بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Исламская Умма объявила о великом восстании, начав революции в Тунисе, Египте, Сирии, Ливии, Йемене, а затем — в Судане и Алжире.
Пробудившись после длительного сна, Умма потребовала свержения существующих режимов в мусульманских странах. Это свидетельствует о желании мусульман вернуться к претворению Шариата Аллаха, построив государство на основе исламской акъыды. В свете этих событий исламские учёные стали первыми, в чью сторону устремились взоры мусульман, ожидая от них достойных позиций, поскольку они являются наследниками пророков и обязались следовать пути Посланника Аллаха ﷺ.
Люди искали учёных и имамов мечетей, чтобы те возглавили грядущие перемены. Мусульмане хотели, чтобы учёные направляли движения, марши и демонстрации, считая их своими лидерами, которые помогут им избавиться от несправедливости. И это не удивительно, ведь учёные — это те, кто приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. В их обязанности входит обучение людей халялу и хараму, отчёт правителей за несправедливость и за то, что те отказались претворять Шариат.
Во всём мире мусульмане встречаются с учёными на молитвах и уроках в мечетях или на школьных занятиях, чтобы набраться знаний, повысить сознательность, обсудить и решить проблемы, получить ответы на свои вопросы и принять от них исламские решения по социальным, экономическим и другим вопросам. В первую очередь люди ждут от учёных, что они скажут своё слово в ответ на действия угнетателей, ведь они — люди Корана и должны опираться на свои знания перед лицом несправедливости, лицемерия и разврата, и они должны сдерживать правителей и призывать к претворению Ислама.
Система управления является основой справедливости, и порядок в остальных системах государства зависит от неё. Применяя систему Ислама, права людей оберегаются, исламская акъыда сохраняется, а дела населения рассматриваются на основе того, что угодно Аллаху. Учёные должны заботиться о том, чтобы шариатские законы применялись к мусульманам и немусульманам, тем самым добиваясь довольства Аллаха в этом и Будущем мире. В Коране Аллах называет учёных обладателями Напоминания:
فَسَۡٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Мусульманину, который является исламской личностью, мысли, концепции и чувства которого направляются Исламом, Всемогущий Аллах дал власть и полномочия приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Учёные отличаются от остальных тем, что они посвятили себя шариатским знаниям, пониманию религии, выполнению того, что требуют от них эти знания, а также просвещению мусульман и открытому отчёту правителей. Аллах взял с них обет, что они будут разъяснять Ислам общественности и правителям, а не скрывать его, потому что являются обладающими влиянием (ули-ль-амр). Аллах приказал людям обращаться к учёным и прислушиваться к их наставлениям. Всевышний говорит:
وَإِذَا جَآءَهُمۡ أَمۡرٞ مِّنَ ٱلۡأَمۡنِ أَوِ ٱلۡخَوۡفِ أَذَاعُواْ بِهِۦۖ وَلَوۡ رَدُّوهُ إِلَى ٱلرَّسُولِ وَإِلَىٰٓ أُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنۡهُمۡ لَعَلِمَهُ ٱلَّذِينَ يَسۡتَنۢبِطُونَهُۥ مِنۡهُمۡۗ وَلَوۡلَا فَضۡلُ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ وَرَحۡمَتُهُۥ لَٱتَّبَعۡتُمُ ٱلشَّيۡطَٰنَ إِلَّا قَلِيلٗا ٨٣
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» (4:83).
Аллах назвал их учёными Ислама:
وَمِنَ ٱلنَّاسِ وَٱلدَّوَآبِّ وَٱلۡأَنۡعَٰمِ مُخۡتَلِفٌ أَلۡوَٰنُهُۥ كَذَٰلِكَۗ إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ ٱلۡعُلَمَٰٓؤُاْۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ ٢٨ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَتۡلُونَ كِتَٰبَ ٱللَّهِ وَأَقَامُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنفَقُواْ مِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ سِرّٗا وَعَلَانِيَةٗ يَرۡجُونَ تِجَٰرَةٗ لَّن تَبُورَ ٢٩ لِيُوَفِّيَهُمۡ أُجُورَهُمۡ وَيَزِيدَهُم مِّن فَضۡلِهِۦٓۚ إِنَّهُۥ غَفُورٞ شَكُورٞ ٣٠
«Люди, животные и скот так же бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий. Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он — Прощающий, Благодарный» (35:28–30).
