بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Изучая уроки истории, человек видит, как великие культуры достигали пика своего развития, а затем их постигал упадок и крах.
Это привлекло внимание научных кругов и политиков, а также движений за социально-политическое изменение. Они пожелали выяснить причины, мотивы и условия такой закономерности. Данная статья коснётся культуры капитализма, причин его развития, краха и условий, при которых происходит падение. Понимание будет основываться на сущности культур и уроках истории через раскрытие закономерностей краха одних культур и рождения других.
Основная идея этой статьи заключается в том, что крах или замена той или иной культуры происходят, когда людям становится очевидна упадочность и неспособность этой самой идеологии решать проблемы общества. Имеются три положения, когда происходит смена культур:
1. Когда приверженцы упадочной культуры прибегают к реформам и латанию той самой культуры, которая и привела их в упадок.
2. Когда народ по собственной воле принимает другую культуру, более пригодную для устройства жизни.
3. Когда им навязывается силой извне иная культура, после чего они видят в ней пригодность и принимают её.
Посредством данной статьи мы хотим показать порочность капиталистической культуры, в чём признаются даже её последователи. Но нужно понимать, что капитализм не падёт сам по себе, необходимо его заменить другой культурой. Для этого последователи капитализма должны:
либо заняться его реформированием, чего не происходит,
либо принять более возвышенную культуру, как, например, Ислам, но так у них вопрос не стоит,
либо войти в противостояние с другой культурой, и та должна одержать верх над ними, чего в настоящее время так же не происходит.
Следовательно, нет никакого спасения от капитализма и его зла, если только не вступить с ним в прямое противостояние, а на это способны лишь последователи Ислама. Противостояние неизбежно, ведь это закономерность при смене народов, более того, этот путь прошли все прежние народы и нации. И тогда через претворение государством над людьми исламской культуры (согласны они с этим или нет) будет положен конец нечестию капитализма.
1. В историческом контексте
Цивилизация Европы, совершавшая Крестовые походы, рухнула в XVI веке, после чего европейцы заменили её новой светской культурой в лице капитализма. Эта культура отделила религию европейцев от жизни общества; так появилась новая культура Европы. Сама замена одной культуры на другую протекала через ожесточённую борьбу между мыслителями, философами, учёными Европы, с одной стороны, и королями вместе с Церковью — с другой. Эта борьба продолжалась, пока у них не сформировалась новая культура, которая радикально и всесторонне изменила образ жизни европейцев, дала им идейный толчок, развила светскую направленность.
Однако после претворения новой капиталистической идеологии и при решении проблем общества в разных сферах жизни начала проявляться несостоятельность и ошибочность этой идеологии. В результате среди людей, мыслителей и политиков Европы появился взгляд о том, что капиталистическая система несёт несправедливость и бесчеловечность. Люди превратились в алчных существ, которые ничем не могут насытить своё нутро; они стали превозносить материальную ценность и эгоизм, основой их связей стала материальная выгода.
В результате в Европе возникли восстания и протесты против несправедливой системы, которая служит лишь на пользу капиталистам и их компаниям. Ведь власть перешла на службу крупным капиталистам, гарантируя им прибыль, даже если при этом необходимо переступить через головы бедных и нуждающихся людей. А ведь последние появились в результате политики капиталистического рынка, хотя именно капиталисты заявляли о неизбежной справедливости при распределении богатств.
Очевидная порочность капитализма в свою очередь побудила группу европейских философов и мыслителей пересмотреть свои взгляды и заняться поиском более пригодной и справедливой культуры. Так возникли разные социалистические теории, во главе которых стоял коммунизм. Большой вклад в эти идеи внёс Карл Маркс. Фактическим провозглашением непригодности капиталистической культуры стало установление в 1917 году социалистического государства. У истоков этого антикапиталистического государства стоял Ленин. С тех пор борьба между двумя культурами только усилилась. В результате коммунизм почти сверг капитализм, ведь он являлся альтернативой, которая основывалась на идеях социальной справедливости и ответственности за других. Данная борьба оставалась напоминанием о том, что звезда капитализма двигается к своему закату.
