بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Западная капиталистическая экономика сегодня доминирует над мировой экономикой и заставляет все страны мира принять её в качестве конечной инстанции (де-юре и де-факто) для своей экономики, включая страны исламского мира!
Западные экономисты считают, что экономическая проблема заключается в нехватке ресурсов и богатства по отношению к человеческим потребностям. Данную теорию они называют «относительной редкостью» (редкостью ресурсов), подразумевая недостаточность ресурсов, т.е. товаров и услуг, по сравнению с неограниченными человеческими потребностями. Другими словами, это означает, что человечество не сможет никогда достигнуть баланса ресурсов, отвечающих человеческим потребностям. Решением этой проблемы у них выступает необходимость увеличения производства для сокращения разрыва между ресурсами и неограниченными человеческими потребностями.
Вместо того, чтобы общество могло пользоваться ресурсами и извлекать пользу, увеличение производства, которое приводит к росту ресурсов в виде товаров и услуг на рынке, увеличивает лишь процент потребителей, удовлетворяющих свои потребности, на 80%. Таким образом, с каждым увеличением производства увеличивается пользование и удовлетворение определённого процента потребностей общества, при этом оставшиеся 20% обречены на невозможность пользования этими ресурсами. И это происходит по той причине, что товары и услуги не могут удовлетворить потребности всех людей. По их словам, оставшийся процент, т.е. 20%, — это недееспособные, или безработные люди, или те, чей доход недостаточен для удовлетворения их основных потребностей.
По их словам, таким людям не суждено получить доступ к необходимым товарам и услугам, а точнее, не дано удовлетворить свои потребности. Соответственно, по их мнению, существование бедности в этом мире неизбежно! Государство, претворяющее капиталистическую систему, считает существование такого класса бедняков естественным явлением, которое не имеет никакого отношения к государству. По мнению капиталистов, данную проблему следует решать неправительственными мерами и подачками, которые недостаточны для того, чтобы избавить бедного от нужды. Получается, капиталистическое государство не беспокоится ни о чём, кроме увеличения производства.
С другой стороны, мы видим, как те, кому удалось хорошо воспользоваться этими ресурсами благодаря имеющемуся у них богатству, увеличивают свой достаток и умножают своё влияние за счёт заводов, фабрик или проектов, которыми они владеют, что позволяет им полноправно распоряжаться рынками и ценами. Далее мы видим, как благодаря лежащему в основе капиталистической системы принципу свободы собственности наибогатейший класс с лёгкостью прибирает к своим рукам богатства и ресурсы государства, а затем выборочно ставит политиков и поддерживает их с тем, чтобы последние издавали законы, гарантирующие безопасность интересов стоящего за ними класса.
Эти политики стремятся всеми силами открыть новые рынки перед этим классом, чтобы последний мог завладеть богатствами других народов и стран посредством всевозможных методов колониализма, начиная от разжигания конфликтов и выдачи процентных ссуд и заканчивая прямым разграблением богатств. Именно поэтому эта система называется «капиталистической» в силу того, что капиталистический класс, т.е. владельцы крупных капиталов, управляет правящим классом в западных режимах правления. Вот почему мы видим, как в такой наибогатейшей природными ресурсами и богатствами стране, как Америка, несмотря на то, что она является сверхдержавой и вершит политику мира, безудержно разграбляя и убивая народы, имеет немало нищих районов, трущоб, бездомных и безработных американцев, которым Америка ничего не дала.
Даже когда бывший американский президент Трамп взял у арабских государств финансовые средства в качестве помощи, он обещал американскому народу увеличить рабочие места. Другими словами, он обещал больше рабочей силы, способной участвовать в производстве товаров и услуг для тех, кто может работать, т.е. производить, чтобы последние могли удовлетворять свои потребности. Он вовсе не имел в виду решение бедности и несостоятельности граждан, неспособных спасти себя от бедности и нищеты. В капиталистических режимах правители не несут никакой ответственности за такую категорию граждан, существование которой в обществе, по их мнению, является неизбежным.
