Восстановление власти Уммы произойдёт через свержение тиранических режимов и установление государства Халифат 1 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Умма лишилась власти после свержения последнего халифа Османского Государства в 1924 году, существование которого длилось не одно столетие.

Стоит отметить, что власть в государстве Халифат Законодатель передал в руки Уммы в качестве одного из её законных прав. И это не было результатом политической борьбы за власть, или конституционной заслугой, или избирательным правом, гарантированным конституцией для поддержания баланса между правителем и народом.

Власть в руках Уммы — это шариатский закон, который базируется на других шариатских законах, таких как общественные права, право на присягу, право на шуру (совет), привлечение правителя к отчёту, подчинение шариатскому правителю, неподчинение узурпатору власти, с которым необходимо бороться, если он отказывается уйти или отказывается исправить узурпацию через присягу Уммы. Ведь если Умма присягнёт узурпатору, то это будет означать, что власть вернулась к ней в руки, а если она отвергнет его, то и в этом случае власть в её руках. Именно Умме принадлежит право наделения властью.

Шариатские доказательства на присягу, шуру, подчинение правителю, выход против правителя, когда он совершил явное неверие (куфр бавах), и другие нормы переполняют Коран. Также эти законы упоминаются в Сунне Посланника (с.а.с.), и они были претворены во времена праведных халифов. Поэтому является ваджибом претворять их во все времена, чтобы Аллах был доволен и чтобы их претворение было гарантией того, что власть продолжает оставаться в руках Уммы. Власть должна быть в руках Уммы, иначе Аллах спросит за это в Судный день. Поэтому Умма должна сохранять своё право на присягу, привлечение правителя к отчёту и т.д., должна соблюдать свои обязанности в лице подчинения, оказания помощи, верности.

В вопросе власти Уммы в различные эпохи правления Ислама произошли отклонения. Первым отклонением был вопрос о переходе правления.

Сегодня Умма должна восстановить правление на основе законов Аллаха и восстановить власть через установление правил и подхода, основанных на шариатских доказательствах, чтобы выражение «господство принадлежит Шариату, а власть — Умме» стало одним из правил системы правления в Исламе. Умма также должна однозначно отрицать любую узурпацию власти, принуждение к присяге, фальсификацию воли Уммы через соблазн, или запугивание, или подлог, отрицать захват власти через переворот и принуждение или путём оккупации.

Враги Уммы в лице капиталистического Запада, которые контролируют бразды правления в мусульманских странах, осознали силу правила «господство принадлежит Шариату, а власть — Умме», силу исламского правления и его норм в сохранении власти в руках Уммы. Запад разработал планы и способы, чтобы помешать Умме взять власть в свои руки, поэтому он создал искусственную власть (сегодняшние незаконные правители мусульман).

Запад считал, что такая власть поможет как удержать Умму от правления на основе религии, так и сможет быть на службе у врагов Уммы. Сегодня искусственная власть сидит на шее Уммы, пытается привить западные идеи и ценности, грабит богатства Уммы, сдерживает Умму от развития в разных сферах, не позволяет ей копить силу. Для защиты искусственной власти Запад подготовил армии и влиятельные силы в обществе. А из самих правителей и их окружения Запад сделал своего рода символы власти, дабы Умма подумала, что власть — в её руках, что именно она выбирает себе правителя и наделяет его властью.

Наряду с правильным пониманием, которое предоставляет Умме власть, которое делает правителя тем, кто замещает Умму в правлении и власти, а также в претворении норм Шариата, наряду с реальностью, которую навязал Запад Умме в лице отделения религии от жизни, Аллах по своей милости подготовил в Умме сынов и дочерей, которые приняли метод на основе шариатских доказательств для установления власти Ислама на земле. Этими сынами и дочерьми являются члены партии «Хизб ут-Тахрир», которая ведёт деятельность по возобновлению исламского образа жизни. Хизб стремится установить правление на основе законов Аллаха посредством установления Второго Праведного Халифата, в котором власть будет в руках Уммы. И тогда наступит конец всем заговорам врагов Аллаха и их плану по недопущению Ислама к правлению. Очень часто слово «власть» или «правитель» обозначаются словом «султан».

Значение слова «султан» в арабском языке

Слово «султан» имеет один корень со словом «салата»; последнее означает расширение посредством силы. Слово «султан» образовано от глагола «سَلُطَ», который означает силу, принуждение. Слово «السَّلْطُ» означает силу и власть. Слово «султан» означает силу, влияние, главенство, наделение полномочиями. Слово «султан» используется для обозначения правителя, валия, халифа и главы. Выражение «سَلَّطَ الرَّجَلَ» означает дать ему султан, силу, способность.

