بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Шафик Хамис — Йемен
Знание противоположно невежеству. Аллах возвысил знания:
أَمَّنۡ هُوَ قَٰنِتٌ ءَانَآءَ ٱلَّيۡلِ سَاجِدٗا وَقَآئِمٗا يَحۡذَرُ ٱلۡأٓخِرَةَ وَيَرۡجُواْ رَحۡمَةَ رَبِّهِۦۗ قُلۡ هَلۡ يَسۡتَوِي ٱلَّذِينَ يَعۡلَمُونَ وَٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُواْ ٱلۡأَلۡبَٰبِ٩
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (39:9),
وَتِلۡكَ ٱلۡأَمۡثَٰلُ نَضۡرِبُهَا لِلنَّاسِۖ وَمَا يَعۡقِلُهَآ إِلَّا ٱلۡعَٰلِمُونَ٤٣
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» (29:43). Слово «ильм» более обширно по своему значению, чем слово «маарифа». Например, когда говорится: «أَعْرِفُ فُلَانًا», — то это о том, что ты знаешь его имя, местожительство и место работы этого человека, но когда говорится: «أَعْلَمُ فُلَانًا», — то ты знаешь не только его имя, местожительство, место работы, но так же осведомлён и об условиях жизни этого человека. Аллах возвысил знания над невежеством и побудил людей к их приобретению. Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا اسْتَرْذَلَ اللهُ عَبْدًا حَظَرَ عَلِيْهِ العِلْمَ
«Если Аллах презирает раба, то Он не даёт ему возможности приобрести знания» (привёл Абу аль-Хасан аль-Маварди в книге «Адабу ад-дунья ва ад-дин»). Аллах отдал предпочтение шариатским знаниям, поскольку за счёт них люди находят правильное руководство для жизни, а незнание людей ведёт к заблуждению. Передаётся от Усамы ибн Шарика:
قَالَتِ الْأَعْرَابُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلَا نَتَدَاوَى قَالَ نَعَمْ يَا عِبَادَ اللَّهِ تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ شِفَاءً إِلَّا دَاءً وَاحِدًا قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا هُوَ قَالَ الْهَرَمُ
«Бедуины спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам лечиться?». Он ﷺ ответил: «Да, о рабы Аллаха, лечитесь! Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление, кроме одного недуга». Они спросили: «О Посланник Аллаха, что это за недуг?», — на что он ﷺ ответил: «Старость!» (ат-Тирмизи). Эмпирические науки не приводят к шариатским знаниям. Нам достаточно того случая, когда один из образованных людей стоял у дверей одного учёного и взывал к нему: «Дайте нам в качестве милостыни то, что не нужно жевать, и то, что не утомляет душу!». Ему вынесли еду и немного денег, на что он сказал: «Я нуждаюсь в твоих словах больше, чем в твоей еде, ведь я ищу руководства, а не твоего великодушия». Тогда учёный сообщил ему обо всём, о чём тот спрашивал. После этого спрашивающий вышел довольный и радостный, при этом приговаривая: «Ясное знание лучше, чем богатство самого богатого человека». За знаниями следуют действия, поэтому мы просим Аллаха уберечь нас от знаний, не приносящих пользу. А значит, в чём ценность учёного, который не действует в соответствии со своим знаниями?! Аллах говорит:
أَتَأۡمُرُونَ ٱلنَّاسَ بِٱلۡبِرِّ وَتَنسَوۡنَ أَنفُسَكُمۡ وَأَنتُمۡ تَتۡلُونَ ٱلۡكِتَٰبَۚ أَفَلَا تَعۡقِلُونَ٤٤
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (2:44). Знания следуют рядом с делами, так какова же может быть цена знаниям, если они не ведут к действию? Это очевидная потеря!