2. Между порочностью культуры и её крахом
После того, как порочность капиталистических идей проявилась в жизни в Европе после насильственного присоединения ряда европейских стран к Восточному лагерю после Второй мировой войны, должен был наступить крах капиталистической культуры. Однако она смогла пережить этот этап, т.к. на горизонте засиял новый мировой лидер, который взял в свои руки знамя капитализма. Этим лидером стала Америка, которая оказала Европе политическую и военную поддержку; она смогла остановить распространение коммунистической культуры. Таким образом именно Америка стала тем, кто спас капитализм от полного краха.
С другой стороны, претворение коммунизма в обществе привело к упадку в идейной и материальной деятельности, к экономической отсталости, к политической диктатуре и несправедливости в отношении людей. Также коммунистическая идеология потерпела неудачу перед внутренними и внешними вызовами. В период «Холодной войны» между СССР и Америкой чаша весов склонилось в пользу капитализма. Затем в конце 1980-х гг. коммунистическая культура пришла в полный упадок. Ведь по сути единственным на тот момент, кто мог спасти эти народы от коммунистического ада, был капитализм.
Хизб ут-Тахрир в книге «Опровержение марксистского социализма» пишет: «Восточная Европа, несмотря на кошмар марксистского социалистического правления, стала отходить от него в пользу идей капитализма и идей о свободах. В этом нет чего-то неестественного, напротив, это объяснимо сложившимися обстоятельствами. Ведь каждый народ живёт в соответствии со своими идеями. Примером тому служит Советский Союз, который, идя путём марксистского социализма, боится, что снова вернутся идеи капитализма. И поэтому Советский Союз противостоит ему железом и огнём. Причина этого заключается в том, что Союз верит в то, что если идеи капитализма станут главенствующими, то режим марксистского социализма будет разрушен, а на его месте будет водружён режим капитализма». Эти слова Хизб опубликовал в 1963 году, опираясь на свой проницательный, озаряющий взгляд и на закономерность, которую Аллах определил для культур и обществ.
3. Неужели крах коммунизма является доказательством правильности капитализма?
После падения коммунистической культуры последователей капитализма охватила эйфория. А такие мыслители, как Фрэнсис Фукуяма, объявили о конце истории (т.е. о достижении некоторого идеала) и победе культуры белого человека. Он утверждал, что капитализм достиг вершины в эволюции и прогрессизме. Это выражается в наличии человеческого опыта в сфере политических институтов демократии и экономики свободного рынка. Таким образом был положен конец вынужденному пути, через который проходит любой народ и любая культура.
Однако возникает вопрос: неужели падение коммунистической культуры означает правильность и достоинство капитализма, что он достоин стать наивысшей культурой для людей, как об этом заявляет Фукуяма?
4. Капиталистическая культура является правильной культурой или порочной?
Каждый народ живёт, руководствуясь идеями, в которые верит, на их основе он формирует свою культуру. Затем из этих идей вытекает система законов. Так появляется новый образ жизни со своим окрасом. Однако, если главенствующие идеи меняются, то меняется как система, так и культура. Ведь культура — это совокупность устойчивых взглядов (мафхумов) о жизни. И она базируется на трёх вещах:
а. основополагающая идея,
б. представление о жизни,
в. понимание счастья.
Правильность или порочность культуры зависит от этих трёх вещей. Поэтому необходимо оценивать правильность или порочность этих вещей с точки зрения всеобъемлющего взгляда.
