بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Вырос Абдуллах ибн Унайс в Ясрибе. В своё время он смог выстроить близкие отношения с родом Бану Саляма настолько, что можно было принять его за одного из них. Аллах почтил его ранним принятием Ислама.
Сам Абдуллах ибн Унайс принял Ислам из рук тех, кто давал присягу Посланнику ﷺ при Первой Акабе. После принятия Ислама он присоединился к рядам призывающих, стал наставлять людей, и так продолжалось, пока не наступил очередной сезон хаджа. С наступлением сезона хаджа он отправился с представителями своего народа в Мекку и принял участие во Второй присяге при Акабе. Эта присяга была присягой на оказание помощи Аллаху и Его Посланнику ﷺ.
Как только Абдуллах вернулся в Ясриб, он продолжил призывать людей. Однажды он со своими товарищами сломал идолов Бану Саляма. Когда племя Бану Саляма увидело сломанные идолы, то их охватил страх, ведь идолы могли начать мстить, однако дни шли, а мести так и не последовало. После этого род Бану Саляма осознал, что идолы не могут вредить или приносить пользу, после чего они начали принимать Ислам.
Затем, в месяц Мухаррам, на четвёртом году по хиджре, до мусульман доходит весть о том, что Халид ибн Суфьян, вождь племени Хузайль, стал готовиться к военному походу на Медину. Для этого он стал собирать племена в местности недалеко от Медины, которая называлась Нахля. Посланник Аллаха ﷺ видел, как племена сплачиваются вокруг Халида ибн Суфьяна, а это означало, что с его смертью среди племён возникнет раскол, и нападение на Медину будет сорвано. Посланник ﷺ стал размышлять над тем, кому же поручить эту важную миссию, и его ﷺ выбор остановился на Абдуллахе ибн Унайсе. Он ﷺ позвал Абдуллаха, и когда тот пришёл, усадив рядом с собой, сказал:
إِنَّهُ قَدْ بَلَغَنِي أَنَّ ابْنَ سُفْيَانَ يَجْمَعُ لِي النَّاسَ لِيَغْزُوَنِي وَهُوَ بِنَخْلَةَ فَأْتِهِ فَاقْتُلْهُ
«Мне сообщили, что Ибн Суфьян собирает людей, чтобы выступить против меня. Сейчас он находится в Нахле, отправляйся к нему и убей его». На что Абдуллах сказал: «О Посланник Аллаха! Опиши мне его, чтобы я мог его узнать». Пророк ﷺ сказал:
إِذَا رَأَيْتَهُ وَجَدْتَ لَهُ قُشَعْرِيرَةً
«Когда ты увидишь его, то узнаешь по дрожи в теле». Абдуллах понимал, насколько важна эта миссия для его лидера. Но как он смог добраться до Халида ибн Суфьяна и убить его?
Об этом нам расскажет сам Абдуллах. Абдуллах продолжил: «О Посланник Аллаха! Во время моей миссии мне придётся говорить». Он имел в виду «придётся обманывать, чтобы довести свою миссию до конца». Тогда Посланник Аллаха ﷺ намекнул ему, что он может говорить то, что ему необходимо, поскольку война — это обман. После этой беседы Абдуллах отправляется выполнять свою миссию. Достигнув Нахли, он увидел, как Халид ибн Суфьян ходит и выбирает со своими жёнами место для проживания.
