يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал и приобрел знания» (58:11) . Хвала Аллаху, который сотворил перо и научил человека тому, чего он не знал, а также предпочел его над остальными своими творениями посредством разума и познания. Хвала Аллаху, который обучил Адама всем именам, затем представил его ангелам, и превознес его над ними познанием, когда ангелы сказали:
قَالُوا سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا ۖ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ
«Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты Знающий, Мудрый»» (2:32) .
Мир и благословение необученному грамоте Пророку, который обучил желающих знания, которому были ниспосланы первые слова божественного откровения:
أَلَمْ نَشْرَحْ لَكَ صَدْرَكَ ﴿١﴾ وَوَضَعْنَا عَنكَ وِزْرَكَ
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови» (96:1-2) . Мир и благословение тому, кто завещал: «Когда проходите мимо знающих людей, то проявляйте уважение» .
Люди без ученых оказываются невеждами, которые отовсюду подхватываются дьяволами из людей и джинов и отягощаются заблуждениями и прихотями со всех сторон. Отсюда – ученые выступают милостью Всевышнего Аллаха, дарованной жителям земли. Они служат светильниками во мраке, указывающими верный путь и аргументом Всевышнего Аллаха на этой земле. Благодаря ним устраняются заблуждения и рассеиваются тучи сомнений из сердец и душ.
Они – противники сатаны, опора веры и хранители исламской общины. Они на земле подобны звездам в небе, которыми руководствуются во мраке жизни, как на суше, так и на воде. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ученые на земле подобны звездам в небе, по которым вы находите путь во мраке на суше и море. И стоит скрыться звездам, как можно потерять точный путь» (вывел Ахмад). Они – преемники пророков, о которых Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«…ведь просят прощения за ученого все, кто на небесах и на земле, даже киты в морях. Превосходство ученого (алима) над поклоняющимся (абидом), как превосходство луны над остальными звездами. Поистине, ученые – преемники пророков…» (передал Тирмизи). Посланник Аллаха ﷺ превознес ученого над поклоняющимся, сказав: «Превосходство ученого (алима) над поклоняющимся (абидом) подобно моему превосходству над самым близким из вас». Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах и ангелы Его, обитатели неба и земли, даже муравей в норе своей, даже кит молятся за того, кто учит людей добру» .
Всех этих преимуществ удостаиваются ученые, творящие благо, отважные в истине, отвечающие добру, приказывающие одобряемое, запрещающие предосудительное, отчитывающие правителей, дающие им наставления, болеющие за интересы мусульман, беспокоящиеся за дела исламской общины (уммы) и переносящие все трудности и мучения на этом пути.
Да, все эти почести ученым, которые стоят на страже Ислама. Хранителям религии Аллаха, которые призывают языком правды к её претворению. Стойким праведникам, которые вобрали в себя благородные качества божьих посланников, которые осознали суть слов Всевышнего Аллаха:
وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям, и не будете скрывать его»» (3:187) .
И поэтому они не умалчивали истину и не смирялись с несправедливостью, заявляли о том, что умалчивающий истину и есть безмолвный сатана.
Ведь они возвели свои познания на основе Ислама и стали учеными обоих миров и покорителями белого света своими знаниями.
Они стали специалистами во всех научных сферах: в астрономии, химии, физике, алгебре, геометрии, медицине, авиации, оптике. Среди них появились такие видные ученые, как Абу Ханифа, ар-Рази, Ибн аль-Хайсам (аль-Хайтам), Джабир ибн Хайян (аль-Гебр) и многие другие, упомянуть которых не хватит места в статье. Мне хотелось бы лишь провести сравнение между благочестивыми предшествующими учеными, с их взглядами на науку и требованием отчета с правителей и сегодняшними учеными, с их смирением, унижением, позором и согласием с произволом правителей. Имам Али (р.а.) сказал: «Мою спину сломали двое: бесстыдный (наглый) ученый и отшельник невежда. Невежда вводит людей в заблуждение своим отшельничеством, а ученый – своим бесстыдством».
Ученый имам аль-Газали, известный по титулу «Худжат-ульИслам» (довод Ислама) говорит:
«Ученые делятся на три категории: либо губящие себя и других, они, как правило, желают услады ближайшей жизни и погруженные в них, либо делающие счастливыми себя и других, они те, которые открыто и тайно призывают людей к Аллаху, либо делающие счастливыми других и губящие себя, это те, кто призывает к последующей жизни и отвергает ближайшую жизнь, создавая видимость, но, внутри желает лишь заручиться доверием людей и получить высокий сан».
Нынешним ученым следует знать, что самая большая ответственность за каждую порочность, проявляемую в исламских странах, ложится на плечи ученых. Они являются главной причиной разложения исламской общины.
