بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Роль Саудовской Аравии в искажении религии
Долгое время режим Саудовской Аравии выглядел в глазах многих мусульман как режим исламского правления, основанного на Шариате и олицетворяющего идею ваххабизма, которую он пытался распространить и на другие исламские земли. И хотя некоторые мусульмане знали, что эта религиозность — лишь маска, большинство не догадывалось об этом, обманываясь показным благочестием семьи Аль Сауд, а также видя множество исламских проявлений в жизни саудийского общества, не замечая при этом того, что политическая система Саудовской Аравии в корне противоречит ясным исламским принципам. Но в последнее время правители Саудовской Аравии отбросили маску притворной набожности и быстрыми темпами стали проводить вестернизацию саудийского общества, даже не скрывая этого, что вызвало удивление многих людей.
После визита президента США Трампа в Саудовскую Аравию 20 мая 2017 года власти Саудовской Аравии сделали множество заявлений и стали принимать политические решения такого характера, который указывал на полное принятие режимом американского диктата, направленного на вестернизацию и секуляризацию страны. Наследный принц Мухаммад ибн Наиф перестал быть наследником престола, уступив место молодому принцу Мухаммаду ибн Сальману (ему тогда было 32 года), который уже давно прилагал усилия для укрепления своей власти и влияния, а также активно и успешно создавал образ реформатора и выразителя чаяний молодого поколения саудийцев.
Во время своего выступления на Международной конференции в аль-Азхаре по обновлению (тадждид) исламской мысли, которая начала свою работу 27 января 2020 года в Каире, саудовский министр по делам Ислама, призыва и наставления, шейх Абдуль-Латиф ибн Абдуль-Азиз Аля аш-Шейх подтвердил, что Королевство Саудовская Аравия сделало своим приоритетом обновление религиозного дискурса и укрепление концепций умеренности, компромисса и толерантности, а также противодействие экстремистской риторике и нетрадиционным партиям наряду с продвижением культуры диалога на всех уровнях.
И в этом деле Саудовская Аравия особое внимание обращает на молодёжь — как на юношей, так и на девушек, — чтобы содействовать получению качественного образования наиболее одарёнными из них, а также создавая возможности для большего влияния молодёжи на жизнь саудийского общества из-за того, что она составляет наибольшую часть населения страны.
Возможно, Мухаммад ибн Сальман считает наиболее близкой для себя эмиратовскую модель вестернизации, которая по сути является авторитарной моделью, лишённой при этом ваххабитской идеологии, уже давно тяготящей саудовский режим и выставляющей его не в лучшем свете как на Востоке, так и на Западе. Будущий король теперь хочет избавиться от этой идейной ноши и облачиться в мантию «просвещённого абсолютизма», основывающегося на секуляризме и либерализме.
Мухаммад ибн Сальман заменил Департамент по продвижению добродетели — «Аль-Амр биль-Мааруф» — Департаментом по делам развлечений, который уже прославился своими концертными программами и театральными представлениями, бросившими вызов сложившимся с давних времён саудовским традициям. Сегодня Эр-Рияд, Джидда и Даммам стали центрами и гостеприимными гаванями для многих арабских и зарубежных певцов, а также для многих голливудских звёзд и известных спортсменов.
Эта компания ускоренной вестернизации пылкой саудовской молодёжи также сопровождается массированной кампанией арестов ряда общественных деятелей и религиозных проповедников, прежде всего — Сальмана аль-Авда, Авада аль-Карни и Абдуллаха аль-Малики. При этом репрессивный характер режима не позволяет даже узнать основания, использованные для их арестов. По всей видимости, власти стремятся как можно быстрее загнать страну в трясину секуляризации, не желая видеть возмущения по этому поводу каких-либо консервативных и влиятельных шейхов.
В своей известной речи во время провозглашения амбициозного проекта «Неом» Ибн Сальман предельно ясно ответил на вопрос относительно экстремизма. Он сказал, что предпринимает интенсивные меры по ликвидации экстремистского «возрождения», имея в виду исламское возрождение, которое началось в конце семидесятых годов минувшего столетия и представляло собой просветительское салафитское движение, получавшее финансовую и идейную поддержку со стороны Саудовской Аравии. Данное заявление продемонстрировало склонность Ибн Сальмана к выпячиванию своего волевого ума, а особенно — его роли в подготовке к ликвидации альтернативных его власти центров экономических, политических и военных сил внутри саудовского правления.
