بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَدَأَ الْإِسْلاَمُ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ كَمَا بَدَأَ غَرِيبًا فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ
«Ислам пришёл, будучи отчуждённым, и возвратится, будучи таким, как и пришёл. Туба (блаженное дерево в Раю) — отчуждённым (гураба)» (вывели Муслим, Бухари и Ибн Маджа в разделе «Аль-Фитан»). Ас-Санади в комментарии хадиса, приведённого в сборниках Ибн Маджи, сказал: «غَرِيبًا — [гариб] — отчуждённый» означает «имеющий малое количество приверженцев». В арабском языке данное слово употреблялось изначально для обозначения того, кто далёк от своего места жительства, т.е. чужак, неместный и т.п.
Выражение «...возвратится, будучи таким отчуждённым, как и пришёл» указывает на малочисленность тех, кто поможет Исламу, несмотря на большое количество его последователей. «Туба (блаженное дерево в Раю) — отчуждённым (гураба)», т.е. для придерживающихся Ислама и исполняющих его дело. Под словом «Туба» имеется в виду пребывание в Раю и обладание великим деревом в нём. Данный хадис обращает внимание на то, что оказывающие помощь Исламу и исполняющие его предписания окажутся вдали от своих родных мест, а также будут переносить все трудности данной отчуждённости подобно тому, как это происходило на заре Ислама».
2. На уровне экономической системы
Несмотря на отдаление Ислама и Уммы от должной системы правления в периоды перехода власти от совещательного управления — шуры — на получение её по наследству, всё же система правления оставалась исламской до самого разрушения Халифата в 1924 году, даже если имело место неправильное применение закона о принесении халифу присяги. Что же касается экономической системы, то отдаление от Ислама вообще не происходило в течение тринадцати веков до самого разрушения Халифата. Государство на исламских законных основаниях собирало деньги у мусульман и распределяло их среди них в соответствии с шариатскими текстами.
Однако после разрушения Халифата отчуждение Ислама от Уммы с экономической стороны было очень большим и значительным. Ислам был полностью удалён от экономической жизни после того, как был смещён с власти. Отсюда среди мусульман распространились ростовщические операции, а процентно-кредитные банки начали работать по всей стране. Вопрос закята был перенаправлен в индивидуальную плоскость за пределы государственного ведомства, не говоря уже о повсеместном разгуле монополии, бесцельном накоплении богатств и господстве капиталистических экономических систем над жизнью людей в мусульманских странах.
Книги «Экономическая система Ислама», «Имущество в государстве Халифат» и «Идеальная экономическая политика», изданные Хизб ут-Тахрир, вместе с разработанной Хизбом конституцией государства Халифат, где так же упоминаются законы экономической жизни государства, стали знаменательной вехой, продемонстрировав Ислам в виде всеобъемлющей и полноценной системы для жизни. Хизб смог преподнести Умме экономическую систему беспрецедентно наглядным и интеллектуальным образом. Введение в книгу «Экономическая система» стало новым прорывом, нанёсшим сокрушительный удар по основам структуры капиталистической и коммунистической экономических систем.
Хизб ут-Тахрир не ограничился этим, напротив, он выявил корень экономической проблемы. Он объяснил, что проблема заключается не в национальном доходе и не в дефиците товаров и услуг, а скорее, в процессе распределения богатств между людьми. Хизб предложил практические решения для всех экономических проблем. Он объяснил шариатские законы относительно собственности и перечислил общественную, частную и государственную виды собственности.
Помимо этого, Хизб пояснил шариатские законы относительно разновидностей компаний — «шерикат» — в Исламе и предложил новые правовые заключения — «иджтихад» — через пояснение противоречий акционерных компаний, кооперативных обществ и страховых компаний с Исламом. Хизб пролил свет на то, как можно добиться экономической стабильности государства и его денежных единиц путём подкрепления их полным золотым и серебряным покрытием.
Да, эти книги стали новым прорывом, признанным иджтихадом и знаменательной вехой в истории Исламской Уммы, а также шагом на пути к правовому и политическому обновлению Уммы. С помощью Всевышнего Аллаха Хизб всеми силами стремится к тому, чтобы эти идеи и законы получили своё применение в государстве Халифат по методу пророчества. И нет ничего ближе, чем завтрашний день!