В противоположность этому Ислам считает, что экономическая проблема заключается не в «недостаточности богатства, благ и ресурсов», поскольку Всевышний вложил в нашу землю неисчислимое количество благ, которых хватит всем людям до конца Света. Всевышний Аллах говорит:
قُلۡ أَئِنَّكُمۡ لَتَكۡفُرُونَ بِٱلَّذِي خَلَقَ ٱلۡأَرۡضَ فِي يَوۡمَيۡنِ وَتَجۡعَلُونَ لَهُۥٓ أَندَادٗاۚ ذَٰلِكَ رَبُّ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٩ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَٰسِيَ مِن فَوۡقِهَا وَبَٰرَكَ فِيهَا وَقَدَّرَ فِيهَآ أَقۡوَٰتَهَا فِيٓ أَرۡبَعَةِ أَيَّامٖ سَوَآءٗ لِّلسَّآئِلِينَ ١٠
«Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров. Он воздвиг над землёй незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня» (41:9,10),
أَلَمۡ تَرَوۡاْ أَنَّ ٱللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَأَسۡبَغَ عَلَيۡكُمۡ نِعَمَهُۥ ظَٰهِرَةٗ وَبَاطِنَةٗۗ وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَٰدِلُ فِي ٱللَّهِ بِغَيۡرِ عِلۡمٖ وَلَا هُدٗى وَلَا كِتَٰبٖ مُّنِيرٖ ٢٠
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? Но среди людей находится такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного руководства, ни озаряющего Писания» (31:20).
Помимо этого, Всевышний Аллах предписал мусульманам реализовывать экономическую систему, в которой есть реальное решение всем жизненным проблемам человека и его материальным потребностям. Всевышний Аллах говорит:
وَلَوۡ أَنَّهُمۡ أَقَامُواْ ٱلتَّوۡرَىٰةَ وَٱلۡإِنجِيلَ وَمَآ أُنزِلَ إِلَيۡهِم مِّن رَّبِّهِمۡ لَأَكَلُواْ مِن فَوۡقِهِمۡ وَمِن تَحۡتِ أَرۡجُلِهِمۚ مِّنۡهُمۡ أُمَّةٞ مُّقۡتَصِدَةٞۖ وَكَثِيرٞ مِّنۡهُمۡ سَآءَ مَا يَعۡمَلُونَ ٦٦
«Если бы они руководствовались Тауратом, Инджилем и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами. Среди них есть умеренные люди (праведники, уверовавшие в Пророка Мухаммада, избегающие чрезмерности в религии и не делающие упущений), но плохо то, что совершают многие из них» (5:66).
Однако, к большому сожалению, сегодня эта система не практикуется. Обязанность претворения этой системы в жизнь лежит на сегодняшних мусульманах, которые несут грех за её неприменение. Запад со своими правителями и капиталистами всеми силами препятствует воплощению этой божественной системы в жизнь и мешает восстановлению Халифата, который будет претворять систему Ислама в жизни общества. Они прекрасно понимают, что это государство не позволит Западу грабить имущество людей и несправедливо распределять богатства, а также поставит точку на западном колониализме.
Ислам видит, что экономическая проблема заключается в «распределении богатства», и предоставляет такие экономические законы, которые гарантируют всем субъектам общества доступ к богатству и предотвращает концентрацию этого богатства в руках небольшого класса богатых людей, как это обстоит в капиталистической системе. Возможно, нижеследующий благородный аят является наиболее верным выражением ориентации Ислама на распределение богатства. Всевышний Аллах говорит:
كَيۡ لَا يَكُونَ دُولَةَۢ بَيۡنَ ٱلۡأَغۡنِيَآءِ مِنكُمۡ
«...чтобы не оказалось это распределением (только) между богатыми из вас» (59:07).
Приводится множество шариатских доказательств, поясняющих факт того, что основной проблемой является бедность индивидуумов и отсутствие у индивидуума возможности обрести имущество или пользоваться им, а значит, решение должно быть направлено на распределение богатства в отличие от капиталистического взгляда на экономическую проблему.
Мы встречаем в Коране и Сунне множество указаний, поощряющих расходы на нуждающихся людей, бедняков, сирот, путников, должников и другие категории бедных людей. Это способствует формированию общественного мнения среди мусульман о том, что милостыня бедным — это первое, что приходит в голову мусульманину, когда он сталкивается с неприятностью, которую необходимо предотвратить, или желает искупить совершённую им погрешность, или стал отцом ребёнка, или желает благодати своему уделу (рызк), и так далее. Всевышний Аллах порицает тех, кто обогатился и не расходует на нуждающихся людей, а именно — на бедняков, нищих, должников и странников. Всевышний Аллах говорит:
كَلَّاۖ بَل لَّا تُكۡرِمُونَ ٱلۡيَتِيمَ ١٧ وَلَا تَحَٰٓضُّونَ عَلَىٰ طَعَامِ ٱلۡمِسۡكِينِ ١٨ وَتَأۡكُلُونَ ٱلتُّرَاثَ أَكۡلٗا لَّمّٗا ١٩ وَتُحِبُّونَ ٱلۡمَالَ حُبّٗا جَمّٗا ٢٠
«Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство» (89:17–20).
