Относитесь к людям так, как того они заслуживают

Человек приобретает высокий социальный статус либо благодаря знатному происхождению, либо богатству, либо за особые достижения в научно-образовательной, культурно-просветительной или иной сфере деятельности. Или из-за назначения его на высокую должность, или в результате героического поступка, который завоевал сердца людей и сделал его народной легендой, (либо приходится сыном такому человеку). Или вследствие его похвальных качеств и заслуг, как, если бы он был пророком, честнейшим посланником, богобоязненным сподвижником, героем или обладателем любых таких качеств, которые возводят его на уровень известных и авторитетных личностей, к которым люди относятся с уважением, давая им привилегию руководить ими.

Так уж сложилось, что люди предпочитают, уважают и возвеличивают благородных людей над другими. Стремятся быть ближе к ним, добиться их благосклонности, почитать их и слушать их речи. Отказываются от некоторых своих прав в их пользу. Им отдают предпочтение, приглашая сватать невесту. Что говорить, если кто-то из них имеет высокий чин, или является одним из его детей или родственников, или обладает мудростью и благородством? Их просьбы не остаются без ответа, их ходатайства приемлемы, их наказам подчиняются, к их словам прислушиваются, об их ошибках говорят.

До Ислама люди, как и некоторые в нынешнее время, почитали богатых, многодетных или занимающих высокие должности, таких как управляющих советами, организациями, или знатных людей в силу этнических, племенных или материальных стереотипов.

Как, например, любимца племени, известного своей мощью, богатством и многодетностью, или тех, кто расходуют и имеют нескончаемые богатства. Всевышний Аллах ниспослал Ислам, который разрушил все эти стереотипы, утвердив богобоязненность и приближенность к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), путем соблюдения славных императивов (нравственных предписаний) Ислама, а также строгого руководства Его законами и совершения благих дел. Именно это возвышает человека над остальными. Сколько рабов и бедных людей стали благодаря Исламу и сподвижничеству с Посланником Аллаха (с.а.с.) знатными людьми.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах Знающий, Ведающий» (49:13) .

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лучшие из вас – лучшие по нраву» (Бухари).

От Абу Хурайры (р.а.) передается: «Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили: «Кто самый уважаемый из людей?». Он ответил: «Самый богобоязненный среди них». Они сказали: «Мы не об этом спрашиваем тебя». Он ответил: «Самый уважаемый из людей – это пророк Аллаха Юсуф, сын пророка Аллаха, внук пророка Аллаха, правнук любимца (Халил) Аллаха». Они сказали: «Мы не об этом спрашиваем тебя». Он ответил:

«Вы спрашиваете меня об украшении арабов? Люди – как драгоценные камни, лучшие из них в джахилии – лучшие из них в Исламе, если уразумеют» .

Передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) велел сынам Баяда женить Абу Хинда на одной из своих дочерей (женщин). Они пришли к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «Неужели мы станем выдавать своих дочерей замуж за своих рабов». В этой связи Всевышний Аллах ниспослал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах Знающий, Ведающий» (49:13) .

Также слова Посланника Аллаха (с.а.с.), сказанные Сабиту, когда он сказал в отношении человека, который не предоставил ему место:

«Ты – сын такой-то женщины».

Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Кто сказал: «сын такой-то женщины»?». Сабит ответил: «Я, о, Посланник Аллаха». «Посмотри на лица людей» – сказал ему пророк, и тот посмотрел. «Что увидел?» – продолжил он. «Я увидел белых, черных и красных» – ответил Сабит. Тогда Пророк сказал ему: «Воистину, не предпочитай одних над другими кроме, как только по богобоязненности». Да, Аллах и Его Посланник (с.а.с.) воспретили им хвастаться между собой своим родом, соревноваться между собой в приумножении богатства и надсмехаться над бедными, отметив, что нет предпочтения ничему, кроме как только богобоязненности. Приводит ат-Табари в книге «Этика душ» (Адаб-ун-нуфус), что Посланник Аллаха (с.а.с.) выступил с обращением в Мина, сидя на своем верблюде: «О, люди! Ваш Господь – Один. Ваш праотец – один. Нет превосходства у араба над неарабом. Как и нет превосходства у неараба над арабом, у черного над красным и у красного над черным, кроме, как только по богобоязненности. Ответьте, довел ли я это до вас?». Они ответили: «Да». Он сказал: «Пусть присутствующий доведет до отсутствующего» . В хадисе от Малика аль-Ашъари говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Поистине, Аллах не смотрит на вашу знатность и происхождение, как и не смотрит на вашу внешность и имущество. Однако Он смотрит на ваши сердца. И тот, кто имел благородное сердце, к тому Аллах проявит сострадание и нежность. Ведь вы, поистине, – сыны Адама. Самый любимый из вас для Него – самый богобоязненный из вас» .

Аллах превознес благородных сподвижников (р.а.) над другими мусульманами. Ведь они уверовали в Посланника (с.а.с.), поддержали и оказали ему помощь в тот день, когда люди отвернулись от него. И довольно того, что они были сподвижниками, сторонниками и помощниками Пророка и Посланника Аллаха (с.а.с.), в радости и горе, в легкости и трудности, тайно и явно, до и после установления государства, до и после завоевания Мекки, пока он не донес и не утвердил от Аллаха правление божественным сводом законов (шариатом). Всевышний Аллах сказал:

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ ۚ وَحَسُنَ أُولَٰئِكَ رَفِيقًا

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4:69) .

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ

«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29) .

Довольно им превосходства того, что они были упомянуты в Коране и похвалены Посланником Аллаха (с.а.с.), и это будет читаться до самого Судного дня. От Сахля Ибн Малика от его отца от его деда сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О люди! Храните меня через моих близких – родственников и сподвижников. Да не спросит вас Аллах за несправедливость хотя бы к одному из них. Ибо не так проявляют уважение. О, люди! Удерживайте свои языки от мусульман! И если кто-нибудь (из мусульман) умрет, то говорите о нем только благое» (вывел аль-Халиъ и аль-Хафиз ад-Димашкъий в своем сборнике). От АбдуРрахима Ибн Зейда аль-Амми сообщается, что его отец рассказал ему о том, что он застал сорок шейхов из числа табиинов (последователей), которые все, без исключения, поведали ему от сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) что, Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Кто полюбит всех моих сподвижников, окажет им помощь и помолится за них, Аллах приобщит его к ним в Раю в день Воскресения» (вывел Ибн Арафа аль-Убди). От Ибн Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто покинет этот мир, любя моих сподвижников, жен и членов моей семьи и не ругая никого из них, тот будет со мной по степени в день Воскресения» (вывел аль-Мулла в своей сире). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах, Аллах – в моих сподвижниках. Не делайте их мишенью после меня. Кто полюбит их, тот полюбил и меня. Кто возненавидит их, тот возненавидел и меня. Кто причинит им страдание, тот обидел и меня. Кто же обидел меня, тот обидел и Аллаха. Кто же обидел Аллаха, то пусть ожидает часа, когда Он его схватит (Его кары)» (вывел альМухлис аз-Захаби и аль-Хафиз Абу аль-Къасим ад-Димашкъий в своем сборнике). Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) направил делегацию к племени Бану Джазима. Но произошло столкновение после завоевания Мекки. Вместо того, чтобы говорить: «Мы приняли Ислам», они начали говорить:

«Мы поклоняемся звездам». Тогда Халид приказал убить их и пленных из их числа. Абдурахман Ибн Авф, Абдуллах Ибн Омар и другие сподвижники не согласились с ним. Из-за этого Халид и Абдурахман поругались между собой. Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не ругайте моих сподвижников. Не оскорбляйте моих сподвижников. Клянусь тем, в чьей длани моя душа, если кто-нибудь из вас пожертвует золотом, равным величине горы Ухуд, не сможет достичь помощи одного из них, и даже половины её» .

