بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— Передал Имам Ахмад в своём «Муснаде» хадис от Зухайра: «Мне рассказали, что Абу Бакр (р.а.) как-то спросил: «О Посланник Аллаха! Как можно надеяться на благой исход (исправление) после этого аята:
لَّيۡسَ بِأَمَانِيِّكُمۡ وَلَآ أَمَانِيِّ أَهۡلِ ٱلۡكِتَٰبِۗ مَن يَعۡمَلۡ سُوٓءٗا يُجۡزَ بِهِۦ وَلَا يَجِدۡ لَهُۥ مِن دُونِ ٱللَّهِ وَلِيّٗا وَلَا نَصِيرٗا ١٢٣
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдёт для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (4:123)?
Это значит, что мы получим воздаяние за каждое содеянное зло?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да простит тебя Аллах, о Абу Бакр! Разве ты не заболеваешь? Разве ты не испытываешь муки болезни? Разве ты не печалишься? Разве тебя не постигают жизненные трудности?». Абу Бакр сказал: «Конечно». И тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Так вы получаете своё воздаяние».
— Передал Ахмад, Байхакый и ат-Тирмизи, что Амина бинт Абдуллах спросила Аишу бинт Абу Бакр (р.а.) об этом аяте:
مَن يَعۡمَلۡ سُوٓءٗا يُجۡزَ بِهِ
«Кто творит зло, тот получит за него воздаяние» (4:123).
Аиша сообщила о том, что она спрашивала Посланника Аллаха ﷺ об этом и получила следующий ответ: «О Аиша! Это данное Аллахом Своему рабу обещание за переживание, печаль и горе. И даже за тот испуг, который он испытал, когда потерял находящуюся в своих руках вещь, а затем нашёл её у себя под боком. И раб Аллаха будет подвергаться испытаниям, пока не очистится от своих грехов подобно тому, как очищается золотая руда от грязи».
— Передают Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисов от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».
— Передал ат-Тирмизи в своём сборнике «Сунан» от Анаса (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Когда Аллах желает рабу Своему блага, Он подвергает его наказанию [за грехи] уже в этом мире, а когда Он желает рабу Своему зла, то не наказывает его за грехи [в этом мире], дабы взыскать с него полностью в мире Вечном».
— Передали Ибн Хиббан в своём сборнике хадисов «Сахих» и Хаким в своей книге «Аль-Мустадрак» от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, есть у Аллаха такая высокая степень, которую человек обретает не своими делами, а перенесением взвалившихся на него испытаний, пока не достигнет этой степени».
Передал Ибрахим ибн Махди ас-Салями от своего отца, от деда, который был сподвижником Посланника Аллаха ﷺ и слышал, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Если Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или в его имуществе, или в его ребёнке». Абу Давуд сообщил, что Ибн Нуфайль добавил выражение: «Затем он проявит терпение перед этим (испытанием)», — т.е. не будет жаловаться и питать злобу к Аллаху. «Пока тот не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах».
И это будет поддержкой от Аллаха Своему рабу, чтобы последний усердствовал в подчинении Аллаху и удостоился той славной степени, которую Всевышний уготовил для него. В данном хадисе поясняется благотворное воздействие терпения на перенесение жизненных трудностей и обретение высоких степеней.
— Передал ат-Тирмизи в своём сборнике «Сунан» от Джабира (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «В День воскрешения люди, которые (при жизни) пребывали в благополучии, будут желать того, чтобы их кожи были разрезаны ножницами в мирской жизни, увидев ту награду, которую дадут тем, кого постигали несчастья».
— Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) передал от Посланника Аллаха ﷺ: «Верующий и верующая не перестанут подвергаться испытаниям, которые затронут его самого, его детей и его имущество, до тех пор, пока не встретит он Аллаха безгрешным». Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший достоверный хадис».
— Передал Бухари от Абу Саида аль-Худри (р.а.): «Однажды ансары попросили кое-какое имущество у Посланника Аллаха ﷺ, и тот дал им. Потом они ещё раз попросили, и он снова дал. Потом они ещё раз попросили, и это продолжалось до тех пор, пока не иссякло то, что у него было. Тогда он ﷺ сказал: «Я не буду утаивать от вас то, что у меня имеется. Кто воздержался [от испрашивания милостыни и запретного], того Аллах сделает добродетельным и скромным; кто показывал своё имущество [чтобы показать людям, что он не нуждается в чужом имуществе, несмотря на бедность], того обогатит Аллах [либо сердце, либо имуществом]; кто проявил терпение и не спрашивал у людей, того Аллах сделает терпеливым. И самое лучшее, что дано каждому — это терпение».
Аль-Куртуби поясняет этот хадис и говорит: «В книге «Фатх аль-Бари» приводится, что под выражением «Кто проявил терпение» имеется в виду тот, кто удержит себя, откажется попрошайничать и будет проявлять терпение, пока не получит свой удел от Аллаха. «Того Аллах сделает терпеливым», т.е. сделает сильным и способным владеть собой, а точнее, быть покорным и выносливым перед трудностями жизни. Именно тогда Аллах прибудет с ним и даст ему желаемую победу». Другой мусульманский учёный по имени аль-Айни в книге «Умдат уль-Карий» даёт этому хадису более обширное значение и говорит, что в нём есть побуждение к проявлению терпения перед невзгодами жизни и другими испытаниями судьбы в этом тленном мире.
Некоторые обладатели знания склонились к тому, что слова Посланника Аллаха ﷺ «Кто проявил терпение, того Аллах сделает терпеливым» охватывают в своём значении все три вида терпения:
1. Терпение в послушании Аллаху.
2. Терпение в удержании себя от ослушания Аллаху.
3. Терпение перед испытаниями судьбы, предписанными Аллахом.
