Положение учёных — это положение почёта, но также и обязательств. Где сегодня истинные учёные в решении вопроса об установлении господства Аллаха на земле?

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Учёные в Исламе должны стоять на защите целостности Ислама и доносить до людей истину. Именно учёные разъясняют, что является истиной, а что — ложью, проводят различие между благим и скверным.

Шариат предоставил им статус, с которым никто не сравнится, если учёные выполнят свои обязательства должным образом. Другими словами, учёные должны соответствовать своему статусу знаниями, делами и позицией. Приводится от Абу ад-Дарды (р.а.): «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَبْتَغِي فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ وَإنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ الْعِلْمِ رِضًا بِمَا يَصْنَعُ وَإنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ حَتَّى الْحِيتَانُ فِي الْمَاءِ وَفَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا وَإِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ

«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит путь, ведущий в Рай. Ангелы непременно будут простирать свои крылья над ищущим знания, выражая своё довольство тем, что он делает. Прощения для учёного непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже рыбы в толще воды! Превосходство учёного над простым поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами. Учёные — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство знание, а кто приобрёл его, тот приобрёл великий удел» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Данный хадис хоть и повествует о высоком статусе учёных, но в то же время возлагает на них великую ответственность, что является предметом тяжёлого обязательства. Данное обязательство выражается в выполнении завета, который Аллах взял с них. Завет обязывает их разъяснять мусульманам истину, не важно, правитель это или подданный, партия это или индивиды. Завет запрещает им скрывать истину, как бы тяжело это ни было для них. Аллах сказал:

وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ ١٨٧

«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).

Комментируя этот аят, Катада сказал следующее: «Аллах взял данный завет с обладателей знаний, поэтому тот, кто узнал что-то, должен обучить этому других людей. Вам следует остерегаться сокрытия знаний, ведь сокрытие знаний — это погибель». Аль-Хасан сказал: «Если бы не завет, который Аллах взял с обладателей знаний, я бы не смог многого рассказать вам о том, о чём вы спрашиваете». Махмуд аль-Алуси сказал: «Данный аят используется как доказательство обязательности разъяснения истины и запретности утаивания чего-либо из религии в порочных целях, таких как облегчение для тиранов совершения несправедливости, приободрение их, зазывание других к тому, чтобы следовать их путём, восхищение их благодеянием и т.д. В хадисе говорится:

مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ

«Кого спросят о чём-то из знаний, а он скроет его, тот будет взнуздан огненной уздой в Судный день».

Что касается того, когда учёный сталкивается с угрозами, притеснениями, заключением, истязаниями, убийством за слова истины, то, несмотря на это, он должен оставаться приверженцем истины. Ведь сам Посланник Аллаха (с.а.с.) успокоил его вестью о том, что его смерть в таком положении будет смертью шахида, более того, такой учёный займёт статус господина шахидов:

سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ

«Господин шахидов — это Хамза ибн Абдульмутталиб, а также тот, кто встал перед несправедливым правителем, стал приказывать ему [одобряемое] и запрещать [предосудительное], за что и был убит им» (передал аль-Хаким, подтвердив его достоверность). Деятельность учёного — это не просто джихад, но один из видов лучшего джихада. Приводится от Абу Саида аль-Худри (р.а.):

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سُئِلَ أَيُّ الْجِهَادِ أَفْضَلُ قَالَ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Как-то Пророка (с.а.с.) спросили: «Какой вид джихада лучше?», — на что он (с.а.с.) сказал: «Слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (передал Абу Дауд). Именно так учёные достигают почёта и уважения, возвышаются по степеням, и никто не сравнится с ними в этом. Аллах сказал:

يَرۡفَعِ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡعِلۡمَ دَرَجَٰتٖ

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

Знания — это, прежде всего, обязательства, притом тяжёлые обязательства. Выполнение этих обязательств влечёт за собой почёт и уважение.