Выражение «سَلَّطَهُ عَلَيْهِ» означает дать возможность, назначить правителем, дать ему власть. Султан — это властелин и обладатель веского слова. Султан — это тот, кого наделили полномочиями, даже если он не правитель. Говорится: «Я наделил тебя султаном, чтобы ты взял у такого-то причитающееся мне право». Султаном называют того, кто обладает проницательностью, из-за того, что он просвещал жителей земли и приносил много пользы, или потому, что его слова были аргументом и доводом. Некоторые называли халифа обладателем султана, т.е. обладателем аргумента и довода. Так говорили, потому что посредством него утверждаются доводы и права. Абу Бакр сказал: «Есть два мнения о султане:

1. он так назван из-за своей власти;

2. он так назван, потому что является одним из аргументов и доводов Аллаха. Это подтверждается хадисом:

اَلسُّلْطَانُ ظِلُّ اللهِ فِي الْأَرْضِ يَأْوِي إِلَيْهِ كُلُّ مَظْلُومٍ مِنْ عِبَادِهِ فَإِنْ عَدَلَ كَانَ لَهُ الْأَجْرُ

«Султан — тень Аллаха на земле, ведь к нему обращаются в поисках убежища рабы Аллаха. Если султан будет справедлив, тогда ему уготована награда». Аль-Фарра сказал: «Слово «султан» может использоваться как в мужском, так и в женском родах. Слово «султан» у арабов означает «اَلْحُجَّةُ» (довод). Те, кто упоминает слово «султан» в женском роде, подразумевают под этим слово «اَلْحُجَّةُ» (довод). Кто упоминает в мужском роде, подразумевают под этим мужчину». Есть те, кто сказал, что под словом «султан» подразумевается сила для выполнения постановления, другие сказали, что подразумевается возможность для выполнения постановления.

О султане в Коране

В Коране слово «султан» упоминается в 39 местах. В двух местах встречается в виде глагола:

1. Аллах говорит:

وَلَوۡ شَآءَ ٱللَّهُ لَسَلَّطَهُمۡ عَلَيۡكُمۡ

«Если бы Аллах пожелал, то позволил бы им одержать верх над вами» (4:90).

2. Аллах говорит:

وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ يُسَلِّطُ رُسُلَهُۥ عَلَىٰ مَن يَشَآءُ

«но Аллах дарует Своим посланникам власть над кем пожелает» (59:6).

В оставшихся 39 местах «султан» приходит в виде имени существительного, среди них — следующий аят:

أَتُجَٰدِلُونَنِي فِيٓ أَسۡمَآءٖ سَمَّيۡتُمُوهَآ أَنتُمۡ وَءَابَآؤُكُم مَّا نَزَّلَ ٱللَّهُ بِهَا مِن سُلۡطَٰنٖ

«Неужели вы станете пререкаться со мной относительно имён, которые придумали вы и ваши отцы? Аллах не ниспосылал o них никакого доказательства» (7:71).

Слово «султан» имеет в Коране два значения

Первое значение: аль-худжжа, аль-бурхан. Аллах говорит:

قَالُواْ ٱتَّخَذَ ٱللَّهُ وَلَدٗاۗ سُبۡحَٰنَهُۥۖ هُوَ ٱلۡغَنِيُّۖ لَهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِۚ إِنۡ عِندَكُم مِّن سُلۡطَٰنِۢ بِهَٰذَآۚ أَتَقُولُونَ عَلَى ٱللَّهِ مَا لَا تَعۡلَمُونَ ٦٨

«Они говорят: «Аллах взял себе сына». Пречист Он! Он богат, и Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Нет у вас никакого доказательства этому. Неужели вы наговариваете на Аллаха то, чего вы не знаете?» (10:68),

قُلۡ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ ٱلۡفَوَٰحِشَ مَا ظَهَرَ مِنۡهَا وَمَا بَطَنَ وَٱلۡإِثۡمَ وَٱلۡبَغۡيَ بِغَيۡرِ ٱلۡحَقِّ وَأَن تُشۡرِكُواْ بِٱللَّهِ مَا لَمۡ يُنَزِّلۡ بِهِۦ سُلۡطَٰنٗا وَأَن تَقُولُواْ عَلَى ٱللَّهِ مَا لَا تَعۡلَمُونَ ٣٣

«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (7:33),

قَالَ قَدۡ وَقَعَ عَلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ رِجۡسٞ وَغَضَبٌۖ أَتُجَٰدِلُونَنِي فِيٓ أَسۡمَآءٖ سَمَّيۡتُمُوهَآ أَنتُمۡ وَءَابَآؤُكُم مَّا نَزَّلَ ٱللَّهُ بِهَا مِن سُلۡطَٰنٖۚ فَٱنتَظِرُوٓاْ إِنِّي مَعَكُم مِّنَ ٱلۡمُنتَظِرِينَ ٧١

«Он сказал: «Наказание и гнев вашего Господа уже поразили вас. Неужели вы станете пререкаться со мной относительно имён, которые придумали вы и ваши отцы? Аллах не ниспосылал o них никакого доказательства. Ждите, и я подожду вместе с вами» (7:71).

