بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
На фоне изо дня в день усугубляющегося положения мусульман не перестаёт всплывать вопрос: почему некоторые мусульмане не ведут деятельность по исправлению положения Уммы? Ответ на этот вопрос можно свести к двум факторам:
• Отсутствие правильного понимания Ислама
• Отсутствие правильной оценки происходящего.
• Отсутствие правильного понимания Ислама
Нет сомнения в том, что возврат к Исламу и его соблюдение — это то, что исправит наше плачевное положение. Именно в этом кроется успех Уммы при любых проблемах и потрясениях. Однако сегодня имеется нужда в более детальном разъяснении данного аспекта. Нужно понимать, что призыв к Исламу в общих чертах не ведёт к успеху, ведь это подобно тому, как врач говорит больному, что исцеление он может найти в такой-то аптеке, но при этом не говоря, какое именно лекарство необходимо купить и как его применять.
Такое положение вещей подталкивает нас к тому, чтобы сосредоточиться на тех сторонах Ислама, в отношении которых мусульмане продолжают оставаться беспечными и невежественными. Этим мы побуждаем их к исправлению своего положения. К огромному сожалению, у многих мусульман исчезло правильное представление об Исламе. Ислам стал характеризоваться лишь индивидуальными обрядами поклонения: намаз, пост, садака, чтение Корана, зикры, изучение шариатских наук и т.д. Это привело к тому, что каждый, кто начал выполнять эти нормы, стал ощущать себя соблюдающим Ислам в полной мере. Поймите меня правильно, я нисколько не приуменьшаю статус индивидуального поклонения и не говорю, что его не нужно совершать, я лишь желанию разъяснить то, что сегодня требуется от нас как от мусульман в отношении нашего положения. По факту, положение Уммы важнее, чем вопрос индивидуального поклонения, ведь Всевышний сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ
«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (2:208).
Давайте перечислим те аспекты Ислама, в отношении которых мусульманин не может оставаться в неведении:
1) Понимание لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ и сущности самого поклонения:
Общеизвестно, что мусульманин не будет считаться мусульманином, пока не засвидетельствует, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его Посланник ﷺ. Однако сегодня само свидетельство (шахада) стало лишь словами, лишёнными своего содержания и условий, хотя это те же самые слова, о которых Посланник ﷺ говорил курайшитам:
نَعَمْ كَلِمَةٌ وَاحِدَةٌ تُعْطُونِيهَا تَمْلِكُونَ بِهَا الْعَرَبَ وَتَدِينُ لَكُمْ بِهَا الْعَجَمُ
«Да! (Я хочу, чтобы) вы сказали мне одну фразу, и тогда вы возглавите арабов и вашей веры станут придерживаться даже неарабы». Тогда Абу Джахль воскликнул: «Да, клянусь твоим отцом! Хоть десять фраз!», — на что Пророк ﷺ сказал:
تَقُولُونَ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَتَخْلَعُونَ مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ
«Скажите: «Нет другого бога, но есть лишь Аллах!», — и прекратите поклоняться кому-либо вместо Него».
Шахада لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ также несёт в себе признание того, что Аллах — Тот, Кто повелевает, приказывает и запрещает во всём, начиная от брака и заканчивая международными отношениями. Всевышний сказал:
أَلَا لَهُ ٱلۡخَلۡقُ وَٱلۡأَمۡرُ
«Несомненно, Он творит и повелевает» (7:54),
إِنِ ٱ لۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ
«Власть принадлежит только Аллаху» (12:40).
В свете такого понимания шахады لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ становится очевидно то, в чём же заключается суть поклонения Аллаху в следующем аяте:
وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
В свете такого понимания шахады لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ становится очевидно то, в чём был смысл истории Ади ибн Хатима ат-Таи, когда он услышал, как Посланник Аллаха ﷺ читал аят:
ٱتَّخَذُوٓاْ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَٰنَهُمۡ أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31).
Тогда Ади ибн Хатим сказал: «Они не поклонялись им», — на что Посланник ﷺ ответил:
بَلَى إِنَّهُمْ حَرَّمُوا عَلَيْهِمُ الْحَلَالَ وَ أَحَلُّوا لَهُمُ الْحَرَامَ فَاتَّبَعُوهُمْ فَذَلِكَ عِبَادَتُهُمْ إِيَّاهُمْ
«Но они (первосвященники и монахи) запрещали им халяль и разрешали харам, а люди следовали за ними в этом. В этом и заключается поклонение им (первосвященникам и монахам)».
