بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Посланник Аллаха ﷺ был послан ко всем людям, независимо от их цвета кожи. Аллах говорит:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا كَآفَّةٗ لِّلنَّاسِ بَشِيرٗا وَنَذِيرٗا وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ ٢٨
«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28),
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ ١٠٧
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).
Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, что Пророк ﷺ сказал:
أُعْطِيتُ خَمْسًا لَمْ يُعْطَهُنَّ أَحَدٌ قَبْلِي نُصِرْتُ بِالرُّعْبِ مَسِيرَةَ شَهْرٍ وَجُعِلَتْ لِي الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا فَأَيُّمَا رَجُلٍ مِنْ أُمَّتِي أَدْرَكَتْهُ الصَّلَاةُ فَلْيُصَلِّ وَأُحِلَّتْ لِي الْمَغَانِمُ وَلَمْ تَحِلَّ لِأَحَدٍ قَبْلِي وَأُعْطِيتُ الشَّفَاعَةَ وَكَانَ النَّبِيُّ يُبْعَثُ إِلَى قَوْمِهِ خَاصَّةً وَبُعِثْتُ إِلَى النَّاسِ عَامَّةً
«Мне было даровано пять вещей, которые не были дарованы никто [из пророков] до меня:
• мне была оказана помощь страхом [в сердцах врагов] на расстоянии месяца пути;
• вся земля для меня сделана мечетью и чистой, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей Умме, [время] намаза, пусть совершает его [на этом месте];
• мне были дозволены трофеи, но не дозволялись они никому до меня;
• мне было даровано заступничество;
• каждый пророк был послан к своему народу, а я был послан ко всем людям» (Бухари, Муслим).
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-бари» писал: «Что касается слов «а я был послан ко всем людям», то в версии Муслима говорится:
وَقَدْ بُعِثْتُ إِلَى كُلِّ أَحْمَرَ وَأَسْوَدَ
«а я был послан и к красному, и к чёрному». Комментируя это, учёные сказали, что под словом «красный» имеются в виду неарабы, а под словом «чёрный» — арабы. Другие сказали, что под «красным» имеется в виду всё человечество, а под «чёрным» — джинны. Подобный оборот речи принадлежит к разряду указания на нечто более высокое и большое путём упоминания чего-то меньшего1. Посланник ﷺ был отправлен ко всем (джиннам и людям). Среди всех версий более полным по значению является версия Абу Хурайры:
وَأُرْسِلْتُ إِلَى الْخَلْقِ كَافَّةً
«Я был послан ко всем творениям» (Муслим)».
После военных походов и вылазок для демонстрации силы мусульман и пресечения всякого желания у неверных воевать с мусульманами, после заключения Худайбийского мирного договора с курайшитами и последующего подчинения евреев Посланник ﷺ не жалел усилий для распространения Ислама. Это выражается в его ﷺ посланиях царям и правителям за пределами Аравийского полуострова. В этих посланиях Пророк ﷺ призывал их принять Ислам. На тот момент послания были средством для донесения информации об исламском призыве. Некоторые из них, такие как Хосров, не ждали прихода Посланника ﷺ, другие, как цезарь, ждали.
Гонцы Посланника Аллаха ﷺ отправились в путь, неся свет руководства посредством посланий, на которых была печать Посланника ﷺ. Передаётся от Анаса ибн Малика:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَتَبَ قَبْلَ مَوْتِهِ إِلَى كِسْرَى وَإِلَى قَيْصَرَ وَكَتَبَ إِلَى النَّجَاشِيِّ وَإِلَى كُلِّ جَبَّارٍ يَدْعُوهُمْ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Перед своей смертью Посланник Аллаха ﷺ написал Хосрову, цезарю, негусу2 и каждому тирану, призывая их к Всемогущему, Великому Аллаху» (Муслим).
