Величие исламского законодательства

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Ной Фельдман в своей книге «Падение и подъём Исламского Государства» писал: «Исламское Государство — это шариатское государство, суть которого заключается в определённом видении законодательной системы. Исторически сложилось так, что конституция этого государства, как и в случае с Англией, не была написана.

Это, в свою очередь, делает Исламское Государство правовым государством. Система государства была аргументирована законом, и оно (государство) всегда функционировало на основе закона, т.е. Шариата ‹...› Поэтому призыв к установлению Исламского Государства — это прежде всего призыв к установлению исламского законодательства и его закона. Когда мусульмане смотрят на государства, которые правят над ними, то обнаруживают, что они правят силой власти, а не силой закона, в то время как желаемое Исламское Государство — это правовое государство, которое правит законом и находится под сенью закона ‹...› В сознании многих людей Шариат часто представляется в виде покрытия головы женщинами и применении телесных наказаний. Однако правда заключается в том, что Шариат упорядочивает дела индивида и общества во всех аспектах жизни, основываясь на законе, выведенном из Корана и Сунны».

Основная цель законодательства, которое издаёт закон и конституцию, заключается в осуществлении справедливости, ведь Всевышний сказал:

لَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا رُسُلَنَا بِٱلۡبَيِّنَٰتِ وَأَنزَلۡنَا مَعَهُمُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡمِيزَانَ لِيَقُومَ ٱلنَّاسُ بِٱلۡقِسۡطِ

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

Достижение справедливости требует нескольких основ, наиболее важными из которых являются:

• беспристрастность принимающей закон стороны (законодателя);

• знание об условиях человеческого существования;

• знание сути проблемы, которая требует принятия закона;

• верховенство закона/законодательства над образом жизни человека.

Существующие законы в этом мире направлены на достижение всех или части этих основ. Величие исламского законодательства заключается в том, что Ислам воплощает в жизнь все упомянутые основы. Другие же системы не способны сделать это должным образом. Например, светское государство, проповедуемое Жан-Жаком Руссо и Вольтером, которое проявилось в различных формах демократии, пыталось решить проблему беспристрастности и влияния страстей на законодательство. Вопрос решался путём вовлечения наибольшего количества людей в формулирование либо закона, либо основы, на которую опирается закон, в связи с чем общая воля стала источником для закона. Последователи этой идеи полагали, что страсти и склонности людей, которые влияют на законодательство, могут исчезнуть или, по крайней мере, уменьшиться. Они полагали, что закон, изданный общей волей, обладает властью над каждым индивидом, поскольку общая воля — это воля каждого индивида в отдельности. А это должно повлечь за собой подчинение закону и законодательству со стороны индивида.

Что касается знаний об условиях человеческого существования, то речь идёт о законе, который охватывает положение людей. Это значит, что проблемой, которую решает закон, будет ощущаемая реальность, знания о которой были приобретены законодателем естественным путём.

Фактически, общая воля, которая ответственна за законодательство, не выполняет ни одну из упомянутых выше основ. Практическая сторона заключается в том, что законодательный процесс определяется человеком или законодательным комитетом. Данный комитет представляет собой группу людей, каждый из которых имеет свою волю, знания, разум, чувства, страсти, склонности. Поэтому когда люди собираются в комитет или рабочую группу, их страсти и склонности никуда не исчезают, более того, они приумножаются. В результате этого встаёт проблема согласования между страстями членов группы. Это значит, что в таком положении единственным решением при издании закона будет компромисс и сближение страстей между членами рабочей группы.

Нужно понимать, что невозможно избавиться от страстей и склонностей как членов группы, так и индивида в отдельности. Что касается невозможности избавиться от них индивиду, то причина этого заключается в том, что человек не лишён чувств и склонностей, т.к. это — часть его сущности. Также собрание людей невозможно избавить от страстей и склонностей, более того, их становится ещё больше. Отсюда законодательство, основанное на воле большинства или общей воле, не может быть лишено страстей и склонностей. Поэтому наиважнейшая первая основа (беспристрастность законодателя) в достижении справедливости неосуществима. Наглядным примером этого служит реальность законодательства, практикуемого на протяжении столетий в США и Европе.

