بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Абдуллах Имамоглу
Роль учёных в обществе
Пословица гласит: «Истинную цену вещи понимает только тот, кто её потерял». Мы, лишившись благочестивых учёных, поняли значимость и ценность этих слов. Важность учёных-раббани для просвещения и обучения общества правильному и неправильному бесспорна. Нет сомнения в том, что мы всё больше чувствуем голод по отношению к благочестивым учёным. Мы остро ощущаем последствия отсутствия их влияния на наше общество. Учёные выполняют в обществе функцию химического элемента, который сохраняет нужное и исправляет испорченное. Нет блага в том обществе, которое утратило важный химический элемент, из-за чего полезное превратилось в ядовитое.
Сегодня мусульмане нуждаются в праведных и благочестивых лидерах и учёных, которые усердно работали бы над тем, чтобы вывести мусульман из тьмы к свету, точно так же, как человек нуждается в воде, пище и воздухе. Между учёными и правителями существует жизненно важная и неразрывная связь. Важность каждого из них для исправления общества очевидна. Имам Суфьян ас-Саури говорил своим ученикам: «Если испортятся учёные, кто в этом мире исправит их?». Также он говорил: «Учёные — это соль для общества. Так что же исправит соль, когда она испортится?».
Учёные — милость Аллаха для людей. Они — как свет, рассеивающий тьму. Они всегда стоят в авангарде истины. Они — настоящие наследники пророков на земле. Они — как щит, отражающий мыслительные и культурные нападки на Умму. Они — богобоязненные рабы Аллаха, которые вселяют отчаяние в сердца шайтанов. Они — опора Ислама и химический элемент, сохраняющий чистоту, непорочность и прозрачность религии. Они — слово истины, рассеивающее длительное молчание. Они выводят Умму на правильный путь, когда та теряется в лабиринтах неверия. Посланник Аллаха ﷺ сказал о них:
إنَّ مَثَلَ العُلماءِ في الأرضِ كَمَثَلِ النُّجومِ يُهْتَدى بِها في ظُلماتِ البَرِّ والبَحْرِ فإذا انْطَمَسَتْ النُّجومُ أوْشَكَ أنْ تَضِلَّ الهُداةُ
«Учёные на земле подобны звёздам на небе. По ним люди находят путь в темноте, на суше и в море, а когда звёзды скрываются, люди снова становятся близки к заблуждению» (Ахмад),
إنَّ العَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ في السَّمواتِ ومن في الأرضِ حتَّى الحِيتَانُ في المَاءِ وفَضْلُ العَالمِ على العَابِدِ كَفَضْلِ القَمَرِ على سَائِرِ الكَوَاكِبِ وإنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأنبياءِ
«Поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! Что же касается превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами» (Абу Дауд).
Эта степень относится только к активным учёным, защищающим Ислам, сохраняющим религию Аллаха и призывающим правителей применить Шариат. Это достоинство касается только тех, кто действует согласно своим знаниям, кто идёт по пути истины, кто приказывает одобряемое и запрещает предосудительное и кто контролирует правителей советами и наставлением.
Это величие есть только у тех учёных, которые перенимают качества пророков, следуют истине, держатся за религию, которые искренни с Аллахом и Его Посланником ﷺ, которые искренни с предводителями мусульман и простыми людьми, которые переживают за положение мусульман, которых не отвлекают искушения, трудности и мучения.
Ислам между учёными и правителями
В предыдущих хадисах речь шла об учёных, которые не боятся сказать угнетателю: «Ты угнетатель!». Уважение людей не мешает этим учёным говорить истину, которая известна им. Они противостоят всему, что портит общество, не боясь упрёков в свой адрес. Нет сомнения, что они черпают свою смелость из Ислама.
