بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنَ الأَنْبِيَاءِ مِنْ نَبِيٍّ إِلاَّ قَدْ أُعْطِيَ مِنَ الآيَاتِ مَا مِثْلُهُ آمَنَ عَلَيْهِ الْبَشَرُ وَإِنَّمَا كَانَ الَّذِي أُوتِيتُ وَحْيًا أَوْحَى اللَّهُ إِلَيَّ فَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَكْثَرَهُمْ تَابِعًا يَوْمَ القِيَامَةِ
«Каждому пророку даровалось из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне было даровано Откровение, которое Аллах внушил мне, и я надеюсь, что в Судный день у меня окажется больше последователей, чем у любого из них» (Бухари и Муслим).
«...даровалось из знамений», т.е. даровалось из чудес.
«...то, благодаря чему люди начинали верить в него», т.е. каждому пророку даровалось одно или несколько чудес, которые подталкивали тех, кто увидел их, уверовать в пророчество. Касательно слов «Что же касается меня, то мне было даровано Откровение, которое Аллах внушил мне» ан-Навави в комментариях к книге «Сахих» Муслима сказал следующее: «Здесь учёные высказали несколько мнений:
1) Каждому пророку давались чудеса, похожие на чудеса пророков, которые были до него, что позволяло людям уверовать в него. Что касается моего великого чуда, то это Коран, подобного которому не давалось ещё никому из пророков. Вот почему Пророк ﷺ сказал: «У меня окажется больше последователей» ‹...› 3) Чудеса пророков исчезали со сменой их эпохи. Чудеса могли видеть лишь те, кто жил в то время. Чудо нашего Пророка ﷺ — это Коран, который останется до Судного дня.
Его чудесный стиль и красноречие; его повествования о сокровенном; неспособность джиннов и людей сочинить подобное, хотя бы одну суру, соберутся ли они вместе или попытаются это сделать по отдельности в любом из столетий (хотя многие из них жили во времена золотого века красноречия арабского языка), а также многие другие аспекты подтверждают чудотворность Корана». Третье мнение наиболее предпочтительно, и именно его выбрал Ибн Хаджар в своей книге «Фатх уль-Бари»: «Это мнение более правильно, более подробнее о нём будет идти речь чуть ниже. Одни сказали, что минувшие чудеса были ощущаемыми, их можно было увидеть, как, например, верблюдица пророка Салиха (а.с.) или посох пророка Мусы (а.с.).
Что касается чуда Корана, то оно становится очевидным через размышление в любое время, поэтому тех, кто последует за Кораном, будет больше. Ведь то, что видно глазами, становится невозможным увидеть, когда оно исчезает с глаз, а то, что видно разумом, остаётся, а значит, каждый в состоянии понять это, и оно останется навсегда».
Однако это не означает, что у Пророка ﷺ не было других чудес. Коран был упомянуть, потому что он является более великим, обширным и неисчезающим знамением. В книге «Фатх уль-Бари» Ибн Хаджар пишет: «Это не означает, что чудеса Пророка ﷺ ограничены лишь Кораном и что ему не были дарованы чудеса прежних пророков. Коран упомянут лишь потому, что он есть великое чудо, которое было дано только Пророку Мухаммаду ﷺ». Ибн Батталь в комментариях к книге «Сахих» Бухари писал: «Признавали эти знамения лишь те, кто видел их, как, например, превращение посоха в живую змею, раскалывание моря для Мусы (а.с.), исцеление слепых, прокажённых и оживление мёртвых пророком Исой (а.с.). Что касается слов «мне было даровано Откровение, которое Аллах внушил мне», то здесь имеется указание на то, что данное знамение — неисчезающее.
Более того, это знамение бросает вызов тем, кто оспаривает его, и хотя оно было ниспослано на их языке, но они не смогли привести подобного. Знамение Пророка ﷺ, а это Коран, не исчезло, оно продолжает будоражить ум каждого, кто рождается, и так будет продолжаться до Судного дня. Люди видят неспособность других привести подобное знамение своими глазами. Также Пророку ﷺ были даны знамения прежних пророков, которые видели люди их эпохи, но после смерти пророков эти знамения исчезали. Однако Коран остался даже после смерти Пророка ﷺ».