В свете такого понимания шахады لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ становится очевидным, что главенство принадлежит только Шариату:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
В свете такого понимания мы осознаём, как далеки мы сегодня от لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ.
2) Понимание проблемы Ислама и его природы:
Основной проблемой для миссии Посланника ﷺ было превознесение Ислама над остальными религиями. Когда он ﷺ ещё находился в Мекке, то сказал своему дяде Абу Талибу:
يَا عَمُّ، وَاَللَّهِ لَوْ وَضَعُوا الشَّمْسَ فِي يَمِينِي، وَالْقَمَرَ فِي يَسَارِي عَلَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللَّهُ، أَوْ أَهْلِكَ فِيهِ مَا تَرَكْتُهُ
«О мой дядя! Если даже они положат солнце в мою правую руку, а луну — в левую, с условием, чтобы я оставил это дело, я не оставлю его, пока Аллах не даст ему победу или пока я не погибну на этом пути!» (Ибн Исхак). После того, как Посланник ﷺ основал Первое Исламское Государство в Медине и принял участие в битвах с врагами, в частности — с курайшитами, главной проблемой для него по-прежнему оставалось превознесение Ислама над остальными мировоззрениями. Ведь после того, как он ﷺ отправился в хадж, до него дошла весть о том, что курайшиты вышли для сражения с ним, на что он ﷺ сказал:
فَمَا تَظُنُّ قُرَيْشٌ، فَوَاللَّهِ لَا أَزَالُ أُجَاهِدُ عَلَى الَّذِي بَعَثَنِي اللَّهُ بِهِ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللَّهُ أَوْ تَنْفَرِدَ هَذِهِ السَّالِفَةُ
«О чём думают курайшиты?! Клянусь Аллахом, я не перестану сражаться с ними ради того, с чем меня послал Всевышний Аллах, пока Аллах не даст этому делу победу либо пока эта голова не будет отсечена» (Ибн Исхак). Когда Посланник ﷺ смог прийти к соглашению с курайшитами, это стало великим достижением, поскольку это позволило в дальнейшем завоевать Мекку и подтолкнуло арабов принять Ислам целыми племенами. После этого перед Посланником ﷺ встала задача не только превознесения Ислама на Аравийском полуострове, но и распространения Ислама за его пределами; в частности, речь идёт о землях византийцев и персов, в связи с чем был ниспослан 33 аят 9 суры:
هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡمُشۡرِكُونَ
«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам».
Проблема Ислама не ограничивается приверженностью мусульман индивидуальным обрядам поклонения или призыва отдельных индивидов к соблюдению этих обрядов поклонения. Проблема Ислама заключается в том, что мусульмане должны жить исламским образом жизни под сенью господства Ислама, а затем повести остальной мир к свету Ислама, пока по всей Земле не воплотятся в жизнь слова Всевышнего:
لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِ
«чтобы превознести её над всеми остальными религиями». Однако всё это станет возможным лишь с существованием Исламского Государства. Именно поэтому Посланник ﷺ и его сподвижники не ограничились лишь призывом к выполнению индивидуальных обрядов поклонения, поскольку они знали, что ещё необходимо установить Исламское Государство. На пути установления государственности они встретили много вражды и мучений. Правда заключается в том, что для превознесения Ислама над остальными религиями должна существовать сила, а эту силу даёт лишь государство. Кто заботится об Исламе, но не заботится о его государстве, подобен тому, кто носит дорогие часы, но не ценит время.
Ограниченность лишь обрядами поклонения напомнило мне об истории одного британского государственного деятеля, когда он впервые приехал в Ирак и, услышав голос муэдзина, испугался и стал спрашивать, связан ли этот голос с его присутствием как колонизатора, на что ему сказали: «Нет!». Тогда англичанин приказал дать муэдзину громкоговоритель.