Абдуллах продолжил: «Когда я увидел его, то обнаружил то, что описывал мне Посланник Аллаха ﷺ касательно дрожи в теле. Я направился к нему, но в тот же момент испугался, что между мной и им может возникнуть что-нибудь, что отвлечёт от намаза, поэтому я совершил намаз на ходу кивками головы, обозначая этим поясные и земные поклоны. Когда я подошёл к нему, он спросил: «Кто ты, человек?», — на что я сказал: «Человек из числа рабов, который услышал весть о тебе и о твоём объединении против другого человека. Поэтому я пришёл к тебе (т.е. пришёл оказать тебе помощь в борьбе против Посланника ﷺ). На что Халид сказал: «Да, я собираюсь сделать это!». Абдуллах продолжил: «Я прошёлся немного с ним, и когда появилась возможность, ударил его мечом, в результате он погиб. Затем я отправился обратно, оставив плачущих над его телом жён. Когда я предстал перед Посланником Аллаха ﷺ, то, увидев меня, он сказал:
أَفْلَحَ الْوَجْهُ
«Счастливое лицо!»1. На что я сказал: «О Посланник Аллаха, я убил его!». Затем Посланник Аллаха ﷺ поднялся и вместе со мной пошёл к своему дому, где дал мне трость со словами:
أَمْسِكْ هَذِهِ الْعَصَا يَا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ أُنَيْسٍ
«О Абдуллах ибн Унайс! Держи эту трость у себя!». Когда я вышел к людям с этой тростью, они спросили: «Что это за трость?». Я ответил: «Её дал мне Посланник Аллаха и приказал держать её при себе». Они спросили: «А не хочешь ли ты вернуться к Посланнику Аллаха и спросить его, для чего она?». Я вернулся к нему и спросил: «О Посланник Аллаха! Для чего ты дал мне эту трость?», — на что он ﷺ сказал:
آيَةٌ بَيْنِي وَبَيْنَكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ أَوَّلَ النَّاسِ الْمُتَخَصِّرُونَ يَوْمَئِذٍ
«Это будет условный знак между тобой и мной в Судный день, когда очень мало будет людей, опирающихся на трость».
Ибн аз-Зубайр рассказывал: «Абдуллах ибн Унайс привязал эту трость к ножнам и не расставался с ней до своей смерти. Выполняя его волю, эту трость положили к нему в саван и похоронили вместе с ней».
Напомним, что с тех пор, как Посланник Аллаха ﷺ основал Первое Исламское Государство, евреи не переставали плести козни против Ислама и мусульман. Одним из тех, кто сильно враждовал с Аллахом и Его Посланником ﷺ был глава евреев Абу Рафиа Саллям ибн Абу аль-Хукайк, родственник племени Бану Надир. Абу Рафиа Саллям подстрекал людей на убийство Посланника ﷺ, побуждал арабов напасть на Медину и разграбить её.
Он отправлял делегации к племенам с призывом объединиться с евреями и напасть на мусульман. Посланник Аллаха ﷺ увидел, что Абу Рафиа Саллям заслуживает смерти за свои деяния. Для этой миссии был послан небольшой отряд из числа сподвижников, среди которых был и Абдуллах ибн Унайс. Во главе этого отряда был Абдуллах ибн Ати́к, поскольку он хорошо знал язык евреев.
В середине месяца Джумада аль-ахира, на шестой год по хиджре, спецотряд под покровом ночи выдвигается в путь. В основном сподвижники шли ночью, а днём отдыхали, чтобы их миссия не была раскрыта. Достигнув Хайбара, они дождались наступления ночи. За это время Абдуллах ибн Ати́к смог разработать план по незаметному проникновению в крепость. Дождавшись, когда жители крепости уснули, сподвижники выдвинулись и, проникнув в крепость, подкрались к месту, где спал Абу Рафиа Саллям.
Найдя его спящим в постели, сподвижники обрушили на него свои мечи, но, всё же, ему удалось остаться в живых. Тогда вперёд протиснулся Абдуллах и нанёс удар в живот Абу Рафиа, отчего тот и скончался. В этот момент его жена закричала, и те, кто был в крепости, стали сбегаться на её крик. Муджахиды поспешили покинуть крепость.
Во время отхода Абдуллах ибн Ати́к поскользнулся и сломал ногу, и тогда Ибн Унайс взвалил его себе на спину и вместе с ним покинул крепость. В ходе этой операции Ибн Унайс потерял свой лук. Он подумал, что обронил его в крепости, поэтому вернулся обратно. Попав в крепость, он, смешавшись с жителями, сделал вид, что тоже ищет убийцу. Когда же он нашёл свой лук, то благополучно покинул крепость.