Али ибн Абу Тальха сообщил, что Ибн Аббас, комментируя слова Аллаха «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий», сказал: «Те, кто знает, что Аллах способен на каждую вещь…». Сообщил Ибн Ляхия от Ибн Абу Умры, от Икримы, что Ибн Аббас сказал: «Знающий о Милостивом — это тот, кто не придаёт Ему сотоварищей, разрешает то, что Он разрешил, запрещает то, что Он запретил, оберегает Его волю и уверен, что встретит Его и будет спрошен за все деяния». Саид ибн Джубайр сказал: «Страх — это то, что удерживает тебя от ослушания Аллаха». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Знающий — это тот, кто боится Милостивого наедине и стремится к тому, что Аллах хочет, и устраняется от того, что вызывает гнев Аллаха». Затем он прочитал аят: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием». Ибн Масуд сказал: «Знание выражается не в цитировании множества хадисов, а в должном страхе перед Аллахом».
Суфьян ас-Саури передал от Абу Хаййана ат-Тамими, что некто сказал: «Обладающие знанием делятся на три типа: те, у кого есть знание об Аллахе и знание о приказах Аллаха; те, у кого есть знание об Аллахе, но нет знания о Его приказах; и те, у кого есть знание о приказах Аллаха, но нет знания об Аллахе. Тот, у кого есть знание об Аллахе и Его приказах, тот боится Аллаха и знает обязательства и ограничения. Тот, у кого есть знание об Аллахе, но нет знаний о его приказах, тот боится Аллаха, но не знает о приказах и запретах Аллаха. И тот, у кого есть знание о приказах Аллаха, но нет знания об Аллахе, тот знает ограничения и обязательства, но не боится Аллаха».
Сообщается от Абу ад-Дарды, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللهُ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الجَنَّةِ، وَإِنَّ المَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ العِلْمِ، وَإِنَّ العَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الأَرْضِ وَالحِيتَانُ فِي جَوْفِ المَاءِ، وَإِنَّ فَضْلَ العَالِمِ عَلَى العَابِدِ كَفَضْلِ القَمَرِ لَيْلَةَ البَدْرِ عَلَى سَائِرِ الكَوَاكِبِ، وَإِنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأَنْبِيَاءِ، وَإِنَّ الأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا، إِنَّمَا وَرَّثُوا العِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит один из путей, ведущих в Рай. Поистине, ангелы непременно будут простирать свои крылья над ищущим знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. И, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже рыбы в толще воды! И превосходство обладателя знания над простым поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство знание, а кто приобрёл его, тот приобрёл великий удел» (Абу Дауд).
Абу Хатим ибн Хиббан добавил: «В этом хадисе ясно сказано, что учёные, имеющие превосходство, которое было упомянуто выше, — это те, кто передаёт знание Пророка ﷺ кроме прочих знаний. Разве он не сказал, что учёные — это наследники пророков, которые оставляют в наследство только знание?! Кто не обладает знанием и Сунной Пророка ﷺ, тот не может считаться наследником пророков».
Салим ибн Ид аль-Хиляли написал: «Быть наследниками пророков — это великая заслуга для обладателей знаний. Пророки — это лучшие творения Аллаха, а их наследники — лучшие люди после пророков. И поскольку наследство переходит к наследникам, они занимают место наследодателя. Но место пророков в донесении послания могут занять только те учёные, которые заслуживают этого наследия больше остальных. Это указывает на то, что учёные ближе к ним, чем остальные, а наследство получают самые близкие люди. Получение в наследство миссии пророков подобно получению в наследство динаров и дирхамов. Аллах дарует свою милость кому пожелает. Аллах приказывает Умме повиноваться учёным, уважать, поддерживать, почитать и дорожить ими, ведь они унаследовали некоторые права пророков перед Уммой и являются их наместниками».