То есть Аллах не давал вам доводов на ваше поклонение идолам, которые вы могли бы использовать как оправдание. Поклонения заслуживает Тот, Кто даёт пользу, Кто может наказать, наградить за послушание, покарать за грехи, наделить уделом или лишить его.

هَلَكَ عَنِّي سُلۡطَٰنِيَهۡ

«Погибла у меня моя власть!» (69:29).

Ибн Аббас сказал: «Погибли мои доводы».

وَلَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا مُوسَىٰ بِ‍َٔايَٰتِنَا وَسُلۡطَٰنٖ مُّبِينٍ ٩٦

«Мы отправили Мусу с Нашими знамениями и явным доказательством» (11:96), 

— то есть с явным доказательством в виде посоха. Другие сказали, что речь идёт о посохе и других чудесах.

Второе значение: власть, господство, сила, могущество. Аллах говорит:

وَمَا كَانَ لَهُۥ عَلَيۡهِم مِّن سُلۡطَٰنٍ

«У него не было над ними никакой власти» (34:21).

Иблис не имел власти над потомками Адама и не мог силой принудить людей делать то, что ему угодно.

وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيۡكُم مِّن سُلۡطَٰنٍ إِلَّآ أَن دَعَوۡتُكُمۡ فَٱسۡتَجَبۡتُمۡ لِيۖ فَلَا تَلُومُونِي وَلُومُوٓاْ أَنفُسَكُم

«У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, a порицайте самих себя» (14:22).

Иблис как бы говорит: «У меня не было силы в этом мире принудить вас к неверию и заблуждению, однако я лишь призвал вас к неверию и приукрасил грехи. Поэтому вы поспешили последовать за мной, в связи с чем не вините меня за то, что с вами случилось, а обвиняйте себя, потому что вы более достойны вины».

لَا تَنفُذُونَ إِلَّا بِسُلۡطَٰنٖ

«Но вы не проникните, не обладая властью» (55:33).

Ибн Аббас сказал: «Вы не сможете выйти из-под Моей власти, могущества». Аз-Замахшари сказал: «Выражение «не обладая властью» означает «не обладая силой, возможностью подчинять, верховенством». Аль-Багави сказал: «Султан — это сила, которая позволяет господствовать».

وَمَن قُتِلَ مَظۡلُومٗا فَقَدۡ جَعَلۡنَا لِوَلِيِّهِۦ سُلۡطَٰنٗا فَلَا يُسۡرِف فِّي ٱلۡقَتۡلِۖ

«Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство» (17:33).

То есть он получил от нас возможность либо убить, либо простить, либо взять выкуп (дию). Ибн Аббас сказал: «Запрещается принуждать человека к спешке с отмщением через убийство или лишать его права на кровь».

إِنَّهُۥ لَيۡسَ لَهُۥ سُلۡطَٰنٌ عَلَى ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَلَىٰ رَبِّهِمۡ يَتَوَكَّلُونَ ٩٩ إِنَّمَا سُلۡطَٰنُهُۥ عَلَى ٱلَّذِينَ يَتَوَلَّوۡنَهُۥ وَٱلَّذِينَ هُم بِهِۦ مُشۡرِكُونَ ١٠٠

«Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (16:99,100).

Подводя итог: слово «султан» в большинстве случаев в Коране приходит в значении «аргументация», «доказательства», «доводы», и в меньшей степени в значении «власть», «господство», «сила», «могущество». Стоит отметить, что в Коране слово «султан» не упоминается в значении «правитель» и «тот, кто отвечает за дела людей».

О султане в Сунне

В большом количестве хадисов слово «султан» упоминается в значении «правитель», «глава», что лишь подтверждает связь султана с тенью Аллаха на земле, подтверждает, что султан — это власть и довод Всевышнего.

Аллах запретил учёным стоять у дверей правителей. Это было запрещено из-за влияния правителей через авторитет, силу, деньги и иные способы привлечения к тому, чтобы учёные стали восхвалять их, стояли рядом, приукрашивали их деяния и издавали угодные фетвы. Абу Дауд и аль-Байхакый привели хадис от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ بَدَا فَقَدْ جَفَا وَمَنْ اتَّبَعَ الصَّيْدَ غَفَلَ وَمَنْ أَتَى أَبْوَابَ السَّلَاطِينَ افْتُتِنَ وَمَا ازْدَادَ عَبْدٌ مِنَ السُّلْطَانِ دُنُوًّا إِلَّا ازْدَادَ مِنَ اللهِ بُعْدًا

