بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
В книге учёного в науке усу́ль аль-фикх (основы фикха), амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты (да сохранит его Аллах) «Ат-Тайси́р фи усу́ль ат-тафси́р» («Облегчение в основах тафсира») приводится:
Решение данных проблем было разъяснено Исламом в убедительной форме, да так, что это заставляет человека ощущать экономическое спокойствие во всех аспектах жизни. Ислам разъяснил то, каким образом следует извлекать пользу из имеющихся богатств, чтобы это гарантировало достойную жизнь без какого-либо порабощения или ущерба странам.
Причина такой успешной модели Ислама заключается в том, что его законы были ниспосланы Проницательным, Ведающим, Мудрым, Знающим, Который ведает о том, что несёт пользу Его созданиям, что осчастливливает их в этой и Последующей жизнях.
Так как же Ислам решает эти проблемы? Разъяснение этому будет следующее:
1) Ислам запретил накапливать богатства. Под накопительством подразумевается собирание богатства без нужды. Богатство должно быть задействовано в промышленных, сельскохозяйственных, торговых и прочих проектах, одобренных Шариатом, чтобы богатство циркулировало в обществе и приносило пользу как своим владельцам, так и тем, кто с ним работал, чтобы из него в качестве закята выплатить долю как бедных, так и других категорий людей. Одним словом, общество в целом должно получать от своих проектов пользу.
Именно поэтому Ислам запретил копить богатство без намерения задействовать его в разного рода проектах. Аллах сказал:
وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ
«Кто скапливает золото и серебро и не расходует их на пути Аллаха, увещай их мучительным наказанием» (9:34).
Это что касается богатых.
2) Что касается бедных и нуждающихся:
а) Ислам побуждает давать в долг без процентов, более того, передаётся от Абдуллаха ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَرْضُ مَرَّتَيْنِ يَعْدِلُ صَدَقَةً مَرَّةً
«Дать дважды в долг считается как дать один раз милостыню» (аль-Баззар, ат-Табарани и аль-Куртуби в своих тафсирах).
б) Если должник неплатёжеспособен, то Ислам обязал предоставить ему отсрочку:
وَإِن كَانَ ذُو عُسۡرَةٖ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيۡسَرَةٖ
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (2:280).
Но при этом так же побуждается дать должнику садака в виде прощения долга полностью или частично. Аллах сказал:
وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيۡرٞ لَّكُمۡ
«Но дать милостыню будет лучше для вас» (2:280).
в) Ислам выделил для неплатёжеспособных должников долю из закята в Байт уль-Маль, чтобы те могли погасить свой долг:
إِنَّمَا ٱلصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡعَٰمِلِينَ عَلَيۡهَا وَٱلۡمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمۡ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَٱلۡغَٰرِمِينَ
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников...» (9:60).
г) Аллах дозволил работу, при этом не сделал её законы непосильными, Он побудил к ней, обязав работать тех, кто испытывает нужду:
فَٱمۡشُواْ فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُواْ مِن رِّزۡقِهِ
«Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15).
إِنَّ مِنَ الذُّنُوبِ مَا لَا يُكَفِّرُهَا إِلَّا الْهُمُومُ فِي طَلَبِ الرِّزْقِ
«Среди грехов есть такие, которые не смываются, кроме как трудностями во время заработка» (Сарахси в книге «Аль-Мабсут», Мухаммад аш-Шайбани в книге «Аль-Касб»).
3) Роль государства во всём этом:
а) Государство управляет покрытием основных нужд всех граждан: пища, одежда, жильё. Эти нужды покрываются либо из доходов самого человека, либо из доходов тех, кто должен его содержать, а при отсутствии первых двух ответственность за покрытие нужд людей ложится на плечи Байт уль-Маль:
وَالسُّلْطَانُ وَلِيُّ مَنْ لَا وَلِيَّ لَهُ
«... Султан — валий того, у кого нет опекуна» (Ахмад, «Муватта» Имама Малика).
б) Государство управляет общественной собственностью и распределяет её среди всех мусульман. К общественной собственности относятся твёрдые полезные ископаемые, такие как золото, железо, медь, калий, фосфаты, и жидкие, такие как нефть, а также газ.
в) Государство управляет государственной собственностью, к которой относятся харадж, джизья, трофеи и т.д. Государство даёт её только бедным:
كَيۡ لَا يَكُونَ دُولَةَۢ بَيۡنَ ٱلۡأَغۡنِيَآءِ مِنكُمۡ
«дабы не досталась она богатым среди вас» (59:7).