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин писал: «Здесь имеется относительное ограничение (хаср идафи), поскольку Пророку ﷺ были дарованы и другие знамения помимо Корана. Но при этом хадис ограничивается Кораном, не упоминая других знамений, поскольку Коран — более обширное и неисчезающее знамение... Аллах говорит:
إِنَّا نَحۡنُ نَزَّلۡنَا ٱلذِّكۡرَ وَإِنَّا لَهُۥ لَحَٰفِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).
Что касается других знамений, то они все исчезли. Например, одним из знамений Посланника Аллаха ﷺ было то, что в одну из пятниц в мечеть вошёл человек и стал спрашивать о Посланнике ﷺ. Затем Посланник ﷺ поднял руки и обратился к Аллаху, чтобы Тот помог этому человеку. И Аллах оказал ему и его народу помощь до того, как Посланник ﷺ спустился с минбара. До нас это знамение дошло в качестве сообщения, а ведь нет сомнений в том, что если бы мы своими глазами увидели это, то наш иман только бы приумножился, чем если бы мы просто услышали об этом. Все знамения, которые были во времена Посланника ﷺ, сегодня исчезли, и мы не можем их лицезреть, в то время как Коран остался. Однако мы утратили ощущения его сладости, поскольку мы читаем его не так, как желает того Аллах. Аллах говорит:
كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ مُبَٰرَكٞ
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе» (38:29).
Но для чего был ниспослан Коран? И Аллах отвечает:
لِّيَدَّبَّرُوٓاْ ءَايَٰتِهِۦ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُواْ ٱلۡأَلۡبَٰبِ
«дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (38:29).
Коран остаётся знамением до тех пор, пока Аллах не заберёт его, поскольку приводится, что перед наступлением Судного дня Коран исчезнет из книг и сердец людей. Аллах лучше знает, но, быть может, причина этого будет заключаться в том, что люди полностью отвернутся от Корана, перестанут читать его, размышлять над ним, поступать согласно ему. Ведь Коран слишком ценен, чтобы оставаться среди людей, которые не заботятся о нём, не обращают на него внимания. Также перед Судным днём Кааба будет разрушена, поскольку мусульмане осквернят её и нарушат её право на неприкосновенность».
«...и я надеюсь, что в Судный день у меня окажется больше последователей», потому что знамение Посланника ﷺ, а это Коран, останется до Судного дня, а значит, количество последователей Мухаммада будет увеличиваться. Аллах сохранил Коран в качестве знамения до Судного дня:
إِنَّا نَحۡنُ نَزَّلۡنَا ٱلذِّكۡرَ وَإِنَّا لَهُۥ لَحَٰفِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).
Более того, в Коране имеется вызов тем, кто сомневается в его божественности, и этот вызов сохранит свою актуальность вплоть до Судного дня:
قُل لَّئِنِ ٱجۡتَمَعَتِ ٱلۡإِنسُ وَٱلۡجِنُّ عَلَىٰٓ أَن يَأۡتُواْ بِمِثۡلِ هَٰذَا ٱلۡقُرۡءَانِ لَا يَأۡتُونَ بِمِثۡلِهِۦ وَلَوۡ كَانَ بَعۡضُهُمۡ لِبَعۡضٖ ظَهِيرٗا ٨٨
«Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками» (17:88).
Затем Аллах призывает их привести хотя бы десять сур:
أَمۡ يَقُولُونَ ٱفۡتَرَىٰهُۖ قُلۡ فَأۡتُواْ بِعَشۡرِ سُوَرٖ مِّثۡلِهِۦ مُفۡتَرَيَٰتٖ وَٱدۡعُواْ مَنِ ٱسۡتَطَعۡتُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ ١٣
«Может быть, они скажут: «Измыслил он его». Скажи: «Приведите же десять сур, подобных ему, измышлённых, и призовите, кого вы можете, кроме Аллаха, если вы говорите правду!» (11:13).
Затем Он призывает их привести хотя бы одну суру:
وَإِن كُنتُمۡ فِي رَيۡبٖ مِّمَّا نَزَّلۡنَا عَلَىٰ عَبۡدِنَا فَأۡتُواْ بِسُورَةٖ مِّن مِّثۡلِهِۦ وَٱدۡعُواْ شُهَدَآءَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ ٢٣
«А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей помимо Аллаха, если вы правдивы» (2:23).
