Обновление религии. Часть I

Обновление религии. Юсуф ас-Сариси — Иерусалим

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Юсуф ас-Сариси — Иерусалим

Аллах Всевышний установил в жизни обществ такие закономерности, которые защищают их от уничтожения, как, например, закономерность смены дня и ночи, или закономерная склонность в людях бороться против высокомерных захватчиков, или закономерность развития общества только при появлении некоей идеи и т.д. Кроме того, Аллах Всевышний создал особую закономерность для Исламской Уммы, которая заключается в том, что покуда мусульмане защищают Ислам и берегут его, а также осознают его как единственно верную религию, законы которой пригодны для любой эпохи и в любом уголке земли, они будут доминировать над всеми представителями других религий и воззрений.

Милость Аллаха в отношении Уммы Ислама велика, потому что Он Сам взялся защищать Коран и религию Ислам от искажения, и сверх того Он постановил, что в каждой эпохе будет появляться группа мусульман, которая, пойдя по пути истины, достигнет победы, а всякий, желающий истины, сможет найти её среди представителей этой группы. Следовательно, не будет проходить ни одной эпохи без тех, кто станет призывать к истине и будет свидетелями над людьми. Также ещё одной милостью Аллаха Всевышнего к мусульманам стало то, что Он в начале каждых ста лет отправляет к Исламской Умме тех, кто обновляет её религию, как и сказал об этом Посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Дауда:

إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الْأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا

«Каждые сто лет Аллах посылает для этой Уммы того, кто обновляет ей её религию».

Обновитель приступает к своей миссии и открывает мусульманам правильное понимание Ислама, очищая Ислам от всего лишнего, что наслоилось на него и прилипло за прошедшие времена, а также проводит иджтихад в поисках решений для самых главных проблем, с которыми сталкиваются мусульмане. Эта милость является одной из самых главных, которую Всевышний даровал мусульманам. Благодаря ей Ислам не исчезнет и продолжит оставаться аргументом в отношении всех созданий Аллаха до Судного Дня, а Исламская Умма продолжит оставаться свидетелем над всеми остальными людьми.

В связи с этим возникает вопрос: почему Ислам нуждается в обновлении? Ответ заключается в том, что Ислам — это религия, исполняемая в практической жизни людей, в связи с чем часто происходит столкновение исламских идей с неисламскими, а также допускается неправильное или искажённое претворение законов Ислама. Кроме того, в жизни людей время от времени возникают новые проблемы, которых раньше не было, но которые, как и все, нуждаются в решении Шариата. В связи с новизной этих проблем решение им не всегда может быть верным или чистым от посторонних чуждых взглядов, особенно когда мусульмане слабо понимают свою религию и не связывают реальность с законами Шариата, будучи неспособными провести иджтихад и т.д. Все эти факторы — если они носят долгосрочный характер — приводят к застою и к отделению Ислама от реальности, т.е. люди перестают даже искать в Исламе решения своим проблемам, что вызывает необходимость очистить у них понимание Ислама. Этот процесс очищения называется в Шариате «обновлением».

Прежде чем обсудить, что такое обновление религии, давайте для начала рассмотрим то, как смотрят на проект обновления Ислама некоторые исламские мыслители. Обнаруживается, что в их глазах обновление Ислама не имеет исламского мотива, а построено на банальном следовании западным основам, и это не удивительно, учитывая то, какому сильному влиянию западных капиталистических идей они систематически подвергались с начала XIX века. А раз они стали подражать Западу во всём, то, конечно же, эта тенденция коснулась вопроса обновления религии и её очищения, почему мы и считаем целесообразным немного заглянуть в историю развития идеи религиозных реформ в христианской Европе до эпохи Возрождения, дабы увидеть, как европейцы поступили со своей религией, и сделать вывод самим.

Распространение идеи о необходимости реформы религии в Европе

До XVI века Европа страдала под гнётом католической Церкви, что и толкнуло в итоге целые пласты местного населения к революции против религиозных властей, из-за чего появились целые организации, выступающие за реформы религии в Европе. Спектр этих организаций был довольно широк, начиная от протестантов и заканчивая секуляристами, причём последним удалось совершить истинную революцию против императоров и королей, как, например, во Франции, революция в которой завершилась полным изменением народного понимания системы правления в Европе.

Так в начале XVI века немецкий священник Мартин Лютер призвал к религиозной реформе Католической Церкви, отказав ей в единоличном праве толковать религию, отказавшись признавать непогрешимость Церкви и индульгенции, которые выдавались только с позволения Папы в Ватикане. Мартин Лютер призвал к необходимости пересмотра отношения к религии, т.е. к «обновлению» понимания Евангелия и Торы. Этим самым он дал толчок идее религиозных реформ в христианской Европе, в результате чего появилось третье самостоятельное христианское течение под названием протестантизм, вдобавок к католичеству и православию, существовавшим ранее. Из протестантизма родилось огромное количество внутренних направлений и сект, у каждой из которых — своя особая акыда, законы и методология. Таким образом некогда единая Западная Христианская Церковь распалась на множество сект и Церквей, враждующих друг с другом — всё из-за появления идеи необходимости религиозной реформы, на которой настаивал Мартин Лютер.