Награда искренних учёных, чьи знания приносят пользу людям, увеличивается и после их смерти. Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثَةٍ: إِلَّا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знаний, которыми могут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим). Учёные отличаются тем, что боятся Аллаха больше, чем остальные люди. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ
«Кому Аллах желает добра, того Он делает сведущим в делах религии» (Бухари, Муслим).
Ислам запрещает мусульманину скрывать свои знания в области законов Шариата при необходимости говорить о них, особенно учёным, которые знают то, чего не знают остальные. Всевышний Аллах говорит:
وَمَنۡ أَظۡلَمُ مِمَّن كَتَمَ شَهَٰدَةً عِندَهُۥ مِنَ ٱللَّهِۗ وَمَا ٱللَّهُ بِغَٰفِلٍ عَمَّا تَعۡمَلُونَ
«Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2:140).
Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ عَلِمَهُ فَكَتَمَهُ جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَلَيْهِ لِجَامٌ مِنْ نَارٍ
«Кто утаил свои знания, когда его спросили, в День воскресения взнуздают огненной уздой» (Ахмад).
Посланник Аллаха ﷺ предостерёг от горе-учёных, связав это с их лояльностью к правителям, и запретил следовать таким учёным, доверять им и брать у них знания о религии. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعُلَمَاءُ أُمَنَاءُ الرُّسُلِ عَلَى عِبَادِ اللهِ مَا لَمْ يُخَالِطُوا السُّلْطَانَ، فَإِذَا خَالَطُوا السُّلْطَانَ فَقَدْ خَانُوا الرُّسُلَ فَاحْذَرُوهُمْ وَاعْتَزِلُوهُمْ
«Учёные являются доверенными посланников над рабами Аллаха до тех пор, пока не станут водиться с правителем. Если они станут водиться с правителями, то станут предателями посланников. Предупредите их и отстранитесь от них!» (Хасан ибн Суфьян),
مَا مِنْ عَالِمٍ أَتَى صَاحِبَ سُلْطَانٍ طَوْعًا، إِلَّا كَانَ شَرِيكَهُ فِي كُلِّ لَوْنٍ يُعَذَّبُ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ
«Если учёный пойдёт к обладателю власти, охотно подчиняясь ему, то разделит с ним все виды наказаний в огне Ада» (аль-Хаким),
إِنَّ اللهَ يُحِبُّ الأُمَرَاءَ إِذَا خَالَطُوا الْعُلَمَاءَ، وَيَمْقُتُ الْعُلَمَاءَ إِذَا خَالَطُوا الأُمَرَاءَ؛ لِأَنَّ الْعُلَمَاءَ إِذَا خَالَطُوا الأُمَرَاءَ رَغِبُوا فِي الدُّنْيَا، وَالأُمَرَاءَ إِذَا خَالَطُوا الْعُلَمَاءَ رَغِبُوا فِي الآخِرَةِ
«Аллах любит правителей, которые водятся с учёными, и ненавидит учёных, которые водятся с правителями, поскольку учёные водятся с правителями, желая мирских благ, а правители водятся с учёными, желая наград Последней жизни» (ад-Дайлами),
لَا تَزَالُ هَذِهِ الأُمَّةُ تَحْتَ يَدِ اللهِ وَكَنَفِهِ، مَا لَمْ يُمَارِ قُرَّاؤُهَا أُمَرَاءَهَا
«Эта Умма будет под опекой Аллаха, пока чтецы Корана не станут бегать к правителям» (Абу Амр ад-Дани). Также вывел аль-Хаким от Абдуллаха ибн аль-Хариса (р.а.), что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيَكُونُ بَعْدِي سَلَاطِينُ، الْفِتَنُ عَلَى أَبْوَابِهِمْ كَمَبَارِكِ الإِبِلِ، لَا يُعْطُونَ أَحَدًا شَيْئًا، إِلَّا أَخَذُوا مِنْ دِينِهِ مِثْلَهُ
«После меня будут властители, у дверей которых будут смуты как в верблюжьих загонах. И, давая кому-либо что-то, взамен они заберут что-то равное из религии».