«Кто живёт в пустыне, тот становится грубым и чёрствым. Кто преследует дичь — становится небрежным. Кто приходит к дверям правителей, тот подвергается искушению. Чем ближе раб Аллаха к султану, тем дальше он от Аллаха». Ибн Ади привёл от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ فِي جَهَنَّمَ وَادِياً تَسْتَعِيذُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعِينَ مَرَّةً أَعَدَّهُ اللهُ لِلْقُرَّاءِ الْمُرَائِينَ فِي أَعْمَالِهِمْ وَإِنَّ أَبْغَضَ الْخَلْقِ إِلَى اللهِ عَالِمُ السُّلْطَانِ

«В Аду есть долина, от которой сам Ад просит защиты по семьдесят раз в день. Аллах приготовил это место для чтецов [Корана], которые выставляют свои дела напоказ. Но самый ненавистный для Аллаха человек — это придворный учёный». Ад-Дайлями привёл от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا رَأَيْتَ الْعَالِمَ يُخَالِطُ السُّلْطَانَ مُخَالَطَةً كَثِيْرَةً فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَصٌّ

«Если вы увидите, как учёный имеет тесную связь с султаном, то знайте, что он — вор». Ат-Тирмизи, ан-Нисаи и аль-Хаким привели, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

سَيَكُونُ بَعْدِي أُمَرَاءُ فَمَنْ دَخَلَ عَلَيْهِمْ فَصَدَّقَهُمْ بِكَذِبِهِمْ وَأَعَانَهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ فَلَيْسَ مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُ وَلَيْسَ بِوَارِدٍ عَلَىَّ الْحَوْضَ وَمَنْ لَمْ يَدْخُلْ عَلَيْهِمْ وَلَمْ يُعِنْهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَلَمْ يُصَدِّقْهُمْ بِكَذِبِهِمْ فَهُوَ مِنِّي وَأَنَا مِنْهُ وَهُوَ وَارِدٌ عَلَىَّ الْحَوْضَ

«После меня будут правители, и тот, кто будет входить к ним и посчитает их ложь правдой, будет помогать им в их несправедливости, с тем у меня нет ничего общего, и он не будет рядом со мной у райского источника. А тот, кто не будет к ним входить, не будет помогать им в их несправедливости и не посчитает их ложь правдой, тот со мной, а я с ним, и он будет рядом со мной у райского источника» (ат-Тирмизи и аль-Хаким упомянули, что хадис достоверный). Аль-Хасан ибн Суфьян, аль-Хаким, Абу Нуайм, аль-Акили, ад-Дайлями, ар-Рафии привели от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اَلْعُلَمَاءُ أُمَنَاءُ الرُّسُلِ عَلَى عِبَادِ اللَّهِ مَا لَمْ يُخَالِطُوا السُّلْطَانَ فَإِذَا خَالَطُوا السُّلْطَانَ فَقَدْ خَانُوا الرُّسُلَ فَاحْذَرُوهُمْ وَاعْتَزَلُوهُمْ

«Учёные — доверенные люди посланников над рабами Аллаха до тех пор, пока не станут иметь тесные связи с султаном. Если они будут иметь тесные связи с султаном, то этим они предали посланников. Остерегайтесь таких учёных и отстранитесь от них!». Аль-Хаким привёл от Абдуллаха ибн Хариса, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) говорил:

سَيَكُونُ بَعْدِي سَلَاطِينُ الْفِتَنِ عَلَى أَبْوَابِهِمْ كَمَبَارِكِ الْإِبِلِ لَا يُعْطُونَ أَحَدًا شَيْئًا إِلَّا أَخَذُوا مِنْ دِينِهِ مِثْلَهُ

«После меня будут султаны, у дверей которых будет смута. [Место у дверей правителей будет] подобно месту, где верблюдов заставляют вставать на колени. Султаны дадут человеку лишь столько, сколько заберут из его религии». Аль-Байхакый привёл от Али ибн Абу Талиба:

اِتَّقُوا أَبْوَابَ السُّلْطَانِ

«Бойтесь двери султана». Приводится от Зияда ибн Кусайба:

كُنْتُ مَعَ أَبِى بَكْرَةَ تَحْتَ مِنْبَرِ ابْنِ عَامِرٍ وَهُوَ يَخْطُبُ وَعَلَيْهِ ثِيَابٌ رِقَاقٌ فَقَالَ أَبُو بِلاَلٍ انْظُرُوا إِلَى أَمِيرِنَا يَلْبَسُ ثِيَابَ الْفُسَّاقِ فَقَالَ أَبُو بَكْرَةَ اسْكُتْ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ مَنْ أَهَانَ سُلْطَانَ اللَّهِ فِى الْأَرْضِ أَهَانَهُ اللَّهُ