В основе сегодняшние ученые должны следовать пути предшествующих благочестивых ученых.
Им не подобает продавать свою религию за мирскую жизнь других.
Они должны быть помощниками исламской общины (уммы), а не мечом, нависшим над их головами.
Вот несколько примеров из жизни тех ученых, которые вышли из школы благородного пророка Мухаммада ﷺ. Однажды Омар ибн аль-Хаттаб выступил с обращением к людям в мечети со словами:
«Если вы заметите во мне отклонение, то исправляйте меня».
Тут некий араб вскочил в середине мечети и сказал: «Если мы заметим в тебе отклонения, то исправим это нашими мечами». Услышав это, Омар сказал: «Хвала Аллаху, который дал общине Мухаммада ﷺ того, кто сможет исправить своим мечом отклонение Омара».
Они понимали, что требование отчета является долгом исламской общины и говорили: «Вам не жить во благе, если не будете говорить это, и нам не видать блага, если мы не будем прислушиваться к этому».
Вспомните Аль-Иззу Ибн Абду Салам – султана ученых – как он был отстранен от чтения пятничных проповедей в соборной мечети Дамаска по распоряжению Малика Салиха Исмаила после того, как ал-Иззу отчитал его за известный случай предательства. АльИззу не захотел пятнать святость минбара (трибуны) Посланника Аллаха ﷺ через подхалимство и умалчивание истины, вследствие чего был уволен и посажен в тюрьму. А что можно сказать о сегодняшних правителях, которые видят и слышат, как самолеты безбожников бомбят наших братьев в Ираке, и проявляют молчаливое согласие. Хуже того, они дают религиозные заключения «фетвы» о позволении обращения за помощью к этим неверующим, ведая о том, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Мы не нуждаемся в помощи (не обращаемся за помощью) твоего многобожия…». Что можно сказать о сегодняшних правителях, которые дают религиозные заключения «фетвы» о недопустимости проведения митингов и шествий протестов в знак солидарности и содействия своим отцам, матерям, братьям и сыновьям, погибающим в секторе Газы, под предлогом безопасности. Эта лицемерная безопасность, построенна на ослушании Аллаху. Сегодняшним ученым следует научится у альФадиль Ибн Ияд, которого однажды ночью посетил Харун ар-Рашид со своим визирем аль-Фадль Ибн ар-Рабиъ и застал его совершающим намаз в своей комнате, когда читал следующие слова Всевышнего Аллаха:
أَمْ حَسِبَ الَّذِينَ اجْتَرَحُوا السَّيِّئَاتِ أَن نَّجْعَلَهُمْ كَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَوَاءً مَّحْيَاهُمْ وَمَمَاتُهُمْ ۚ سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ
«Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!»(45:21) .
Тогда ар-Рашид сказал: «Если мы хотим получить что-то полезное, то этому должны последовать». Ибн ар-Рабиа говорит: «Я постучался в дверь».
«Кто там?» – спросил альФадиль.
«Амир аль-муминин (предводитель правоверных)» – ответил я.
«Что может быть общего между мной и амир аль-муминин?» – спросил он.
«Субханаллах! Разве ты не обязан послушаться его?» – ответил я.
«А разве не передается то, что Пророк ﷺ говорил: «Верующему не полагается унижать себя» – промолвил он, затем спустился и открыл дверь. Потом поднялся в комнату, потушил свечку и присел в один из её углов. Мы вошли и начали на ощупь пробираться. Опередив меня, рука амира коснулась его, и тот сказал: «Как мягка эта рука! Уцелеет ли она завтра от наказания Всемогущего Аллаха?».
Я сказал про себя: «Он непременно выскажет лучшую речь из богобоязненного сердца». Тут амир сказал: «Послушай, с чем мы к тебе пришли, да смилуется над тобой Аллах». Аль-Фадиль Ибн Ияд сказал: «Ты отяготил себя грехами своих подданных. Все твои визири и валии передадут свои грехи тебе в День Воскресения. Ибо из-за твоего попустительства они ослушались и чинили произвол. И, несмотря на это, они те, кто больше всех тебя возненавидят и быстрее всех отрекутся от тебя в День Отчета. Даже, если ты попросишь их взять на себя часть грехов, когда выявят твои и их деяния, они откажутся. И тот, кто наибольше выражал свою любовь к тебе, тот станет первым убегающим от тебя».
Затем продолжил: «Когда Омар Ибн Абдульазиз был назначен на пост Халифа, он позвал к себе Салима Ибн Абдуллаха, Мухаммада Ибн Каъаба аль-Къурзи и Риджу Ибн Хийву, и сказал им: «Взвалилось на мою долю это нелегкое испытание, посоветуйте же мне».