Гонцы Посланника Аллаха ﷺ направились с посланиями к негусу, царю Эфиопии, мукаукису, правителю Египта, Хосрову, шаху Персии, Ираклию, цезарю Византии, аль-Мунзиру ибн Саве, правителю Бахрейна, и другим правителям. Посланник Аллаха ﷺ отобрал в качестве гонцов тех, кого воспитал на основе необходимых качеств. Гонцы были из числа обладателей знаний, красноречия, терпения, храбрости, мудрости, хорошего поведения и приятной внешности.
Пророк ﷺ, отправил Дихью аль-Кальби с посланием к цезарю Византии. Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Аль-Исбах фи тамъйизи ас-сахаба» писал о Дихье следующее: «Раньше его приводили в качестве примера с точки зрения внешности». Дихья, помимо своей красивой внешности, был ещё опытным наездником и знал многое о византийцах. К Хосрову был послан Абдуллах ибн Хузафа ас-Сахми, поскольку он был хорошо знаком с персами и их языком. Абдуллах отличался храбростью и хладнокровием. К мукаукису Египта был отправлен Хатиб ибн Абу Бальта. О нём Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Аль-Исбах фи тамъйизи ас-сахаба» писал следующее: «Он был одним из опытных наездников и поэтов во времена джахилии». Более того, Хатиб был знаком с христианством и умел вести с христианами диспут.
Послание цезарю Византии было следующего содержания: передаётся от Ибн Аббаса: «Пророк ﷺ написал цезарю послание, в котором призвал его к принятию Ислама. Для передачи письма был отправлен Дахъя аль-Кальби. [Отправляя его] Посланник Аллаха ﷺ приказал ему передать письмо повелителю Бусры, чтобы уже он передал его цезарю. В этом послании было следующее: «С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Ираклию, владыке византийцев. Мир тому, кто следует прямым путём, а затем: я обращаюсь к тебе с призывом к Исламу: обратись в Ислам и найдёшь спасение, и Аллах удвоит твою награду, если же ты откажешься, то понесёшь на себе бремя грехов всех византийцев!
قُلۡ يَٰٓأَهۡلَ ٱلۡكِتَٰبِ تَعَالَوۡاْ إِلَىٰ كَلِمَةٖ سَوَآءِۢ بَيۡنَنَا وَبَيۡنَكُمۡ أَلَّا نَعۡبُدَ إِلَّا ٱللَّهَ وَلَا نُشۡرِكَ بِهِۦ شَيۡٔٗا وَلَا يَتَّخِذَ بَعۡضُنَا بَعۡضًا أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِۚ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَقُولُواْ ٱشۡهَدُواْ بِأَنَّا مُسۡلِمُونَ ٦٤
«О люди Писания! Давайте придём к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы — мусульмане» (3:64)».
Получив послание, Ираклий тщательно изучил этот вопрос, об этом упоминается в длинном хадисе, где приводится диалог между Абу Суфъяном и Ираклием. Во время этого диалога Ираклий расспросил Абу Суфъяна об условиях жизни Пророка ﷺ, а затем сказал:
إِنْ يَكُنْ مَا تَقُولُ فِيهِ حَقًّا فَإِنَّهُ نَبِيٌّ وَقَدْ كُنْتُ أَعْلَمُ أَنَّهُ خَارِجٌ وَلَمْ أَكُنْ أَظُنُّهُ مِنْكُمْ وَلَوْ أَنِّي أَعْلَمُ أَنِّي أَخْلُصُ إِلَيْهِ لَأَحْبَبْتُ لِقَاءَهُ وَلَوْ كُنْتُ عِنْدَهُ لَغَسَلْتُ عَنْ قَدَمَيْهِ
«...если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!..» (Бухари).