В разгар этого противостояния молодой принц наделяет саудовских женщин правом самостоятельно водить автомобиль после десятилетий необоснованных запретов по этому вопросу. Вся саудовская и союзная режиму пресса взорвалась восхвалениями Ибн Сальмана, словно он совершил то, чего ранее не делал никто до него. Как видно, Ибн Сальман использует стратегию, похожую на то, что делает его двойник в Египте — президент Сиси, а именно — он заигрывает с чувствами женщин и пытается поднять свой рейтинг среди них, принимая определённые указы, целью которых является рост его рейтинга среди женской части населения страны.
Модернизация Мекки и уничтожение традиционного исламского облика города
Сложно представить себе степень одержимости перестройками в районе Заповедной мечети в Мекке, которые активно проводит и планирует королевская семья. Например, в близлежащих к Каабе районах были разрушены все исторические здания, а на их месте были выстроены многоэтажные дома, полностью лишённые какой-либо архитектурной эстетики. При этом коммуникации, которые могли бы помочь паломникам, стремящимся к Каабе, преодолевать значительные расстояния в этих каменных джунглях, отсутствуют и не создаются.
Стоит отойти подальше от Заповедной мечети в Мекке, как встречаешь убогие кварталы с отсталой и полуразрушенной инфраструктурой. Большая часть их жителей по сей день пользуется разливной питьевой водой из-за отсутствия водопровода и ездит на арендованных автомобилях. Канализационные сети, автомобильные дороги и общественный транспорт никоим образом не находятся на уровне величайшего священного города для мусульман.
Если посмотреть на отели, окружающие Заповедную мечеть, то можно поразиться их необдуманному и безобразному расположению вокруг неё. Они не имеют ни стиля, ни симметрии, как и нет в них никакого уважения к Заповедной мечети и учёта её исламской идентичности. Кроме того, их расположение не позволяет обеспечить тишину и духовное спокойствие посетителям и прихожанам Заповедной мечети!
Симуляционный характер властей королевства
Хотя может показаться, что Ибн Сальман усовершенствовал модель саудовской модернизации и секуляризации, но вот внедрить эту модель в жизнь общества так же, как это получилось в ОАЭ (особенно в плане модели официальной религии, формируемой в противовес политическому Исламу), у него вряд ли выйдет, так как Саудия, в отличие от ОАЭ, не имеет базовых основ и принципов, необходимых для модернизации и секуляризации общества. Особенно это касается политических свобод, например, возможности создавать политические партии. Следовательно, попытка бездумно скопировать эмиратовский опыт внедрения светскости без понимания его основы является неудачной пародией на модернизацию и просвещение.
Следует отметить ещё одну особенность вторичного и подражательного характера саудийского режима: приход в Белый дом Трампа, который принялся шантажировать страны Персидского залива, желая заполучить их богатства, способствовал восхождению Мухаммада ибн Сальмана на пост наследного принца после смещения с него Мухаммада ибн Наифа. Это произошло потому, что Ибн Сальман по своему характеру похож на Трампа, который известен не только своей безрассудностью, но и отсутствием политической рациональности в своих действиях.
Сужение полномочий Департамента по продвижению добродетели и предупреждению порока — «Аль-Амр биль-Мааруф ва нахий ани-ль-Мункар»
После визита Трампа в Саудовскую Аравию власти последней заявили о сужении полномочий Департамента по продвижению добродетели и предупреждению порока — «аль-Амр биль-Мааруф ва нахий ани-ль-Мункар» — и о дозволенности женщинам водить автомобиль. Это означает, что визит Трампа дал толчок реформам в Саудовской Аравии. Об этом заявил саудовский политолог Абдуль-Маджид аль-Джалал в своём интервью для «DW Arabia»: «Безусловно, период правления Трампа — это возможность для Саудовской Аравии и стран Персидского залива показать свою отдалённость от экстремизма и обвинений в том, что они стоят за экстремизмом». В рамках этих реформ Мухаммад ибн Сальман представил проект развития «Saudi Vision-2030», где показал свои амбициозные планы по модернизации и реформированию страны. Последним таким планом стал гигантский проект «Неом», в котором также примут участие Египет и Иордания.