Так в 1920 году в США ввели сухой закон, который накладывал запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя. Затем в 1933 году этот закон был отменён. В обоих случаях издание и отмена закона происходили под воздействием склонностей и желаний сторон, участвовавших в разработке закона. В качестве ещё одного примера можно упомянуть закон о ношении оружия в США, который по сути выходит за рамки американского законодательства, и это несмотря на постоянные призывы со стороны правозащитных организаций запретить ношение оружия. Причина этого заключается в том, что компании по производству оружия и их лоббисты не заинтересованы в отмене данного закона.

По такому же сценарию проходит принятие международных законов со стороны ООН и Совета Безопасности, поскольку навязывание своих склонностей со стороны сверхдержав никто не отменял. Более наглядным примером этому являются законы, связанные с контролем за загрязнением окружающей среды, принятию которых США препятствуют силой и своим наглым поведением.

Что касается знаний об условиях человеческого существования и проблемах, которые решаются законами, изданными законодательными комитетами в демократических странах, то это ограничивается лишь рамками современной реальности, поскольку невозможно заглянуть в будущее и узнать, какими будут в будущем условия человеческого существования. Поэтому это отражается на законодательстве, ведь законодательство пытается решить проблему существующей реальности, а не причины, приведшие к этому. Именно поэтому мы наблюдаем постоянные изменения в законах государств, где главенствует демократия.

Что касается верховенства закона над человеческой душой, то доказано, что общая воля не имеет власти над человеком. Человеческая душа по своей природе не подчиняется воле закона только из-за того, что его издала группа, представляющая людей. Так американский сухой закон доказал несостоятельность всей теории общественного договора. Ведь во время действия сухого закона объём потребления алкоголя и его торговля превысили период, когда закон ещё не был принят. О каком верховенстве права над душой может идти речь? Сторонники запрета алкоголя попытались оправдать это тем, что государство не вводило строгие законы против нарушителей.

Законы и законодательство в Советском Союзе были не лучше. То же самое относится к законодательству в государствах, где правление происходит за счёт военной силы. Достаточно бегло взглянуть на законы и указы Абдуль-Фаттаха ас-Сиси в Египте, и тогда станет понятно, что законодательство в таких странах не способно достичь ни одной из основ, ведущих к справедливости.

Что касается исламского законодательства, то с ним дело обстоит совершенно иначе, поскольку такое законодательство полностью претворяет в жизнь все основы, необходимые для установления справедливости. Именно в этом и заключается величие исламского законодательства.

Беспристрастность законодателя

Одним из наиважнейших столпов в достижении справедливости является беспристрастность законодателя. Исламское законодательство основано на том факте, что Законодателем выступает Всемогущий Аллах. Имеется много аятов, повествующих об Аллахе как о Законодателе, у Которого нет сотоварищей, нет детей и родителей. Аллах — Тот, Кто Самодостаточен, Кто ни в чём не нуждается. Что касается страстей и склонностей, то они присущи тем, кто был рождён и имеет потомство, имеет сотоварищей, кто несовершенен, ограничен, имеет нужду. Аллах же — это Творец, Управитель, Единый, Самодостаточный, не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему. Всевышний сказал:

وَلَوِ ٱتَّبَعَ ٱلۡحَقُّ أَهۡوَآءَهُمۡ لَفَسَدَتِ ٱلسَّمَٰوَٰتُ وَٱلۡأَرۡضُ وَمَن فِيهِنَّۚ بَلۡ أَتَيۡنَٰهُم بِذِكۡرِهِمۡ فَهُمۡ عَن ذِكۡرِهِم مُّعۡرِضُونَ ٧١ أَمۡ تَسۡ‍َٔلُهُمۡ خَرۡجٗا فَخَرَاجُ رَبِّكَ خَيۡرٞۖ وَهُوَ خَيۡرُ ٱلرَّٰزِقِينَ ٧٢

«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание [Коран], однако они отвернулись от своего Напоминания. Разве ты просишь у них вознаграждения? Воздаяние твоего Господа лучше, и Он — Наилучший из дарующих удел» (23:71,72).

Абсолютное знание

Законодателем в Исламе является Аллах, Который обладает абсолютным знанием об условиях человеческого существования в прошлом, настоящем и будущем. Аллах говорит:

مَن ذَا ٱلَّذِي يَشۡفَعُ عِندَهُۥٓ إِلَّا بِإِذۡنِهِۦۚ يَعۡلَمُ مَا بَيۡنَ أَيۡدِيهِمۡ وَمَا خَلۡفَهُمۡۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيۡءٖ مِّنۡ عِلۡمِهِۦٓ إِلَّا بِمَا شَآءَ

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2:255).