3. На уровне социальной системы
Даже если правовые положения Ислама, регулирующие взаимоотношения между женщиной и мужчиной, или так называемый сегодня «Гражданский кодекс», оставались далеки от искажения вслед за разрушением Исламского Халифата, тем не менее, в последние годы развернулась целая кампания, возглавляемая Западом против положений, касающихся женщин, в попытке одурманить мусульманскую женщину и разрушить исламскую семью, которая является оплотом Ислама. Шейх Такыюддин Набхани, да смилуется над ним Аллах, написал книгу «Социальная система в Исламе» и обратил в ней внимание на этот аспект, разъяснил правильный взгляд Ислама на женщину, что она — мать и хранительница домашнего очага, а также честь и достоинство, которые нужно оберегать.
Одновременно с этим шейх пояснил политическую роль женщины в Исламском Государстве. Несмотря на это, нападки с этой стороны ещё не прекратились, а скорее, усилились и стали более жестокими, чем раньше, после того, как Запад осознал важность этой стороны в своей яростной войне против Ислама, начиная с публикации Касима Амина и заканчивая соглашением «CEDAW» и резолюциями Пекинской женской конференции.
Неверующий Запад преднамеренно стремился в прошлом и пытается в настоящее время разрушить мусульманскую семью, общество и всю Исламскую Умму в целом. Для распространения своей культуры и понятий, особенно в мусульманских странах, Запад воспользовался женщиной и прикрылся некоторыми её проблемами. Он сосредоточил своё внимание на важных и опасных заголовках, которые помогают ему прокладывать путь к достижению результатов над правовыми положениями Ислама. Так под предлогом «тадждида» и «совершенствования религиозного дискурса» Запад пытается изменить шариатские законы, чтобы, по его мнению, они отвечали современности и сегодняшнему времени. Он направил свои ядовитые стрелы на мусульманскую женщину, её изначальную роль и целомудрие, осознавая важность её роли в жизни семьи и общества.
Прозападные международные организации не остались в стороне, а напротив, последовали за этим. ООН одобрила эту тему и приняла несколько конвенций и международных деклараций. Например, принятая в 1979 году злосчастная декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин «CEDAW», которая не уступает в своём зле декларации Бальфура. К примеру, вторая статья декларации «CEDAW» требует отменить все законные положения и обычаи, которые опираются на религиозные основы, и заменить их на международные нормы. Помимо этого, состоялся ряд международных конференций для ратификации этих резолюций и воплощения их в жизнь. Первая такая конференция прошла в так называемом «Международном женском году» (IWY) — с 19 июня по 2 июля 1975 года в Мехико, Мексика.
Её участники приняли декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. Такими заманчивыми декларациями, как хитрый призыв к равенству между женщинами и мужчинами, Запад желает выманить мусульманскую женщину из её неприступного покоя и благородной обители — её дома, — чтобы превратить её, подобно западным женщинам, в дешёвый коммерческий товар, которым пользуются в бизнесе и развлекательных услугах! Вот почему Хизб развернул кампанию по просвещению мусульман в целом, и мусульманских женщин — в частности, предупреждая об опасности, исходящей от этих ядовитых соглашений, главной из которых является «CEDAW», а также об опасности феминистских организаций, которые вращаются в орбите колониального безбожного Запада и продвигают его порочную культуру.
Хизб развернул масштабную кампанию против соглашения «CEDAW», что заставило многие мусульманские страны усомниться в одобрении этого соглашения. На самом деле, Хизб получил признание в качестве эффективного защитника интересов Уммы в идеологической войне, которую возглавил Запад против идей Ислама. Исламская Умма вместе с Хизб ут-Тахрир, а также с искренними учёными и праведными проповедниками сможет вывести мир из сегодняшнего бедственного положения, в котором он оказался по причине действий капиталистической идеологии и прозападных агентов среди мусульман.
Необходимо лишь то, чтобы Умма приняла исламскую акыду в качестве исламской политической идеи, регулирующей жизнь людей и все взаимоотношения между ними. Именно поэтому деятельность активистов Хизб ут-Тахрир и других искренних мусульман должна быть сосредоточена на том, чтобы закрепить в Умме эту акыду в её политическом понимании. Это позволит Умме прийти к развитию и освободить себя, чтобы вновь занять первенство среди народов, как это было в прошлом, когда она несла послание верного пути и света всему миру. Это позволит Умме стать лидером во всех сферах и спасти мир от бездонной пропасти, в которую её бросил капитализм. Воистину, Аллах над каждой вещью мощен!