В связи с этим имеется множество священных аятов и благородных хадисов, побуждающих и поощряющих мусульман к расходованию на подобных людей, считая подаяние искуплением от множества грехов и одним из ритуалов приближения к Аллаху. В священном аяте говорится:
إِنَّمَا ٱلصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡعَٰمِلِينَ عَلَيۡهَا وَٱلۡمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمۡ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَٱلۡغَٰرِمِينَ وَفِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِۖ فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٞ ٦٠
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:60).
Всевышний Аллах обязал состоятельных и богатых мусульман выплачивать милостыню в качестве закята и назвал эту милостыню правом бедных в имуществе богатых, которая взимается у богатых мусульман и передаётся бедным мусульманам. Всевышний Аллах наставляет верующих быть сострадательными и добрыми в отношении нуждающихся людей, подавать им милостыню, заботиться о сиротах и кормить голодающих. Это и многое другое способствует распространению среди мусульман социальной и братской солидарности и взаимопомощи.
Тем не менее, Ислам не оставил решение проблемы бедности только за этими общими рекомендациями и нормами, напротив, он предписал уникальную систему божественных законов относительно всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и экономической. Эта система божественных законов по экономике способна урегулировать ту экономическую проблему, от которой страдает всё человечество, а именно — «распределение богатства», так, чтобы все индивидуумы общества могли пользоваться им. Мы упомянем некоторые из этих законов, чтобы прояснить — прежде всего мусульманам, — что Ислам — это истинная религия во всех своих законах. И как может быть иначе, ведь Ислам — это ниспосланная от Всезнающего и Сведущего Аллаха религия:
— Ислам определил три виды собственности:
1. Частная собственность.
2. Государственная собственность.
3. Общественная собственность.
Общественная собственность — это разрешение Законодателя на то, чтобы всё общество пользовалось этим имуществом. Одной из разновидностей общественной собственности выступают полезные ископаемые, такие как нефтяные месторождения, нескончаемые полезные ископаемые и т.п. Все доходы от этих полезных ископаемых, которые обычно бывают огромными, принадлежат всем гражданам общества. Одного этого достаточно для благосостояния общества без всякого разделения. Несмотря на запрет государству владеть этим видом собственности, всё же контроль над добычей и переработкой этих ископаемых ложится на плечи государства. Помимо этого Шариат запретил богатым людям, владеющим крупными компаниями, превращать этот вид собственности в частную, при этом разрешил им только брать плату за добычу этих полезных ископаемых.
Люди бесплатно получают нефтяные, газовые и другие виды энергоносителей, а государство возвращает излишки цены. Имам Маварди в определении общественной собственности в книге «Аль-Хави» сказал: «Это имущество мусульманской общины, ресурсами которой не дозволено распоряжаться ни индивиду, ни государству, как и не дозволено единоличное приобретение пользы от него, т.к. владельцем этого имущества является общество как единое целое. Члены общества соучаствуют во владении им в качестве компаньонов, а потому не дозволено распоряжаться этим видом собственности ни в его продаже, ни в выделении кому-либо, ни в качестве подарка. Также этот запрет распространяется и на государство, однако государство упорядочивает использование этого имущества с целью приобретения пользы всеми».
Приводится в книге «Экономическая система» шейха Такыюддина Набхани: «Общественная собственность — это разрешение, данное Законодателем обществу на совместное использование объекта. Объектами общественной собственности являются те, о которых Законодатель заявил, что они принадлежат обществу, и запретил превращать их в частные владения». Управление объектами общественной собственности со стороны государства помогает и способствует распределению богатства среди индивидуумов общества, предотвращая его скопление в руках определённой группы людей. Это также способствует достижению максимального количества пользы как можно большим числом людей. Как и поможет это удешевить большое количество различных товаров, производимых из нефти и нефтепродуктов.