Аллах знает сокровенное, от Него не ускользнёт ничего:

عَٰلِمِ ٱلۡغَيۡبِۖ لَا يَعۡزُبُ عَنۡهُ مِثۡقَالُ ذَرَّةٖ فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَلَا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَآ أَصۡغَرُ مِن ذَٰلِكَ وَلَآ أَكۡبَرُ إِلَّا فِي كِتَٰبٖ مُّبِينٖ

«Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас. Ни на небесах, ни на земле не ускользнёт от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше неё, или больше неё. Всё это есть в ясном Писании» (34:3).

Законодатель, Который не упустит ничего и не предаст забвению что-либо, не может издать несовершенные законы, ведь Ему присуще всезнание, в отличие от людей, которые испытывают недостаток знаний из-за своей ограниченности и бессилия. Знание Аллаха охватывает сущность человека, его положения, то, что ему подходит, а что нет. Аллах говорит:

وَنَفۡسٖ وَمَا سَوَّىٰهَا ٧ فَأَلۡهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقۡوَىٰهَا ٨ قَدۡ أَفۡلَحَ مَن زَكَّىٰهَا ٩ وَقَدۡ خَابَ مَن دَسَّىٰهَا ١٠

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал её облик совершенным) и внушил ей порочность её и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто скрыл её (опорочил, облёк в несправедливость)» (91:7–10).

Власть над душой

Важным столпом законодательства в достижении справедливости является наличие естественной власти над душой. Подобная власть подталкивает душу на принятие законодательства естественным образом и ведение деятельности по его реализации в жизнь. Поэтому для исполнения закона нет нужды в применении силы власти, за исключением случаев, когда некоторые люди нарушают власть закона. Источником власти исламского законодательства является Аллах — Творец, Господь, Тот, Кому поклоняются, Управитель, Властитель этой и Последующей жизни. Аллах — Живой, не умирает и безвозмездно наделяет уделом Свои творения. Аллах говорит:

لِإِيلَٰفِ قُرَيۡشٍ ١ إِۦلَٰفِهِمۡ رِحۡلَةَ ٱلشِّتَآءِ وَٱلصَّيۡفِ ٢ فَلۡيَعۡبُدُواْ رَبَّ هَٰذَا ٱلۡبَيۡتِ ٣ ٱلَّذِيٓ أَطۡعَمَهُم مِّن جُوعٖ وَءَامَنَهُم مِّنۡ خَوۡفِۢ ٤

«Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), Который накормил их после голода и избавил их от страха» (106:1–4),

قُلِ ٱللَّهُمَّ مَٰلِكَ ٱلۡمُلۡكِ تُؤۡتِي ٱلۡمُلۡكَ مَن تَشَآءُ وَتَنزِعُ ٱلۡمُلۡكَ مِمَّن تَشَآءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَآءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَآءُۖ بِيَدِكَ ٱلۡخَيۡرُۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيۡءٖ قَدِيرٞ ٢٦ تُولِجُ ٱلَّيۡلَ فِي ٱلنَّهَارِ وَتُولِجُ ٱلنَّهَارَ فِي ٱلَّيۡلِۖ وَتُخۡرِجُ ٱلۡحَيَّ مِنَ ٱلۡمَيِّتِ وَتُخۡرِجُ ٱلۡمَيِّتَ مِنَ ٱلۡحَيِّۖ وَتَرۡزُقُ مَن تَشَآءُ بِغَيۡرِ حِسَابٖ ٢٧

«Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Всё благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь. Ты удлиняешь день за счёт ночи и удлиняешь ночь за счёт дня. Ты выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого. Ты даруешь удел без счёта, кому пожелаешь» (3:26,27),

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Вопросы, решаемые законодательством

Давайте рассмотрим несколько примеров из исламского законодательства, которые наглядно демонстрируют его величие. И начнём мы с самых спорных вопросов о женщинах и их правах.