Приводит Ибн Асакир от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيَكُونُ قَوْمٌ بَعْدِي مِنْ أُمَّتِي، يَقْرَؤُونَ الْقُرْآنَ، وَيَتَفَقَّهُونَ فِي الدِّينِ، يَأْتِيهِمُ الشَّيْطَانُ، فَيَقُولُ لَوْ أَتَيْتُمُ السُّلْطَانَ، فَأَصْلَحَ مِنْ دُنْيَاكُمْ، وَاعْتَزِلُوهُمْ بِدِينِكُمْ! وَلَا يَكُونُ ذَلِكَ، كَمَا لَا يُجْتَنَى مِنَ الْقَتَادِ إِلَّا الشَّوْكُ، كَذَلِكَ لَا يُجْتَنَى مِنْ قُرْبِهِمْ إِلَّا الْخَطَايَا
«После меня в моей Умме появятся люди, которые читают Коран и разбираются в религии. К ним станет приходить Шайтан и говорить: «О если бы вы пошли к правителю! Он бы улучшил ваше мирское положение!». Отдалитесь от религии таких учёных! Не будет улучшения положения. Подобно тому, как от астрагала можно взять только колючки, так же и от близости с правителями можно получить только грехи». Вывел Ибн Асакир от Абу Умамы аль-Бахили, что Пророк ﷺ сказал:
أَبْعَدُ الْخَلْقِ مِنَ اللهِ، رَجُلٌ يُجَالِسُ الأُمَرَاءَ، فَمَا قَالُوا مِنْ جَوْرٍ صَدَّقَهُمْ عَلَيْهِ
«Самый далёкий от Аллаха — это тот, кто сидит с правителями, одобряя всё зло, которое они произносят».
Имам аль-Газали в своей книге «Ихйа улум ад-Дин» пишет: «Подданные портятся из-за испорченности правителей, правители портятся из-за испорченности учёных, учёные портятся из-за любви к деньгам и высокому положению. Тот, кем овладела любовь к мирской жизни, не способен отчитать даже низких подлецов, и как он собирается отчитывать правителей и других руководителей?!».
Далее имам аль-Газали продолжил: «Путь настоящих учёных в приказе одобряемого и запрете порицаемого был таков, что их мало заботило могущество правителей, потому что они полагались на защиту Аллаха. Они были довольны тем, что Аллах предписал им удел шахида. Когда их намерения были искренними ради Аллаха, то их слова влияли на чёрствые сердца людей, смягчая их и устраняя жестокость».
Всё, что говорилось выше, касается правителей, которые правят на основе Ислама. Что же тогда говорить о тагутах, которые прислуживают странам Запада?!
Всевышний Аллах говорит:
يَرۡفَعِ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡعِلۡمَ دَرَجَٰتٖ
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11),
قُلۡ هَلۡ يَسۡتَوِي ٱلَّذِينَ يَعۡلَمُونَ وَٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
Учёные — это сведущие в Шариате Аллаха и знающие Его религию люди. Они верят в Аллаха и начинают свои речи со слов «сказал Аллах» или «сказал Посланник Аллаха ﷺ». Они предостерегают мусульман от нарушения законов Ислама. Они призывают мусульман и правителей к претворению систем Ислама. Они — благочестивые люди, которые получили знания, исходя из требований исламской акъыды, не преследуя в этом собственных материальных выгод. Они не ищут славы и денег, а в своих словах и действиях строго следуют законам Шариата. Они ищут решения проблемам исламского мира.