Эта история наглядно свидетельствует о том, что раньше и сегодня проблемой для врагов Ислама была его политическая сторона. Ведь если бы Ислам заключался лишь в исполнении индивидуальных обрядов поклонения, то курайшиты не трогали бы Посланника ﷺ и его сподвижников, как и не трогали Вараку ибн Навфаля и других, кто не следовал религии курайшитов. Причина этого заключается в том, что Варака ибн Навфаль и другие люди не вели деятельность по изменению политического режима в Мекке. В книгах по жизнеописанию Посланника ﷺ приводится, что курайшиты в самом начале призыва Посланника ﷺ ограничивались лишь его унижением в устной форме, не переходя к физическим истязаниям. Они говорили: «Вот этот юноша, внук Абд аль-Мутталиба, который разговаривает с небесами». Но когда вслед за этапом открытого призыва последовало разъяснение несостоятельности идолов курайшитов и глупость их убеждений, тогда они сочли призыв Мухаммада ﷺ враждебным и угрозой для себя.
3) Понимание того, что Ислам неделим:
Ислам — это религия, в которую мы уверовали, которая является истиной, которую Аллах избрал для Своих рабов. Всевышний говорит:
إِنَّ ٱلدِّينَ عِندَ ٱللَّهِ ٱلۡإِسۡلَٰمُ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19),
وَمَن يَبۡتَغِ غَيۡرَ ٱلۡإِسۡلَٰمِ دِينٗا فَلَن يُقۡبَلَ مِنۡهُ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (3:19). Аллах запретил нам следовать своим страстям и желаниям:
أَفَرَءَيۡتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَٰهَهُۥ هَوَىٰهُ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?» (45:23). Об этом также сообщил Посланник ﷺ:
لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونُ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ
«Ни у кого из вас иман не будет полноценным до тех пор, пока его желания не будут соответствовать тому, что я принёс» (достоверность этого иснада подтвердил имам ан-Навави).
Аллах разъяснил, что за оставление Ислама человек заслуживает гнева Аллаха:
وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).
Аллах разъяснил, что Ислам — это религия, в которой нет недостатков и упущений, она не подвержена изменениям по причине времени и обстоятельств. Аллах сказал:
ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗا
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),
تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ
«для разъяснения всякой вещи» (16:89),
وَتَفْصِيلَ كُلِّ شَيْءٍ
«разъяснение всякой вещи» (12:111). Аллах потребовал от мусульман соблюдать весь Ислам:
ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ
«Принимайте Ислам целиком» (2:208),
قُلۡ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحۡيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ
«Скажи: «Воистину, мой намаз и моё жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (6:162). Аллах запретил принимать лишь часть Ислама:
أَفَتُؤۡمِنُونَ بِبَعۡضِ ٱلۡكِتَٰبِ وَتَكۡفُرُونَ بِبَعۡضٖ
«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (2:85),
ٱلَّذِينَ جَعَلُواْ ٱ لۡقُرۡءَانَ عِضِينَ
«Которые поделили Коран на части» (15:91).
Отсюда становится понятным, что Ислам — это единое целое, которое нельзя делить на части:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ هَلۡ أَدُلُّكُمۡ عَلَىٰ تِجَٰرَةٖ تُنجِيكُم مِّنۡ عَذَابٍ أَلِيمٖ ١٠ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَتُجَٰهِدُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ بِأَمۡوَٰلِكُمۡ وَأَنفُسِكُمۡۚ ذَٰلِكُمۡ خَيۡرٞ لَّكُمۡ إِن كُنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ١١ يَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡ وَيُدۡخِلۡكُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي مِن تَحۡتِهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ وَمَسَٰكِنَ طَيِّبَةٗ فِي جَنَّٰتِ عَدۡنٖۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ ١٢
«О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасёт вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи, введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние» (61:10–12).
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَا لَكُمۡ إِذَا قِيلَ لَكُمُ ٱنفِرُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱثَّاقَلۡتُمۡ إِلَى ٱلۡأَرۡضِۚ أَرَضِيتُم بِٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا مِنَ ٱلۡأٓخِرَةِۚ فَمَا مَتَٰعُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا فِي ٱلۡأٓخِرَةِ إِلَّا قَلِيلٌ ٣٨ إِلَّا تَنفِرُواْ يُعَذِّبۡكُمۡ عَذَابًا أَلِيمٗا وَيَسۡتَبۡدِلۡ قَوۡمًا غَيۡرَكُمۡ وَلَا تَضُرُّوهُ شَيۡٔٗاۗ وَٱللَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيۡءٖ قَدِيرٌ ٣٩
«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь» (9:38,39).