Послание негусу Эфиопии доставил Амр ибн Умайя ад-Дамри, оно было следующего содержания: «С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного! От Мухаммада — Посланника Аллаха, негусу, царю Эфиопии. Мир тебе. Поистине, я восхваляю перед тобой Аллаха, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего. Я свидетельствую, что Иса — это дух от Аллаха и Его слово, которое было вложено в чрево девы Марьям, которая родила его (Ису), и Аллах сотворил его из духа [созданного] Им, как сотворил и Адама. Я призываю тебя к Аллаху, у Которого нет сотоварищей, к подчинению Ему, к тому, чтобы ты последовал за мной и уверовал в меня и в то, с чем я пришёл, ведь я — Посланник Аллаха. Я призываю тебя и твоё войско к Всемогущему, Великому Аллаху. Я довёл до тебя своё сообщение и сделал своё наставление — так примите его! Мир тем, кто идёт по истинному пути!».
Послание мукаукису Египта доставил Хатиб ибн Абу Бальта, оно было следующего содержания: «С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Мукаукису, владыке коптов. Мир тому, кто следует прямым путём, а затем: Я обращаюсь к тебе с призывом к Исламу: обратись в Ислам и найдёшь спасение, и Аллах удвоит твою награду, если же ты откажешься, то понесёшь на себе бремя грехов всех коптов!
قُلۡ يَٰٓأَهۡلَ ٱلۡكِتَٰبِ تَعَالَوۡاْ إِلَىٰ كَلِمَةٖ سَوَآءِۢ بَيۡنَنَا وَبَيۡنَكُمۡ أَلَّا نَعۡبُدَ إِلَّا ٱللَّهَ وَلَا نُشۡرِكَ بِهِۦ شَيۡٔٗا وَلَا يَتَّخِذَ بَعۡضُنَا بَعۡضًا أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِۚ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَقُولُواْ ٱشۡهَدُواْ بِأَنَّا مُسۡلِمُونَ ٦٤
«О люди Писания! Давайте придём к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы — мусульмане» (3:64)».
Послание Хосрову, шаху Персии, доставил Абдуллах ибн Хузафа ас-Сахми, об этом упоминает аль-Вакыди. Послание было следующего содержания: «С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаха и Его Посланника, Хосрову, владыке персов. Мир тем, кто следует по прямому пути, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника и свидетельствует, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и Посланник. Я призываю тебя призывом Аллаха! Я — Посланник Аллаха ко всем людям, чтобы предостерегать тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих. Обратись в Ислам и найдёшь спасение, если же ты откажешься, то понесёшь на себе бремя грехов всех огнепоклонников!».
Ат-Табари в книге «Тарих ат-Табари» пишет: «Правители восприняли эти послания по-разному. Что касается цезаря, негуса и мукаукиса, они были вежливы в своих ответах. Негус и мукаукис проявили почтение к гонцам Посланника Аллаха ﷺ. Мукаукис послал дары Посланнику Аллах ﷺ. Что касается Хосрова, то когда ему зачитали послание, он разорвал его. Передаётся от Ибн Аббаса:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَ بِكِتَابِهِ إِلَى كِسْرَى مَعَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ حُذَافَةَ السَّهْمِيِّ فَأَمَرَهُ أَنْ يَدْفَعَهُ إِلَى عَظِيمِ البَحْرَيْنِ فَدَفَعَهُ عَظِيمُ البَحْرَيْنِ إِلَى كِسْرَى فَلَمَّا قَرَأَهُ مَزَّقَهُ فَحَسِبْتُ أَنَّ ابْنَ المُسَيِّبِ قَالَ فَدَعَا عَلَيْهِمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يُمَزَّقُوا كُلَّ مُمَزَّقٍ
«Посланник Аллаха ﷺ направил вместе с Абдуллахом ибн Хузафой ас-Сахми своё послание, повелев ему вручить это послание владыке Бахрейна, а владыка Бахрейна отправил послание Хосрову, который разорвал его после прочтения». Ибн аль-Мусайиб сказал: «Тогда Посланник Аллаха ﷺ проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья» (Бухари). То, что пожелал Посланник Аллаха ﷺ, свершилось. Кавад II, сын Хосрова II, унизил и убил своего отца. А некогда великое царство Хосрова II было разорвано на части, став игрушкой в руках сыновей и прочих представителей правящей династии. Кавад II смог просидеть на троне около шести месяцев. После смерти Кавада II в течение последующих четырёх лет на престол Персии садился почти десяток правителей.