В Исламе Законодатель смотрит на женщину как на человека, который имеет свой пол, смотрит на женщину как на мать, которая рожает и кормит детей грудью на протяжении двух лет, как на супругу. Женщина — это человек, который имеет свой пол, и это наглядно просматривается в законах Ислама, касающихся связи человека (будь то мужчины или женщины) со своим Господом. Такое положение даёт такую же власть Законодателю над душой женщины, как Он имеет её над душой мужчины. Всевышний говорит:

مَنۡ عَمِلَ صَٰلِحٗا مِّن ذَكَرٍ أَوۡ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤۡمِنٞ فَلَنُحۡيِيَنَّهُۥ حَيَوٰةٗ طَيِّبَةٗۖ وَلَنَجۡزِيَنَّهُمۡ أَجۡرَهُم بِأَحۡسَنِ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ٩٧

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97),

إِنَّ ٱلۡمُسۡلِمِينَ وَٱلۡمُسۡلِمَٰتِ وَٱلۡمُؤۡمِنِينَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ وَٱلۡقَٰنِتِينَ وَٱلۡقَٰنِتَٰتِ وَٱلصَّٰدِقِينَ وَٱلصَّٰدِقَٰتِ وَٱلصَّٰبِرِينَ وَٱلصَّٰبِرَٰتِ وَٱلۡخَٰشِعِينَ وَٱلۡخَٰشِعَٰتِ وَٱلۡمُتَصَدِّقِينَ وَٱلۡمُتَصَدِّقَٰتِ وَٱلصَّٰٓئِمِينَ وَٱلصَّٰٓئِمَٰتِ وَٱلۡحَٰفِظِينَ فُرُوجَهُمۡ وَٱلۡحَٰفِظَٰتِ وَٱلذَّٰكِرِينَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا وَٱلذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱللَّهُ لَهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمٗا ٣٥

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).

Законодатель преобразовал отношения двух полов в брак, а цель законов, связанных с их отношениями, должна быть сосредоточена на продолжении рода, как мужского, так и женского. Законодатель сделал брак основой и запретил отношения, которые ведут к продолжению рода вне брака. Поэтому Он запретил прелюбодеяние и всё, что ведёт к этому, Он запретил смешение полов (ихтилят) без необходимости, обязал женщин покрывать свои прикрасы, поскольку отсутствие их покрытия приводит к нарушению метода продолжения рода посредством брака. Таким образом, ты сможешь обнаружить, что все законы, касающиеся женщин и их отношений с мужчинами, преследуют одну цель: продолжение рода. Продолжение рода — это один из инстинктов человека. Именно поэтому наложен запрет на однополые браки.

Что касается вопроса о наследовании в Исламе, который подвергается критике со стороны многих скептиков, то исламское законодательство предоставило женщине (дочери, супруге, матери, сестре...) право в наследовании. Когда Ислам наделил женщину определённой долей в наследовании, то другие законодательства не сделали этого, а подчинили её воле того, кто оставляет наследство. В результате сам человек решает дать что-нибудь из своего наследства женскому полу или не дать! С другой стороны, в Исламе Законодатель при издании законов о наследстве одновременно затронул два вопроса:

1) Женщина как часть семьи и как один из полов в социальных отношениях, поэтому ей предоставлено право и доля в наследстве.

2) Распределение богатства как объекта исследований в экономических отношениях и решение экономической проблемы. Поэтому законы наследства являются одним из средств естественного распределения богатства в обществе. В этой связи на женщине лежит меньше ответственности за содержание и обеспечение других, в отличие от мужчин. Следовательно, при распределении богатств исламское законодательство смотрело на женщину:

• как на человека, поэтому ей была выделена доля в богатстве,

• как на того, кто является частью экономической системы, поэтому её доля меньше, чем доля мужчины, поскольку на последнем лежит большая ответственность за содержание.

Такова видимая часть величия исламского законодательства.

Законодательство, связанное с экономикой

Одно из важных проявлений величия исламского законодательства связано с экономикой и ма́лем (имуществом, богатством, деньгами). Законы Ислама решают основные вопросы, связанные с самим человеком, его потребностями, инстинктами и внутренними побуждениями, которые подталкивают человека к совершению действий. Поэтому будет ошибочным заявлять, что Ислам пришёл лишь управлять поведением человека. Законы Ислама так же направлены на решение проблем бедности, каждого индивида в отдельности, чтобы ни один человек в обществе не остался без удовлетворения своих основных потребностей (еда, питьё, одежда, жильё). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَيُّمَا أَهْلُ عَرْصَةٍ أَصْبَحَ فِيهِمْ امْرُؤٌ جَائِعٌ فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ تَعَالَى

«Если один из жителей какого-нибудь квартала окажется голодным, то все жители лишаются покровительства Всевышнего Аллаха»,

مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ آمِنًا فِي سِرْبِهِ مُعَافًى فِي جَسَدِهِ عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ فَكَأَنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا

«Кто встретил утро в своём доме в безопасности, в здравии, с пищей на один день, тот как будто бы овладел этим миром». Это указывает на то, что Ислам и его законы сосредоточены на обеспечении безопасности, питания, одежды и лечения каждого индивида в отдельности. Следовательно, в экономическом аспекте исламское законодательство сосредоточено на решении основной проблемы, которую обозначил Шариат. Для наглядности приведу несколько примеров из законодательства, связанного с экономикой. Эти примеры покажут, как сосредоточен Ислам на решении экономической проблемы, а не сосредоточен на поведении человека и существующей реальности. Что в корне отличается от светского законодательства:

а) Общественная и государственная собственности

После того, как Аллах почтил мусульман победой в битве при Бадре и множеством трофеев, в Исламском Государстве поднялся вопрос распределения трофеев. Поэтому мусульмане обратились к Посланнику (с.а.с.) о том, как распределить их. На это исламское законодательство постановило следующее:

يَسۡ‍َٔلُونَكَ عَنِ ٱلۡأَنفَالِۖ قُلِ ٱلۡأَنفَالُ لِلَّهِ وَٱلرَّسُولِۖ فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَأَصۡلِحُواْ ذَاتَ بَيۡنِكُمۡۖ وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ ١

«Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (8:1).

Данный аят разъяснил, что трофеи — это собственность государства с учётом того, что Посланник Аллаха (с.а.с.) является главой государства. При этом детали процесса распределения трофеев были оставлены на усмотрение государства. Посланник Аллаха (с.а.с.) являлся как Посланником, так и главой государства. Далее, в 59 суре, упоминается другой закон, связанный с трофеями в виде недвижимости, как земля. Этот закон предусматривает, что земля относится к общественной собственности. Причина такого разного подхода заключается в том, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в руках горстки богатых людей, ведь исламское законодательство нацелено:

• на решение проблемы распределения богатств и их циркуляции в обществе,

• на исключение монополии.

Аллах говорит:

مَّآ أَفَآءَ ٱللَّهُ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ مِنۡ أَهۡلِ ٱلۡقُرَىٰ فَلِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡيَتَٰمَىٰ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِ كَيۡ لَا يَكُونَ دُولَةَۢ بَيۡنَ ٱلۡأَغۡنِيَآءِ مِنكُمۡۚ وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ ٧

«Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам [Пророка], сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).

Затем следует разъяснение, что право собственности на землю, которая была присоединена к Дар уль-Ислям путём войны, принадлежит всей Умме. Что касается правителя, то он ответственен за эту землю, поскольку является тем, кто заботится о делах Уммы, но при этом земля не становится его собственностью на основании того, что он — глава государства.

لِلۡفُقَرَآءِ ٱلۡمُهَٰجِرِينَ ٱلَّذِينَ أُخۡرِجُواْ مِن دِيَٰرِهِمۡ وَأَمۡوَٰلِهِمۡ يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضۡوَٰنٗا وَيَنصُرُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّٰدِقُونَ ٨ وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلۡإِيمَٰنَ مِن قَبۡلِهِمۡ يُحِبُّونَ مَنۡ هَاجَرَ إِلَيۡهِمۡ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمۡ حَاجَةٗ مِّمَّآ أُوتُواْ وَيُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفۡسِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ٩ وَٱلَّذِينَ جَآءُو مِنۢ بَعۡدِهِمۡ يَقُولُونَ رَبَّنَا ٱغۡفِرۡ لَنَا وَلِإِخۡوَٰنِنَا ٱلَّذِينَ سَبَقُونَا بِٱلۡإِيمَٰنِ وَلَا تَجۡعَلۡ فِي قُلُوبِنَا غِلّٗا لِّلَّذِينَ ءَامَنُواْ رَبَّنَآ إِنَّكَ رَءُوفٞ رَّحِيمٌ ١٠

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и [лишены] своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме [Медине] и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими. А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» (59:8–10).

В своё время Умар ибн аль-Хаттаб понял из этих аятов, что завоёванные земли принадлежат мусульманам, поэтому он отказался распределять их среди определённой группы людей.

Таким образом, мы обнаруживаем, что исламское законодательство не сконцентрировано лишь на самом поведении человека, но также нацелено на решение:

• основной проблемы человека в лице обеспечения его едой, питьём, жильём, лечением;

• проблемы общества в лице общественной собственности, которая принадлежит людям, поскольку они составляют часть общества;

• проблемы государства с учётом того, что оно должно заботиться о делах людей.