Хадис, упомянутый в самом начале, доказывает, что пророки (а-хим.с.) будут различаться по числу своих последователей. Это также подтверждается следующими хадисами:
عُرِضَتْ عَلَيَّ الْأُمَمُ، فَرَأَيْتُ النَّبِيَّ يَمُرُّ وَمَعَهُ الرَّهْطُ، وَالنَّبِيَّ يَمُرُّ وَمَعَهُ الثَّلَاثَةُ وَالِاثْنَانِ، وَالنَّبِيَّ يَمُرُّ وَمَعَهُ الرَّجُلُ الْوَاحِدُ، وَالنَّبِيَّ يَمُرُّ وَلَيْسَ مَعَهُ أَحَدٌ، إِلَى أَنْ رُفِعَ لِي سَوَادٌ عَظِيمٌ، فَقُلْتُ: هَذِهِ أُمَّتِي. قِيلَ: لَيْسَ بِأُمَّتِكَ، هَذَا مُوسَى وَقَوْمُهُ. إِلَى أَنْ رُفِعَ لِي سَوَادٌ عَظِيمٌ قَدْ سَدَّ الْأُفُقَ، فَقِيلَ: هَذِهِ أُمَّتُكَ
«Мне были показаны [предшествовавшие] общины. Я видел пророка, с которым шла небольшая группа, и я видел пророка, и с ним шло два или три человека, и я видел пророка, и с ним шёл один человек, и я видел такого пророка, с которым не было вообще никого. Затем я увидел огромную общину и сказал: «Это моя община?». Мне сказали: «Нет, это не твоя община. Это Муса со своей общиной». Затем я увидел огромную общину, которая закрывала горизонт. И мне сказали: «Это твоя община» (Бухари и Муслим). Данный хадис служит доказательством того, что у нашего Пророка ﷺ будет больше всего последователей в Судный день.
وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ إِنِّي لَأَرْجُو أَنْ تَكُونُوا نِصْفَ أَهْلِ الْجَنَّةِ
«Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, я надеюсь, что вы составите собой половину тех, кто попадёт в Рай» (Бухари и Муслим),
أَهْلُ الْجَنَّةِ عِشْرُونَ وَمِائَةُ صَفٍّ ثَمَانُونَ مِنْهَا مِنْ هَذِهِ الْأُمَّةِ وَأَرْبَعُونَ مِنْ سَائِرِ الْأُمَمِ
«Обитателей Рая будет сто двадцать рядов, из них восемьдесят рядов займёт эта Умма, а сорок — остальные общины» (Ахмад и Ибн Маджа). Шуайб аль-Арнаут о последнем хадисе сказал, что у него достоверный иснад. Ибн Каййим аль-Джаузия в книге «Хади аль-арвах иля биляд аль-афрах» писал, что нет противоречия между числами в двух хадисах, объяснив это так: «Причина этого заключается в том, что сначала Пророк ﷺ надеялся, что его последователи будут половиной жителей Рая, Аллах ответил на его надежду, более того, Он увеличил их количество ещё на шестую часть».
В этом хадисе имеется свидетельство о том, что Коран является причиной большого числа последователей из-за его общей пользы и его воздействия на того, кто читает и слушает его, на того, у кого есть сердце. В книге «Фатх уль-Бари» Ибн Хаджар пишет: «Эта речь была построена на неисчезающем чуде Корана, поскольку в нём имеется огромная польза для всех, ведь он включает призыв, доводы и сообщения о том, что произойдёт в будущем. Его польза коснётся как присутствующего, так и отсутствующего, существующих и тех, кто появится в будущем».
Сам хадис считается одним из признаков пророчества Посланника ﷺ, поскольку в нём сообщается о многочисленности его ﷺ последователей, несмотря на то, что в тот момент их было мало. Ан-Навави в комментариях к книге «Сахих» Муслима писал: «Слова «и я надеюсь, что в Судный день у меня окажется больше последователей» являются одним из признаков пророчества, поскольку это было сказано Пророком ﷺ в тот момент, когда мусульман было мало, но затем Аллах оказал милость и открыл перед мусульманами двери, благословив их, и в результате дело Пророка ﷺ было доведено до конца, перед мусульманами были открыты горизонты и они дошли до тех высот, чему свидетелем, хвала Аллаху, стал весь мир».