г) Государство предоставляет беспроцентные займы предпринимателям, даёт безвозмездно крестьянам то, что им необходимо, как это происходило в эпоху праведных правителей, которые помогали людям прожить достойную жизнь.
д) Государство иногда вводит налоги на богатых в пользу бедных с целью покрыть нужды последних. Подобное Аллах обязал делать, когда в Байт уль-Маль отсутствуют необходимые средства.
В конце мы бы хотели сказать следующее:
Поскольку богатому запрещено бесцельно копить богатства, то он обязан пускать их на разного рода проекты, в которых участвует он сам, чтобы люди извлекали оттуда пользу в плане рабочих мест, позитивного экономического воздействия на общество и закята, из которого бедные, нищие и остальные категории получали бы то, что им причитается.
Нужды бедных должны покрываться через предоставление им работы, либо их обеспечивает опекун, либо за них несёт ответственность непосредственно государство, производя выплаты из Байт уль-Маль.
Неплатёжеспособному должнику должна предоставляться отсрочка для погашения долга либо прощаться весь долг или его часть.
Владельцам проектов предоставляются либо безвозмездные, либо беспроцентные займы.
Государство распределяет общественную собственность среди мусульман, а государственную — среди бедных, тем самым препятствуя сосредоточению богатств только в руках богатых.
Ислам не оставил удовлетворение нужд людей на самотёк, напротив, в случае отсутствия средств в Байт уль-Маль он обязал вводить налоги для богатых, чтобы тем самым покрыть основные нужды бедных, а также расходы джихада и всех тех направлений расходования, которые обязательны для государства, но на это не хватает средств в Байт уль-Маль.
Кто-то может спросить: как распоряжаться имуществом богатых или покрывать нужды бедных, если запрещено ростовщичество, а значит, ростовщики не могут увеличивать деньги богатых и не могут дать бедным в долг под проценты?
Проблема заключается в том, что ведущей системой в мире на протяжении ХХ века был капитализм и социализм, которые являются продуктом человеческого разума.
Так капитализм дал полную свободу частной собственности, не признавая другие виды собственности. Он дал широкие возможности для накопления богатства всеми низкими, подлыми средствами, которые разрушают ценности и общество. Ростовщичество стало источником жизни, стало источником для наполнения брюха владельцев компаний и финансовых учреждений, способствовало гегемонии в правлении и других сферах жизни, способствовало порабощению тех стран, которые пошли на поводу у капитализма.
Социализм запретил собственность в целом, определив её правом государства. В результате горстка ожиревших, алчных владельцев компаний переквалифицировалась в политиков и руководителей правящих партий, чтобы затем иметь доступ к благам людей и сеять зло через свою прогнившую насквозь экономическую систему.
Так почему до сих пор нет в жизни Божественной системы, где всё упорядочено? А ведь только Творец всего сущего знает, что является благом для Его творений.
Ислам делит собственность на три вида:
1. Частная.
2. Общественная.
3. Государственная.
Каждая из этих собственностей регулируется в соответствии с законами Шариата, при этом никакой вид не подавляет и не ставится выше другого, поскольку данная система ниспослана Мудрым, Знающим. Финансы в экономической системе Ислама являются чистыми, они расходуются:
• На то, на что обязал расходовать Аллах.
• На содержание человека и его семьи.
• На дополнительное садака для бедных, нищих, нуждающихся.
Всё это должно выполняться без каких-либо нарушений, ведь Аллах сказал:
وَٱبۡتَغِ فِيمَآ ءَاتَىٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلۡأٓخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنۡيَاۖ وَأَحۡسِن كَمَآ أَحۡسَنَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ وَلَا تَبۡغِ ٱلۡفَسَادَ فِي ٱلۡأَرۡضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُفۡسِدِينَ ٧٧
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).
Божественная экономическая система Ислама несёт счастье всему человечеству, превращает жизнь людей в благополучный путь, ведущий к блаженствам Последующей жизни. В этой системе нет места алчности, ростовщичеству, эксплуатации людей, напротив, она наполнена чистым достатком для жизни людей, она полна мира и безопасности. Жизнь по такой системе является подчинением Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Такая система не ведёт к объявлению войны Аллаху и Его Посланнику ﷺ, она не является дверью для преступлений и бесчинств.
Такова истина! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? И вся хвала принадлежит Аллаху — Господу миров.