Оправдывая сужение влияния религиозных институтов королевства, Мухаммад ибн Сальман, принимая участие на проходящем в столице страны Эр-Рияде форуме «Инвестиционная инициатива будущего» («Future Investment Initiative», FII), заявил о том, что Саудовская Аравия «вернётся к умеренному Исламу, который открыт для всех религий». Об этом передаёт телеканал «Al Jazeera». «Мы хотим идти туда, где мы были — к умеренному Исламу, открытому для окружающего мира, открытому ко всем остальным религиям», — отметил Ибн Сальман, добавив: «Мы не хотим потерять ещё 30 лет из-за пагубных идей. Мы уничтожим их сегодня и немедленно. Мы покончим с экстремизмом в самом скором будущем».
Этой «борьбой с экстремизмом» объясняется пересмотр многих запретов в отношении женщины в рамках заметных изменений в общественной жизни королевства, не говоря уже об открытии в стране кинотеатров и провозглашения межконфессиональной солидарности с христианами. Последняя ознаменовалась встречей наследного принца Мухаммада ибн Сальмана c главой Коптской православной церкви в его резиденции — Соборе Святого Марка в Каире, в ходе которой Сальман разрешил проводить христианские богослужения в саудовской столице Эр-Рияде. По мнению ряда наблюдателей, этот шаг свидетельствует о желании Ибн Сальмана приблизиться к Западу.
Департамент по делам развлечений вместо Департамента по продвижению добродетели и предупреждению порока
Департамент по делам развлечений был создан королевским указом 7 мая 2016 года. Новейшая политика в области развлечений в Саудовской Аравии ставит своей целью внедрение западного образа жизни в стране в сопряжении с целым рядом указов об отказе от прежних законов и обычаев, которыми руководствовалось королевство на протяжении десятилетий. Например, власти королевства разрешили смешанные семейные вечеринки и занятие женщинами тех рабочих мест, которые ранее могли занимать только мужчины. На официальных государственных телеканалах начали транслировать концерты. В начале октября 2019 года Саудовская Аравия впервые провела показательное соревнование по вольной борьбе среди женщин в столице страны Эр-Рияде.
На фотографиях было видно, что спортсменки были одеты в спортивный костюм с длинными рукавами и брюками, что соответствовало политике королевства в отношении одеяния иностранных женщин. В июне 2019 года соцсети заполонили видеоклипы, рассказывающие об открытии в Джидде первой «халяльной дискотеки», которая является филиалом ночного клуба «White Dubai» в ОАЭ. В марте 2018 года королевство выдало лицензию на строительство кинотеатра впервые после почти 40-летнего запрета.
В феврале 2018 года в Саудовской Аравии стартовало первое оперное шоу под названием «Антар и Абла». Данное представление состоялось на следующий день после объявления властями королевства о начале строительства первого за всю историю Саудовской Аравии оперного театра. В том же месяце в Эр-Рияде стартовал первый джазовый фестиваль.
Центр по борьбе с экстремистской идеологией в Саудовской Аравии
Недавно в Эр-Рияде открылся Глобальный центр по борьбе с экстремизмом (Global Center to Combat Extremism), также известный как «Этидал». На его открытие король Саудовской Аравии Сальман ибн Абдуль-Азиз пригласил президента США Дональда Трампа, президента Египта Сиси и других глав арабских и мусульманских государств. Заявление о создании центра было сделано ранее в ходе Арабо-исламо-американского саммита, прошедшего в Эр-Рияде 21 мая 2017 года. Центр был полностью построен и оборудован всего за тридцать дней, получив все необходимые технические и кадровые ресурсы.
Согласно заявлениям официальных лиц Саудовской Аравии, центр «разработал инновационные программы мирового уровня, способные с беспрецедентной степенью точности отслеживать, анализировать и классифицировать любой экстремистский контент. Эти высокоуровневые технологии работают на всех языках и диалектах, обычно используемых при транслировании экстремистских идей. В настоящее время ведутся работы по разработке передовых систем искусственного интеллекта с целью точного определения географических местоположений серверов и источников экстремистских идей.