Они учат людей, как удовлетворять свои потребности и инстинкты дозволенным путём. Они озабочены воспитанием исламских личностей в обществе. Они — те, кто создают общественное мнение и не боятся упрёков недоброжелателей. Они не молчат, когда нарушаются границы дозволенного, и не жалеют, в случае необходимости, даже собственной жизни. Учёные не выбирают из Ислама то, что угодно своим интересам в мирской жизни, забывая о жизни вечной. Они верят и принимают всё, что сообщено от Аллаха, а не выбирают то, что угодно правителям. Учёные — это артерия исламского образа жизни. Они — разум, сердце и глаза Исламской Уммы. Они — наследники Посланника Аллаха ﷺ. Люди мертвы, а учёные живы.
مَا الْفَخْرُ إِلاَّ لِأَهْلِ الْعِلْمِ إِنَّهُمُ عَلَى الْهُدَى لِمَنِ اسْتَهْدَى أَدِلاَّءُ
وَقَدْرُ كُلِّ امْرِئٍ مَا كَانَ يُحْسِنُهُ وَالْجَاهِلُونَ لِأَهْلِ الْعِلْمِ أَعْدَاءُ
فَفُزْ بِعِلْمٍ تَعِشْ حَيًّا بِهِ أَبَدًا النَّاسُ مَوْتَى وَأَهْلُ الْعِلْمِ أَحْيَاءُ
Хвала лишь учёным — они идут путём прямым,
А для ищущего они будут путеводителем.
Степень каждого зависит от его благодеяний,
Но невежды являются их явными врагами
Обрети знания и вечно живи.
Учёные живы, а люди мертвы.
Аллах непременно спросит учёных, ведь Он приказал лучшим творениям объявить истину и поддерживать религию. Всевышний говорит:
قُلۡ هَلۡ يَسۡتَوِي ٱلَّذِينَ يَعۡلَمُونَ وَٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9),
ٱلَّذِينَ جَعَلُواْ ٱلۡقُرۡءَانَ عِضِينَ ٩١
«Которые поделили Коран на части» (15:91).
Ибн Аббас сказал: «Уверовали в одну часть Корана и отвергли другую».
Сейчас самое время — и почти уже поздно — объявить истину. Где же учёные — хранители истины, которые страшатся лишь Аллаха?! Исламская Умма уже увидела свой путь и представила проект радикальных перемен. Она желает изменить свою порочную реальность по методу Посланника Аллаха ﷺ, установив Исламское Государство. Пророк ﷺ сказал:
تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللَّهُ إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبوَّةِ، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ يَكُونُ مُلكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا اللهُ إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ
«Период пророчества продлится в ваше время столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт его, и будет Халифат по методу пророчества, и он продлится столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах заберёт его. Затем будет злое царство, и продлится оно столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт его. Затем будет тирания, и продлится она столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт её. А затем снова будет Халифат по методу пророчества», — после чего он замолчал» (Ахмад).
Сегодня есть необходимость напомнить учёным об их договоре с Аллахом, чтобы они приступили к выполнению своих задач. Они должны осознать степень своей ответственности в просвещении мусульман об опасностях нападок на Ислам и о характере грядущих перемен, а также работать над выполнением того, что приказал Господь миров — над созданием Халифата по методу пророчества. Это может быть достигнуто только шариатским путём, который был показан нам Посланником Аллаха ﷺ, вместе с группой, которая борется с правителями словами и действиями, создав вместе с Уммой силу, способную осуществить реальные перемены.
На учёных лежит большая ответственность по отношению к Умме, и они играют важнейшую роль в повышении осведомлённости мусульман, начиная от исправления вопросов акъыды и очищения от идей неверия, которые проникли по причине западного просвещения и идейных нападок колонизатора, и заканчивая призывом общества к претворению Шариата в государстве Халифат, которое стало требованием мусульманских народов. Мы видим, что из-за бездеятельности учёных положение мусульман ухудшилось до крайней степени.