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ١٥٩
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159),
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ١٨٧
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187). Необходимо понять, что целью учёных от получения знаний является достижение довольство Аллаха. Аллах смотрит на их деяния, смотрит на то, ищут ли они посредством знаний довольства Аллаха. Причина этого заключается в том, что тот, кто познал приказы и запреты Аллаха, первым стремится исполнить их, а затем стремится обучить других людей этим знаниям, чтобы и они подчинились Всевышнему. Именно практический пример со стороны учёного облегчает воздействие на людей. Рассказывают, что как-то к Хасану аль-Басри пришли рабы и просили его о побуждении людей к тому, чтобы те отпускали своих рабов на волю. Однако аль-Басри задержался со своим ответом, ведь причина его задержки заключалась в том, что у него не было денег; поэтому, когда он получил деньги, то смог купить раба, а затем освободить его. Только после своего личного примера он призвал людей даровать своим рабам свободу. В книге «Адабу ад-дунья ва ад-дин» в главе «Качеством учёного является совершение действий на основе своих знаний» Абу аль-Хасан аль-Маварди писал: «Пусть учёный действует согласно своему знанию и побуждает душу повиноваться тому, что он повелевает, и не быть тем, о ком сказал Всевышний Аллах:
مَثَلُ ٱلَّذِينَ حُمِّلُواْ ٱلتَّوۡرَىٰةَ ثُمَّ لَمۡ يَحۡمِلُوهَا كَمَثَلِ ٱلۡحِمَارِ يَحۡمِلُ أَسۡفَارَۢاۚ بِئۡسَ مَثَلُ ٱلۡقَوۡمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بَِٔايَٰتِ ٱللَّهِۚ وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلظَّٰلِمِينَ٥
«Те, кому было поручено придерживаться Таурата и которые не придерживались его, подобны ослу, который везёт на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (62:5). Катада сказал: «В словах Всевышнего:
وَإِنَّهُۥ لَذُو عِلۡمٖ لِّمَا عَلَّمۡنَٰهُ
«Воистину, он обладал знанием, поскольку Мы научили его» (12:68), — речь идёт об учёном, который поступает согласно своим знаниям» (конец цитаты).
Люди всегда нуждались в посланниках, ведь через них люди узнавали, что Аллах хочет от них. Также посланники были своего рода доводом в пользу того, что Аллах довёл до людей Свои приказы и запреты, а значит, в Судный день они не смогут оправдаться за свои деяния. Затем у людей возникла нужда в пророках, дабы они привели в порядок образ жизни людей согласно тому, что было ниспослано посланникам. Что касается заключительного Послания, то им стал Ислам, а заключительным пророком — Мухаммад ﷺ. После Пророка Мухаммада ﷺ уже не будет пророков и посланников, но будут учёные, которые станут совершать деяния на основе своих знаний. Именно поэтому на учёных ложится обязанность установления религии Аллаха на земле и направления людей по правильному пути, чтобы они руководствовались в делах знаниями учёных. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا وَإِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Учёные — наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство лишь знание, поэтому тот, кто приобрёл его, приобрёл великий удел» (привёл ат-Тирмизи),
مَنْ رَأَى سُلْطَانًا جَائِرًا مُسْتَحِلًّا لِحُرَمِ اللَّهِ نَاكِثًا لِعَهْدِ اللَّهِ مُخَالِفًا لِسُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ يَعْمَلُ فِي عِبَادِ اللَّهِ بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ فَلَمْ يُغَيِّرْ عَلَيْهِ بِفِعْلٍ وَلَا قَوْلٍ كَانَ حَقًّا عَلَى آللَّهِ أَنْ يُدْخِلَهُ مَدْخَلَهُ
«Кто увидит несправедливого правителя, разрешающего то, что запретил Аллах, расторгающего договор с Аллахом, нарушающего Сунну Посланника Аллаха, относящегося к рабам Аллаха греховно и враждебно, и не исправит это словом или делом, того Аллах ввергнет туда же, куда вверг такого правителя» (привели ат-Табарани и Ибн аль-Асир),
لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ وَلَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدَيِ الظَّالِمِ وَلَتَأْطُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً وَلَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّهُ بِقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ وَلَيَلْعَنَنَّكُمْ كَمَا لَعَنَ بَنِي إِسْرَائِيلَ