Отсюда мы видим, как Умма на протяжении всей своей эпохи выражала почёт и уважение искренним учёным, они были той инстанцией, через которую познавалась истина и ложь, одобряемое и предосудительное, следование прямому пути. На протяжении всей истории Ислама учёные были лидерами, теми, кто оказывал помощь мусульманам, кто давал убежище угнетённым, кто противостоял тиранам и несправедливости. Они вставали на пути у тех, кто перечил Шариату, кто умалял его учения, кто распространял сомнения среди мусульман... Очень часто влияние учёных было выше влияния правителей, был период, когда амиров продавали на рынке рабов в качестве рабов; подобное сделал Иззуддин ибн Абдуссалам с мамлюками.

Функция учёных как наследников пророков

Поклонение — это то, что требуется Шариатом, и это — цель, ради которой были созданы творения. Знания же являются путём, который ведёт к этому, ведь нет поклонения без знаний и понимания религии. Способности людей отличаются друг от друга, а это значит, что не все могут быть учёными. Существование учёных является фардом кифая. Шариат требует, чтобы все мусульмане придерживались приказов Аллаха. Следовательно, какая-то часть из них должна быть учёными, а остальные (и их — большинство) будут оставаться мукаллидами. Только так мусульмане смогут быть рабами Аллаха, которые руководствуются Его приказами.

Тот факт, что учёные достигли степени учёных, не говорит, что они освобождены от строгого руководства законами Аллаха. Более того, именно они должны быть первыми, кто это делает. Статус учёности не снимает ответственности за соблюдение религии, учёный должен находиться в авангарде подчинения. Когда учёный выносит решения о вопросах намаза, закята, хаджа, он — первый, кто должен этому следовать. Если Шариат обязывает мусульман вести деятельность по установлению Халифата, обязывает делать это посредством политического сплочения, именно учёные должны находиться в авангарде этой деятельности! Другими словами, задача учёного — не выносить фетвы, лёжа на дорогих простынях, напротив, он должен стоять в авангарде со своими знаниями, он должен быть тем, в кого первыми полетят стрелы врагов. Именно такой была позиция Посланника (с.а.с.) и его сподвижников (р.а.).

Учитывая, что Ислам является последней Божественной религией, которая была ниспослана для решения любых проблем человечества, то на учёных лежит обязательность донесения этого до людей, дабы люди стали придерживаться этой универсальной религии, дабы они руководствовались всеми законами Шариата, не важно:

• касаются ли они индивидуальных обязанностей человека в виде обрядов поклонения, одежды, нравственности...;

• обязанностей, связанных с остальными видами взаимоотношений;

• дел, связанных со сплочением в виде общественной деятельности;

• с правителем в виде приказа одобряемого и запрещения предосудительного, ведения джихада на пути Аллаха и других дел, касающихся халифа и Халифата.

Таким образом, учёные несут ответственность как за индивидов, так и за общество, за правителей, за движения и партии.

Учёные должны соблюдать завет, который Аллах взял с них! Поэтому на каждого, кто получает статус учёного, ложится следующая ответственность: разъяснять истину, а не скрывать её; говорить слова истины открыто, придерживаться её и не бояться порицания порицающих; проявлять терпение; сделать так, чтобы знания учёного стали маяком для людей. Всё это говорит о том, что наличие учёных в Умме является крайней необходимостью. Имам Ахмад говорил следующие слова: «Люди нуждаются в знаниях больше, чем в еде и питье, так как человек нуждается в еде и питье один или два раза в день, а в знаниях он нуждается при каждом своём вздохе».

Положение учёных сегодня

После всего сказанного возникают вопросы: где мусульманские учёные сегодня? Какова их позиция в отношении происходящего в мусульманском мире, особенно после того, как Шариат обязал их быть в авангарде всего?