4. На уровне системы образования
а) История образования в Исламском Государстве
Общеизвестно, что образование в исламском мире базировалось исключительно на исламской акыде до разрушения Исламского Государства, а точнее — незадолго до этого, когда безбожный Запад произвёл политическое вмешательство и совершил прямую военную оккупацию некоторых исламских земель и изменил вектор жизни в этих странах, особенно подвергнув изменению образовательные программы. Это так, поскольку обучение проводилось на базе учебных пособий коранических начальных школ. Мечеть служила первым учебным заведением. Исламская Умма никогда не испытывала отчуждённости в исламском образовании на протяжении всего этого периода. Исламский мир был маяком науки и учёных не только в религиозных вопросах, но и в таких науках, как астрономия, химия, арифметика, география и тому подобное, не учитывая обширные познания в шариатских науках.
Исламскому Халифату удалось помочь Умме подняться на вершину славы и возглавить всё человечество. Она была лидером во всех сферах. Его учебные заведения явили на свет учёных, политиков и лидеров в различных областях и внесли огромный вклад в построение конструктивного исламского общества. Мир познал выпускников, ставших выдающимися государственными мужами, доблестными полководцами, безупречными правоведами и научными деятелями, которые вывели мир из мраков к свету Ислама и смогли добиться торжества справедливости, процветания и солидарности в обществе.
Благодаря всему этому добро распространилось по всем землям Халифата, а жители его познали счастье обоих миров. Они по-настоящему познали своего Господа — Всевышнего Аллаха — и правильно служили Ему в своей жизни. Им удалось постичь те науки, которые нужны были для того, чтобы взять первенство в свои руки и превзойти других по уровню жизни, и поэтому их цивилизация процветала веками аналогично процветанию их культуры.
Учебные заведения с самого начала находились на содержании Исламского Государства. Мусульмане ценили учёных дороже золота. Они черпали знания отовсюду без всяких препятствий. Образование было бесплатным правом для всех граждан. Исламское Государство старалось придавать знаниям отличительную исламскую характерность. Мусульмане при помощи своего государства совершенствовали науки, переводили энциклопедии и объясняли книги сообразно исламскому представлению о жизни. Так Ислам своим мировоззрением — акыдой — и жизненной системой служил осью, вокруг которой всё вращалось, ибо для мусульман Ислам был компасом счастья в обоих мирах.
В условиях упадка, охватившего Исламскую Умму и Исламское Государство в конце своего существования и совпавшего с научным возрождением Запада, мусульмане были сильно потрясены мощью оружия и научного превосходства Запада над мусульманами, что заставило последних считать европейцев непобедимыми и цивилизованными народами, которыми стоит восторгаться. Так мусульмане начали принимать всё европейское, считая это правильным!
Колониализм стремился внушить, что его оккупация мусульманских стран — это благо, которое пробудило мусульман ото сна и приобщило их к современным наукам и новейшему научному развитию. Западные колонизаторы начали распространять среди людей слухи о том, что мусульмане ничего не знают о мирских науках, таких как математика или химия. Даже когда задали тогдашнему шейху аль-Азхара ан-Анбаби вопрос: «Можно ли преподавать мусульманам такие науки, как арифметику, инженерию, природоведение и биологию?», — он ответил: «Это допустимо с объяснением пользы от их изучения».
Как будто мусульмане не были знакомы с подобными науками ранее! С этого момента порочность начала проникать в образовательную систему в мусульманских странах. Запад принялся внедрять прозападные образовательные программы, которые находятся в противоречии с исламскими ценностями. Более того, Запад призвал власть имущих в мусульманских странах полностью устранить религиозные дисциплины из образовательных программ и запретить любые проявления их в государственных учреждениях.
После событий 11 сентября 2001 г. США и ряд европейских государств настоятельно потребовали внести поправки в учебные программы во всех мусульманских странах, а именно — исключить коранические аяты и пророческие хадисы, побуждающие к джихаду и осуждающие иудеев. Этому способствовали призывы о распространении культуры мира после подписания мирного соглашения между Египтом и сионистским образованием. Спустя несколько лет это американское давление дало свои плоды, и в школьные образовательные программы были внесены поправки с учётом исключения несущих угрозу американским интересам элементов.
В какой-то момент некоторые стали думать, что предложенная прозападными властями образовательная система является лучшим вариантом, особенно с научной точки зрения. Многие мыслители и преподаватели обращали внимание только на некоторые внешние изменения, связанные с некоторыми учебными пособиями, средствами и способами. Однако Хизб проделал новаторскую работу, связанную с выявлением философии образования и с тем, каким должно быть образование у мусульман в сени настоящего государства, которое будет устанавливать собственную образовательную политику и контролировать разработку учебных программ.