История доносит до нас стойкие позиции учёных перед правителями и их смелость говорить правду, где бы они ни находились, до такой степени, что их опасались сами султаны. Но сегодня отношения учёных с правителями не такие, как у их предшественников. Сейчас утрачена сила истины перед ложью, и исчезли учёные, открыто объявляющие истину перед правителями. Привлечь правителей к ответственности за их испорченность стало практически невозможно. Раньше мусульманские правители обращались к учёным, прежде чем выносить решения. Но современные учёные спешат искажать тексты и оправдывать несправедливые решения правителей. Оправдание действий Эрдогана и ростовщичества является лучшим доказательством наших утверждений. Нынешние учёные посчитали проценты «подарком от государства, который дозволено брать». Вместо того, чтобы призвать правителей к ответу, они предпочли говорить, к примеру, о том, что портит омовение, а в своих проповедях затрагивать вопросы этикета еды и питья. Они умалчивают о лояльности своих правителей к неверным колонизаторам и о массовых убийствах в мусульманских странах. Вместо призыва к правлению Исламом они истолковывают аяты так, чтобы те соответствовали прихотям правителей. Сегодня не правители следуют в своих постановлениях благочестивым учёным, а учёные следуют правителям и оправдывают их преступления в отношении религии Аллаха.
Эти так называемые «учёные» продали свой Ахират за ничтожную цену. Наследникам пророков следует провозглашать истину, не ища ничего, кроме довольства Аллаха, не боясь упрёков и порицаний в свой адрес. Им следует размышлять, прежде чем издавать фетвы, пока истина не станет им ясна. Они не должны торопиться, чтобы угодить правителям, не должны колебаться, если ошибочность их фетвы стала очевидной. Вспомним султана учёных Иззуддина ибн Абдуссаляма, который не колебался объявить о своей ошибке и вернуться к истине. Кади Иззуддин аль-Бакари рассказал, что однажды шейх Иззуддин ибн Абдуссалям издал фетву, а затем понял, что ошибся. После этого он открыто объявил в Египте: «Кому Иззуддин ибн Абдуссалям издал такую-то фетву, пусть оставит её, поскольку я ошибся» (из книги «Табакат ас-Сабаки»). Фетва для прежних учёных означала провозглашение истины и желание получить довольство Аллаха, а не лесть перед людьми и страх перед правителями.
Иззуддин ибн Абдуссалям не просто так получил прозвище «султан учёных». В 638 году хиджры аль-Малик ас-Салих Исмаиль прибегнул к мирному договору с крестоносцами, опасаясь своего брата, аль-Малика ас-Салиха Аюба, и передал им крепости Сайда, Шакиф, Сафад и другие крепости мусульман, а также разрешил крестоносцам войти в Дамаск, чтобы купить оружие для борьбы с мусульманами в Египте. Узнав об этом, Иззуддин ибн Абдуссалям очень разгневался и издал фетву, запрещающую продавать оружие крестоносцам. Он стал обходить торговцев и говорить: «Вам запрещено вести с ними торговлю, потому что они покупают оружие, чтобы убивать ваших братьев по вере». Одного дня он поднялся на минбар Большой мечети Омеядов, осудил сотрудничество с врагами и предательство, обесчестил султана, а в завершении проповеди, вместо того, чтобы помолится за султана, сказал такие слова, которые побуждали людей свергнуть его и заменить другим. Он сказал: «О Аллах, направь Умму к правильному. Укрепи друга и унизь врага. Пусть будет подчинение Тебе и пусть придёт конец всем ослушаниям». Когда мусульмане взывали о безопасности и победе над врагами, этот великий учёный обходил торговцев и говорил о запретности продавать мечи крестоносцам.
Пусть же учёные знают, что Халифат — это корона всех фардов, а работать над его восстановлением — обязанность каждого мусульманина. Халифат означает правление по законам Аллаха, величие Ислама и мусульман. Умма уже почувствовала величие, пока жила в сени Исламского Государства. Послание Аллаха доносилось до всех уголков земли, а такбиры исламских армий вселяли страх в сердца неверных. Однажды халиф мусульман обратился к тучам, проплывавшим над головами мусульман: «Где бы вы ни пролили свой дождь, его харадж будет принадлежать мне». Он был уверен в победе Ислама. Когда византийский император Никифор I осмелился отправить угрожающее письмо халифу мусульман Харуну ар-Рашиду, халиф на обратной стороне этого письма написал: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. От Харуна, повелителя правоверных, к Никифору, византийской собаке. Я прочитал твоё письмо, о сын неверной, и ответ ты увидишь, а не услышишь»1. Халиф тут же снарядил войско и достиг местности Гераклея (Эрегли) близ Константинополя. И византийский правитель был вынужден запросить мир и выплатить джизью. В те дни султаны следовали Исламу, а мусульмане чтили свою религию, имели сильную армию и чувствовали ответственность за донесение Послания Аллаха. Взамен Аллах сделал их предводителями всего мира.