«Однажды я находился с Абу Бакратой под минбаром Ибн Амира, который читал хутбу, и на нём была одежда из тонкой ткани. На это Абу Билял сказал: «Посмотрите на нашего амира, который надевает одежду нечестивцев!». Тогда Абу Бакрата сказал: «Замолчи! Ибо я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Тот, кто унизит султана Аллаха на земле, того унизит Аллах». Абу Дауд привёл от Абу Мусы аль-Ашъари: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ مِنْ إِجْلَالِ اللَّهِ إِكْرَامَ ذِي الشَّيْبَةِ الْمُسْلِمِ وَحَامِلِ الْقُرْآنِ غَيْرِ الْغَالِي فِيهِ وَالْجَافِي عَنْهُ وَإِكْرَامَ ذِي السُّلْطَانِ الْمُقْسِطِ

«К признакам почитания Аллаха относится уважительное обращение:

• с седым мусульманином;

• с носителем Корана, который не чрезмерен в нём и не безразличен к нему;

• со справедливым султаном!».

Хузайфа ибн аль-Яман сказал: «Те, кто идёт к султану Аллаха на земле с целью унизить его, будут унижены Аллахом ещё до того, как они умрут». Аль-Фудайль ибн Ийяд сказал: «Если бы у меня был дуа, на который Аллах отвечает, то я бы сообщил о нём Имаму, потому что от него зависит праведность подданных. Ведь будь он праведным, то люди и города будут в безопасности». Сахль ибн Абдуллах сказал: «Люди будут продолжать пребывать во благе, пока уважают султана и учёных. Если они будут уважать их, то Аллах уладит их мирскую жизнь и жизнь Последующую. Но если они не станут этого делать, то Аллах приведёт в негодность их мирскую жизнь и жизнь Последующую!».

Для большей детализации можно обратиться к книгам «Система правления в Исламе» и «Исламское Государство», автором которых является Такыюддин Набхани.

Правило «господство принадлежит Шариату, а власть — Умме»

Исламская акыда обязывает мусульман решительно утверждать (тасдик джазим), что только Аллах является Законодателем, является Тем, Кто дозволяет и запрещает, что только Его Шариату принадлежит господство, что над Уммой должен находиться султан. Аллах говорит:

إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِۖ يَقُصُّ ٱلۡحَقَّۖ وَهُوَ خَيۡرُ ٱلۡفَٰصِلِينَ

«Решение принимает только Аллах. Он изрекает истину и является Наилучшим из судий» (6:57),

أَلَا لَهُ ٱلۡخَلۡقُ وَٱلۡأَمۡرُ

«Несомненно, Он творит и повелевает» (7:54),

يُدَبِّرُ ٱلۡأَمۡرَ يُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لَعَلَّكُم بِلِقَآءِ رَبِّكُمۡ تُوقِنُونَ

«Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом» (13:2).

Приказывать и запрещать — прерогатива Всевышнего, поэтому запрещено людям обращаться за решением к светским законам. Шариат — это ниспосланное Откровение Пророку Мухаммаду (с.а.с.). Аллах говорит:

أَمۡ لَهُمۡ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمۡ يَأۡذَنۢ بِهِ ٱللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:13),

فَإِنَّهُۥ نَزَّلَهُۥ عَلَىٰ قَلۡبِكَ بِإِذۡنِ ٱللَّهِ مُصَدِّقٗا لِّمَا بَيۡنَ يَدَيۡهِ وَهُدٗى وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُؤۡمِنِينَ

«Он низвёл его (Коран) на твоё сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих» (2:97).

Деяния должны совершаться с дозволения Аллаха, и недопустимо совершать то, что Он запретил. Аллах говорит:

الٓرۚ كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ لِتُخۡرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذۡنِ رَبِّهِمۡ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلۡعَزِيزِ ٱلۡحَمِيدِ ١

«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (14:1).

Аллах — Тот, Кому подчиняются беспрекословно, Кто определяет, кому нужно подчиняться, а кому нет, кому обязательно подчиняться, а кому запрещено. Подчинение другим зависит от решений Аллаха. Например, Аллах приказал подчиняться Его посланникам:

وَمَآ أَرۡسَلۡنَا مِن رَّسُولٍ إِلَّا لِيُطَاعَ بِإِذۡنِ ٱللَّهِ

«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (4:64),

وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَٱحۡذَرُواْۚ فَإِن تَوَلَّيۡتُمۡ فَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّمَا عَلَىٰ رَسُولِنَا ٱلۡبَلَٰغُ ٱلۡمُبِينُ ٩٢

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (5:92),

مَّن يُطِعِ ٱلرَّسُولَ فَقَدۡ أَطَاعَ ٱللَّهَۖ وَمَن تَوَلَّىٰ فَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ عَلَيۡهِمۡ حَفِيظٗا ٨٠

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80).