Ислам превознес усердствующих и прилежных в послушании Аллаху мусульман, носителей призыва, приказывающих одобряемое и запрещающих недозволенное, а также ученых, определив им превосходную степень. Всевышний Аллах сказал:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ ۗ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ ۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ ﴿٩﴾ قُلْ يَا عِبَادِ الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا رَبَّكُمْ ۚ لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا فِي هَٰذِهِ الدُّنْيَا حَسَنَةٌ ۗ وَأَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةٌ ۗ إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом. Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:9-10) .

وَالَّذِينَ اجْتَنَبُوا الطَّاغُوتَ أَن يَعْبُدُوهَا وَأَنَابُوا إِلَى اللَّهِ لَهُمُ الْبُشْرَىٰ ۚ فَبَشِّرْ عِبَادِ ﴿١٧﴾ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ ۚ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ هَدَاهُمُ اللَّهُ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمْ أُولُو الْأَلْبَابِ

«Для тех, которые избежали поклонения тагуту и обратились к Аллаху, есть благая весть. Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (39:17-18) .

Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кому Аллах пожелает благо, сделает его знатоком религии» (передали Шейхани, Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Байхакъи и др).

Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Господин шахидов – Хамза Ибн Абдуль Мутталиб и человек, вставший перед несправедливым правителем, наставивший его и удержавший, за что и был убит» (вывел альХаким по достоверной цепочке).

Аллах утвердил для человека степень по преемственности, определив его преемственность от Посланника Аллаха (с.а.с.) и благородных сподвижников, если он является богобоязненным. В случае если он проявит упущение в его деле, тому не быть вместе с ним.

Сообщается, что Омар Ибн альХаттаб, когда хотел завести диван (ведомость), он спросил: «С кого начать?». Абдурахман Инб Авф ответил: «Начни с себя». Омар сказал: «Ты напомнил мне. Я был вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), и он начал с племен Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб». Омар последовал этому и начал с них, затем последовали курайшитские племена, род за родом, до последнего курайшита. Затем перешел к ансарам и сказал: «Начните с рода Саада Ибн Муаза из племени аль-Авс, затем – по степени близости к его роду». Сообщается, что Омар в споре со своими близкими сказал: «У меня есть два спутника в пути и (жизненной) стезе, которым, если я противоречил, мне противоречили. Клянусь Аллахом, мы достигли превосходства в этом мире и надеемся получить вознаграждение в жизни последующей за наше дело лишь благодаря Мухаммаду (с.а.с.).

Он – наша слава. Его народ – лучший из арабов. Затем следуют люди по степени близости к нему. Клянусь Аллахом, если неарабы совершат это дело, а мы совершим иное дело, они – ближе к Посланнику Аллаха, чем мы в день Воскресения. И кто проявил упущение в его деле, ему не быть из его потомства». Когда он завершил список людей в журнале регистраций в зависимости от приближенности к роду Посланника Аллаха (с.а.с.), он дал предпочтение одним над другими в предоставлении пособия с учетом первенства в принятии Ислама и близости к Благочестивому Пророку.