«Вы обязаны побуждать к одобряемому [Исламом], удерживать от порицаемого [Исламом], хватать за руку притеснителя, склонять его к истине, иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял сынов Исраила!» (привели Абу Дауд и ат-Тирмизи). Эти хадисы касаются всей Уммы Мухаммада ﷺ, поэтому учёные должны стоять в авангарде этого, ведь кто, если не они?! После смерти Посланника ﷺ учёные под сенью Исламского Государства понесли наследие пророков людям. Учёные озвучивали истину, даже если она не нравилась халифам, ведь таково требование Шариата. Как-то Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Как вы поступите, когда увидите во мне отклонение?», — на что ему в ответ было сказано: «Если мы увидим в тебе отклонение, то исправим тебя своими мечами!». Халиф Умар ибн аль-Хаттаб имел обыкновение заботиться о делах людей с должным вниманием, поэтому он пожелал, чтобы люди уменьшили махр своих дочерей. В один из дней Умар поднялся на минбар Посланника Аллаха ﷺ и сообщил о своём намерении касательно махра. После его слов встала одна из женщин и обратилась к нему: «О Умар! Но Всевышний Аллах сказал:
وَإِنۡ أَرَدتُّمُ ٱسۡتِبۡدَالَ زَوۡجٖ مَّكَانَ زَوۡجٖ وَءَاتَيۡتُمۡ إِحۡدَىٰهُنَّ قِنطَارٗا فَلَا تَأۡخُذُواْ مِنۡهُ شَيًۡٔاۚ أَتَأۡخُذُونَهُۥ بُهۡتَٰنٗا وَإِثۡمٗا مُّبِينٗا٢٠
«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого» (4:20)!». На это Умар сказал свои великие слова: «Ошибся Умар, а женщина сказала правду!». После завоевания плодородных земель (савад) Ирака Билял аль-Музни обратился к Умару с просьбой разделить их между ним и его товарищами, и он обращался со своей просьбой до тех пор, пока Умар не сказал: «О Аллах, избавь меня от Биляла и тех, кто с ним». В недавнем прошлом мусульмане жили под сенью Халифата и под правлением халифа, которому была дана присяга на то, что он будет править на основе Ислама. И именно учёные следили за тем, чтобы его правление соответствовало присяге, если же халиф начинал отклоняться и противоречить сути присяги, тогда они отчитывали его и возвращали на правильный путь. Учёные того времени не боялись порицания порицающего ради Аллаха, они выполняли завет заключённый с Аллахом, т.е. они разъясняли правильный путь, раскрывали истину, а не умалчивали о ней. Страницы истории наполнены случаями, когда за свои шариатские позиции учёные подвергались гонениям. Так Малик ибн Анас (основатель маликитского мазхаба) во времена правления Абу Джафара аль-Мансура подвергся испытаниям. Передаётся, что Абу Джафар аль-Мансур запретил Имаму Малику передавать хадис Пророка ﷺ:
لَيْسَ عَلَى مُسْتَكْرِهٍ طَلَاقٌ
«Талак принуждённого не принимается в расчёт», — поскольку вышедшие против Абу Джафара стали использовать данный хадис в качестве доказательства дозволенности своего выхода против него. Они провели аналогию между принуждением в талаке и принуждением в присяге халифу. Завистники Малика ибн Анаса воспользовались запретом аль-Мансура, чтобы настроить его против Малика, который продолжал рассказывать хадис людям. В итоге дошло до того, что Малик подвергся бичеванию в семьдесят ударов.
На долю Абу Ханифы так же выпало испытание, когда он не поддержал Абу Джафара аль-Мансура в противостоянии с алидами и когда он раскритиковал решения судей Абу Джафара.
Когда судья Ибн Абу Ляйля подверг наказанию сумасшедшую женщину в мечети, которая сказала одному мужчине: «О сын прелюбодеев!», — Абу Ханифа сказал: «Судья ошибся в шести позициях:
1. мечеть — не место для исполнения наказания;
2. женщина должна сидеть, а не стоять, когда её побивают;
3. достаточно было применить в отношении неё одно наказание, а не два одинаковых;
4. два одинаковых наказания не применяются;
5. в отношении сумасшедшей наказание не применяется;
6. не выносится решения о наказании её родителей, которых нет на судебном процессе в качестве ответчиков».
Также Абу Ханифа отказался принять 10 тысяч дирхамов и рабыню от Абу Джафара аль-Мансура и отказался стать судьёй, в связи с чем он подвергся 110 ударам и был заключён под домашний арест, помимо этого ему было запрещено издавать фетвы и преподавать. Через некоторое время Абу Ханифа скончался.