В противостоянии экстремистским идеям центр опирается на производство продвинутых массмедиа и профессионального контента, пропагандирующего толерантность и умеренность. Всё это проводится под наблюдением Высшего комитета мысли, состоящего из группы видных мусульманских мыслителей и учёных со всего мира, способных противостоять экстремистским идеям».
Согласно заявлению президента США на Арабо-исламо-американском саммите в Эр-Рияде, этот центр нацелен на борьбу с экстремистской идеологией и является предельно ясным заявлением о том, что страны с мусульманским большинством населения должны взять на себя ведущую роль в борьбе с экстремизмом. «Сегодня мы примем участие в событии, которое станет историческим — это открытие нового Глобального центра по борьбе с экстремистской идеологией, который будет находиться здесь, в центре исламского мира. Учреждение этого принципиально нового центра является чётким заявлением о том, что страны с преимущественно мусульманским населением должны возглавить борьбу с радикализмом, и я хочу выразить нашу признательность королю Сальману за такое решительное проявление лидерства», — отметил Трамп.
Основатели Глобального центра по борьбе с экстремизмом стремятся к тому, чтобы эта организация стала международной коалицией высокого уровня для борьбы с экстремистской идеологией с помощью различных средств и методов. Наиболее важными задачами, возложенными на этот центр, являются следующие:
1. Борьба с экстремизмом в интеллектуальном, информационном и цифровом плане, а также содействие мирному сосуществованию и толерантности между народами.
2. Консолидация умеренных исламских принципов в мире.
3. Мониторинг и анализ деятельности экстремистской мысли, а также предупреждение, информирование, сотрудничество и противодействие экстремистской идеологии.
Битва мусальсалят
Мусальсалят (множественное число слова «мусальсаль», на арабском языке — مسلسل) — это арабская телевизионная форма мелодраматического сериального кинематографа или арабская мыльная опера. Слово «мусальсаль» буквально означает «цепной, непрерывный». По вечерам в месяц Рамадан после ифтара семьи в большей части арабского мира смотрят эти специальные драмы на арабских спутниковых телеканалах. Большинство мусальсалят объединено примерно в 30 эпизодов (или примерно по одному эпизоду на каждую ночь Рамадана).
Ежедневная британская газета «The Guardian» 27 апреля 2020 года опубликовала материал, подготовленный её корреспондентами на Ближнем Востоке Мартином Чуловым (Martin Chulov) из Бейрута и Майклом Сафи (Michael Safi) из Аммана под заголовком «Рамадановская драма сигнализирует об изменении в арабо-«израильских» отношениях». В статье говорится, что на Ближнем Востоке наступают рамадановские вечера, а это значит, что пришло время для мусальсалят — телесериалов, повествующих об исторических эпопеях, героях, злодеях и несчастной любви. Однако в этом году эти программы вышли на новый уровень и начали использовать телесериалы для прививания нормализации отношений с «Израилем». Показанные в первые дни Рамадана два мусальсаля вызвали в исламском обществе недоумение и споры.
Один мусальсаль представляет вниманию зрителей историю евреев в регионе Персидского залива. Второй наводит на мысль, что «Израиль», возможно, не является врагом, и что палестинцы неблагодарны Саудовской Аравии за её помощь. Газета отмечает, что само представление этих двух мусальсалей на официальном спутниковом телеканале Саудовской Аравии «MBC» не оставляет сомнений в том, что они получили одобрение руководства королевства.
Следовательно, сегодняшнюю роль Саудовской Аравии в прозападной кампании по опустошению Ислама от его содержания под предлогом тадждида и модернизации можно резюмировать в следующих пунктах:
1. В течение почти трёх десятилетий в королевстве идёт использование мадхалитского учения в противовес течению «исламского возрождения», которое в своих исходных позициях опирается на старое учение ваххабизма или более новое учение «ихванов». Именно эти два учения подвергаются резкой критике. Их сторонников называют хариджитами, а учёных этого течения, таких как Саид Кутуб и другие, обвиняют в неверии.
2. Сразу после объявления Мухаммада ибн Сальмана Аль Сауда наследным принцем он приступил к искоренению всех проявлений «исламского возрождения», не ограничившись обычным противостоянием для того, чтобы религиозная арена была свободна от любых преград, мешающих ему реализовать свои намерения по просветительской, культурной и технической открытости королевства.