Основополагающей идеей (или точкой зрения), на которой стоится капиталистическая культура, является отделение религии от жизни общества. Данное капиталистическое мировоззрение по своей сущности является непригодным, т.к. она не удовлетворяет разум и противоречит природе (фитре) человека и не решает надлежащим образом основную проблему людей. Поэтому нерешённость основной проблемы будет беспокоить индивидов, народы и нации, живущие под правлением капитализма, т.к. они всё дальше и дальше будут отдаляться от счастья.
Представление о жизни — это философия, посредством которой капитализм придаёт окрас жизни и поступкам людей, не говоря уже о преследуемых целях и ценностях. Западная культура считает, что представление о жизни основано на пользе (манфаа) и что в жизни преследуется лишь материальная ценность. Поэтому такие ценности, как духовная, гуманная и нравственная, не имеют влияния на западную культуру. И то, в чём есть польза, считается у них правильным, и не важно, ложь это или правда, обман это или честность. Это то, что у приверженцев капитализма называют «прагматизмом». Каждая мысль, которая несёт в себе пользу, у них считается правильной. Они не учитывают того, насколько она правдива и насколько соответствует реальности.
Добиться счастья в капитализме — это значит предоставить человеку наибольшее количество плотских наслаждений. Средством для получения наибольшего количества этих наслаждений являются деньги, и поэтому всеми доступными способами они приобретаются. Ведь, как утверждают последователи западной культуры, цель оправдывает средства.
Западная культура со своим представлением о жизни стала источником страданий всего человечества, в результате люди потеряли успокоение в душе. Поэтому было естественным, что она отвергла присутствие в жизни нравственных качеств и их ценность, а также духовную ценность. В результате у людей возник духовный кризис, а жизнь стала выстраиваться на основе конкуренции, эгоизма, вражды и колониализма. Более того, все кризисы, которые сегодня существуют в мире, являются результатом гегемонии капитализма, и они несут опасность для счастья всего человечества.
Сегодняшний мир, с учётом его мышления о жизни, находится в упадке и отсталости, его поглотили беспокойство, размышление о жизни лишено всякой ответственности за других, жизнь людей продолжает наполняться страданиями. Поэтому необходимо устранить безответственное, эгоистическое мышление, заменив его на мышление — где присутствует ответственность за других, — приводящее к возвышенной жизни всё человечество.
Правильная культура должна основываться на взглядах о жизни, которые вытекают из правильной идеологии. Эта идеология будет обеспечивать достойную жизнь людям правильным и сбалансированным образом, она не отдаст предпочтение только одной ценности, оставляя другие.
Истинное счастье достигается через постоянное успокоение. А это успокоение будет достигнуто лишь посредством разумной акъыды (мировоззрения), которая и ответит на вопрос, в чём заключается решение основной проблемы в жизни людей, а также предоставит комплекс системы законов, которые благоустроят жизнь людей.
Хочу обратиться с вопросом к последователям капитализма и его теоретикам: дала ли ваша культура и ваши законы успокоение вам, а затем другим людям, или же она принесла страдание и несчастье всему человечеству?
5. Причины исчезновения обществ и культур
Чтобы ответить на этот сложный и ключевой вопрос, для начала мы должны провести различие между исчезновением культур и государств. Государства исчезают по многим причинам, которые зачастую отличаются от причин исчезновения культур. Например, государство может исчезнуть из-за превосходящей силы противника, но при этом культуру данного государства враги не смогут уничтожить. Ведь если культура осталась в устойчивых взглядах (мафхумах) народа, то она вернётся снова. Поэтому необходимо понимать, какие причины привели к гибели культур, а какие — к гибели государств. Поскольку исчезновение того или иного происходит в соответствии с планомерным изменением, которое связано с причинно-следственными явлениями. Поэтому более уместным будет проведение анализа самих причинно-следственных явлений с целью разъяснить то, почему исчезли государства, а затем применить это к самим культурам. Только затем мы можем поговорить о судьбе капитализма.
Культура, государство, нация — это человеческое образование, т.е. общество. Общество — это причинно-следственная система, любое общество состоит из системы и частей, а также связей между этими частями. Частями общества являются индивиды. Связи — это идеи, чувства и законы.