Посредством этих посланий Пророк ﷺ проявил знания и мудрость в своей внешней политике, и это стало примером для халифов, пришедших после него. Он ﷺ проявил большую силу и мужество, ведь если бы он ﷺ не был Посланником, то побоялся бы последствий таких действий. Тем более, учитывая тот факт, что некоторые из этих посланий были отправлены в великие державы и к могущественным правителям, таким как цезарь, Хосров и мукаукис.
Однако чуткость Пророка ﷺ, решимость донести Божественный призыв и иман в то, что Аллах окажет поддержку, подтолкнула его ﷺ к тому, что он ﷺ сделал. Эти послания показали мудрость Пророка ﷺ в призыве. Мы можем увидеть это, обратившись к содержанию посланий, в частности — к посланиям цезарю и мукаукису, которые исповедовали искажённое христианство, в котором Иса (а.с.) превозносился до уровня Бога. Обращаясь к ним двоим, Пророк ﷺ подчеркнул рабство людей перед Аллахом в целом, и посланников — в частности, а в конце упомянул аят:
قُلۡ يَٰٓأَهۡلَ ٱلۡكِتَٰبِ تَعَالَوۡاْ إِلَىٰ كَلِمَةٖ سَوَآءِۢ بَيۡنَنَا وَبَيۡنَكُمۡ أَلَّا نَعۡبُدَ إِلَّا ٱللَّهَ وَلَا نُشۡرِكَ بِهِۦ شَيۡٔٗا وَلَا يَتَّخِذَ بَعۡضُنَا بَعۡضًا أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِۚ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَقُولُواْ ٱشۡهَدُواْ بِأَنَّا مُسۡلِمُونَ ٦٤
«О люди Писания! Давайте придём к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы — мусульмане» (3:64).
Что касается персов, то они поклонялись солнцу и огню, поэтому Пророк ﷺ желал исправить это положение через разъяснение сути единобожия в своём послании. Мудрость Посланника ﷺ заключалась в том, чтобы использовать послания как доступное средство того времени для призыва. Сами послания были запечатаны перстнем-печаткой, на котором было выгравировано «مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ» (Мухаммад — Посланник Аллаха). Посланник ﷺ принимал дары от правителей того времени и соблюдал общие нормы, пока в этом не было греха. Также к его ﷺ мудрости относится язык учтивости в обращениях к правителям, в частности, это видно в послании Ираклию и Хосрову II. В его ﷺ посланиях не было угроз и запугивания.
Скорее, они несли в себе заверения о нерушимости власти правителей в случае принятия ими Ислама или заключения перемирия. Так в послании аль-Мунзиру ибн аль-Харису, правителю Дамаска, со слов аль-Вакыди было сказано следующее: «Мир тем, кто следует по прямому пути, кто уверовал в него. Я призываю тебя уверовать в Аллаха Единого, у Которого нет сотоварищей, но при этом твоя власть сохранится». Послание аль-Мунзиру ибн Саве, правителю Бахрейна, было следующего содержания: «...Обратись в Ислам, и найдёшь спасение, и я сделаю так, что власть останется в твоих руках». В послании Джайфару ибн аль-Джулунде и его брату Абдуллаху, правителям Омана, было следующим: «...Если вы оба примете Ислам, то я оставлю вас правителями...».
Некоторые из правителей приняли Ислам, в результате спасли себя и свой народ от тьмы неверия. Среди них были аль-Мунзир ибн Сава, правитель Бахрейна, Джайфар ибн аль-Джулунд и Абдуллах ибн аль-Джулунд, правители Омана.