Посланник Аллаха (с.а.с.) повелел повиноваться султану, ведь он является законным обладателем власти, он — тот, кому дана присяга на то, что он будет править согласно Корану и Сунне, что понесёт Ислам как послание миру посредством призыва и джихада. Это значит, что необходимо наличие трёх вещей, чтобы подчинение султану было обязательным: присяга, правление на основе Ислама и полное соответствие условиям при избрании халифа. Подчинение султану — это подчинение Аллаху! Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (4:59).

Подчинение султану-немусульманину или несправедливому тирану является неуважением к людям. Аллах говорит:

فَٱسۡتَخَفَّ قَوۡمَهُۥ فَأَطَاعُوهُۚ إِنَّهُمۡ كَانُواْ قَوۡمٗا فَٰسِقِينَ ٥٤

«Он обманул свой народ (или счёл свой народ легкомысленным), и они подчинились ему. Воистину, они были людьми нечестивыми» (43:54).

Подчинение родителям — это подчинение Аллаху:

وَٱعۡبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشۡرِكُواْ بِهِۦ شَيۡ‍ٔٗاۖ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗا

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи. Делайте добро родителям» (4:36).

Аллах приказал подчиняться мужу, более того, это считается подчинением Аллаху. Ибн Хиббан привёл от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا صَلَّتِ الْمَرْأَةُ خَمْسَهَا وَصَامَتْ شَهْرَهَا وَحَصَّنَتْ فَرْجَهَا وَأَطَاعَتْ زَوْجَهَا قِيلَ لَهَا ادْخُلِي مِنْ أَيِّ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ شِئْتِ

«Если женщина будет совершать пять [предписанных] ей намазов, соблюдать пост в месяце [Рамадан], оберегать своё целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то [в Судный день] ей будет сказано: «Заходи в Рай через те врата, которые желаешь!».

Аллах запретил подчиняться неверным и лицемерам:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ ٱتَّقِ ٱللَّهَ وَلَا تُطِعِ ٱلۡكَٰفِرِينَ وَٱلۡمُنَٰفِقِينَۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمٗا ١

«О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (33:1),

فَلَا تُطِعِ ٱلۡكَٰفِرِينَ وَجَٰهِدۡهُم بِهِۦ جِهَادٗا كَبِيرٗا ٥٢

«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него [Корана] великую борьбу» (25:52),

وَلَا تُطِعِ ٱلۡكَٰفِرِينَ وَٱلۡمُنَٰفِقِينَ وَدَعۡ أَذَىٰهُمۡ وَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ وَكِيلٗا ٤٨

«Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (33:48).

Аллах запретил подчиняться грешникам:

فَٱصۡبِرۡ لِحُكۡمِ رَبِّكَ وَلَا تُطِعۡ مِنۡهُمۡ ءَاثِمًا أَوۡ كَفُورٗا ٢٤

«Потерпи же до решения твоего Господа и не повинуйся грешникам и неверующим среди них» (76:24).

Аллах запретил подчиняться султану-немусульманину, несправедливому, грешнику, узурпатору власти. Аллах говорит:

وَلَا تُطِعۡ مَنۡ أَغۡفَلۡنَا قَلۡبَهُۥ عَن ذِكۡرِنَا وَٱتَّبَعَ هَوَىٰهُ وَكَانَ أَمۡرُهُۥ فُرُطٗا

«и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).

Аллах запретил подчиняться тем, кто считает истину ложью, тем, кто повелевает совершать грехи. Аллах говорит:

فَلَا تُطِعِ ٱلۡمُكَذِّبِينَ ٨ وَدُّواْ لَوۡ تُدۡهِنُ فَيُدۡهِنُونَ ٩ وَلَا تُطِعۡ كُلَّ حَلَّافٖ مَّهِينٍ ١٠ هَمَّازٖ مَّشَّآءِۢ بِنَمِيمٖ ١١ مَّنَّاعٖ لِّلۡخَيۡرِ مُعۡتَدٍ أَثِيمٍ ١٢

«Посему не повинуйся тем, кто считает истину ложью! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику» (68:7–11),

وَوَصَّيۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ بِوَٰلِدَيۡهِ حُسۡنٗاۖ وَإِن جَٰهَدَاكَ لِتُشۡرِكَ بِي مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٞ فَلَا تُطِعۡهُمَآۚ إِلَيَّ مَرۡجِعُكُمۡ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمۡ تَعۡمَلُونَ ٨

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. A если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко Мне сотоварищей, o которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам o том, что вы совершали» (29:8),

وَإِن جَٰهَدَاكَ عَلَىٰٓ أَن تُشۡرِكَ بِي مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٞ فَلَا تُطِعۡهُمَاۖ وَصَاحِبۡهُمَا فِي ٱلدُّنۡيَا مَعۡرُوفٗا

«A если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, o которых y тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (31:15).

Аллах запретил подчиняться тем, кто препятствует выполнять фарды Аллаха и ущемляет права Его рабов:

كَلَّا لَا تُطِعۡهُ وَٱسۡجُدۡۤ وَٱقۡتَرِب۩١٩

«Так нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19).