Возникает вопрос: что даёт определённой систему стабильность (или что приводит к состоянию нестабильности и когда неизбежны изменения)?
Естественным будет то, что народы склонны к стабильности и не хотят изменений, и это основа основ. Смотря на общество, видно, что процессы в обществе — это причинно-следственные явления, и оно стремится сохранить сложившийся уклад и противостоит всяческим изменением. Процесс изменений обычно происходит из-за навязанных причин.
Любой народ или нация живут в соответствии со своими идеями и претворяют систему, вытекающую из них. Стабильность общества зависит от общественных связей. Этими связями являются идеи, чувства и законы. И если народ поменяет свои главенствующие идеи, то поменяется система и культура. Причиной пересмотра главенствующих идей является их замена новыми. Процесс изменения общественных идей происходит в трёх случаях:
1. Если народу станет очевидна испорченность его культуры или крах его системы в решении проблем общества, то тогда он возьмётся за реформирование и латание своей культуры.
2. Если народ по собственной воле примет новую культуру, которая, по его мнению, более пригодна для жизни общества.
3. Если ему будет навязана новая культура извне, и он увидит её пригодность и станет руководствоваться ей.
В первом случае речь идёт о внутреннем побуждении преобразовать свою культуру. Причины здесь две:
порочность идей,
провал системы.
Что касается испорченности общественных идей, то это происходит в случае, когда для мыслителей и учёных становится очевидным непригодность данных идей. И тогда они начинают реформировать свою культуру на основе новых идей, как это произошло в случае с возникновением капитализма, о чём мы упоминали ранее.
Что касается провала главенствующей системы, то это происходит из-за неспособности самой системы дать людям искомое счастье. А это возможно лишь при наличии двух вещей:
ощущение людьми справедливости от претворяемой над ними системы,
способность системы обеспечить и удовлетворить основные нужды индивидов и общества.
Поэтому главенствующая система рушится при двух положениях:
а. Если система не способна позаботиться о делах людей и не способна удовлетворить их основные нужды.
б. Если люди чувствуют сильнейшую несправедливость со стороны системы или отсутствие в ней принципа справедливости.
Во втором случае речь идёт о положении ведущем к краху системы. Здесь подразумевается неспособность системы позаботиться о делах людей из-за несправедливого распределения богатств в обществе, существования экономических, политических и социальных потрясений. Неспособность системы решить эти проблемы доходит до патовой стадии, что влечёт за собой неимоверное желание изменить систему или выйти против неё. Именно это и произошло в Европе в XIX веке, что привело к появлению новой идеологии и культуры в лице коммунизма.
В третьем случае речь идёт как об увеличении несправедливости, так и об отсутствии самой справедливости. По мнению граждан, справедливость системы должна опираться на три вещи:
законность справедливости как ценности, которую принимают люди,
народное согласие,
военная сила, которая будет защищать претворение справедливой системы.
Если справедливость исчезнет хоть в одной или во всех этих вещах, то общественные связи сначала начнут разрушать в умах людей, а затем уже их постигнет фактический крах.
Ценность справедливости основана на вере людей в легитимность претворяемых законов, которые вытекают из основополагающей идеи. А ведь именно на этой идее формируется культура. Если будет утрачена эта легитимность, то ценность справедливости начнёт рушиться в глазах людей, и тогда произойдёт чувственное разделение между людьми и системой.
Что касается народного согласия и принятия системы и тех, кто у власти, то это встречается в естественно образовавшихся государствах. Ведь когда нация является фактическим обладателем власти, то её поддержка системе будет естественной.
В искусственно образованных государствах народ и система разделены, поэтому власть имущие вынуждены прибегать к силе армии, чтобы народ подчинился системе, как это происходит сегодня в мусульманских странах. Однако Божественную закономерность невозможно нарушить, ведь в соответствии с ней Умма должна обладать властью. И даже если кто-то перехватит у неё власть, то это не продлится долго, т.к. неизбежно всё вернётся на круги своя.