Суфьян ас-Саури не удержался от того, чтобы не отчитать халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда он совершал хадж: «Сколько ты потратил на своё путешествие?», — на что аль-Махди сказал: «Я не знаю, у меня есть доверенные лица и представители». Ас-Саури сказал: «Какое у тебя будет оправдание завтра, если ты предстанешь перед Аллахом, и Он спросит тебя об этих растратах? Ведь как-то во время совершения хаджа Умар ибн аль-Хаттаб сказал своему слуге: «Сколько ты потратил на это наше путешествие?», — на что слуга ответил: «О повелитель правоверных, восемнадцать динаров». На это Умар сказал: «Горе тебе! Ведь мы нанесли ущерб Байт уль-Маль!». А помнишь ли ты, что сказал нам Мансур ибн Аммар, ведь ты присутствовал при этом и был первым, кто записал это на совете? Приводит Ибрахим от аль-Асвада, а он — от Алькамы, а он — от Ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
رُبَّ مُتَخَوِّضٍ فِي مَالِ اللَّهِ وَمَالِ رَسُوْلِ آللَّهِ فِيْمَا شَاءَتْ نَفْسُهُ لَهُ النَّارُ غَدًا
«Кто будет распоряжаться имуществом Аллаха и имуществом Его Посланника так, как пожелает, то для него завтра (т.е. в Судный день) будет уготовано место в Огне». На эти слова один из придворных писарей по имени Абу Убайд задал ас-Саури следующий вопрос: «Значит, повелителя правоверных ожидает нечто подобное?», — на что ас-Саури, как полагается сильному и ревностному верующему, сказал: «Помолчи! Ведь фараона погубил именно Хаман!».
В жизни Иззуддина ибн Абдуссалама был период, когда его не только изолировали от публичных выступлений в мечети Дамаска, но и посадили в тюрьму, поскольку он возложил на ас-Салиха Исмаила ответственность за политическое предательство, которое ас-Салих совершил, когда объединился с христианами против правителя Египта Наджм ад-Дина Айюба ибн Шади. Ас-Салих Исмаил передал христианам Цфат и цитадель Бофора, половину Сайды, Тверию, Джабаль-Амель и другие прибрежные города мусульман. Более того, ас-Салих позволил христианам войти в Дамаск и закупить там оружие. Видя всё это, Иззуддин не стал молчать, напротив, во время пятничного намаза, стоя на минбаре, он упрекнул правителя за предательство, а свою проповедь он завершил следующим дуа: «О Аллах! Устрой дело Уммы наилучшим образом, чтобы Твои любимцы обладали силой, а Твои враги были унижены, чтобы Тебе подчинялись и отдалялись от ослушания Тебе!».
Ибн Таймия отчитал Газан-хана за то, что когда он вошёл в Дамаск, то нарушил свои обещания, более того, Ибн Таймия не притронулся к предложенной ему пище. Ибн Таймия так повлиял на Газан-хана, что в его сердце закрались почёт и любовь к учёному.
Таковы были учёные, которые жили под правлением халифа и главенством Ислама, а какие же учёные сегодняшнего дня, когда нет халифа, когда неверные господствуют над мусульманами, грабят их богатства, ведут усердную деятельность по упразднению идей Ислама, его хукмов в жизни мусульман и установлению на их место светских идей и законов? Аллах ниспослал Коран, в котором говорится, что власть должна находиться в руках мусульман, а правление должно строиться на основе Его законов. Первым, кто откликнулся на приказ Аллаха и установил власть мусульман в Медине, был Мухаммад ﷺ, более того, обязательности этого он ﷺ научил учёных. В книге «Адабу ад-дунья ва ад-дин» приводятся следующие слова Хасана аль-Басри о том, что для исправления этого мира нужно шесть правил:
«1) Религия, за которой следуют люди: поскольку это удерживает души от следования страстям; отвлекает сердца от их желаний; религия должна стать во главе тайн, совести и контролёром души тогда, когда нет никого рядом; религия должна давать наставление душе в момент, когда приходят беды ‹...›
2) Сильный султан: поскольку страх перед ним упраздняет разного рода желания, его авторитет объединяет разобщённые сердца, его сильная власть пресекает посягательство врагов и внушает им страх. Причина этого заключается в том, что по своей природе люди любят побеждать и соперничать за то, что им нравится, побеждать тех, кто противодействуем этому. Они не отказываются от этого, пока не предстаёт перед ними сильное препятствие и финансовый сдерживающий фактор ‹...› Султан должен охранять и защищать религию, не позволять её искажать, препятствовать вероотступничеству, не позволять распространения в религии порочности. Если эти вещи не будут удалены от религии сильной властью и должной заботой, тогда желания и взгляды людей исказят её. Нет религии, когда у неё нет султана, поскольку её хукмы будут искажены, а религиозные признаки — стёрты. Каждый лидер будет вносить свои новшества, у каждой эпохи будет влияющая слабость ‹...› Исходя из этих двух аспектов, становится ваджибом избрать Имама, который будет правителем своего времени, лидером Уммы, чтобы его власть охраняла религию и соответствовала её пути и её хукмам».