3. Подражание модели Ибн Зейда в Абу-Даби или Дубае с целью погружения саудовского общества в океан мирских удовольствий, свободный от всех религиозных ограничений, и главной мишенью тут стала молодёжь, как юноши, так и девушки.
4. В самом начале ваххабизм был краеугольным камнем возникновения Саудовской Аравии. Однако со временем саудовское королевство принялось внедрять другое религиозное учение — «мадхалия». Скорее всего, со временем с мадхалитским учением поступят так же, как поступили с ваххабизмом, и краеугольным камнем, а точнее — основополагающей идеей Саудовской Аравии станет светскость, более конкретно — секуляризм. Мы читали твит саудовского писателя Турки аль-Хамада, в котором он призвал к новой интерпретации Ислама аналогично тому, что, по его словам, произошло с христианством в Средние века.
5. Вступление в международную коалицию во главе с США для борьбы с Исламом под лозунгом борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Проект «Неом»
В октябре 2017 года Мухаммад ибн Сальман объявил о строительстве инвестиционной и туристической зоны на северо-западном побережье Красного моря под названием «Неом», назначив консультативный совет из 18 иностранных деятелей для управления этим проектом, а руководителем проекта был назначен немец Клаус Кляйнфельд, который впоследствии стал и советником наследного принца.
Площадь выделенной под проект земли составляет 26 500 квадратных километров в сопряжении с присоединёнными к ним тысячам квадратных километров со стороны Синая, в Шарм-эль-Шейхе и узкой полосе на западном берегу залива Акаба в дополнение к островам Тиран и Санафир, которые Ибн Сальман купил у Абдель-Фаттаха Сиси в обмен на саудовские деньги и оказания поддержки Египту в его нефтяных потребностях в течение пяти лет посредством кредита в размере 23 миллиардов американских долларов с выплатой 2% годовых в течение 15 лет.
Этот проект является одним из планов, которые новый наследный принц рассматривает как трамплин для своего политического будущего, необходимый, по его словам, для перехода от узкого и фанатичного религиозного видения к пространному умеренному Исламу. Это означает отказ от ваххабизма и создание межгосударственной инфраструктуры, способной вместить в себя и сионистское образование.
Как передаёт «израильский» международный круглосуточный телевизионный канал «i24NEWS», один из важных этапов проекта требует признания «Израиля» для его дальнейшего продвижения, а именно — строительства моста короля Сальмана протяжённостью 10 километров, соединяющего Азию и Африку. Планирование этого проекта стало возможным только после согласия Египта с юрисдикцией Саудовской Аравии над островами Тиран и Санафир, которые расположены в проливе между двумя странами.
Англоязычная газета «Jerusalem Post» рассказала о важной информации относительно стремления «Израиля» добиться участия частных венчурных компаний в различных инновационных проектах «Неом». В статье говорится, что «израильские» компании ведут переговоры с Суверенным фондом Саудовской Аравии и обсуждают проекты в области высоких технологий, инновационных источников энергии, сельского хозяйства и пищевой промышленности, что, по сути, является ударом по давнему арабскому бойкоту «Израиля».
Эти идеи, наконец, нашли отклик у бывшего начальника разведки Саудовской Аравии Турки аль-Фейсала во время его встречи с бывшими «израильскими» официальными лицами. Аль-Фейсал предложил эту идею по крайней мере дважды на встрече с бывшим сотрудником «израильской» разведки Ифремом Хелви, который, как передают журналисты, в шутку сказал: «Деньгами евреев и умами арабов можно добиться всего». Нетаньяху ранее неоднократно заявлял, что отношения с так называемыми «умеренными» суннитскими арабскими государствами сейчас хороши более чем когда-либо. Также бывший «израильский» министр Аюб Кара ранее намекнул на существование отношений между «Израилем» и, как он выразился, «саудовским альянсом», предпочитая не говорить публично об этом на данном этапе.
Таким образом, становится ясно, что проект «Неом», объявленный Мухаммадом ибн Сальманом, является не чем иным, как новым камнем — который может быть более весомым, чем его предшественники, — лежащим в основе нормализации отношений между Саудовской Аравией и сионистским образованием, о чём свидетельствуют многие статьи в прессе, сообщающие о подготовительных процедурах для этой нормализации с момента прихода Ибн Сальмана в качестве наследника престола в 2015 году.