также в последующих военных походах. Он был одним из тех отважных и бесстрашных героев-богатырей, которые показали чудеса храбрости и отваги при покорении Дамаска. За его доблесть Абу Убайда ибн аль-Джаррах наградил Укбу ибн Амира тем, что послал его к Умару ибн аль-Хаттабу сообщить радостную весть о новой победе. Целых восемь дней и ночей, от пятницы и до пятницы, Укба непрерывно мчался в Медину, пока, наконец, не привёз аль-Фаруку весть о величайшей победе.
Он был одним из командующих мусульманскими армиями, которые покорили Египет. Вождь правоверных Муавия ибн Абу Суфьян наградил его назначением на пост наместника Египта, на котором он пробыл три года. Затем он был направлен руководителем похода для покорения острова Родос в Средиземном море. Пылкая страсть Укбы ибн Амира аль-Джухани к джихаду была так сильна, что он наизусть помнил все хадисы, посвящённые джихаду, и мастерски рассказывал их мусульманам. Он упорно совершенствовал своё искусство стрельбы из лука, и это было его любимым развлечением.
Находясь в Египте, Укба ибн Амир аль-Джухани смертельно заболел. Собрав своих детей, он обратился к ним со своим последним наставлением: «О дети мои, запомните хорошенько, что я завещаю вам три вещи: принимайте на веру хадис о Посланнике Аллаха, только убедившись в его достоверности; никогда не берите в долг деньги, даже если будете ходить полуголыми; не пишите стихов, ибо это отвлекает сердце от Корана». Когда Укба скончался, его похоронили на склоне горы аль-Мукаттам в Каире. После этого начали разбираться с его наследием и обнаружили, что он оставил более семидесяти луков, при каждом из которых был колчан со стрелами. Это всё он завещал в пользу мусульман во имя Аллаха.
Пред ликом Аллаха предстал известнейший чтец Корана, учёный и храбрый воин Укба ибн Амир аль-Джухани. Да удостоит его Аллах высокой наградой за вклад в дело Ислама.