б) Пленные

Помимо законов о трофеях и общественной собственности также имеются законы о военнопленных. Всевышний сказал:

فَإِذَا لَقِيتُمُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فَضَرۡبَ ٱلرِّقَابِ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَثۡخَنتُمُوهُمۡ فَشُدُّواْ ٱلۡوَثَاقَ فَإِمَّا مَنَّۢا بَعۡدُ وَإِمَّا فِدَآءً حَتَّىٰ تَضَعَ ٱلۡحَرۡبُ أَوۡزَارَهَاۚ ذَٰلِكَۖ وَلَوۡ يَشَآءُ ٱللَّهُ لَٱنتَصَرَ مِنۡهُمۡ وَلَٰكِن لِّيَبۡلُوَاْ بَعۡضَكُم بِبَعۡضٖ

«Когда вы встречаетесь с неверующими [на поле боя], то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит своё бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он [пожелал] испытать одних из вас посредством других» (47:4).

Шариат пояснил, что целью войны является победа и установление власти, а не уничтожение каждого индивида, который является врагом. В случае победы появляются пленные. Оказавшись в плену, они либо отпускаются, либо их выкупают. Причиной взятия в плен в первую очередь являются законы о войне и сражении, а не желание истребить людей. Во многих хадисах разъясняется данный аспект. Приводится от Суляймана ибн Бурайды, а он — от своего отца:

كَانَ رَسُولُ اللَّهَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَمَّرَ أَمِيرًا عَلَى جَيْشٍ أَوْ سَرِيَّةٍ أَوْصَاهُ فِي خَاصَّتِهِ بِتَقْوَى اللَّهِ وَمَنْ مَعَهُ مِنَ الْمُسْلِمِينَ خَيْرًا ثُمَّ قَالَ اغْزُوا بِاسْمِ اللَّهِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ قَاتِلُوا مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ اغْزُوا وَلَا تَغُلُّوا وَلَا تَغْدِرُوا وَلَا تَمْثُلُوا وَلَا تَقْتُلُوا وَلِيدًا

«Когда Посланник Аллаха (с.а.с) назначал амира войска или отряда, то давал ему наставление, чтобы он боялся Аллаха и проявлял добро к мусульманам, которые рядом с ним. Затем говорил: «Сражайтесь с именем Аллаха против тех, кто не уверовал в Него, не присваивайте трофеи, не нарушайте договоров, не надругайтесь над телами убитых и не убивайте детей...».

в) Ростовщичество и накопление

Среди важных аспектов исламского законодательства является запрет ростовщичества и накопления средств. Запрет ростовщичества направлен на запрет увеличения денег за счёт самих же денег, ведь деньги не могут увеличиваться без производства. Ростовщичество — это одно из средств в увеличении денег за счёт денег. Всевышний сказал:

وَمَآ ءَاتَيۡتُم مِّن رِّبٗا لِّيَرۡبُوَاْ فِيٓ أَمۡوَٰلِ ٱلنَّاسِ فَلَا يَرۡبُواْ عِندَ ٱللَّهِۖ وَمَآ ءَاتَيۡتُم مِّن زَكَوٰةٖ تُرِيدُونَ وَجۡهَ ٱللَّهِ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُضۡعِفُونَ ٣٩

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха» (30:39).

Подобный подход в законодательстве решает две основные проблемы в экономике:

а) стабильность финансов, где нет увеличения финансов без реальной причины;

б) обеспечение дальнейшего производства.

Причина этого заключается в том, что только производство позволяет увеличить финансы. Но в то же время запрещено другое средство нарушающее процесс производства: накопление денег с целью вывести их из оборота, тем самым нарушив производственный процесс в обществе.

Законодательство, связанное с правлением

Величие исламского законодательства также проявляется в правлении. Законодательство, связанное с правлением сосредоточено на двух основных вопросах:

а) господство;

б) забота.

Господство не может быть в руках кого-либо, кроме Аллаха. Поэтому исламское законодательство сняло все виды иммунитета и защиты для власть имущих, независимо от занимаемой ими должности. Это значит, что никто не может находиться выше закона, даже если речь идёт о халифе, Маджлис уль-Умма и других. Всевышний сказал:

إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِۖ يَقُصُّ ٱلۡحَقَّۖ وَهُوَ خَيۡرُ ٱلۡفَٰصِلِينَ

«Решение принимает только Аллах. Он изрекает истину и является Наилучшим из судий» (6:57),

مَا تَعۡبُدُونَ مِن دُونِهِۦٓ إِلَّآ أَسۡمَآءٗ سَمَّيۡتُمُوهَآ أَنتُمۡ وَءَابَآؤُكُم مَّآ أَنزَلَ ٱللَّهُ بِهَا مِن سُلۡطَٰنٍۚ إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ ٤٠

«Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).