К огромному сожалению, сегодня мы не видим от учёных той позиции, которую требует от них Шариат. Более того, из-за того, что учёные заняли позиции, которые идут вразрез с Шариатом, Умма задаётся вопросами: где они, когда Шариат отдаляют от правления и общественной жизни? Где они, когда религию отдаляют от жизни общества? Умма увидела, что они превратились в пустое место, как они отстранились от своей миссии, которую возложил на них Аллах, как они предали доверенное им! Умма видит, как учёные ограничились вынесением только тех фетв, которые касаются лишь индивидуальных обязанностей индивида (мужчины и женщины), такие как намаз, пост, хадж, закят, брак, развод, менструация, послеродовое кровотечение, подмывание... То есть они заняты лишь теми вопросами, которые разрешил рассматривать Запад, не отклоняясь от этого ни на дюйм, кроме тех учёных, над кем смилостивился Аллах. Их позиция — это ответ на призыв Запада отдалить Ислам от жизни общества, как это произошло с христианством и иудаизмом. Сегодня Ислам лишён статуса идеологии, отдалён от правления, экономики, социальной сферы, приостановлен джихад на пути Аллаха...

С другой стороны, эти учёные не атаковали демократию и идею о свободах, не выносили фетвы о том, что поможет вывести Умму из тяжёлого положения, не касались деятельности об установлении правления на основе законов Ислама, не разъясняли Умме то, как должен проходить процесс преобразования в обществе, они не вышли рядами, чтобы требовать правления на основе Ислама и требовать единства Уммы. О, если бы всё ограничилось лишь этим, но они пошли дальше! Учёные стали издавать фетвы, идущие вразрез с Исламом, некоторые из них встали рядом с прозападными правителями. Таким образом, в понимании религии эти учёные последовали западному методу, поскольку они были выпускниками шариатских институтов, где преподаются учебные программы, разработанные Западом. Следовательно, исправление учёных сегодня встало на первый план, ведь если учёные и правители будут праведными, то и вся Умма будет праведной, если же они будут испорченными, то и Умма будет испорченной.

Что касается учёных и простых людей, то ранее мы упоминали, что учёные уделили внимание лишь вопросам религии, связанным с индивидами, при этом оставив в стороне вопросы, связанные с Уммой, обществом и правлением. Поэтому если ты спросишь их об индивидуальных вещах, то они расскажут, как исправить твоё положение, помогут решить твою проблему. Однако подобного мы не наблюдаем в отношении проблем Уммы, в результате Умма страдает от того, что они умалчивают об Исламе как об универсальной религии. Если Умма пойдёт за этими учёными, то призыв к правлению на основе Шариата и наместничеству на земле будут преданы забвению.

Что касается правителей и правления на основе законов Ислама, то роль учёных в этом аспекте сегодня практически отсутствует. Вот уже на протяжении ста лет нет исламского правления, хотя обязательность его существования ложится на плечи как мусульман, так и учёных. Все они должны принять участие в деятельности по установлению Халифата, и им запрещено оставаться без халифа больше трёх дней. Так как насчёт ста лет без халифа? Что сегодня сделали учёные в этом направлении? Установление власти Ислама является ваджибом для обычных мусульман, то для учёных оно вдвойне обязательно! На учёных ложится обязанность вывести из текстов шариатские законы о сегодняшнем преобразовании общества, они должны начать призывать людей к соблюдению этих законов, они должны находиться в авангарде призыва по установлению Халифата.

Сегодня учёные должны строго контролировать правителей, напоминать им об их ответственности, направлять их по правильному курсу, быть рядом с ними и оказывать им содействие, когда те придерживаются истины, сближать правителей и подданных, но если они отойдут от законов Ислама или проявят упущение в заботе о делах Уммы, то учёные должны строго отчитать их в рамках Шариата. В случае, когда правители откажутся руководствоваться Исламом, то следует заменить их на других. Когда учёные занимают такую позицию, то люди встают на их сторону, и тогда образуется сила, которая:

• способно удерживать правителей от нарушения законов Ислама;

• способна заставить их прислушиваться к наставлениям и обращениям из-за страха перед народным гневом.

Искренние учёные ближе к людям, нежели к правителям, они с людьми — по одну сторону баррикад, когда встаёт вопрос противостояния тиранам. Именно это мы наблюдали в учёных аль-Азхара, которые руководили революциями против англичан и французов во время оккупации Египта.