Более близким к этому является пример сирийского режима, который является режимом преступных кланов, лишённый всякого признания со стороны народа. Режим является тираническим, несправедливым в отношении людей, где у руля власти находятся члены партии «Баас» из числа алавитов, которые узурпировали власть Уммы. Поэтому революции Шама были естественными и ожидаемыми. Хоть режим и его приспешники думают, что посредством меча и огня они уничтожили революцию, однако, с дозволения Аллаха, их власть подошла к концу, так как их нахождение у власти противоречит законам истории, и их исчезновение неизбежно.
Такыюддин Набхани в одной из публикаций за 27.02.1974 пишет: «Установление любого государства в том или ином сообществе имеет свои законы и нормы. Под этим подразумевается принятие сообществом — или сильной группой в этом сообществе — ряда устойчивых взглядов (мафхумов), критериев и убеждений, на которых и будет строиться государство. Если же эти устойчивые взгляды и критерии не будут приняты людьми, то не будет и государства на этих основах, даже если на шее людей будет сидеть узурпатор и навязывать силой взгляды и критерии. Основой в установлении государства является принятие со стороны сообщества — или сильной группой из его числа — устойчивых взглядов (мафхумов), критериев и убеждений. Первым же шагом будет разговор об устойчивых взглядах (мафхумах), критериях и убеждениях. Таковы законы сообществ, таковы законы правления и власти. Данные законы и нормы очевидны. А намерение пытаться игнорировать их, пытаться прийти к власти путём силы и запугивания не ведёт к возникновению государственности, даже если временно приходится говорить о существовании насильственной власти».
Государства распадаются по определённым причинам, и если они разрушаются, то не восстанавливаются, а на их месте образуется новые государства. Что касается культуры, то как совокупность взглядов о жизни она может возвратиться даже после своего заката, если её примет некая часть общества и начнёт претворять её. Например, культуры и государства индейцев были полностью уничтожены капитализмом в Америке. Однако культура Ислама продолжила своё существование даже после разрушения Аббасидского государства нашествием татаро-монголов в 1258 году. Более того, впоследствии культура Ислама расплавила их с Исламской Уммой, т.е. они стали её частью, тем самым изменив традициям победителей.
6. Естественный порядок в изменении обществ
Неизбежный распад государств происходит в соответствии с закономерностью и определёнными причинами. Следует отметить, что нам необходимо обратиться к Корану, а затем — к истории, чтобы извлечь факторы и закономерность, которые связаны и имеют непосредственное отношение к движению государств и культур. Следует отметить, что божественная закономерность отличается от естественных законов тем, что она движется по своему пути, поэтому иногда её результаты могут происходить быстро, но они иногда могут не возникать долгое время, однако совсем отсутствовать они не могут.
В Коране Аллах поясняет закономерности, согласно которым происходит изменения в обществах. Эти процессы неизбежны, и они происходят, чтобы человечество могло населять землю, и при этом она оставалась пригодной для проживания людей. Всевышний сказал:
فَهَلۡ يَنظُرُونَ إِلَّا سُنَّتَ ٱلۡأَوَّلِينَۚ فَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَبۡدِيلٗاۖ وَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ ٱللَّهِ تَحۡوِيلًا
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме участи первых поколений? Ты не найдёшь замены для установления Аллаха и не найдёшь возможности уклониться от установления Аллаха» (35:43).
Первой закономерностью мы бы хотели отметить, что каждая нация имеет свой срок существования, а затем она, как и обычный человек, умирает. Всевышний сказал:
وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٞۖ فَإِذَا جَآءَ أَجَلُهُمۡ لَا يَسۡتَأۡخِرُونَ سَاعَةٗ وَلَا يَسۡتَقۡدِمُونَ٣٤
«Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (7:34).