Знайте, что Аллах постановил ведение джихада для тех, кто уверовал, но это не означает, что ведение лишь одного джихада защитит муджахидов от греха и наказания, если они оставят исполнение остальных велений Всевышнего.
То, что Ислам неделим, так же ясно прослеживается в истории Башира ибн аль-Хасасии: «Как-то я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы присягнуть ему в том, что принял Ислам. Однако он поставил мне условия: «Засвидетельствуй, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха; совершай пятикратный намаз; держи пост в месяц Рамадан; выплачивай закят; совершай хадж к Дому; веди джихад на пути Аллаха». Башир сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ! Две вещи я не смогу выполнить. Для выплаты закята у меня ничего нет, кроме десяти верблюдов, которые являются стадом моей семьи и её вьючными животными. Что касается джихада, то люди утверждают, что тот, кто убежит (с поля боя), испытает гнев Аллаха. Я боюсь того, что меня застанет сражение, поскольку я боюсь смерти, а моя душа трепещет от страха». Посланник Аллаха ﷺ взял его за руку и спросил: «Ни садака, ни джихада, так как же ты зайдёшь в Рай?» (ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-Авсат»).
Мусульманин никогда не будет проводить разницу между законами о намазе, посте, закяте, хадже и законами о правлении, экономике, социальной системах… Ведь Тот, Кто приказал:
قُمِ ٱ لَّيۡلَ إِلَّا قَلِيلٗا
«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого» (73:2), — так же приказал:
قُمۡ فَأَنذِرۡ
«Встань и увещевай!» (74:2). Тот, Кто приказал:
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ
«совершайте намаз» (4:77), — так же приказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Тот, Кто запретил прелюбодеяние (зина):
وَلَا تَقۡرَبُواْ ٱلزِّنَىٰٓۖ إِنَّهُۥ كَانَ فَٰحِشَةٗ وَسَآءَ سَبِيلٗا ٣٢
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (17:32), — так же запретил:
أَفَحُكۡمَ ٱلۡجَٰهِلِيَّةِ يَبۡغُونَ
«Неужели они ищут суда времён невежества?» (5:50). И так можно продолжать очень долго.
4) По своей сущности мусульманин является носителем призыва и несёт ответственность за Ислам:
По своей сущности мусульманин является носителем призыва и несёт ответственность за Ислам. Такова функция мусульманина. Данная обязанность не является временной или ограниченной местом. В Коране Аллах обратился к Посланнику ﷺ со словами:
قُمۡ فَأَنذِرۡ
«Встань и увещевай!» (74:2). Общеизвестно, что обращение к Посланнику ﷺ — это обращение ко всей его Умме, если только не пришло особое (хасс) доказательство, которое исключает Умму. Сподвижники претворили в жизнь как само понятие «носитель призыва», так и взвалили на себя ответственность за это дело. Подобных примеров не счесть, упомянем лишь несколько.
История Рибии ибн Амира, который был гонцом от мусульман на переговорах с персами. Когда иранский командир Рустам спросил его: «Зачем вы пришли?», — Рибиа ибн Амир ответил: «Аллах послал нас, чтобы вывести того, кто пожелает, от поклонения рабам Аллаха к поклонению Самому Аллаху, от узости этого мира к его широте, от несправедливости других религий к справедливости Ислама» (ат-Табари в книге «Тариху аль-умами ва аль-мулюк»).
В Коране Аллах привёл нам истории, которые указывают на то, что мусульманин должен нести призыв, нести ответственность за Ислам. Так верующий из семьи Фараона не сказал: «Мне нечего добавить к разъяснению Мусы и Харуна». Напротив, он как носитель призыва и несущий ответственность за этот призыв вышел вперёд и сказал:
يَٰقَوۡمِ إِنَّمَا هَٰذِهِ ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَا مَتَٰعٞ وَإِنَّ ٱلۡأٓخِرَةَ هِيَ دَارُ ٱلۡقَرَارِ ٣٩
«О мой народ! Мирская жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью постоянного пребывания» (40:39),
وَيَٰقَوۡمِ مَا لِيٓ أَدۡعُوكُمۡ إِلَى ٱلنَّجَوٰةِ وَتَدۡعُونَنِيٓ إِلَى ٱلنَّارِ ٤١
«О народ мой! Почему я зову вас к спасению, а вы зовёте меня в Огонь?» (40:41).