Также Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

اِلْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам — попечитель и несёт ответственность за своих подопечных»,

مَا مِنْ عَبْدِ يَسْتَرْعِيهِ اللَّهُ رَعِيَّةً يَمُوتُ يَوْمَ يَمُوتُ وَهُوَ غَاشٌّ لِرَعِيَّتِهِ إِلَّا حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ

«Кому Аллах вверит правление над подданными, и тот будет обманывать их и умрёт в таком положении, — Аллах сделает ему Рай запретным».

Посланник Аллаха (с.а.с.) разъяснил, что правитель — это тот, кто правит законами Всевышнего, кто искренен перед своими подданными, защищает их и их имущество:

إِنَّمَا الْإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ فَإِنْ أَمَرَ بِتَقْوَى اللَّهِ وَعَدَلَ فَإِنَّ لَهُ بِذَلِكَ أَجْرًا وَإِنْ أَتَى بِغَيْرِهِ فَعَلَيْهِ إِثْمُهُ

«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются. Если он велит бояться Аллаха и при этом придерживается справедливости, за это ему будет награда, если же он велит нечто иное, то за это он понесёт бремя греха». Подчинение власть имущим зависит от их подчинения Аллаху. В случае спорных моментов между правителем и подданными спор не откладывается до истечения срока полномочий правителя, он решается без промедления. Ведь Всевышний сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا ٥٩

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (4:59).

Упомянутые аяты пришли, дабы подтвердить, что законотворчество — в руках Всевышнего. Правитель же — лишь наместник в правлении и ответственен перед Аллахом, но при этом он подотчётен своим подданным. Законы, касающиеся взаимоотношений между власть имущими и населением, основываются на абсолютном господстве Аллаха и заботе о подданных. Одним из достоинств исламского законодательства является то, что оно не только разъясняет господство и заботу, но повествует о чётких механизмах для сохранения правления в правильном русле. Именно поэтому имеется требование создавать политические партии, задача которых — быть теми, кто берёт отчёт с правителя и удерживает его в рамках истины. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

كَلَّا وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّهُ بِقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ ثُمَّ لَيَلْعَنَكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Нет, клянусь Аллахом! Вы обязаны побуждать к одобряемому [Исламом], удерживать от порицаемого [Исламом], хватать за руку притеснителя, склонять его к истине и заставлять его неуклонно придерживаться её!».

Приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوُا الظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابٍ

«Когда люди видят притеснителя и не хватают его за руки, наказание Аллаха угрожает им всем». Все эти законы подтверждают, что правитель или другие власть имущие лица являются ответственными за подданных, они — наместники в правлении и те, кому поручено претворять законы Аллаха. Правитель в Исламе не собирает в своих руках миллиарды долларов и не издаёт законы, гарантирующие постоянное правления его семье. Государство — это не поле для сбора урожая одной семьи и её сторонников. Государство — это институт, заботящийся о делах людей в соответствии с Божественным законодательством, где нет места страстям и прихотям правителя и его приближённых.

Система наказаний

Одним из аспектов, выделяющих исламское законодательство на фоне других, является система наказаний. Данная система сдерживает людей от нарушения законов и исправляет нарушенное положение вещей. В то же время исламское законодательство неразлучно с иманом в то, что только Всевышний Аллах имеет право издавать законы. Это позволяет иметь власть над душами и ведёт к естественной приверженности со стороны людей законам Всевышнего. Исламское законодательство также признало существование нарушителей закона, т.е. преступников, поэтому имеются законы, сдерживающие их, а также имеется наказание в Последующем мире.

Когда Законодатель ниспослал законы, ведущие к сохранению продолжения рода, то в них узаконил брак, шариатские одеяния, запрет смешения полов (ихтилят), уединение (хальва), приказал поддерживать родственные связи, содержание и т.п. Данные законы сохраняют род человеческий, но в это же время законы о наказании сдерживают каждого, кто действует для разрушения порядка, установленного правящей системой. Поэтому были изданы законы о наказании за прелюбодеяние и мужеложство. Наказания в Исламе суровы и сдерживают от греха. В то же время наказание искупляет грех, если при этом оно сопровождалось покаянием.