Аллах запретил подчиняться тем, кто поступает на основе своих страстей и желаний:

وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ فِيكُمۡ رَسُولَ ٱللَّهِۚ لَوۡ يُطِيعُكُمۡ فِي كَثِيرٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡرِ لَعَنِتُّمۡ وَلَٰكِنَّ ٱللَّهَ حَبَّبَ إِلَيۡكُمُ ٱلۡإِيمَٰنَ وَزَيَّنَهُۥ فِي قُلُوبِكُمۡ وَكَرَّهَ إِلَيۡكُمُ ٱلۡكُفۡرَ وَٱلۡفُسُوقَ وَٱلۡعِصۡيَانَۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلرَّٰشِدُونَ ٧

«Знайте, что среди вас находится Посланник Аллаха. Если бы он подчинялся вам во многих делах, то вы непременно попали бы в затруднительное положение. Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил её прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путём» (49:7).

Всемогущий и Великий Аллах является Владыкой царства, любая вещь в этой Вселенной и за её пределами принадлежит Ему. Он владеет всеми сокровищами небес и земли. Он увеличивает или ограничивает удел кому пожелает. Он даёт власть тому, кому пожелает. Только Аллах определяет, что относится к частной собственности, а что относится к общественной и государственной. Он определяет, какими способами можно приобрести имущество, а также то, какими вещами не может обладать человек в качестве имущества, а какими может. Он определяет, как распределяется имущество и как им распоряжаются.

Отсюда мы приходим к выводу, что всё в этом мире принадлежит Аллаху, и не важно, речь идёт о государстве, правлении или султане. Более того, даже человек и его разум принадлежат Аллаху. Основной принцип заключается в том, что человек не должен выходить за рамки приказов и запретов Аллаха, даже в вопросе назначения правителя. Такой правитель должен полностью соответствовать условиям, наличие которых обязательно при его избрании. Поэтому правитель не может править, приказывать, запрещать, претворять законы, применять наказания, распределять имущество, пока он не будет обладать качеством шариатской легитимности. Так откуда у султана появляется легитимность в правлении? Может, от самого султана?

Или из-за его принадлежности к определённой династии? Или же из-за его принадлежности к какому-либо племени, партии или этносу? Или легитимность появляется, когда ты находишься на стороне самой сильной группы в обществе? Или же когда враги наделяют тебя ей? Или же когда духовные лица дают тебе благословение? Или народ наделяет ею? А, может быть, Умма? Кто имеет право определять метод назначения на пост султана? Кто имеет право определять, каким образом султан привлекается к отчёту? Каким образом он снимается с должности? Какие вещи могут послужить причиной для снятия султана со своей должности? Кто имеет право снять султана с его должности?

Ранее мы упомянули, что беспрекословное подчинение должно быть только перед Аллахом, что только Он определяет то, кому следует подчиняться, а кому нет. Именно Аллах определяет и разъясняет то, кому будет принадлежать власть. Однако кто наделяет правителя властью? Кто ему препятствует в её получении? Каковы обязательные условия для султана?

Султан в Исламе ограничен законами Шариата. Человек не может просто стать султаном, ведь право назначать султана Аллах передал в руки Уммы, поскольку в Своём обращении Он использовал формулу глагола множественного числа:

بَايِعُوا جَاهِدُوا وَاقْطَعُوا وَاجْلِدُوا

Все шариатские доказательства в совокупности указывают на то, что избрание правителя (халифа) — в руках Уммы, что правитель получает власть через присягу с её стороны. Присяга — это договор согласия и выбора между Уммой и претендентом на пост правителя о том, что он будет править на основе Корана и Сунны, а также что понесёт Ислам как послание остальному человечеству посредством призыва и джихада. Присяга означает передачу власти тому, кто будет замещать Умму в правлении и власти. Человек не может получить власть в руки, кроме как посредством присяги.

Тот же, кто узурпирует власть или получит её через поддержку колонизаторов — его правление не будет легитимным, т.е. как если бы этого человека не было вообще. Следовательно, подчинение и оказание помощи ему не является обязательным, а значит, запрещено восхвалять такого правителя, приукрашивать его деяния перед подданными. Напротив, является ваджибом сместить его с поста.