Отсутствие учёных на идейной и политической аренах оказало глубокое влияние на ухудшение положения мусульман. Падение началось с тех пор, как они отказались от своего шариатского долга — исправления, в первую очередь, правителей, затем — народа, а также тех, кто отказался от применения исламских законов во всех сферах жизни с тех пор, когда место Ислама заняла западная светская капиталистическая система, разрушив Халифат. С тех пор мусульманские земли были поделены на мелкие государства, управляемые рукотворными конституциями.
Почему учёные молчат, когда уже почти сто лет мусульмане не имеют одного правителя, который управлял бы ими в одном государстве, как приказано Аллахом? Почему скрывают от нынешнего поколения такое важное шариатское постановление, которое является венцом фардов? Разве это государство не было лидером всего человечества на протяжении веков? Мы видим учёных, которые исправляют исламские идеи и концепции в соответствии с интересами правителей, читая Коран и Сунну, но не понимая их смысл, подобно ослам, которые несут груз, но сами даже не догадываются, что загрузили на них. Большинство из них попадает под слова Посланника Аллаха ﷺ:
أَخْوَفُ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي كُلُّ مُنَافِقٍ عَلِيمِ اللِّسَانِ
«Больше всего я опасаюсь за свою Умму из-за всяких красноречивых лицемеров» (ат-Табарани).
Повествуется, что султан Сулейман аль-Кануни не осуществлял ни одного дела, не получив соответствующую фетву от Шейх уль-Исляма или от Высшей комиссии учёных Османского государства. После его смерти было найдено завещание с просьбой положить с ним в могилу указанный сундук. Учёные вынесли решение сначала открыть сундук и узнать, что внутри. Открыв, они были удивлены, поскольку сундук был полон их фетвами. Шейх уль-Ислям Османского государства Мехмед Эбуссууд-эфенди стал плакать над султаном, приговаривая: «О Сулейман, ты спас себя! Но сможем ли мы теперь ответить перед Всевышним за свои фетвы?!».
Учёные для Исламской Уммы — как разум для тела. Они побуждают людей изменить испорченную реальность и очистить её от законов неверия. Учёные — это зажжённые свечи, призванные обучать мусульман, направлять их на правильный путь и вывести из тьмы на свет, чтобы преступники не похитили их умы и сердца, а их религия не была потеряна.
Сегодня учёный уже не влияет на общество так, как требуется и как это было в государстве Халифат, потому что многие из них — «под запретом», а другие скрывают свои знания. Аллах выбрал среди Своих рабов именно учёных, чтобы они разъяснили и возвысили слово Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَزَالُ اللَّهُ يَغْرِسُ فِي هَذَا الدِّينِ غَرْسًا يَسْتَعْمِلُهُمْ فِي طَاعَتِهِ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ
«Не перестанет Аллах сажать в этой религии саженцы, которых Он использует в покорности Ему» (Ибн Маджа). Всевышний Аллах говорит в отношении миссии учёных:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его» (3:187).
Аллах предостерёг учёных от невыполнения своей задачи:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ ١٥٩
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159).
Исламская Умма, которая сегодня восстала против испорченной реальности, не нашла поддержки у учёных, поскольку те молчат о сущности истинных врагов Ислама, которые придумали для мусульман «умеренный» Ислам и сровняли нашу религию с другими искажёнными религиями. Роль учёных сегодня изменилась: от наследников пророков к последователям правящих режимов, и они оправдывают это ложными аргументами, искажая шариатские тексты и смысл правил фикха.
В результате роль учёного в мусульманской жизни стала неактивной. Люди утратили доверие к учёным, которые отказались от завета «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха», стали скрывать шариатские знания, и, прислуживая правителям, их сердца остыли к религии. Абу аль-Вафа ибн Акиль говорил: «Если ты желаешь знать положение Ислама у людей твоего времени, то не смотри на их столпотворение у дверей мечети, а также на шум, создаваемый ими во время хаджа при произнесении слов «ляббайк». Однако посмотри на их отношение к врагам Шариата».