— Ислам запретил ростовщичество:
Всевышний Аллах говорит:
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْ
«Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ ٢٧٨ فَإِن لَّمۡ تَفۡعَلُواْ فَأۡذَنُواْ بِحَرۡبٖ مِّنَ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦۖ وَإِن تُبۡتُمۡ فَلَكُمۡ رُءُوسُ أَمۡوَٰلِكُمۡ لَا تَظۡلِمُونَ وَلَا تُظۡلَمُونَ ٢٧٩
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278,279).
Одним из пагубных последствий ростовщичества является скопление денег в руках паразитических ростовщиков, которые обогащаются за счёт нуждающихся без всякого производства, образовывая широкую прослойку неплатёжеспособных должников. Ростовщичество существенно влияет на жизнь людей, вызывает повышение общего уровня цен и усложняет социальную жизнь. Ислам считает ростовщика тем, кто объявил войну против Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ, а само ростовщичество является куда более тяжким преступлением, чем прелюбодеяние.
В древности ростовщичество приводило к рабству, когда должник оказывался неплатёжеспособным и вместо погашения своего долга отдавал себя в рабство заимодавцу. Сегодня ростовщичество имеет собственные эффективные международные институты и служащие ему государства, которые навязывают ростовщичество бедным обществам и ставят их в зависимое положение по причине неплатёжеспособности последних. Современные ростовщики высасывают народное богатство бедных стран и тормозят их развитие, чтобы удерживать последних под контролем богачей в рамках установленных ими условий. Одним словом, эти богатые государства, предоставляющие процентные кредиты странам третьего мира, по сути обращают народы тех стран в рабство.
— Ислам запретил монополию:
Нет сомнений в том, что монополия приводит к концентрации богатства в руках небольшой группы монополистов. Ислам запрещает монополию согласно словам Посланника Аллаха ﷺ:
مَنِ احْتَكَرَ طَعَامًا أَرْبَعِينَ لَيْلَةً، فَقَدْ بَرِئَ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى، وَبَرِئَ اللَّهُ مِنْهُ، وَأَيُّمَا أَهْلُ عَرَصَةٍ ظَلَّ فِيهِمُ امْرُؤٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ جَائِعًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Кто запасается едой на сорок дней, становится тем, кто не причастен к Аллаху (тот нарушил договор с Аллахом), и Аллах не причастен к нему (и Аллах разорвал договор с ним); если в какой-либо местности остался голодным хотя бы один мусульманин, то Аллах снимет с них (жителей этой местности) Своё покровительство» (передал Имам Ахмад в «Муснаде»), — а также:
مَنِ احْتَكَرَ عَلَى الْمُسْلِمِينَ أَرْبَعِينَ يومًا ضَرَبَهُ اللَّهُ بِالْجُذَامِ وَالْإِفْلَاسِ
«Кто прибегнет к монополии среди мусульман, того Аллах повергнет проказе и банкротству».
Монополия — это удержание того, в чём нуждаются люди, будь то еда или нечто другое, что может нанести вред людям и осложнить их жизнь. Хадис приводится в обобщённой форме и охватывает все виды товаров, таких как продукты питания, трикотаж, лекарственные препараты, машины и материалы для сельскохозяйственного и промышленного производства, например, плуги и удобрения, так и польза специалистов, опытных работников различных профессий, ремёсел и отраслей, экспертов и людей с научной квалификацией. Суть (манат) сказанных в хадисах слов заключается в реальности вреда как такового, независимо от типа монополизированной вещи.
Если Умма будет испытывать крайнюю нужду в подобных товарах, услугах и пользе, а монополисты откажутся вытаскивать их на рынок, то необходимо принудить последних дать людям возможность покупать эти товары по среднерыночным ценам и обращаться за нужными услугами по приемлемой оплате, учитывая право Уммы на нормальную жизнь и во избежание урона от подобного состояния дел. Мудрость этого запрета на монополию состоит в том, чтобы предотвратить нанесение вреда простым людям и позволить им свободно приобретать богатство без всякого удержания, пользоваться им. Это делает богатство доступным для всех представителей общества, где каждый имеет право получить определённую долю.