Шейх Абдуррахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) в книге «Бахджату Кулуб уль-Абрар» пишет: «Самый лучший, безмерный и великий дар, которым Аллах наделяет Своего раба, это терпение. Это лучшая поддержка от Аллаха Своему рабу в жизненных делах. Всевышний Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسۡتَعِينُواْ بِٱلصَّبۡرِ وَٱلصَّلَوٰةِۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٥٣
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми» (2:153),
— во всех своих делах».
Терпение служит одним из нравственных качеств человека, а значит, требует борьбы с внутренним миром и воспитания нафса. В связи с этим упоминаются слова «Кто проявил терпение», т.е. обяжет себя к проявлению терпения, «того Аллах сделает терпеливым», т.е. окажет ему помощь. Суть того, что терпение является наилучшим даром, заключается в том, что оно (терпение) имеет место во всех основных и второстепенных делах человека и при любых положениях, требующих самообладания.
Так человек нуждается в терпении в вопросах послушания Всевышнему Аллаху, чтобы он мог исполнять их должным образом. Он нуждается в терпении во время удержания себя от ослушания Всевышнему Аллаху, чтобы он смог обладать собой и отказаться от греха. Человек нуждается в терпении перед мучительными испытаниями судьбы, предначертанными ему Аллахом, дабы он не восстал против Аллаха и не разгневал Его.
Даже перед благами Всевышнего Аллаха, которые приходятся по душе человеку, необходимо проявлять терпение и не позволять себе впасть в запретное веселье. Человек должен быть благодарным и выражать свою признательность Всевышнему Аллаху. Таким образом, во всех случаях и при любых обстоятельствах человек нуждается в терпении, которое является гарантом его успеха. В связи с эти Аллах упомянул обитателей Рая и сказал:
وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ يَدۡخُلُونَ عَلَيۡهِم مِّن كُلِّ بَابٖ ٢٣ سَلَٰمٌ عَلَيۡكُم بِمَا صَبَرۡتُمۡۚ فَنِعۡمَ عُقۡبَى ٱلدَّارِ٢٤
«Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (13:23,24).
Также Всевышний Аллах говорит:
أُوْلَٰٓئِكَ يُجۡزَوۡنَ ٱلۡغُرۡفَةَ بِمَا صَبَرُواْ وَيُلَقَّوۡنَ فِيهَا تَحِيَّةٗ وَسَلَٰمًا ٧٥
«Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром» (25:75).
Они заслужили Рай со всеми его прелестями и удостоились наивысших степеней благодаря терпению. Тем не менее, человек просит Аллаха защитить от сложных испытаний из-за того, что ему неизвестен их исход. Но а если всё же человек подвергся испытанию, то ему необходимо проявить терпение. Таким образом, в основе следует просить благополучие и защиту от тяжёлых испытаний и невзгод, а проявлять терпение обязан тот, кто столкнулся с обстоятельствами и причинами, требующими терпения. Аллах помогает такому человеку.
Всевышний Аллах обещал терпеливым рабам в Коране и Сунне возвышенные и великие свершения. Он обещал им помощь во всех их делах, заботу, поддержку и вознаграждение. Аллах сказал, что любит терпеливых, укрепляет их и вселяет в их сердца успокоение. Аллах облегчает для терпеливого исполнение предписаний и защищает от греховных поступков. Он удостаивает их Своим благословением, милостью и верным путём во время столкновений с трудностями. Аллах возвышает их на самые высшие степени на этом свете и в мире Вечном.
Аллах обещает терпеливым победу, облегчение, успех и счастье, а также бесчисленные награды. Аллах обещает им блага этого мира за перенесённые лишения. Аллах обещает им возместить все потери, которые они понесли во время испытаний и невзгод. Верно, вначале сложно и неприятно заставлять себя проявлять терпение, однако, в конечном счёте, это становится лёгким, видя его благоприятные плоды. Как точно выражает этот смысл следующий афоризм: «Терпение горько на вкус, однако его результат слаще мёда».
В завершении своей статьи мы приведём слова лучшего из всех живших на этом свете людей — Пророка Мухаммада ﷺ, — которому были прощены все ошибки и который подвергся испытанию болезни, дабы возвыситься степенью.
Бухари и Муслим приводят в своих сборниках достоверных хадисов, что Абдуллах ибн Масъуд (р.а.) сказал: «(Однажды) я зашёл к Посланнику Аллаха ﷺ, страдавшему (от сильной горячки), дотронулся до него и сказал: «О Посланник Аллаха! Какая у тебя сильная горячка!». Он сказал: «Да, и, поистине, болею я подобно (сразу) двоим из вас!». Затем я спросил его: «Это значит, что ты получишь двойную награду?». «Да», — ответил Посланник Аллаха ﷺ». Бухари и Муслим в своих сборниках упомянули, что Пророк Мухаммад ﷺ перед смертью, будучи больным, трижды терял сознание. Передают со слов Масрука о том, что Аиша (р.а.) сказала: «Я никогда не видела, чтобы кто-либо страдал от своей болезни настолько сильно, как Посланник Аллаха ﷺ».
Некоторые праведные предшественники говорили: «Не будь испытаний, мы оказались бы в убытке в Судный день». Праведники радовались трудностям испытаний подобно тому, как мы радуемся благоденствию. Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «В благополучии люди одинаковы, лишь испытания выявляют их отличия друг от друга».
Имам Шарих говорил: «Когда меня постигала беда, я восхвалял Всевышнего Аллаха за четыре вещи:
• за то, что Аллах наделил меня терпением перед этим испытанием,
• за то, что Аллах позволил мне обратиться к Нему,
• за то, что сделал испытание мне под силу,
• за то, что не сделал это испытанием для моей религиозности и набожности».