Абу Бакр считал, что следует одинаково распределять пособие между ними, не беря во внимание первенство в принятии Ислама. Также считал Али (р.а.), и этому последовали аш-Шафий и аль-Малики. В то время, как Омар учитывал период принятия Ислама. Также считал Осман после него, и к этому склонились Ахмад, Абу Ханифа и факихи Ирака. Омар спорил с Абу Бакром, когда последний уравнивал между людьми, говоря: «Неужели ты равняешь того, кто дважды переселился и совершал намаз в оба направления (первой и второй кыблы) с тем, кто принял Ислам в год завоевания Мекки под страхом меча?». Абу Бакр отвечал ему: «Они это делали лишь ради Аллаха, и их награда у Аллаха, а этот бренный мир – место для донесения». На это Омар сказал: «Я не поставлю того, кто сражался против Посланника Аллаха (с.а.с.), в один ряд с тем, кто сражался вместе с Ним». Поэтому когда заводил диван (ведомость) он давал предпочтение по первенству в принятии Ислама. Он обязал людей чтить их, прислушиваться к их чтению Корана и следовать их усердию в борьбе на пути Аллаха. Сообщается, что однажды несколько людей пришли к дверям Омара Ибн аль-Хаттаба (р.а.), среди них были Сухайль Ибн Амр, Абу Суфьян альХарис и несколько шейхов (стариков). Вышел глашатай (секретарь) Омара и позволил войти ветеранам Бадрского сражения, Сухайбу и Билялю и другим ветеранам. Известно, что Омар любил их и даже завещал им. Увидев это, Абу Суфьян Ибн аль-Харис сказал: «Я не видел еще такого дня, чтобы этим рабам позволяли входить, в то время как мы сидим, и никто не обращает на нас внимания». Сухайль Ибн Амр встал и сказал: «О, люди! Я вижу, что на ваших лицах. Если вы злитесь, то злитесь на себя. Они последовали за призывом, а вы ждали, когда вас позовут. Они поспешили, а вы мешкали. Клянусь Аллахом, то превосходство, в котором они вас опередили, более крупная утрата для вас, чем ваша эта дверь, за которую вы соперничаете между собой. О, люди! Они опередили вас, как видите, в том, что вам уже невозможно опередить их.

Смотрите на джихад и не уклоняйтесь от него. Возможно, Аллах вам дарует героическую гибель (пасть шахидом)».

Превосходный мусульманин – это тот, кто характеризуется богобоязненностью и благими деяниями. Именно он становится обладателем благородного и знатного происхождения благодаря своей богобоязненности во всех делах. Он отличается большой озабоченностью и стремлением в оказании помощи Исламу через возвышение его знамени, несение его призыва и заявление истины (правды), не боясь упрека всякого хулителя. Он гордо бросает вызов бренному миру, безмерно желая довольства Аллаха. Он благосклонен к своим братьям и доволен за то дозволенное имущество, происхождение и положение, которые даровал ему Аллах. Он убежденно верит в то, что все на этом свете тленно, кроме лика Всевышнего Аллаха. Он знает, что не поможет ему его имущество, если он окажется в убытке. Ни своим имуществом, ни своими детьми, ни своим происхождением, ни своей высокой должностью, ни властью, он не сможет помочь себе войти в Рай кроме, как только, если применит все это на пути к довольству Аллаха и возвеличиванию Его слова. Всевышний Аллах говорит:

قَالَ أَوْسَطُهُمْ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ لَوْلَا تُسَبِّحُونَ ﴿٢٨﴾ قَالُوا سُبْحَانَ رَبِّنَا إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ

«Не помогло мне мое богатство! Лишился я своей власти!» (69:28-29), т.е. меня не защитило, ни мое имущество, ни обладание властью, от наказания Аллаха. Напротив, я остался один наедине со своими делами без всякого помощника и покровителя. Всевышний Аллах говорит:

يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ ﴿٨٨﴾ إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с беспорочным (невинным) сердцем» (26:88-89) .