Так же Хабиб ан-Наджар не сказал: «Мне нечего добавить к словам трёх посланников». Напротив, он понёс призыв своему народу, понёс ответственность за этот призыв, он потребовал от своего народа последовать за посланниками:
قَالَ يَٰقَوۡمِ ٱتَّبِعُواْ ٱلۡمُرۡسَلِينَ
«Сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками» (36:20). А удод, птица пророка Сулеймана? Разве не он нашёл народ, который поклонялся солнцу? Он поспешил сообщить об этом Сулейману. Это стало причиной того, что царица Савская приняла религию Сулеймана. Неужели мы не способны на то, на что был способен маленький удод?
5) Приказывать одобряемое и запрещать предосудительное:
Аллах приказал нам быть из числа тех, кто приказывает одобряемое и запрещает предосудительное:
وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ سَيَرۡحَمُهُمُ ٱللَّهُۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٞ ٧١
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71),
ٱلتَّٰٓئِبُونَ ٱلۡعَٰبِدُونَ ٱلۡحَٰمِدُونَ ٱلسَّٰٓئِحُونَ ٱلرَّٰكِعُونَ ٱلسَّٰجِدُونَ ٱلۡأٓمِرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَٱلنَّاهُونَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَٱلۡحَٰفِظُونَ لِحُدُودِ ٱللَّهِۗ وَبَشِّرِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ ١١٢
«Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся [или: путешествуют], кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (9:112),
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَتُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110),
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104),
يَٰبُنَيَّ أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ وَأۡمُرۡ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَٱنۡهَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَٱصۡبِرۡ عَلَىٰ مَآ أَصَابَكَۖ إِنَّ ذَٰلِكَ مِنۡ عَزۡمِ ٱلۡأُمُورِ ١٧
«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).
Также Посланник ﷺ приказал нам заниматься этой деятельностью:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. В противном случае вы рискуете тем, что Аллах нашлёт на вас наказание, после чего вы будете взывать к Нему, но Он не ответит вам» (Ахмад),
وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً
«Клянусь Аллахом! Вы обязательно будете приказывать одобряемое, запрещать предосудительное, хватать за руку притеснителя, склонять его к истине и удерживать его в её пределах» (Абу Дауд, ат-Тирмизи),
مَثَلُ القَائِمِ في حُدودِ اللَّه، والْوَاقِعِ فِيهَا كَمَثَلِ قَومٍ اسْتَهَمُوا عَلَى سفينةٍ فصارَ بعضُهم أعلاهَا وبعضُهم أسفلَها وكانَ الذينَ في أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوْا مِنَ الماءِ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوْقَهُمْ فَقَالُوا: لَوْ أَنَّا خَرَقْنَا في نَصَيبِنا خَرْقاً وَلَمْ نُؤْذِ مَنْ فَوْقَنَا، فَإِنْ تَرَكُوهُمْ وَمَا أَرادُوا هَلكُوا جَمِيعاً، وإِنْ أَخَذُوا عَلَى أَيْدِيهِم نَجوْا ونجوْا جَمِيعاً
«Сторонящиеся запретов Аллаха и погрязшие в них подобны людям на одном корабле. Некоторые из них заняли верхнюю палубу, а некоторые — нижнюю. Когда находящиеся на нижней палубе нуждались в воде, они были вынуждены пройти через тех, кто был на верхней палубе. Посоветовавшись между собой, они решили пробить дно корабля, чтобы не беспокоить людей на верхней палубе. Если находящиеся на верхней палубе не остановят их от этого поступка, то погибнут все. А если остановят, то все спасутся» (Бухари).
О важности приказывать одобряемое и запрещать предосудительное Ибн аль-Араби сказал: «Приказывать одобряемое и запрещать предосудительное является основой в религии, опорой из опор мусульман и наместничеством Господа миров. Оно является наивысшей целью от ниспослания пророков. Контроль и отчёт являются одной из целей пророков, через это исправляется религия людей и их жизнь».