Этими посланиями Пророк ﷺ передал свой призыв правителям мира и познакомил их с новой религией, которая гарантирует своим последователям счастье в обоих мирах. Такое положение вещей указывает на то, что Ислам является мировой религией, что также подтверждается Кораном:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ ١٠٧
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).
В последующем уже халифы продолжили завоевания территорий, чтобы распространять исламский призыв и способствовать принятию людьми религии Аллаха. Так в эпоху Абу Бакра было практически невозможно укрепить столпы Исламского Государства, и в это время соседние страны превращают свои границы в очаги напряжённости отправкой шпионов и подстреканием местных руководителей (амилов) Исламского Государства восстать против власти халифа.
Только превентивная война против этих воинственных врагов могла обезопасить границы государства и обезопасить распространение Ислама как акыды и системы для жизни. Границы Исламского Государства не переставали расширяться, могущество — увеличиваться, экономика — активизироваться, авторитет — расти и укрепляться. Поэтому Абу Бакр подготовил армии для завоевания новых территорий и городов. Во главе армий он назначил следующих предводителей и их помощников:
1. Халид ибн аль-Валид был отправлен в Ирак;
2. Абу Убайда ибн аль-Джаррах — в Шам;
3. Амр ибн аль-Ас был послан с отрядом в качестве подкрепления к Абу Убайде;
4. Аль-Мусанна ибн Хариса аш-Шайбани был вместе с Халидом ибн аль-Валидом;
5. Ади ибн Хатим был вместе с Халидом ибн аль-Валидом;
6. Дирар ибн аль-Азвар был вместе с Халидом ибн аль-Валидом;
7. Дирар ибн аль-Хаттаб был вместе с Халидом ибн аль-Валидом.
Эти герои сумели одержать ряд блестящих побед в Ираке и Шаме над Персией и Византией. Наиболее важными стратегическими заповедями в руководстве армиями были советы Абу Бакра Амру ибн аль-Асу. Передаётся от Абдуллаха ибн аль-Амра: «Абу Бакр написал Амру ибн аль-Асу следующее: «Посланник Аллах ﷺ советовался по военным вопросам, поэтому тебе надлежит делать то же самое».
Во времена Абу Бакра были завоёваны многие территории, в частности — провинция Ирак, находившаяся в подчинении у персов, города аль-Убулла, что находился к востоку от Басры в современном Ираке, Баникия, Уллайс, Амгишия, Хира, замки аль-Хаварнак и ас-Садир, а также ряд районов аль-Анбар. Завоевания под руководством Халида ибн аль-Валида шли стремительно. Исламское Государство смогло распространить своё влияние на большинство регионов Ирака на западе реки Евфрат.
В ходе сражений мусульмане получили огромные трофеи. К числу тех исторических сражений с персами относятся: Битва сцепленных, Битва при Санийе, Битва при аль-Валадже. По итогу сражений персы и их союзники из числа арабских христиан стали выплачивать джизью, в результате чего Байт уль-Маль пополнился десятками тысяч динаров и несколькими миллионами дирхамов... Много врагов было взято в плен, десятки тысяч были убиты, в частности — лидеры персов. Это была великая победа для мусульман.
В Шаме, который находился под властью Византии, были завоёваны следующие города: аль-Балка, Пальмира, аль-Карьятейн, Бусра. Также мусульманские армии подошли к Дамаску и границам Палестины. В эпоху Абу Бакра армии Исламского Государства вели ожесточённые битвы против Византии на землях Шама, самыми важными и известными из них являются Битва при Аджнадайне и Битва при Мардж ас-Суффар. Во всех них мусульмане одержали славные победы, смогли добиться многого и убили бесчисленное количество византийских солдат, ведомых своими лидерами.