Именно это делает учёных силой, которая способна оказывать влияние на правителей, может склонять их к истине и заставить неуклонно следовать ей. Правители прекрасно осознали это, поэтому они предприняли шаги, с помощью которых упредили возникновение таких ситуаций. Для этого они привлекли на свою сторону группу учёных, из которых сформировали лидеров мнения. Так эти учёные стали придерживаться завета, взятого с них правителями, оставив в стороне завет Аллаха. Правители потребовали от этих учёных только то, что угодно им — они потребовали интерпретировать шариатские тексты так, чтобы это соответствовало действиям правителей, даже если их действия в корне противоречат Шариату. От них потребовали одурманить мусульман так, чтобы те подчинялись правителям, даже если они совершают открытое неверие, сделать так, чтобы мусульмане не занимали те позиции, которые несут опасность правителям.

Именно так правители используют учёных в своих целях и интересах, а также в целях и интересах своих хозяев в лице американцев и европейцев. Поэтому мы видим, что позиция этих придворных учёных полностью соответствует позиции правителей. В качестве примера можно вспомнить фетвы о запрете заключать перемирие и о нормализации отношений с сионистами, когда правители, опасаясь народного гнева, публично говорили об этом. Затем учёные изменили свою фетву на 180 градусов, т.е. издали фетву о допустимости заключать перемирие и нормализации отношений с сионистами, поскольку правители уже заняли другую позицию, проигнорировав страх перед Аллахом и стыд перед Уммой. Точно так же обстоит дело с обращением за помощью к неверным, хотя это — великий грех.

Были изданы фетвы о допустимости обращения за помощью к Америке в борьбе с мусульманами Ирака или других регионов под предлогом американского лозунга «борьбы с «терроризмом». На самом деле борьба ведётся с политическим Исламом. Сегодня это мы видим в Сирии, где Башар под предлогом борьбы с «терроризмом» уничтожает свой народ, видим в Узбекистане, где его правители арестовывают, истязают, убивают мусульман... К сожалению, сегодня мы видим, как учёные соучаствуют с правителями в грехе и беззаконии. Приводит Ибн Ади от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ فِي جَهَنَّمَ وَادِيًا تَسْتَعِيذُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعِينَ مَرَّةً أَعَدَّهُ اللَّهُ لِلْقُرَّاءِ الْمُرَائِينَ فِي أَعْمَالِهِمْ وَإِنَّ أَبْغَضَ الْخَلْقِ إِلَى اللَّهِ عَالِمُ السُّلْطَانِ

«В Аду есть долина, от которой сама Геенна просит защиты по семьдесят раз в день. Аллах приготовил это место для чтецов [Корана], которые выставляют свои дела напоказ, а самый ненавистный для Аллаха человек — это придворный учёный». Приводят аль-Хасан ибн Суфьян в своём «Муснаде», аль-Хаким в своём «Тарихе», Абу Наим, аль-Акили, ад-Дайлями, ар-Рафии в своём «Тарихе» от Анаса ибн Малика (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اَلْعُلَمَاءُ أُمَنَاءُ الرُّسُلِ عَلَى عِبَادِ اللَّهِ مَا لَمْ يُخَالِطُوا السُّلْطَانَ فَإِذَا خَالَطُوا السُلْطَانَ فَقَدْ خَانُوا الرُّسُلَ فَاحْذَرُوهُمْ وَاعْتَزَلُوهُمْ

«Учёные — доверенные люди посланников над рабами Аллаха до тех пор, пока не станут иметь близкие отношения с правителем. Если они имеют близкие отношения с правителем, то, значит, предают посланников. Остерегайтесь их и отстранитесь от них!». Приводят аль-Хаким в своём «Тарихе», ад-Дайлями от Муаза ибн Джабаля (р.а.): «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ عَالِمٍ أَتَى صَاحِبَ سُلْطَانٍ طَوْعًا إِلَّا كَانَ شَرِيكُهُ فِي كُلِّ لَوْنٍ يُعَذَّبُ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ

«Если учёный добровольно придёт к обладателю власти, то разделит с ним все виды наказаний в огне Ада». Также стоит отметить, что придворные учёные не имеют никакого влияния на людей, более того, они подвергаются критике и насмешкам, при этом люди не уменьшают статуса религии в своих сердцах. Поскольку люди знают, что в Исламе нет духовенства, которое запрещает и разрешает на своё усмотрение, как это происходит в других религиях. В Исламе запрещает и разрешает только Аллах. Очень часто мусульмане сравнивают таких учёных с тем, о ком Аллах сказал следующее:

وَٱتۡلُ عَلَيۡهِمۡ نَبَأَ ٱلَّذِيٓ ءَاتَيۡنَٰهُ ءَايَٰتِنَا فَٱنسَلَخَ مِنۡهَا فَأَتۡبَعَهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ فَكَانَ مِنَ ٱلۡغَاوِينَ ١٧٥ وَلَوۡ شِئۡنَالَرَفَعۡنَٰهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُۥٓ أَخۡلَدَ إِلَى ٱلۡأَرۡضِ وَٱتَّبَعَ هَوَىٰهُۚ فَمَثَلُهُۥ كَمَثَلِ ٱلۡكَلۡبِ إِن تَحۡمِلۡ عَلَيۡهِ يَلۡهَثۡ أَوۡ تَتۡرُكۡهُ يَلۡهَثۚ ذَّٰلِكَ مَثَلُ ٱلۡقَوۡمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بِ‍َٔايَٰتِنَاۚ فَٱقۡصُصِ ٱلۡقَصَصَ لَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ ١٧٦

«Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь её, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются» (7:175,176).

Или их также сравнивают с учёными Бану Исраил:

مَثَلُ ٱلَّذِينَ حُمِّلُواْ ٱلتَّوۡرَىٰةَ ثُمَّ لَمۡ يَحۡمِلُوهَا كَمَثَلِ ٱلۡحِمَارِ يَحۡمِلُ أَسۡفَارَۢاۚ بِئۡسَ مَثَلُ ٱلۡقَوۡمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بِ‍َٔايَٰتِ ٱللَّهِۚ وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلظَّٰلِمِينَ ٥

«Те, кому было поручено придерживаться Таурата и которые не придерживались его, подобны ослу, который везёт на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (62:5).

Умма тоскует по своим искренним учёным, она желает, чтобы именно они поддержали её, встали рядом с ней в решении судьбоносных проблем, решить которые возможно лишь на основе законов Ислама. Она желает, чтобы учёные, стоя рядом с ней, требовали претворения Ислама и его законов, приказывали правителям одобряемое и запрещали предосудительное, вели с Уммой деятельность по упразднению систем неверия, вели совместную деятельность с теми, кто занят установлением власти Ислама под сенью Халифата посредством коллективной партийной деятельности. Ведь всё это является фардом, для учёных — в том числе.

Нет сомнений в том, что на учёных, занявших правильную позицию, обрушится гнев правителей, после чего их станут преследовать, подвергать пыткам, заточению, их влияние на народ будет ограничиваться... Это — естественное положение вещей. Но, несмотря на это, учёные должны продолжить свой призыв, ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا يَمْنَعَنَّ رَجُلًا هَيْبَةُ النَّاسِ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ إِذَا رَآهُ أَوْ شَهِدَهُ فَإِنَّهُ لَا يُقَرِّبُ مِنْ أَجَلٍ وَلَا يُبَاعِدُ مِنْ رِزْقٍ أَوْ يَقُولَ بِحَقٍّ أَوْ يُذَكِّرَ بِعَظِيمٍ

«Пусть страх перед людьми не удерживает человека говорить истину, если он увидел её, или стал её свидетелем, ибо произнесение истины или напоминание о важном не приближает к смерти и не отдаляет от удела!».

 

Муса Абдуш-Шакур