Поэтому курайшитская культура, курайшитская нация и их государство прекратили своё существование после того, как Посланник ﷺ завоевал Мекку. Однако курайшиты как индивиды не исчезли, а приняли культуру Ислама.
Что касается изучения с исторической точки зрения, то мы находим, что все государства имеют свой конец. И это — то, что произошло с прежними государствами и нациями. Однако это не коснулось Исламской Уммы, потому что Аллах обещал сохранить Свою религию, а это значит, что Он сохранит её последователей. Поэтому Умма и её культура будут существовать, пока солнце не взойдёт на западе. Да, Умму не коснётся вышеуказанная закономерность, но это не значит, что она не коснётся Исламского Государства.
К божественным закономерностям относится противостояние между праведностью и порочностью, чтобы предотвратить беззаконие по всей земле. Всевышний сказал:
وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّفَسَدَتِ ٱلۡأَرۡضُ وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ ذُو فَضۡلٍ عَلَى ٱلۡعَٰلَمِينَ
«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (2:251).
Также к закономерностям относится чередование. Всевышний Аллах говорит:
وَتِلۡكَ ٱلۡأَيَّامُ نُدَاوِلُهَا بَيۡنَ ٱلنَّاسِ
«Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей» (3:140).
Чередуются победы и поражения между государствами и обществами, чтобы мусульмане взглянули на свои упущения и исправили ход своей жизни.
Что касается закономерности причинно-следственного изменения, то она относится ко второй категории как предоставление отсрочки никчёмным людям. Аллах даёт таким отсрочку, пока они не погрязнут в своём беззаконии и порочности, а роскошь и греховность окутают их. И тогда в отношении них применяется наказание:
وَإِذَآ أَرَدۡنَآ أَن نُّهۡلِكَ قَرۡيَةً أَمَرۡنَا مُتۡرَفِيهَا فَفَسَقُواْ فِيهَا فَحَقَّ عَلَيۡهَا ٱلۡقَوۡلُ فَدَمَّرۡنَٰهَا تَدۡمِيرٗا١٦
«Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (17:16).
Также есть закономерность победы для верующих, однако она имеет условие: необходимо оказать помощь Аллаху. Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِن تَنصُرُواْ ٱللَّهَ يَنصُرۡكُمۡ وَيُثَبِّتۡ أَقۡدَامَكُمۡ
«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).
И даже если последователи истины и справедливости будут слабыми, Аллах окажет им Свою помощь. Всевышний сказал:
كَم مِّن فِئَةٖ قَلِيلَةٍ غَلَبَتۡ فِئَةٗ كَثِيرَةَۢ بِإِذۡنِ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ
«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!». Ведь Аллах — с терпеливыми» (2:249).
К закономерностям также относится унаследование праведными и богобоязненными всей земли после того, как погибнут нечестивцы. Всевышний сказал:
تِلۡكَ ٱلدَّارُ ٱلۡأٓخِرَةُ نَجۡعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوّٗا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَا فَسَادٗاۚ وَٱلۡعَٰقِبَةُ لِلۡمُتَّقِينَ٨٣
«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (28:83).
Участь нечестия — это исчезновение, после чего Аллах передаёт землю праведникам. Всевышний сказал:
وَلَقَدۡ كَتَبۡنَا فِي ٱلزَّبُورِ مِنۢ بَعۡدِ ٱلذِّكۡرِ أَنَّ ٱلۡأَرۡضَ يَرِثُهَا عِبَادِيَ ٱلصَّٰلِحُونَ ١٠٥ إِنَّ فِي هَٰذَا لَبَلَٰغٗا لِّقَوۡمٍ عَٰبِدِينَ
«Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании (Хранимой скрижали), что землю унаследуют Мои праведные рабы. Воистину, в этом — послание для тех, кто поклоняется» (21:105,106).