б) Предложенная Хизб ут-Тахрир образовательная политика
В основе философии образования в сени будущего Халифата должно лежать формирование полноценной исламской личности и образование у индивидуума истинных представлений о своём Создателе, Вселенной, человеке и жизни в свете наивысших исламских ценностей. Это побудит личность искренне поклоняться Всевышнему Аллаху и безупречно руководствоваться Его законами, выведенными из Корана и Сунны.
Одновременно с этим необходимо брать в основу здоровое исламское воспитание, которое вырастит целые поколения мусульман, понимающих озаряющим образом своё предназначение в этом мире, а точнее — свою связь с Творцом, с самим собой и с другими людьми с точки зрения прав и обязательств. Именно это Хизб ут-Тахрир стремился разъяснить в своём просвещении, которое по сути служит практической культурой, предназначенной быть комплексной самодостаточной системой в великом государстве, к установлению которого стремится Хизб со всей серьёзностью и искренностью.
Миссия образовательного процесса строится на формировании исламской личности и обеспечении всех знаний, профессий, наук и технологий, необходимых Умме для того, чтобы идти в ногу со временем и приносить пользу Умме и миру в целом во всех сферах жизни посредством желаемого Исламского Государства — Праведного Халифата, — о котором возвещал нам лучший из людей — Пророк Мухаммад ﷺ. Подобное не происходит машинально, скорее, это многосложный требующий больших усилий процесс, включающий в себя множество аспектов, таких как подготовка соответствующей образовательной платформы для учащихся со всеми воспитательными стандартами.
Преподавание — это мероприятия, которые проводит учитель со своими учениками для выполнения определённых задач и достижения конкретных целей. Образование должно приводить к изменению поведения учащихся по отношению к поставленным целям и задачам. Следовательно, это должен быть целенаправленный воспитательный процесс, учитывающий все факторы, составляющие образовательную платформу, где учитель в сотрудничестве с учеником достигают образовательных целей.
Воспитание — это постоянно проистекающий внутри человека процесс, пока он не покинет этот мир. В связи с этим необходимо постоянно руководствоваться Священным Кораном и Безупречной Сунной. Вот почему Ислам не позволяет, чтобы мусульманин черпал свои представления и идеи из посторонних источников помимо божественного Откровения. Следовательно, для воспитания и школы, естественно, нужно иметь чёткую и широкую концепцию, вытекающую из исламского взгляда на воспитание личности, для исполнения того предназначения, ради которого человек был сотворён, а также на его подготовленность к жизни на этом свете и вечному пребыванию в мире Вечном. А как может быть иначе, ведь человек — наместник Бога на земле.
Исламская школа — мадраса — служит базовой опорой в формировании и поддержке личности человека, которого его семья вырастила и отправила на поприще знаний в учебном заведении, производящем на свет выдающихся людей. Мадраса — это первое учебно-воспитательное заведение, которое предлагает учащемуся модель определённого поведения, соответствующую его предназначению и роли в обществе. Учащийся идёт в эту школу из уважения к ней и той роли, которую она играет в его воспитании, образовании и определении жизненного вектора. Это значит, что школа играет немаловажную роль в формировании общества и народа, ведь по своей природе человек всю свою жизнь учится чему-либо и обучает других.
С момента своего основания исламская школа — мадраса, — начиная с мечети и заканчивая собственными учебными заведениями, стремилась воспитать и сделать из мусульманина образец исповедуемой им религии и живой пример исламской мысли, наполняющей его сердце и разум теми принципами, которые отражались в его отношении с самим собой и с другими людьми. Исламская школа сконцентрирована на совмещении жизненных требований с точки зрения науки, технологий и разнообразных познаний, с развитием духа верности исламскому божественному законодательству и непричастности ко всем системам и идеологиям, находящимся в противоречии с божественным законодательством.
Исламская школа работает над тем, чтобы поведение и интеллектуальная составляющая учащихся выстраивались в соответствии с исламским божественным законодательством, чтобы они могли представлять исламские идеи обо всём, что связано со Вселенной, человеком и жизнью. Исламская школа ставит целью вырастить наместника на земле для безупречного исполнения своей роли посредством влияющих на поведение понятий и ценностей в контексте формирования самодостаточной исламской личности (как интеллектуально, так и ментально) путём поэтапного просвещения учащихся исламским просвещением.