Времена меняются. Сегодня мусульмане отдали предпочтение земным благам, потеряв верный путь от Господа миров. Они перестали нести Послание Ислама, а отношения между учёными и правителями сильно изменились. Правление стало опираться на желания правителей, хотя раньше опиралось на Ислам. Прошло столетие со дня разрушения государства мусульман, и враги набрасываются на Умму как собаки на миску с едой. Мы стали унижены после того, как долгое время оставались лидерами.
Мы были одним государством, а теперь разделены более чем на пятьдесят государств. Неверные установили границы между нами и разграбили наши богатства. Наши земли полны нефти, газа, металла и других полезных ископаемых, но всё это отнято у мусульман неверными капиталистами. Нас постигло унижение. Как точно описано наше положение в следующих строках: «Мы подобны верблюду, умирающему от жажды в пустыне, когда в его горбу есть вода».
Но есть ли выход из этого положения? Как мусульмане могут вернуть своё величие и степень среди всех народов мира?
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَدَأَ الإِسْلامُ غَرِيبًا وَسَيَعُودُ كَمَا بَدَأَ غَرِيبًا فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ
«Ислам появился чуждым, и он вернётся чуждым, как появился. Да будут райские наслаждения отчуждённым!» (Муслим). Мы сами видим, как Ислам сегодня стал чужим. Имам Малик говорил: «Исправит последние поколения этой Уммы лишь то, что исправило её первые поколения». Ислам был применён в государстве, установленном ещё Пророком ﷺ в Медине. Он вырос и окреп в сердцах людей, прежде чем окрепнуть на земле. Поэтому положение мусульман исправится только с возобновлением исламского образа жизни в Халифате по методу пророчества. В этом и заключается вопрос жизни и смерти для исламской общины.
Дорогие учёные, наследники пророков! Хизб ут-Тахрир на протяжении семидесяти лет день и ночь работает над решением этого важнейшего вопроса, неся призыв к мусульманам и ко всем людям, чтобы вернуть Ислам и возобновить исламский образ жизни, основанный на вере, системах и законах. Он ведёт деятельность среди Уммы и вместе с ней для установления Второго Праведного Халифата по методу пророчества, чтобы Ислам снова обрёл силу и стал маяком спасения для всего человечества, как это и было на протяжении многих веков. Хизб ут-Тахрир прошёл разные стадии, от лёгких до тяжёлых. Члены Хизба подвергалась искушениям, бойкоту, пыткам, убийствам и тюремному заключению, как это всегда было с носителями призыва и наследниками пророков. Несмотря на это, по воле Аллаха, как и описывается в Сунне, Хизб ут-Тахрир удалось закрепить мысль о Халифате как общественное мнение среди мусульман. Мусульмане сегодня видят своё спасение только в Исламском Государстве, а число присоединившихся к этой деятельности растёт с каждым днём. Хизб не изменяет своему методу, выведенному из сиры Посланника Аллаха ﷺ, и никакие козни не могут отвратить его от поставленной цели. Каждый, кто работает на этом пути, уверен в скорой помощи от Аллаха. В Коране говорится:
وَقَدۡ مَكَرُواْ مَكۡرَهُمۡ وَعِندَ ٱللَّهِ مَكۡرُهُمۡ وَإِن كَانَ مَكۡرُهُمۡ لِتَزُولَ مِنۡهُ ٱلۡجِبَالُ٤٦
«Они строили свои козни, но их козни были у Аллаха. А ведь козни эти могли сдвинуть горы» (14:46).
Дорогие учёные! Мы желаем для себя и для вас только блага. Сообщается от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари). Мы хотим, чтобы вы присоединились к нам в этой великой деятельности — в установлении Праведного Халифата. Кто же, как не наследники пророков, должны первыми взяться за выполнение этой миссии?! Благочестивый учёный должен находиться в первых рядах. Так будьте же в авангарде борьбы против лжи, чтобы Слово Аллаха было превыше всего.
Мы зовём вас к добру, не стремясь получить какие-то выгоды для себя, статуса или блага. Мы зовём вас ответить на веление Аллаха, чтобы установить исламскую систему жизни, применить Шариат и зажечь факел истины. Мы хотим счастья для всех мусульман в этом мире и великий удел в Следующей жизни.
Аллах и Его Посланник ﷺ обещали возвращение Халифата. И он ближе, чем кажется. Но вы должны помочь в этом деле, будучи учёными Ислама.