Ни имущество не поможет его обладателю, ни дети не помогут родителям, ни родители детям, ни супруги друг другу, ничего не сможет помочь человеку кроме, как только благое деяние, с которым человек предстанет перед Всевышним Аллахом. И имущество, и должность, и дети, и происхождение, и слава, и власть, обернутся обузой для своего обладателя в Судный день, если он не будет правильно применять их и использовать на пути довольства Аллаха, оказания помощи этой истинной религии, несения Её послания и получения её защиты. Человек будет спрошен и предстанет перед отчетом за все то, чем обладает. Все это окажется обузой и сожалением для тех, кто злоупотреблял, пренебрегал, проявлял снисхождение и использовал их в послушании шайтану и ослушании Милостивому Аллаху, следуя своим капризам и страстям. Кто же страшился гнева Аллаха, соблюдал свой обет и использовал данные ему Аллахом высокое положение, имущество, власть и славу в службе этой религии, будучи правдивым и искренним, то Рай будет его пристанищем. Именно Рай тому, кто соблюдал данный Аллаху обет и был из числа первых действующих ради этой религии. Всевышний Аллах говорит:

لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ ۚ أُولَٰئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا ۚ وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَىٰ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

«Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до завоевания (покорения). Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого…» (57:10) .

Большинство толкователей Корана сошлись в том, что под словом «завоевания» подразумевается покорение Мекки. Аш-Шааби и аз-Захрий сказали: «Завоевание аль-Худайбия». Катада сказал: «Было два сражения, первое из которых лучше второго, а также два пожертвования (расходования), первое из которых лучше другого. Сражение и пожертвование до покорения Мекки лучше, чем сражение и пожертвование после этого. Пожертвование до завоевания (покорения) – величественнее. Поскольку тогда люди испытывали крайнюю нужду из-за слабости Ислама. И тогда это было для состоятельных людей весьма трудным делом, а значит и награда была сообразно с трудностью и величиной. Поэтому следует давать предпочтение благородным и славным людям». АльКалаби сказал: «Я остановился на Абу Бакре (р.а.). Существует явное доказательство относительно превосходства и предпочтительности Абу Бакра (р.а.). Поскольку Он – первый, кто принял Ислам, кто расходовал на Пророка (с.а.с.)». Сообщается, что сын Омара (р.а.) рассказал: «Как-то я сидел у Пророка (с.а.с.), и у него в гостях был Абу Бакр, в изношенном халате, который был закреплен гибкими прутиками на груди. Тут снизошел Джибраиль и сказал: «О, Пророк Аллаха! Почему Абу Бакр в изношенном халате?». «Он пожертвовал свое имущество на меня до завоевания Мекки» – ответил Пророк (с.а.с.). «Скажи ему – продолжил Джибраиль – что Аллах попросил тебя передать Абу Бакру приветствие. Спроси его: «Доволен ли он этой бедностью или разгневан?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Абу Бакр! Аллах, Свят Он и Велик, приветствует тебя и спрашивает, доволен ли ты своей бедностью или разгневан!?». Абу Бакр ответил: «Как я могу гневаться на своего Господа! Поистине, я доволен своим Господом! Я доволен своим Господом!». Затем Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах говорит мне, что Он доволен тобой, как ты доволен им». И тут глаза Абу Бакра залились слезами. Джибраиль сказал Пророку (с.а.с.): «Клянусь тем, кто отправил тебя с истиной! О, Мухаммад, носители престола износили груз награды, с тех пор, как твой сподвижник износил халат» .

Поэтому сподвижники давали предпочтение ему, признавая его превосходство и первенство. Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Если кто-то превознес бы меня над Абу Бакром, то я наказал бы его, подобно лжецу, восьмидесятью ударами кнута и непринятием свидетельства». Первые мусульмане перенесли намного больше трудностей, чем те, что были после них. Поэтому они были более проницательными и более уважаемыми. И за это их высоко ценили, уважали, почитали и прославляли.