С самого начала исламская школа, опираясь на аяты священного Корана, стремилась поощрять и развивать дух практических исследований и размышлений, а также укреплять способность созерцать и постигать знамения Всевышнего Аллаха во Вселенной и Его мудрость в том, что Он создал, чтобы человек мог сознательно и добровольно исполнять возложенную на него миссию. Этим самым исламская школа демонстрировала полную гармонию между наукой и религией, ведь Ислам — это соединение религии с мирской жизнью, так как исламская мысль в наилучшей форме удовлетворяет все жизненные запросы человечества во все времена.
Целью образования в Исламском Государстве является комплексное и правильное понимание Ислама, прививание и продвижение исламского вероучения — акыды, — а также просвещение учащегося исламскими ценностями, познаниями и наивысшими идеалами, как и обучение его различным научным знаниям и профессиям наряду с развитием в нём конструктивного подхода к окружающему с целью улучшения государства в экономическом, социальном, военном, научном и политическом плане. Одним словом, исламское образование ставит целью подготовить индивидуума стать полезным элементом в построении благополучного общества, и это достигается следующими действиями:
1. Обучение исламскому вероучению — акыде, — полезным знаниям и навыкам, желаемым учащимися тенденциям и ценностям, чтобы они могли расти вместе с ними, осознавая своё предназначение в жизни, а также понимая и отстаивая своё вероучение, и вершить в свете всего этого благие дела для ближайшей и Последующей жизней.
2. Обеспечение специализированных кадров, необходимых для достижения этой цели, и содействие успешному осуществлению образовательной программы.
3. Обращение внимания на интересы отдельного человека и общества в целом. Образовательная программа учитывает интересы индивидуума, т.е. учит его полезным и достаточным для него знаниям, а также учитывает общественные интересы через предоставление возможности обществу воспользоваться теми знаниями, которым научились индивидуумы в учебных заведениях.
4. Обучение учащихся исламскому просвещению, которое представляет собой совокупность наук, т.е. знаний, появившихся по причине исламского вероучения, таких как Ильм ут-Таухид, или благодаря этому вероучению, как Фикх, Тафсир, Хадис, или для правильного понимания законных положений, исходящих из этого вероучения, как грамматика арабского языка, Мусталях уль-хадис, Усуль аль-Фикх и история, которая является частью нашего просвещения, содержа информацию о нашей цивилизации, известных мусульманских личностях, полководцах и учёных. Просвещение Исламской Уммы формирует личность в индивидуумах и оказывает влияние на их поведение, делая исламский образ жизни желанным.
Исходя из вышеперечисленного, можно понять конкретные задачи образовательного процесса в Исламском Государстве, а именно:
1. Восстановить доверие к законам Ислама и по-новому воспитать Умму исламским просвещением, которое гарантирует её первенство на мировом уровне. Ведь просвещение Уммы выступает стержнем её существования.
2. Прививать детям исламскую культуру и не допускать проникновения любой посторонней культуры в их сердца и сознание.
3. Проводить систематический процесс образования на всех этапах. Это единственный метод сохранения просвещения Уммы в сердцах её сыновей, потому что исламское просвещение служит заключительным божественным посланием.
4. Разработать эффективный инструментарий оздоровления мусульман, которые отравились западным просвещением, приняли западные идеи или подражают её приверженцам, восторгаясь материальными достижениями Запада.
5. Тщательно оберегать вероучение Уммы в сознании и сердцах мусульман, чтобы ни одно новшество, ересь или элемент многобожия не могли проникнуть в неё, потому что это — одна из самых главных целей образовательного процесса.
6. Разработать системные программы для формирования и укрепления исламских личностей.
7. Установить мощное в материальном и идеологическом плане государство, которое будет опираться на сильные знания, непоколебимую веру и продвинутые технологии, помогающие ему идти в ногу со всеми реалиями цифровой эпохи.
Хизб ут-Тахрир пояснил это в своей литературе, особенно в подготовленной Хизбом конституции в разделе об образовательной политике и изданной им книге «Основы образовательной программы». С помощью Всевышнего Аллаха Хизб всеми силами стремится к тому, чтобы эти идеи и законы получили своё применение в государстве Халифат по методу пророчества. Хизб поясняет эти мысли мусульманам, чтобы, опираясь на общее понимание, сформировать общественное мнение.
Хамид Абдульазиз