Так Омар посчитал Халифат большим испытанием для себя. Ты же со своими друзьями посчитали его милостью. Салим Ибн Абдуллах сказал ему: «Готовься, если желаешь спасти себя от наказания Аллаха. Воздерживайся от жизни, пока не настигнет тебя смерть». Мухаммад Ибн Каъаб сказал ему: «Если желаешь спастись от наказания Аллаха, пусть самый старый мусульманин для тебя будет отцом, самый средний – братом, а самый малый – ребенком. Почитай своего отца, уважай своего брата и сострадай к своему ребёнку». Риджа Ибн Хийва сказал ему: «Если желаешь спастись от наказания Аллаха завтра, то желай мусульманам то, что желаешь себе, и не желай для них то, что не желаешь для себя, а затем умирай, когда пожелаешь. Я же говорю тебе – сказал аль-Фадиль – сильно боюсь того дня, когда ноги не в силах будут устоять. Есть ли у тебя подобное, да смилуется над тобой Аллах? Есть ли в твоем окружении, кто посоветовал бы тебе такое?». Амир-уль-муминин, не выдержал и заплакал.
Визир Ибн ар-Рабъи сказал: «Будь милосердным к предводителю правоверных (Амир-ульмуминин)». На что аль-Фадиль сказал: «О, Ибн Рабиъ! Ты и твои друзья убиваете его, а мне следует проявлять милосердие?». Затем продолжил: «О, красавчик! Ты тот, кого Аллах будет спрашивать за этот народ в День Воскресения (Судный день). Если желаешь спасти свое лицо от огня ада, тогда берегись того, чтобы в твоем сердце появилась ложь по отношению к своим подданным». Ибо Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто обманет их (народ), тот не почувствует запаха Рая». Глаза Харуна ар-Рашида опять залились слезами.
Таким был отчет со стороны ученых по отношению к правителям, которые претворяли законы Ислама, и не строили козни совместно с врагами Ислама против исламской общины и не предавали свой мусульманский народ, напротив, были теми, кто больше всех заботились об интересах мусульман.
Именно среди них были те, кто говорили: «Клянусь Аллахом, если где-то в Ираке споткнется мул с повозкой на дороге, я боюсь, что Аллах спросит меня за него в День Воскресенья». А как повели бы себя эти ученые, если бы оказались в наше время, в котором предательство считается мудростью, уступка мусульманских земель – умелым пониманием и управлением, а молчание в отношении посягательств на святыни Ислама – благоразумием и терпимостью.
О, улемы (ученые) нынешнего времени! Поистине, Аллах удостоил вас чести этого звания. Будьте же по-настоящему достойными этого звания. Будьте же помощниками своей общине, обучая её тому, что дозволено (халял), и тому, что запрещено (харам). Поясните ей то, что действия этих правителей являются предательством в отношении Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Также объясните то, что исламская община обязана устранить их правящие режимы и установить государство – Халифат – которое будет править по книге Аллаха и сунне Его Пророка ﷺ, охранять мусульман, беречь их богатства, защищать их достоинства, сражаться против их врага и освобождать земли Палестины, Ирака, Чечни, Афганистана, Кашмира и др., восстанавливая Ислам на мусульманских землях. Тогда их имена будут записаны золотыми буквами на свитках света. Тогда ваши имена пребудут вечно в истории исконной исламской общины.
На плечи сегодняшних ученых ложится бремя знания и действия, чтобы исправить положение мусульман и восстановить государство по исламскому правильному методу. Их место в противостоянии правителям, которые препятствуют мусульманам достичь благого правления тем, что ниспослал Аллах, вплоть до того, что они борются и извращают образ работающих мусульман, приклеивая к ним различные ярлыки, которые выдумал безбожный Запад в отношении них. Они (ученые) не должны находиться рядом с правителями (т.е. на их стороне), разукрашивая перед мусульманами их обман, искажая факты и смешивая понятия. Наихудшие ученые – это ученые, которые сидят рядом с правителями. Самые благодатные ученые же – это те, кто противостоят им и работают над изменением их в соответствии с правильным шариатским познанием и верным шариатским методом.
Мы просим Аллаха обучить нас тому, в чем мы невежественны, и дать нам возможность воспользоваться тем, что мы познали. Мы просим Аллаха одарить исламскую общину богобоязненными учеными, которые не боятся никого ради Аллаха, и утвердить их в передовых рядах, чтобы они говорили только то, что ведет к довольству Аллаха, и устремляли свой гнев только против врагов Аллаха. Поистине, Он над каждой вещью мощен. Поистине, Он – слышащий и отвечающий на мольбы.