Если бы учёные занялись делом, которое Ислам вменил им в обязанность, то установление Халифата было бы очень близким, поскольку это — обещание Аллаха и благая весть Его Посланника ﷺ. Именно этого боится Запад. Халифат означает победу Ислама и возрождение Уммы наряду с падением неверия. Всевышний Аллах говорит:
وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Роль учёных сегодня заключается в противостоянии тагутам, испорченность которых влияет на испорченность людей. Учёные — как первая линия защиты исламской акъыды перед лицом низкой западной жизни, за которой погнались сыновья мусульман. Учёные молчат из-за идейного поражения, а затем из-за любви к мирским благам. Мусульмане слышат от них только странные фетвы в поддержку существования этой испорченной реальности, которая согласуется с прихотью правителей. Они издают фетвы о женщинах и второстепенных вопросах, закрывая глаза на судьбоносные проблемы Уммы. Учёные ничего не говорят о распространении чумы капиталистической идеологии, демократии, либерализме и западной современности. Они смешивают грязь с чистой водой, извращая концепции Ислама.
Вот примеры достойных позиций учёных перед правителями:
• Сообщил Абу Сулейман аль-Хаттаби, что Абдуллах ибн Бакр ас-Сахми сказал: «Я слышал рассказ о том, что однажды Умар ибн Хубайра, наместник Ирака, вызвал к себе факихов Басры и Куфы. Из Басры к нему пришёл аль-Хасан аль-Басри, а из Куфы — аш-Шаби. Наместник сказал им: «Правитель правоверных Язид присылает мне указы, которые я выполняю. Что вы думаете об этом?». Аш-Шаби сказал: «Да наставит Аллах правителя правоверных, а ты лишь выполняешь приказы». Тогда наместник Ирака посмотрел на аль-Хасана и спросил: «А что ты скажешь?». Он ответил: «Бойся Аллаха, близится то время, когда низойдёт к тебе ангел грубый и сильный, который не ослушивается Аллаха в том, что Он велит ему, и заберёт тебя с этого ложа и перенесёт тебя из простора дворца твоего в тесноту могилы. И знай, что Всевышний Аллах защищает тебя от Язида, а Язид не сможет защитить тебя от Аллаха. О Ибн Хубайра, бойся ослушаться Аллаха, не должно быть покорности творению в том, что является ослушанием Всевышнего Творца!». Затем он встал и ушёл, а за ним последовал мужчина и спросил: «О Шейх, что заставило тебя так вести себя с правителем?». Аль-Хасан ответил: «Меня побудило то, что Аллах взял с учёных завет, касательно их знаний». И затем прочитал аят:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины» (3:187)».
Рассказ приводится в книге аль-Хаттаби «Аль-Узля».
Вот вам другой пример того, какие позиции занимали наши праведные предшественники в отношении правителей:
• Приводится в книге аль-Газали «Ихйа улум ад-Дин»: «Однажды Хишам ибн Абдульмалик отправился в Мекку совершить хадж. Войдя в город, он приказал привести к нему кого-либо из сподвижников, но ему сказали, что сподвижников не осталось в живых. Тогда он приказал привести кого-либо из числа табиинов. К нему привели Тавуса аль-Ямани. Войдя к халифу, Тавус снял сандалии у края его ковра, затем поприветствовал, не называя его повелителем верующих, а сказав: «Мир тебе, Хишам!», — и не по кунье; сел напротив него и сказал: «Как ты, Хишам?». Халиф рассердился так, что хотел приказать убить его, но ему сказали: «Ты находишься в хараме Аллаха и Его Посланника ﷺ, ты не можешь сделать этого». Тогда Хишам сказал: «О Тавус, что заставило тебя поступить так?». Тавус ответил: «А что я сделал?». Халиф снова сердито сказал: «Ты снял сандалии у края моего ковра, не поцеловал моей руки, поприветствовал, не назвав меня правителем правоверных и не назвав по кунье, и сел напротив меня без моего разрешения, а затем сказал: «Как ты, Хишам?». Тавус ответил ему: «Что до того, что я снял сандалии у края твоего ковра, то я снимаю их пред Господом величия пять раз в день, и Он не упрекает меня и не гневается на меня за это. Касательно того, что я не поцеловал твою руку, то я слышал слова правителя правоверных Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Не разрешается мужчине целовать руку, кроме руки своей жены из-за любви к ней или руки своего ребёнка из-за милосердия к нему». Что же до твоих слов о том, что я не назвал тебя правителем правоверных, то скажу, что мусульмане недовольны твоим правлением, и я побоялся солгать, назвав тебя правителем правоверных. Что же до того, что я назвал тебя по имени, а не по кунье, то, поистине, Всевышний Аллах называл Своих пророков (мир им) по имени, говоря: «О Дауд… О Яхья… О Иса…», — а врагов Своих Он называл по кунье: «Да пропадут руки Абу Ляхаба и да сгинет он…». Что же до твоих слов о том, что я сел напротив тебя, то, поистине, я слышал, как правитель правоверных Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Когда пожелаешь взглянуть на обитателя Огня, посмотри на того, кто сидит в окружении людей, вставших пред ним».