— Ислам запретил накопление денег:
Накопление денег — это когда происходит накопление денег без всякой необходимости, т.е. бесцельное скопление богатства. Деньги должны использоваться в промышленных, сельскохозяйственных или коммерческих проектах, или в любых других одобренных Шариатом делах, чтобы богатство имело вращение и способствовало активной жизни в обществе, принося пользу как владельцу денег и работающим с этими деньгами, так и бедным и другим категориям людей, имеющим право на закятные средства. Таким образом, всё общество получает пользу от тех проектов, в которых вкладываются деньги. Следовательно, в Исламе запрещается хранить богатство без всякой нужды, бесцельно накапливать деньги и удерживать их от проектов. Всевышний Аллах говорит:
وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34).
Всё это касалось богатых граждан страны. Сам же запрет на бесцельное накопление денег и поощрение инвестиций несут собой большую пользу для всех граждан страны. Под инвестированием в Ислам подразумевается использование денег для его приумножения. Согласно Исламу, целью инвестирования не является только получение прибыли; напротив, Ислам требует, чтобы инвестиции были направлены на экономическое и социальное развитие исламского сообщества. Запрет накопления денег гарантирует достаточную ликвидность для финансирования самоокупаемых проектов развития и устраняет потребность в процентных кредитах.
Обязательство по выплате закята служит одним из наиболее важных мотивов для инвестиций, т.к. бесцельное накопление денег ведёт к уменьшению денег по причине вывода закятных средств. Помимо этого, запрет Ислама на бесцельное накопление денег способствует к полной занятости капитала, который должен вкладываться в производство. Существует связь между сбережениями и инвестициями, накопление — это часть сбережений, которая не была направлена на инвестиции. Этим и объясняется факт необходимости использования денежных средств сироты, чтобы они не иссякли в результате выплаты закята.
— Исламский порядок наследственного раздела имущества:
Система наследования в Исламе разделяет колоссальное материальное состояние на части и распределяет его между наследниками. Наследование в Исламе является одним из средств распределения богатства, а разделение богатства на части — констатацией реальности закона о наследстве, а не его причиной (иллат). Это так, поскольку в основе разрешается владеть богатством, которое может скопиться в руках отдельных лиц на протяжении их жизни. И когда эти люди умирают, наследство разбивает их богатство путём распределения его среди наследополучателей. Установленный исламской юриспруденцией порядок наследования играет важную роль в перераспределении богатства между представителями одного рода из числа тех, кто имеет право на получение наследства.
В случае применения свода исламских законов по наследству каждый человек сможет справедливо получить свою долю, а богатство будет автоматически перераспределяться между нуждающимися и бедными людьми без вмешательства властей. Такой порядок отличается от положения дел на Западе, где существует буржуазия и культивируется классовость путём сосредоточения капитала в одних руках. Раздел наследства пресекает такое сосредоточение благодаря перераспределению богатства. Вот почему мы не встречаем в истории Ислама каких-либо социальных расстройств, вызванных классовой борьбой или чрезмерным неравенством в потребительском поведении.
— Обеспечение удовлетворения основных потребностей каждого гражданина страны:
Ислам вменил в обязанность государству обеспечение основных потребностей своих подданных в питании, одежде и жилье. Ислам не оставил людей на произвол богатых, способных играть ценами по своему усмотрению. Ислам не оставил бедных граждан страны без решения их материальных положений, как это обстоит в капиталистической системе. Ислам способен своими системами обеспечить достаток для всех индивидуумов общества. Исламское государство обязано обеспечивать всем своим гражданам удовлетворение их основных потребностей, как минимум, в питании, жилье и одежде.
Профессор Абдур-Рахман аль-Малики в книге «Идеальная экономическая политика» пишет: «Ислам предоставляет каждому гражданину Исламского Государства возможность удовлетворять свои основные потребности (питание, одежда и жильё) и владеть четырьмя источниками дохода (сельское хозяйство, производство, торговля и рабочая сила) как можно больше по мере сил, а также побуждает его работать всеми силами над приобретением того, что необходимо для удовлетворения основных потребностей, и над получением возможности удовлетворить второстепенные потребности, выступающие предметом роскоши. Разрешение на обладание и использование собственности является основой и исходным положением».