Законодатель издал законы для сохранения всех видов собственности: частная собственность, государственная собственность, общественная собственность. Эти законы позволили каждой группе владеть тем, на что они имеют право. Затем Шариат издал суровые законы для удержания от посягательства на эти три вида собственности. Поэтому наказание за воровство в первую очередь является сдерживающим фактором, а затем тем, что исправляет грех, если при этом последовало покаяние за совершённый грех. Это подталкивает совершившего грех покаяться и больше не покушаться на права других. Для тех, кто следит за нынешним положением обществ, не секрет, что вор повторяет своё преступление, убийца снова совершает убийство. Доказательством тому служит тот факт, что в случае совершения преступления, первыми на допрос вызываются тех, кто уже совершал его ранее. В исламском законодательстве эти люди последние, кто приходит на ум, поскольку суровые наказания в Исламе сдерживают от повторного совершения греха и искупляют его. Ведь преступник знает, что его грех искуплён при условии, что он раскаялся в своём преступлении.

Законы о наказаниях дополняют другие законы, касающиеся заботы об индивиде и обществе. Законы о наказаниях не являются посторонним элементов, не совместимым с другими законами. Так инстинкт самосохранения полностью охраняется исламским законодательством посредством законов о распределении богатств, посредством законов о наказании того, кто покушается на жизнь или имущество другого человека. Точно так же дело обстоит и с инстинктом продолжения рода и инстинктом поклонения.

Таким образом, Ислам издал законы для решения основных проблем человека, которые связаны с его инстинктами и основными потребностями, и законы, которые запрещают любое нарушение прав человека.

Заключение

Одним из самых важных секретов распространения Ислама в прошлом, расширения территорий государства и принятие Ислама народами было непосредственное соприкосновение людей со справедливостью исламского законодательства в жизни. Данная справедливость — это не написанная теория, не высокопарные проповеди или слова, произносимые на форумах. Данная справедливость — это то, что ощущает каждый, кто живёт Исламом, кто изучает его должным образом. Посланник Хосрова описывал правление Умара ибн аль-Хаттаба так: «Ты правил и был справедлив, поэтому ты чувствуешь себя в безопасности и можешь спать [под деревом]». Поэтому когда мусульмане завоёвывали города, их жители не бежали в панике от армий мусульман, а скорее, приветствовали их, поскольку весть об их справедливости прибывала к ним ещё до прибытия лошадей армии мусульман. Одним словом, справедливость исламского законодательства служила примером и на самом деле существовала в жизни.

Отсюда, нужно понять, что первое, о чём судят люди касательно Исламского Государства, при этом им не важно, олицетворяет оно собой истинный Ислам или нет, так это справедливость и величие его законодательства. Людям не интересно, что написано в книгах, что повествует история об Умаре ибн аль-Хаттабе, Абу Бакре, аль-Мутасиме Биллахе, Абдуллахе аль-Мамуне... их волнует то, насколько решены вопросы безопасности и мира, удовлетворены ли их потребности, забота о делах граждан. В связи с чем плодами исламского законодательства будет не запугивание масс, не дезертирство из армий, не страх перед системой наказания, не эмиграция тысяч так называемых «меньшинств», а его главной стороной станет: проявление милосердия, справедливости, беспристрастности.

Следовательно, независимо от того, насколько Запад и его приспешники пытаются очернить Ислам, надеть на него маску ужаса и несправедливости, Ислам будет оставаться превыше этого, он продолжит противостоять каждому угнетателю, притеснителю, колонизатору, невежде, закостенелому уму. Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُونُواْ قَوَّٰمِينَ بِٱلۡقِسۡطِ شُهَدَآءَ لِلَّهِ وَلَوۡ عَلَىٰٓ أَنفُسِكُمۡ أَوِ ٱلۡوَٰلِدَيۡنِ وَٱلۡأَقۡرَبِينَۚ إِن يَكُنۡ غَنِيًّا أَوۡ فَقِيرٗا فَٱللَّهُ أَوۡلَىٰ بِهِمَاۖ فَلَا تَتَّبِعُواْ ٱلۡهَوَىٰٓ أَن تَعۡدِلُواْۚ وَإِن تَلۡوُۥٓاْ أَوۡ تُعۡرِضُواْ فَإِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِمَا تَعۡمَلُونَ خَبِيرٗا ١٣٥

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).

 

Мухаммад Малькави