Во времена второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба завоевания продолжались. Его правление было золотой эпохой исламских завоеваний. Победа была одержана мусульманскими армиями, а их государство расширилось настолько, что дошло до Китая на востоке, Анатолии и Каспийского моря на севере, Туниса и того, что за ним, на западе, Нубии на юге. В 14 г.х. Дамаск был завоёван на условиях между перемирием и силой, Хомс и Баальбек были завоёваны на условиях перемирия, Бусра и аль-Убулла — силой.
На 15 г.х. произошли битвы при Ярмуке и Кадисии. В результате вся Иордания была завоёвана силой, за исключением города Тверии, поскольку он был покорён на условиях перемирия.
В 16 г.х. были завоёваны Ахваз и аль-Мадаин. В шахском дворце Таки-Кисра Саад ибн Абу Ваккас провёл первый пятничный намаз на территории Ирака, произошло это в месяц Сафар. В этом же году произошла Битва при Джалуле, в которой Йездигерд III потерпел поражение и отступил к городу Рей. В этом же году были завоёваны Тикрит и Иерусалим. После завоевания Иерусалима Умар произнёс свою известную проповедь в Джабии. В этом же году были завоёваны: силой — Халкида и Сурудж, перемирием — Алеппо, Антакья и Манбидж.
В 17 г.х. Умар увеличивает Мечеть Пророка в Медине. В этом же году Хиджаз накрывает засуха, поэтому этот год назвали «Годом пепла». В этот год Умар обращался к Аллаху с просьбой о ниспослании дождя через аль-Аббаса.
В 18 г.х. были завоёваны: перемирием — Гондишапур, силой — Хелуан, Руху, Самасаты, Мосул, Харран, Нусайбин и ряд островов. Другие сказали, что Харран, Нусайбин и ряд островов были завоёваны перемирием.
Что касается исламских завоеваний в эпоху халифа Усмана ибн Аффана, то были завоёваны Марокко и Нубия. Исламская армия в его эпоху двинулись в Нубию, что на юге Египта, и смогли завоевать её, присоединив к Исламскому Государству. Мусульмане продолжили свои завоевания в странах Марокко и распространяли исламский призыв повсюду. Так армия мусульман, достигнув равнин Туниса, столкнулась с византийскими войсками, одержав победу, в результате чего весь регион от Киренаики до Туниса стал подчиняться Исламскому Государству.
Завоевание в эпоху династии Омейядов так же значительно расширили границы Исламского Государства. Едва стабилизировав обстановку в государстве, Муавия вооружил армию, создал флот и отправил своих полководцев на границы Халифата, чтобы укрепить их. Причина этого заключалась в том, что пока происходила фитна между Муавией и Али ибн Абу Талибом, персы и византийцы попытались воспользоваться этим в своих интересах. Исламская армия смогла подавить восстание персов, которые хотели отказаться от выплаты джизьи. Затем эта армия проникла вглубь на восток, пересекла реку Амударья и захватила Бухару, Самарканд и Термез.
Что касается византийцев, то они совершили множество набегов на границы Исламского Государства на северо-западе, в связи с чем Муавия подготовил армию, которая смогла разбить византийцев во многих сражениях.
Флот, созданный Муавией, насчитывал 1700 кораблей. Именно его Муавия отправил для завоевания Кипра, Родоса и других византийских островов. В 48 г.х. Муавия предпринимает первую попытку захватить Константинополь, столицу Византийской империи. Для завоевания столицы Византии Муавия отправляет армию под предводительством своего сына Язида, поставив под его начало таких выдающихся сподвижников, как Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Абдуллах ибн Умар, Абу Айюб аль-Ансари. Однако попытка завоевать Константинополь не увенчалась успехом.
Исламские завоевания так же продолжились в Северной Африке (Тунисе, Алжире, аль-Магрибе аль-Акса). В 50 г.х. Муавия посылает Укбу ибн Нафи с десятью тысячами воинов, чтобы укрепить позиции государства на завоёванных территориях. Укба прилагал все усилия для распространения Ислама среди берберов, также он построил город Кайруан. Во время правления Язида ибн Муавии Укба смог достичь Атлантического океана на западе, и, стоя на его берегу, он произнёс следующие слова: «Если бы не это море, то я продолжил бы джихад на пути Аллаха!».