Все эти и аналогичные им законы помогают и способствуют разделу и распределению богатства среди наибольшей прослойки членов общества, а также препятствуют скоплению денег в руках ограниченной группы людей, которая расширяет возможности притока своих доходов и лишает остальных членов общества, которые в большей части являются бедными, доступа к ним, как это обстоит в таких придуманных людьми системах, как господствующий сегодня в мире капитализм. В связи с этим мы говорим, что человечество страдает от бедности, высоких цен и экономической коррупцией по причине меркантильного взгляда капиталистической системы на жизнь и утверждения того, что люди сами должны выдумывать законы. Именно эти два постулата лежат в основе политического колониализма и его инструментариев в лице МВФ, ООН и им подобных организаций, которые нацелены лишь на увеличение материального состояния управляющих целыми государствами олигархов, не придавая никакого значения бедным слоям населения. С одной стороны, эти организации говорят о нехватке ресурсов для всех, с другой — обкрадывают целые народы, доводя последних до нищеты.
Пределом лицемерия и полного цинизма служат проводимые ими международные конференции по борьбе с бедностью и поиску путей для устойчивого развития, ведь несмотря на все принятые в них декларации, карманы и банковские счета алчных капиталистов продолжают наполняться за счёт награбленного из карманов бедняков имущества. Мы, мусульмане, живём в самом сердце богатых земель мира, но где же предписанное Исламом справедливое распределение богатства?! Почему жители богатой полезными ископаемыми Африки нищенствуют и испытывают голод?! Это доказывает нам в очередной раз, что уклонение от законов Ислама влечёт за собой погибель и нескончаемые беды. И нет сомнений в том, что существующую экономическую проблему в мире можно решить исключительно путём применения системы Ислама в лице государства Халифат. Сегодня Хизб ут-Тахрир ведёт свою деятельность над установлением именно этого государства и предлагает именно эту систему в качестве культурной альтернативы взамен порочной капиталистической системы для того, чтобы спасти человечество от зла последней до того, как капитализм уничтожит всех.
Лучшим завершением нашим словам может послужить лишь упоминание эпизодов из жизни нашего Пророка ﷺ и его сподвижников. Вспомните, как благородный Пророк ﷺ поровну распределял трофеи между всеми мусульманами, не выделяя никого и не пренебрегая никем, за исключением уважительной по Шариату причины. Праведные халифы раздавали завоёванные земли мусульманам, чтобы последние могли извлекать из них пользу и строиться на них. Государство не прибирало эти земли в свои руки и не организовывало монополию. Передаёт Ибн Кайим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах, относительно распределения трофеев «ат-таиф» в книге «Зад аль-ма‘ад фи хадй хайр аль-‘ибад» (о жизни и практике Пророка Мухаммада ﷺ): «Зейд ибн Сабит приказал пересчитать трофеи и людей. Затем выставил эти добытые трофеи перед людьми и распорядился так, чтобы каждый человек получил четыре верблюда и сорок овец, а каждый наездник — по двенадцать верблюдов и сто двадцать овец...».
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, распределял без всяких привилегий и предпочтений одного над другим, за исключением какой-либо шариатской причины. Он не обращал внимания ни на родословную, ни на цвет кожи, ни на социальный статус, ни на пол при распределении средств. Историк Абу-ль-Аббас Ахмад аль-Балазури в книге «Кита́б футу́х аль-булда́н»1 пишет: «Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, начал перепись населения, он сказал: «С кого начнём?». Абдур-Рахман ибн Ауф ответил ему: «Начни с себя». В ответ на это Умар сказал: «Нет, лучше мы начнём с Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб».
Так Умар первыми записал Аббаса, Али (р.а.) и самых близких к Посланнику Аллаха людей. Затем были записаны жёны Посланника Аллаха ﷺ, и им выделялись самые высокие пособия. Затем были записаны участники сражения при Бадре и других последующих сражений. Когда Умар ибн аль-Хаттаб решил выплатить Усаме ибн Зейду зарплату больше, чем его сыну Абдуллаху ибн Умару, последний задал вопрос: «Неужто Усама лучше меня?!», — и Умар ответил: «Посланник Аллаха ﷺ любил Усаму больше, чем тебя». Одновременно с этим Умар распорядился выплачивать сто дирхамов за каждого новорождённого и двести дирхамов по достижении подросткового возраста, а также увеличил пособие тем, кто достиг совершеннолетия. Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Клянусь Аллахом, если придёт пастух с горы Сана, он непременно получит свою долю из этих средств».
Мухаммад Мустафа — Йемен
________________________________
1. «Кита́б футу́х аль-булда́н» («Книга завоевания стран», историческое произведение Абу-ль-Аббаса Ахмада аль-Балазури).