Умма разбросана по миру. У неё нет единого правителя. Но учёные — это лидеры мусульман. Вся Умма ждёт от них великих позиций. Так бойтесь же Аллаха и не будьте в числе тех, кто утаивает истину или поддерживает несправедливость. Берите пример с Имама Ахмада ибн Ханбаля, который сказал своему дяде Исхаку ибн Ханбалю, когда тот уговаривал его сказать то, что хотят от него правители, чтобы избежать вреда: «О мой дядя, если учёный будет утаивать истину от страха, а невежда будет говорить на основе своего невежества, тогда как выявится истина?!». Сейчас не время умалчивать истину, но если вы будете молчать, тогда кто скажет, кроме вас?!
Дорогие учёные! Аллах и Его Посланник ﷺ хотят от вас повиновения, а ваше повиновение означает спасение Уммы. Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسۡتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمۡ لِمَا يُحۡيِيكُمۡۖ وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ يَحُولُ بَيۡنَ ٱلۡمَرۡءِ وَقَلۡبِهِۦ وَأَنَّهُۥٓ إِلَيۡهِ تُحۡشَرُونَ٢٤
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к Нему» (8:24). Если же мы не ответим на слова Аллаха, то Он заменит нас другими:
وَإِن تَتَوَلَّوۡاْ يَسۡتَبۡدِلۡ قَوۡمًا غَيۡرَكُمۡ ثُمَّ لَا يَكُونُوٓاْ أَمۡثَٰلَكُم
«И если вы отвернётесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (47:38). Просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто работает во благо религии, и просим не заменять нас другими.
Ваша миссия, о учёные Ислама, заключается в том, чтобы разъяснять людям истину из Откровения, ниспосланного Пророку Мухаммаду ﷺ, истину, которую поддерживали сподвижники, табиины и первые учёные, сохраняя её чистоту. Если же вы отвернётесь, то Аллах заменит вас другими.
На вас лежит большая ответственность. И чтобы выполнить её, вы не должны бояться никого, кроме Аллаха, говорить только правду, где бы вы ни находились, и не продавать свою совесть ни за какую цену. Аллах доверил вам очень важное дело, но и награда будет великой — Рай, ширина которой равна ширине небес и земли.
Если же вы предпочтёте молчать, то как Умма найдёт путь к спасению?! И если вы не станете объяснять людям Халифат, который на протяжении веков был пристанищем человечества, полным справедливости и милосердия, то кто им это объяснит?!
Дорогие учёные! Если вы станете разъяснять людям истину и доносить то, что было вверено вам, тогда Умма поднимет вас на руках, а перед Аллахом ваше положение будет очень высоким. Так спешите же! Покажите, на что способны учёные Ислама. Покажите неверным, что наша религия всё ещё жива. Объедините Умму вокруг знамени Халифата. Помогите Хизб ут-Тахрир, ответив на призыв Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Когда мы объединимся под одним флагом, земля начнёт плыть под ногами неверных колонизаторов и их помощников. Когда мы объединимся, Аллах поменяет наше положение, а неверные больше не будут набрасываться на нас, как собаки на миску с едой, Ислам же войдёт в каждый дом на земле.
О учёные Ислама! Только вы можете разбудить Умму, чтобы она снова стала лучшей общиной, выведенной на благо человечества, чтобы у врагов снова появился почтительный страх перед мусульманами. Ваша активность станет излечением для сердец верующих. Разве вы не видите, как страдания обрушились на этот мир? Он сейчас в тупике и не видит выхода. Настало время праведного правления. Пришло время Халифата по методу пророчества, который станет благой вестью для верующих и предостережением для неверующих. У вас есть решение проблемы человечества. Вы знаете, как спасти мир от зла и заблуждения. Умма сейчас разбросана, но, объединив её, вы станете спасителями мира.
Умма в здравии до тех пор, пока в здравии её учёные. Благодать не покинула матерей этой Уммы, поскольку на свет ещё появятся благочестивые учёные, которые станут лидерами, знамёнами и маяками, ведущими только к довольству Аллаха и не желающими ничего, кроме Рая. Палец, свидетельствующий в намазе о единстве Аллаха, никогда не должен подписываться под ложью. Мусульманин, который уверен в помощи Аллаха, никогда не должен познать унижение покорности. Либо победа, либо смерть на пути Аллаха.