На востоке армии Абдуль-Малика ибн Марвана двинулись, чтобы расширить границы государства на территориях под названием Мавераннахр. Руководили этим завоеванием аль-Мухалляб ибн Абу Суфра и Язид ибн Абдуль-Малик.
Во времена правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика самым выдающимся завоеванием было завоевание Балха, Мерва, Согда, Бухары и Самарканда. Руководил этими завоеваниями на тот момент Кутайба ибн Муслим. Мухаммад ибн аль-Касим ас-Сакафи завоевал Синд, Маслама ибн Абдуль-Малик завоевал много городов и крепостей Малой Азии, в частности — крепости Амория, Гераклея, Суфетула, Камуния и Тарсус.
Во времена правления Сулеймана ибн Абдуль-Малика была предпринята осада Константинополя.
В Европе полководец Муса ибн Нусайр завоевал Андалусию, которая оставалась под правлением мусульман на протяжении восьми столетий. Анбаса ибн Сухайм аль-Кальби попытался вторгнуться в южную Францию и завоевать Септиманию, Бургундию и Лион, но его успех был временным. Затем состоялась Битва при Пуатье, где командовал Абдур-Рахман аль-Гафики. Затем наступила эпоха Османов.
Роль, которую Османский Халифат сыграл в распространении Ислама и несении его знамени, оказала положительное влияние на все слои населения. Османы смогли претворить законы Ислама, которые предусматривают распространение этой религии в соответствии с изречением Посланника Аллаха ﷺ:
بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً
«Доводите от меня, даже если это всего один аят» (Бухари). Османские халифы взяли аяты и хадисы, которые предусматривали проявление истины и осуждение невежества, и приступили к их претворению в жизнь. Именно поэтому Османский Халифат стал мишенью для врагов Ислама из числа крестоносцев и сионистов, которые строили заговоры и козни против него.
Прежде чем начать разговор о завоеваниях Османского Халифата на территории Европы, стоит упомянуть первый случай, когда Османы вошли в Европу. Завоевания Османов в Европе начались ещё со времён Османа I. После принятия на себя руководства кланом, Осман I заключает союзы с соседними эмиратами, чтобы иметь возможность пойти для расширения своей территории за счёт земель Византии, которая в то время находилась в состоянии серьёзной слабости. Такой подход позволил Осману I продвинуться в направлении Западной Анатолии, и он смог пересечь пролив Дарданеллы в направлении на юго-восток Европы. Осман I завоевал замок Караджисар, сделав его своей крепостью. Отсюда он проследовал к Чёрному и Мраморному морям.
В 726 г.х., после смерти Османа I, его сын Орхан Гази смог завоевать город Бурсу, расположенный вблизи Мраморного моря. Затем, спустя более полувека после основания Османского Халифата, в 1353 году, во время правления Орхана Гази, впервые в истории Османы проникают в Восточную Европу. Это была первая исламская власть, которая смогла занять своё место на Балканах, и с этого момента завоевания Османов в Европе стали развиваться стремительным образом.
В последующие годы Османский Халифат смог завоевать большинство балканских стран. Это позволило посеять страх в сердцах европейских лидеров, которые иногда спешили заявить о своей верности Османскому Халифату. Иногда враги заключали между собой союзы, чтобы противостоять османской угрозе, но всё это не сработало перед лицом могущества Османского Халифата. Халифат продолжил присоединять к себе окружающие страны и превращаться в Великое Государство того времени. Венцом побед в Восточной Европе стало завоевание Константинополя. Несмотря на многочисленные попытки мусульман завоевать этот город, в конечном итоге в 1453 году это смогли сделать Османы руками султана Мухаммада аль-Фатиха (Мехмед II Завоеватель).