Такие учёные, как Хасан аль-Басри и другие, знали о необходимости избрания Имама, ведь только тогда правление Уммой будет на основе Ислама. Так где же современные учёные, которые будут делать то, что делали учёные вчерашнего дня? Мать правоверных Зайнаб, дочь Джахша, сказала Посланнику Аллаха ﷺ:
أَفَنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ قَالَ نَعَمْ إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ
«Неужели мы погибнем, несмотря на то, что среди нас будут праведники?», — на что он ﷺ ответил:
نَعَمْ إِذَا كَثُرَ الْخُبْثُ
«Да, если пороки умножатся!» (Бухари и Муслим). Так какое же зло сегодня больше, чем правления на основе законов неверия?! С окончанием Первой мировой войны союзники вырвали власть из рук Уммы, разрушили государство Халифат и разделили мусульманские страны на более чем пятьдесят квазигосударств, между которыми были установлены искусственные границы, препятствующие их возвращению под власть одного халифа. Более того, неверные назначили правителей над мусульманами, чтобы те правили законами неверия во всех аспектах жизни. Поэтому обязанностью учёных сегодняшнего дня — быть в авангарде деятельности по возвращению власти Уммы, избранию для неё халифа, возвращению исламских земель под справедливое правление и знамёна Ислама. Это необходимо для того, чтобы знамя Посланника ﷺ было водружено на место разноцветных флагов, которые символизируют идеи и воззрения Запада. Ведь именно идеи Запада лишили нас господства Шариата и власти Уммы.
Исламские учёные должны засучить рукава и вести деятельность по установлению Второго Праведного Халифата, основанного на методе пророчества. И тогда Халифат положит конец военной, экономической, культурной, политической гегемонии колониального Запада, вернёт контроль над морями мусульман, и тогда появятся новые Аруджи Барбароссы и Тургут-реисы, а Умма сможет извлекать пользу из нефти, которой уже более века пользуются неверные. Нас порадовало то, что мы видели много лет назад, когда группа учёных стала говорить о государстве Халифат и о его возвращении. Однако одних разговоров недостаточно, тем более что сегодня путь установления Халифата стал очевидным и разъяснённым, т.е. таким, каким он был у Посланника Аллаха ﷺ, когда он ﷺ шёл к установлению Первого Исламского Государства в Медине. Посланник ﷺ не шёл путём демократии или иным неисламским путём, поскольку они не приводят к образованию государства для мусульман.
Так пусть эта группа учёных присоединится к учёным, которые уже посвятили себя деятельности по установлению Второго Праведного Халифата! Всевышний Аллах говорит:
فَمِنۡهُم مَّن قَضَىٰ نَحۡبَهُۥ وَمِنۡهُم مَّن يَنتَظِرُۖ وَمَا بَدَّلُواْ تَبۡدِيلٗا
«Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства (или умерли), и такие, которые ещё ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:23). И тогда учёные получат величие после унижения в этом мире и награду в Последующем, на которую они надеются столько времени. Более того, учёные смогут ответить на вопрос Всевышнего: «Что вы сделали, когда на ваших глазах происходило правление на основе законов неверия?».