Доказательством того, что власть находится в руках Уммы, являются шариатские тексты о присяге. Бухари и Муслим привели от Убады ибн ас-Самита следующее:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَالْمَنْشَطِ وَالْمَكْرَهِ

«Мы дали присягу Посланнику Аллаха (с.а.с.) на то, что будем слушаться и повиноваться, активны [мы или нет], [нравится нам это или] не нравится...». Бухари и Муслим привели от Джабира ибн Абдуллаха:

بَايَعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ

«Я присягнул Посланнику Аллаха (с.а.с.), что буду слушаться и подчиняться». Бухари и Муслим привели от Абу Харайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

ثَلَاثَةٌ لَا يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ رَجُلٌ عَلَى فَضْلِ مَاءٍ بِالطَّرِيقِ يَمْنَعُ مِنْهُ ابْنَ السَّبِيلِ وَرَجُلٌ بَايَعَ إِمَامًا لَا يُبَايِعُهُ إِلَّا لِدُنْيَاهُ إِنْ أَعْطَاهُ مَا يُرِيدُ وَفَى لَهُ وَإِلَّا لَمْ يَفِ لَهُ وَرَجُلٌ يُبَايِعُ رَجُلًا بِسِلْعَةٍ بَعْدَ الْعَصْرِ فَحَلَفَ بِاللَّهِ لَقَدْ أُعْطِيَ بِهَا كَذَا وَكَذَا فَصَدَّقَهُ فَأَخَذَهَا وَلَمْ يُعْطَ بِهَا

«С тремя категориями людей Аллах не станет разговаривать в Судный день, не очистит их, и постигнет их мучительное наказание: 1) Человек, который имеет излишки воды1 у дороги, но при этом он запрещает [воспользоваться] ею проходящему путнику. 2) Человек, присягнувший Имаму только ради мирской выгоды и верный своей присяге только тогда, когда получает то, чего желает. 3) Тот, кто при продаже товара после предвечернего времени клянётся Аллахом со словами: «Я отдал за него столько-то», — хотя он этого не делал, но покупатель верит ему и берёт товар».

Именно мусульмане дают присягу халифу, а не халиф даёт её мусульманам, поскольку именно они избирают его своим правителем. Именно через присягу Уммы праведные халифы стали халифами. Утверждение того, что власть берётся через присягу, взято из хадисов о подчинении и единстве Халифата. Муслим привёл от Абдуллаха ибн Амра, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

وَمَنْ بَايَعَ إِمَامًا فَأَعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ فَلْيُطِعْهُ إِنْ اسْتَطَاعَ فَإِنْ جَاءَ آخَرُ يُنَازِعُهُ فَاضْرِبُوا عُنُقَ الْآخَرِ

«...И пусть тот, кто присягнул правителю, пожал ему руку и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется ему (правителю), если сумеет. Если явится кто-то другой и станет бороться с правителем [за власть], то отрубите пришедшему голову». Муслим привёл от Нафиа: «Мне рассказал Абдуллах ибн Умар: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ لَقِيَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لَا حُجَّةَ لَهُ وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто отойдёт от подчинения, тот встретится в Судный день с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея [возможности дать] присягу, умер смертью времён джахилии». Бухари и Муслим привели от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ كَرِهَ مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئاً فَلْيَصْبِرْ عَلَيْهِ فَإِنَّهُ لَيْسَ أَحَدٌ مِنْ النَّاسِ خَرَجَ مِنْ السُّلْطَانِ شِبْراً فَمَاتَ عَلَيْهِ إِلَّا مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто возненавидит что-либо в своём амире, пусть терпит. Ибо если кто-нибудь из людей выйдет из подчинения султану хотя бы на пядь и умрёт в таком положении, тот умрёт смертью времён джахилии» (Муслим). Бухари и Муслим привели от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الْأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لاَ نَبِيَّ بَعْدِي وَسَيَكُونُ خُلَفَاءُ فَيَكْثُرُونَ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمُ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«Бану Исраиль управляли пророки. Каждый раз, когда умирал пророк, за ним приходил другой. После меня не будет пророка, но будут халифы, и их будет много». У Пророка (с.а.с.) спросили: «Как прикажешь нам поступать?», — на что (с.а.с.) сказал: «Соблюдайте присягу первого и только первого. Отдавайте им их права, а Аллах спросит у них за их правление».

Все эти хадисы указывают на то, что халиф получал власть только через присягу. Именно присяга обязывает подчиняться правителю, ведь в хадисе сказано: «...И пусть тот, кто присягнул правителю... повинуется ему». Человек получает власть через присягу, поэтому подчиняться ему как халифу становится ваджибом. Это говорит о том, что власть — в руках Уммы. Однако, несмотря на то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) был посланником, он всё равно взял присягу от людей, которая стала залогом правления и власти, т.е. она не была присягой на пророчество.

Данную присягу давали мужчины и женщины, но не дети. Присягу дают мусульмане, поскольку избирают халифа для того, чтобы он правил над ними на основе Корана и Сунны. Поэтому тот факт, что халиф получает власть через присягу, является явным доказательством того, что власть принадлежит Умме, а значит, она предоставляет её тому, кому пожелает.

 

Насир Вахан аль-Ляхаби — Йемен

_______________

1. В виде колодца, родника и т.п. — прим. перев.