Имам аль-Газали, добавляя, говорит: «Приказывать одобряемое и запрещать предосудительное является величайшей осью религии, является важным делом, с которым Аллах посылал всех пророков. Если масштабность этой деятельности будет свёрнута, а знания и деятельность будут преданы забвению, в таком случае пророчество будет нарушено, вероучение исчезнет, распространится вялость, заблуждение, невежество, порочность, глупость, города будут разрушены, а люди погибнут...».
К тому же Аллах сказал:
لَيۡسُواْ سَوَآءٗۗ مِّنۡ أَهۡلِ ٱلۡكِتَٰبِ أُمَّةٞ قَآئِمَةٞ يَتۡلُونَ ءَايَٰتِ ٱللَّهِ ءَانَآءَ ٱلَّيۡلِ وَهُمۡ يَسۡجُدُونَ ١١٣ يُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُسَٰرِعُونَ فِي ٱلۡخَيۡرَٰتِۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ مِنَ ٱلصَّٰلِحِينَ ١١٤
«Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников» (3:113,114).
Аль-Газали сказал: «Об их праведности не будут свидетельствовать лишь по причине веры в Аллаха и Судный день, кроме этого была упомянута ещё и деятельность «приказывать одобряемое и запрещать предосудительное».
Имама Ахмада спросили: «Какой человек тебе любимее: тот, кто постится, совершает намазы и итикаф, или тот, кто ведёт прения с приверженцами нововведений (бидаат)?», — на что Имам сказал: «Держание поста, совершение намаза и итикафа (заключает в себе пользу) лишь для самого человека. Ведение прений с приверженцами нововведений (заключает в себе пользу) для всех мусульман, и это лучше!».
За оставление деятельности «приказывать одобряемое и запрещать предосудительное» полагается:
Проклятие Аллаха
لُعِنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۢ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُۥدَ وَعِيسَى ٱبۡنِ مَرۡيَمَۚ ذَٰلِكَ بِمَا عَصَواْ وَّكَانُواْ يَعۡتَدُونَ ٧٨ كَانُواْ لَا يَتَنَاهَوۡنَ عَن مُّنكَرٖ فَعَلُوهُۚ لَبِئۡسَ مَا كَانُواْ يَفۡعَلُونَ ٧٩
«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:78,79).
Погибель и фитна (искушение)
وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهۡلِكَ ٱلۡقُرَىٰ بِظُلۡمٖ وَأَهۡلُهَا مُصۡلِحُونَ ١١٧
«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляющие» (11:117).
Аллах не сказал «если они праведные». Ведь какая польза от огромного количества праведников, если они не занимаются исправлением? Это подтверждается ответом Посланника ﷺ на вопрос Зайнаб, дочери Джахша:
أَفَنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ قَالَ نَعَمْ إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ
«Неужели мы погибнем, несмотря на то, что среди нас будут праведники?», — на что он ﷺ ответил:
نَعَمْ إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ
«Да, если пороки умножатся!» (Бухари). Аллах сказал:
وَٱتَّقُواْ فِتۡنَةٗ لَّا تُصِيبَنَّ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمۡ خَآصَّةٗۖ وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ ٢٥
«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (8:25).
Фитна коснётся не только несправедливых; она так же коснётся тех, кто хоть и не совершал несправедливости, но, видя несправедливость, промолчал и не потребовал от несправедливого придерживаться одобряемого и оставить предосудительное. Это подтверждается словами Посланника ﷺ:
إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوُا الظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللهُ بِعِقَابِهِ
«Если люди увидят несправедливого и не возьмут его за руки (не остановят его), боюсь, Аллах повергнет их всех в Своё мучение» (Ахмад и Ибн Хиббан).
Отчёт в Судный день
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحْقِرَنَّ أَحَدُكُمْ نَفْسَهُ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ يَحْقِرُ أَحَدُنَا نَفْسَهُ قَالَ يَرَى أَمْرًا لِلَّهِ عَلَيْهِ فِيهِ مَقَالٌ ثُمَّ لَا يَقُولُ فِيهِ فَيَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَا مَنَعَكَ أَنْ تَقُولَ فِي كَذَا وَكَذَا فَيَقُولُ خَشْيَةُ النَّاسِ فَيَقُولُ فَإِيَّايَ كُنْتَ أَحَقَّ أَنْ تَخْشَى
«Пусть никто из вас не пренебрегает собой!». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Как может кто-то из нас пренебрегать самим собой?», — на что он сказал: «Это тот, кто видит какое-то дело, о котором Аллах сказал Своё слово, но не говорит эти слова. Аллах, Свят Он и Велик, скажет ему в Судный день: «Что тебя удержало от того, чтобы ты сказал слова (Аллаха) относительно того-то и того-то?». Человек скажет: «Боязнь перед людьми». И тогда Всевышний скажет ему: «Разве не Я больше всех заслуживаю того, чтобы боялись Меня?!» (Ибн Маджа).