Спецотряд смог вернуться в Медину. Когда Посланник Аллаха ﷺ увидел их, то улыбнулся и сказал:
أفْلَحَتِ الْوُجُوهُ
«Счастливые лица!». На что они сказали: «О Посланник Аллаха, твоё лицо так же счастливо». После чего другие сподвижники окружили их и стали слушать их речь. Участники операции начали спорить, кто же всё-таки убил Абу Рафиа Салляма. Каждый из них утверждал, что именно его меч лишил жизни Абу Рафиа. Тогда Посланник Аллаха ﷺ попросил их показать ему свои мечи, после чего сказал:
لَسَيْفُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أُنَيْسٍ هُوَ الَّذِي قَتَلَهُ أَرَى فِيهِ أَثَرَ الطَّعَامِ
«Меч Абдуллаха ибн Унайса лишил его жизни, т.к. на нём я вижу остатки еды».
После того, как был убит глава евреев Абу Рафиа Саллям, евреи собрались и избрали для себя нового главу — аль-Ясира ибн Ризама, известного своей хитростью и коварством. Аль-Ясир пошёл по стопам своего предшественника (Абу Рафиа Салляма); он так же стал подстрекать арабов и соседние племена к сражению с мусульманами. Данная новость достигла Медины, и тогда Пророк ﷺ собрал сподвижников, чтобы посоветоваться.
В итоге они пришли к тому, что необходимо отправить делегацию, чтобы убедить аль-Ясира прекратить плести заговоры против мусульман и чтобы его народ держался в стороне от войны. Делегация во главе с Абдуллахом ибн Равахой отправляется в путь, в её состав так же вошёл Абдуллах ибн Унайс. Когда делегация достигла Хайбара, то встретилась с аль-Ясиром ибн Ризамом и убедила его отправиться с ними в Медину, чтобы получить гарантии безопасности от Посланника ﷺ для своего народа. Аль-Ясир выбрал группу молодых евреев, и они вместе с мусульманами отправились в Медину. Каждый делегат из числа мусульман посадил на своё животное к себе за спину одного еврея. Аль-Ясиру досталось место за спиной Абдуллаха ибн Унайса.
По дороге в Медину аль-Ясир размышлял о своих делах с мусульманами, и в итоге пришёл к выводу о необходимости поступить вероломно: убить Абдуллаха ибн Унайса. Также и его товарищи должны были убить остальных мусульман. После этого они планировали вернуться в Хайбар.
В один из моментов аль-Ясир резким движением попытался вырвать у Абдуллаха его меч, при этом крича: «Месть за евреев!». Однако Абдуллах был начеку и, выхватив своё оружие, нанёс удар по ноге врага Аллаха. В ответ аль-Ясир нанёс удар своим посохом и пробил голову Абдуллаху. Абдуллах смог остаться в сознании, напал на врага и убил его. Остальные евреи так же поспешили убить сидевших перед ними мусульман. Но мусульмане опередили их. В результате только один еврей смог избежать смерти и бежать обратно в Хайбар. Мусульмане, вернувшись в Медину, рассказали Посланнику ﷺ о вероломстве евреев.
Таковой была проницательность Посланника ﷺ и его сподвижников. Каждому поручалось то, что он мог выполнить. Что касается Абдуллаха ибн Унайса, то он олицетворял собой высококвалифицированного военного. От Абдуллаха передавали хадисы такие Имамы как Бухари, Муслим, авторы четырёх сборников «Сунан». Сам Абдуллах передал от Посланника ﷺ двадцать четыре хадиса. Ибн Хаджар упоминает, что Абдуллах умер в Шаме в пятьдесят четвёртом году по хиджре, во времена правления Муавии ибн Абу Суфьяна.
Именно о таких людях Аллах сказал следующее:
مِّنَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ رِجَالٞ صَدَقُواْ مَا عَٰهَدُواْ ٱللَّهَ عَلَيۡهِۖ فَمِنۡهُم مَّن قَضَىٰ نَحۡبَهُۥ وَمِنۡهُم مَّن يَنتَظِرُۖ وَمَا بَدَّلُواْ تَبۡدِيلٗا ٢٣
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства (или умерли), и такие, которые ещё ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:23).