Невыполнение учёными своих обязательств в соответствии с реальностью Уммы повлекло за собой разрушения во всех смыслах этого слова. Мусульманские страны всё ещё колонизированы идейно, экономически и военно. Палестина всё ещё оккупирована худшими творениями Аллаха. Мечеть аль-Акса до сих пор под их властью. Две святыни находятся под властью режима, который прислуживает американцам. В это время учёные бездействуют, что приводит к уничтожению мусульманских народов. Умма отстала от остальных наций, потеряв всё, что у неё было ранее.
Учёные оставили величайшую задачу этой эпохи, эпохи тирании, и Умма утратила свои армии. Офицеры, силы безопасности и полиция в мусульманских странах превратились в инструменты, используемые преступными режимами в службе у неверного колониального Запада. Теперь они охраняют границы Сайкс–Пико, которые разрывают тело единой Исламской Уммы, вместо того, чтобы хранить джихад для распространения Слова Аллаха. Нет сомнений в том, что армии играют решающую роль в революциях и могут клонить весы как в сторону народа, так и в сторону правителей. Армии могут оказать помощь верным сыновьям Исламской Уммы, чтобы провозгласить Халифат по методу пророчества, который объединит мусульман, защитит Ислам и уничтожит все престолы угнетателей и неверующих.
Мы призываем учёных этой Уммы встать на защиту мусульман, не испытывая страха в противостоянии тираническим правителям, приказывая им одобряемое и запрещая предосудительное. Так человечество получит шанс переступить к следующей странице истории — странице Второго Праведного Халифата, а сами учёные имеют возможность получить высшую степень награды. Посланник Аллаха сказал:
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ، وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который предстал перед несправедливым правителем, приказал ему одобряемое и запретил ему порицаемое, за что был убит им» (ат-Табарани).
Мы также призываем учёных положить конец эпохе унижения и позора и отречься от систем неверия и лжи, а также показать мусульманам опасность подчинения неверному Западу и отказаться от идей и концепций капитализма и секуляризма. Мы призываем присоединиться к деятельности, которую ведёт Хизб ут-Тахрир для установления государства Халифат. Аллах сделал учёных преемниками на земле и возвысил их по степеням, как сказано в Коране:
وَهُوَ ٱلَّذِي جَعَلَكُمۡ خَلَٰٓئِفَ ٱلۡأَرۡضِ وَرَفَعَ بَعۡضَكُمۡ فَوۡقَ بَعۡضٖ دَرَجَٰتٖ لِّيَبۡلُوَكُمۡ فِي مَآ ءَاتَىٰكُمۡۗ إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ ٱلۡعِقَابِ وَإِنَّهُۥ لَغَفُورٞ رَّحِيمُۢ ١٦٥
«Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (6:165).
Однажды Аллах спросит: что вы сделали для того, чтобы оправдать такое высокое звание? Были ли вы наместниками пророков и придерживались ли пути Посланника Аллаха ﷺ? Действовали ли вы в интересах Уммы? Что тогда ответят учёные?
Гадат Мухаммад Хамди, Хартум