Следовательно, так же является ваджибом на сегодняшний день приказывать правителям одобряемое и запрещать предосудительное, контролировать их действия и отчитывать их, как и требовать от них изменений.
Однако сегодня появились люди, утверждающие, что запрещено контролировать и отчитывать правителей за их действия, ссылаясь на слова Всевышнего:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью из вашего числа» (4:59).
Как они могли так понять? Неужели они не дочитали аят до конца? Ведь подчинение обладателям власти связано с подчинением Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Поэтому, если обладатели власти претворяют Ислам, то им подчиняются, если же они этого не делают, то нет им подчинения. Более того, требуется их замена на других. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ
«Кто из вас увидит мункар (предосудительное), пусть изменит это своей рукой, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком (словом). А если не сможет сделать и это, то пусть противится этому своим сердцем — и это будет самым слабым проявлением веры» (Муслим).
Ведь если бы они дочитали аят до конца, то им стало бы понятно, что о контроле и отчёте обладателей власти говорится в самом аяте:
فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ
«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).
Как видно, сам аят в случае разногласий требует обратиться к Корану и Сунне.
Следовательно, нет слепого подчинения правителю. Об этом нам так же разъяснил Абу Бакр, когда, став халифом, сказал следующее: «Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху и Его Посланнику, а если я ослушаюсь Аллаха и Его Посланника, то нет на вас подчинения мне».
Отсутствие правильной оценки происходящего
Впервые за всю историю мусульман наш враг смог полностью установить свою власть над нами, смог управлять нами в политическом, военном, экономическом, социальном, образовательном, культурном и информационном планах.
В политическом плане
Мусульмане жили под сенью Халифата со времён Абу Бакра, и так продолжалось до тех пор, пока в 1924 г. колонизатор не упразднил Халифат. Это событие стало роковым в жизни Уммы, и оно не должно быть забыто, напротив, мусульмане должны изучить причины падения Халифата и метод его повторного установления. С упразднением Халифата враг упразднил главенство Шариата, и в результате это главенство перешло в руки системы, которая разработана на основе отделения религии от государства. Таким образом, на наших землях были установлены светские системы, конституции и законы. Упразднив Халифат, колонизатор смог отобрать у Уммы власть, а значит, стать тем, кто назначает нам правителей, которые беспрекословно выполняют приказы и запреты своего хозяина. Примером тому служит Хамид Карзай и многие другие. И это после того, как халифы мусульман писали неверным следующие письма: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Харуна, повелителя правоверных, к Никифору, византийской собаке. Ответ ты увидишь, а не услышишь. Прощай!».
С закатом Халифата новоиспечённые правители мусульман стали подвергать свои народы истязаниям:
وَإِذَا بَطَشۡتُم بَطَشۡتُمۡ جَبَّارِينَ
«...и хватать людей, подобно деспотичным тиранам?» (26:130).
С упразднением защитника и попечителя над мусульманами в лице халифа колонизатор смог посягнуть на наши земли, жизни, имущество и честь. А ведь в своё время халифы заботились не только о мусульманах, но и о выравнивании дорог для животных. Все мы помним, как халифы отвечали на зов слабых, чем подтверждали слова Посланника ﷺ:
اَلْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Имам является попечителем и несущим ответственность за своих подданных» (Бухари),
إِنَّمَا الْإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتِلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ
«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются» (Муслим).
С разрушением Халифата колонизатор смог разделить единство Уммы на мелкие, слабые политические образования, хотя раньше мы были одной политической нацией — Уммой, держащейся за вервь Аллаха, у нас был один мир, одна война.