Таким образом, почти через сто пятьдесят лет после основания Османского Халифата пала Византия, которая просуществовала примерно одиннадцать веков. Султан Мухаммад аль-Фатих после завоевания Константинополя продолжил завоевания Европы. Так Османский Халифат под его руководством смог завоевать территории сербов, полуостров Пелопоннес, территории босняков, территории Валахии и Албании, одержать победы над Венецией, а после разгрома эмирата караманогулларов и Трапезундской империи он смог объединить Анатолию. В 1481 году Мухаммад аль-Фатих умирает, так и не успев начать завоевание Италии. В этот период Османы прекращают свои войны в западном направлении и разворачиваются на восток.
Османы были заняты завоеваниями на востоке до тех пор, пока в 1520 году султан Сулейман I Великолепный не пришёл к власти и не развернул войска снова на запад, чтобы реализовать амбиции своих предков по завоеванию Европы. Так в 1521 году он захватывает город Белград, а в следующем году завоёвывает остров Родос и южные районы Королевства Венгрия, воспользовавшись ухудшающимся там положением. Затем в 1526 году исламская армия столкнулась с венгерскими войсками в местности Мохач. Османы одержали победу и завоевали всё королевство. Далее исламская армия продолжила сражаться с австрийскими Габсбургами, но потерпела поражение.
На следующий год Сулейман I атаковал Эрцгерцогство Австрия, но попытка была безуспешна, поэтому было заключено перемирие с Фердинандом I. После этого Сулейман I повернулся на восток, поскольку отношения с Сефевидами стали напряжёнными. Во время правления Сулеймана I Османы одержали множество побед, в частности — над Испанией и Венецией. Этот период был золотым периодом для завоеваний Османского Халифата в Европе. Затем, когда Османский Халифат стал испытывать то слабость, то силу, он уже не смог поддерживать свои территории в Европе. В результате завоевания остановились, а в 1924 году было объявлено об упразднении Османского Халифата.
Таким образом, начиная со времён Пророка ﷺ, и до разрушения Османского Халифата исламские армии отправлялись во все части света, неся Ислам как руководство прямого пути, чтобы люди могли входить в него народами и нациями. Укба ибн Нафи, остановившись на своём коне на берегу Атлантического океана, сказал: «Если бы я знал, что за этим морем есть земля и люди, то я бы пересёк его на пути Аллаха».
Исламские завоевания были заботой мусульман того времени, ведь они следовали примеру Пророка ﷺ и его стремлению донести Ислам до всего человечества. Что касается войн, развязанных колониализмом, то они направлены на разграбление богатств других народов. Именно так сегодня поступают страны Запада. Мусульмане же стремились донести Ислам как послание всем людям, послание руководства и доброты для всего человечества, чтобы вывести их из тьмы неверия к свету Ислама.
С разрушением Османского Халифата великое благо в виде несения Ислама посредством призыва и джихада прекратилось. Возвращение этого блага возможно лишь с установлением Второго Праведного Халифата, основанного на методе пророчества. Халифат является обещанием Аллаха и благой вестью Посланника ﷺ. Необходимо понять, что на наших плечах лежит большая ответственность, ведь 2/3 населения мира не исповедуют Ислам, пребывая в полном заблуждении и мраке неверия.
Мы просим Аллаха помочь нам донести Его религию до всех людей, чтобы исламские армии, придя к людям, смогли обратиться к ним с призывом к благу этого мира и Последующей жизни. Ведь мы знаем, что Аллах Властен над этим и Могуществен.
رَبَّنَا ٱفۡتَحۡ بَيۡنَنَا وَبَيۡنَ قَوۡمِنَا بِٱلۡحَقِّ وَأَنتَ خَيۡرُ ٱلۡفَٰتِحِينَ
«Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по справедливости, ведь Ты — Наилучший из судей» (7:89).
Абдуль-Халик Абдун Али
Член информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Судане