Передается, что Аиша (р.а.) рассказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) повелел нам отдавать людям должное. Самое величественное из должного – намаз. Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) заболел, он сказал: «Повелите Абу Бакру, пусть проведет намаз народу (людям)». Также сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Пусть будет имамом народа тот, кто лучше всех читает Книгу Аллаха» и «Пусть самый старший из вас будет имамом для вас». Бухари и другие ученые объяснили, что под словом «старший» подразумевается старший по степени. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «… пусть станут моими приемниками из вас самые проницательные и благоразумные, а затем те, кто последуют за ними…». Вывел Муслим и ан-Насии Ибн Маджа. То есть обладатели разума, удерживающего от порочных дел. Другими словами, благоразумные мусульмане добившиеся, благодаря своим достоинствам, блестящей сообразительности, превосходной внимательности и неукоснительно соблюдающие намаз, даже, если появится оппонент, которого люди изберут на должность имама «…а затем те, кто последуют им…». Имам ан-Навави сказал: «В этом хадисе речь идет о необходимости предпочтения лучшего из лучших на должность имама, ибо он больше всех заслуживает почтения. Как сказал Пророк (с.а.с.): «Предводительство – старшему», и при этом, не имел ввиду старшего по годам».

Сказал Малики и другие: «Возраст, бесспорно, имеет значение». Возраст брали во внимание аш-Шафии и Абу Ханифа, заслуживая каждый из них больше внимания и уважения. Поскольку если на чашу весов поставить ученых и просто стариков, то знание имеет преимущество над возрастом. В преданиях от Пророка (с.а.с.) передаются следующие слова: «Не из нас те, кто не уважал нашего старого, не был милосердным к нашему младшему и не отдавал нашему ученому должное (его право)». В достоверном хадисе в сборниках отдельных хадисов приводится: «Если молодой проявит уважение старому из-за его лет, Аллах непременно пошлет ему в старости того, кто будет уважать его». Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) усаживал Абу Бакра справа от себя, Омара слева от себя, Османа, Али, Абдурахмана ибн Ауфа перед собой, за ними усаживал ветеранов бадрского сражения, затем тех, кто вошли в Ислам за ними. Этот порядок не исходил из личных симпатий Посланника Аллаха (с.а.с.), по его прихоти. Ведь он – Посланник, который не говорит по прихоти, а лишь доносит нам божественное откровение, которое ниспосылается от Аллаха. Он любил мухаджиров, ансаров, ветеранов Бадрского сражения и участников присяги «ар-Ридван» по их заслугам в деле Ислама. Также и последние и последовавшие за ними мусульмане, если они были подобны им, опередившими в добрых и благих делах. Аллах им всем обещает Рай по степеням. Если они были богобоязненными, чистыми, уважаемыми в Исламе учеными или носителями призыва. Ведь они – стопы истины в несении призыва. А также жертвовали многим – своим временем, жизнью и делами в ущерб своим женам, детям, должностям и богатству.

Именно таким следует отдавать должное, то, что они заслуживают.

Уважать, почитать, приветствовать и встречать их с почестями. А вовсе не наемных марионеточных глав, обогатившихся запретным и подозрительным имуществом, или развращенных чиновников из числа правителей и министров. Нам следует оказывать почет тому, кто на самом деле почетный, уважать того, кто действительно уважаемый, жаловать того, кто заслуживает по Исламу достойного внимания.

Так давайте содействовать праведным мусульманам, а не питать к ним злобу! Остерегайтесь причинения им страданий! Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Кто станет враждовать с приближенным рабом моим, я объявляю ему войну» (вывел Бухари). Посланник Аллаха (с.а.с.) пояснил, что, каждый, кто посмеет враждовать с приближенным Аллаха, тому Аллах объявит войну. В другом хадисе говорится:

«Поистине, я мщу за своих угодников, как мстит разъяренный лев». Потому что угодники Аллаха являются теми, кто уверовали в Него и покорились ему, полюбили то, что любит Он, и возненавидели то, что ненавидит Он, довольствуются тем, чем Он доволен, и гневятся на то, что Его гневит, приказывают то, что приказал Он им, и запрещают то, что запретил Он им, отдают должное достойному и удерживают тех, кто заслуживает удержания.

أَلَا إِنَّ أَوْلِيَاءَ اللَّهِ لَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (10:62).