В военном плане
Колонизатор оккупировал наши территории, и до сих пор оккупация имеет место. Примером тому служат Палестина, Ирак, Афганистан и т.д. Также колонизатор создал свои военные базы на наших территориях, что позволяет ему иметь физическое присутствие на наших землях. Что касается наших армий, то дошло до того, что мусульманские армии стали закупать оружие и обучаться военному делу у своих же врагов.
В экономическом плане
Колонизатор упразднил экономическую систему Ислама, а вместо неё навязал нам свою капиталистическую. Это привело к распространению ростовщических отношений и бедности, несмотря на то, что наши земли изобилуют ресурсами. Экономика в наших странах стала тесно связанной с капиталистической экономикой и их валютой. Наши страны стали сырьевым придатком для Запада, наши богатства разграбляются день и ночь. А ведь во времена Умара ибн Абдуль-Азиза мы не могли найти бедных и нищих, чтобы отдать им закят.
В социальном плане
На нас повлиял взгляд колонизатора на женщину, в результате чего женщины стали выходить на улицу полуобнажёнными, их стали использовать в рекламе и привлечении покупателей. И это после того, как под сенью Халифата она занимала достойное место, когда она была честью, защищать которую был обязан каждый.
В образовательном плане
Колонизатор изменил нашу систему образования, он упразднил тему джихада. В результате выросло поколение, которое не знало, кто такие Халид ибн аль-Валид, Умар ибн аль-Хаттаб, Салах ад-Дин, Мухаммад аль-Фатих (Мехмед II Завоеватель). А ведь ранее мы выпускали таких имамов, как аш-Шафии, Хасан аль-Басри, Муслим, Бухари, аль-Хорезми, Иззуддин ибн Абдуссалам и другие.
В культурном плане
Колонизатор атаковал нас в идейном плане, сформировав у нас такие идеи, как патриотизм, национализм, свобода, утилитаризм... Так к нашему времени стали применимы слова Посланник Аллаха ﷺ:
بَدَأَ الْإِسْلاَمُ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ كَمَا بَدَأَ غَرِيبًا فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ
«Ислам пришёл чуждым и возвратится чуждым, как и пришёл. Туба (дерево в Раю) — чужакам (гураба)» (аль-Байхакый). Ведь идеи Ислама стали чуждыми для мусульман, а сам Ислам стал приравниваться к экстремизму и терроризму.
В информационном плане
Наши СМИ стали рупором для ядовитой культуры колонизатора.
Вот какими мы были и какими стали! Сегодня сердце разрывается от происходящего, если, конечно, оно наполнено иманом и Исламом. Ранее мы никогда не находились в таком положении, в каком оказались сегодня. Наше нынешнее положение можно описать одним словом — рабы. Мы стали рабами колонизатора в полном смысле этого слова!
После такого разъяснения никто не может сослаться на своё незнание тех сторон Ислама, которые мусульмане должны знать. Каждый должен понять то, что требует от него Ислам в отношении происходящих событий. Каждый должен понять, что Ислам требует от него участия в преобразовании текущего положения мусульман, ведь это — обязательство сегодняшнего дня. Так во времена Салах ад-Дина обязательством дня них было изгнание крестоносцев, во времена Ибн Таймии обязательством было изгнание татаро-монголов, во времена Ахмада ибн Ханбаля обязательством было противостояние идеи о сотворённости Корана, и таких примеров много.
Сегодня же обязательством является возобновление исламского образа жизни посредством установления Халифата. Мы узнали от сподвижников, что мусульманин должен без промедления устремиться к выполнению своего обязательства, когда оно обретает перед ним актуальность. Примером тому служит история Амра ибн Сабита, который не совершил ни одного поясного или земного поклона, но при этом Посланник Аллаха ﷺ сказал, что он из числа обитателей Рая. Амр принял Ислам в день битвы при Ухуде. Приняв Ислам, он не стал медлить, а сразу бросился исполнять обязательство того дня. В результате он пал шахидом на поле боя.
Сегодня на каждом мусульманине лежит обязанность присоединиться к деятельности Хизб ут-Тахрир, который поклялся выполнять обязательство сегодняшнего дня в виде установления Халифата. Хизб поклялся, что не перестанет двигаться в правильном направлении и вести скоординированные действия подобно тому, как слаженно действует любая команда. Хизб будет двигаться по пути Посланника ﷺ, пока Аллах не дарует Свою победу!
Абдуррахман аль-Кисвани