В будущем Протестантская Церковь приняла идею отделения религии от жизни, т.е. секуляризм, появившийся в Европе из-за противоречий, имевших место между священнослужителями, королями и герцогами, с одной стороны, и мыслителями и философами — с другой. Последние восстали против идеи божественного права на власть монархов и заменили её на естественное право, вылившееся в необходимость отделить религию от политической жизни, что и было названо секуляризмом. Первым, кто согласился с идеей отделения религии от политической жизни, стала Протестантская Церковь в Британии. Это произошло после революции Кромвеля в 1680 г., отчего Британия считается первой страной, где была реализована модель светскости.

Зарождение идеи эволюции в Европе

После того, как Европа отказалась от религии, отделив её от жизни, она стала нуждаться в альтернативных законах, которые были бы столь же далеки от религии. Для этого европейцы заимствовали от древних греков и римлян идею т.н. «естественного права», не имеющего отношения к законам Церкви. Европейцы обратили внимание на то, что законы природы неизменны и постоянны, в то время как законы, которые принимают они сами, постоянно нуждаются в исправлениях и дополнениях, чтобы оставаться актуальными.

Это противоречие создало проблемы для них, ведь они заявляли о себе как о людях, следующих естественным законам, т.е. законам природы, а оказалось, что их законы изменчивы, в то время как законы природы стабильны. Оказалось, что демократия, которую они заимствовали у греков, приводит к тому, что люди принимают законы, согласующиеся с их сиюминутными желаниями, а поскольку желания изменчивы, то и законы тоже. В связи с этим европейцы были заинтересованы в том, чтобы оправдать изменчивость своих законов, доказав всем, что эта изменчивость сама является природной и естественной. Поэтому они изобрели идею об изменчивости природы, о её преобразовании, что они и назвали «эволюцией», заявив, что поскольку природа и её законы эволюционируют, то и человек с его законами эволюционирует в том числе, и это целиком естественно и природно. Нет ничего зазорного в том, что законы людей постоянно изменяются, ведь и сама природа тоже находится в постоянном процессе изменений, а потому, наоборот, законы людей должны систематически обновляться и эволюционировать, приспосабливаясь к новым условиям и обстоятельствам, а вот системы законов, которые со временем не меняются, будут накапливать проблемы, и чем дальше, тем меньше будет возможности их решать, пока система не рухнет под их тяжестью. Одним словом, существует нужда в постоянных реформах в законодательной сфере с целью замены всего устаревшего на новое, более развитое и культурное!

Поскольку экспериментальная наука на Западе служит основой в достижении правильности, европейцы стали использовать науку о жизни для утверждения идеи эволюции как закона природы в отношении всех живых существ. На этой волне во Франции стараниями натуралиста Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона была основана школа естественной эволюции. После него Чарльз Дарвин в Британии измыслил теорию эволюции, по сути, объединив в своей теории идеи о «естественной ситуации» и «естественной эволюции».

Поэтому когда авторы капиталистической и коммунистической систем заявляют о том, что эволюция, прогресс и обновление (реформа) являются естественным законом, без которого никак нельзя обойтись, что именно благодаря этому закону остаются функционировать любые системы и развиваться все идеи, а кто эти законы не учитывает, тот обречён на вымирание, потому что Дарвин так сказал и т.д... когда они говорят всё это, то тем самым они лишь пытаются скрыть свой провал и неудачу, ибо если закон и система непригодны и неспособны решить насущные проблемы, то, значит, этот закон и эта система порочны.

Но если бы они подумали глубже, то нашли бы, что мерилом пригодности и успеха любой системы или закона является их способность решать проблемы посредством основ, на которых эти системы и законы базируются. В этом случае любые новые проблемы при любых обстоятельствах и условиях находили бы свои решения в этих законах и системах без необходимости их реформирования. В этом случае закон или система смогли бы решить насущную проблему, потому что изначально опирались бы на правильные основы. Вот какие законы и системы можно назвать эффективными. Но если судьи или исполнители законов нуждаются в их изменении и адаптации к изменчивым условиям, нуждаются в кривых толкованиях и безосновательных интерпретациях, то это значит, что данные законы и системы сошли со своих основ или что изначально их основы были неправильными. В любом случае они утратят свои изначальные цели и ориентиры, что указывает на их ущербность и неспособность решать прецеденты.

Таким образом, лозунг об эволюции и реформах на самом деле является попыткой убежать от ответственности за провальный итог светских законов и систем, потому что и вправду мерилом, определяющим правильность законов и систем, является их способность эффективно решать проблемы, а не способность видоизменяться, латать дыры и растягиваться под воздействием проблем.

Возникновение тенденции реформ и «обновления» среди мусульман

В 1798 г. французская армия во главе с Наполеоном вторглась в Египет, а затем — в Палестину, оставив эти земли только в 1801 г. После ухода французов во главе Египта стал Мухаммад Али-паша, который собрал молодых египтян и отправил их учиться в Европу, после чего те вернулись, пропитанные новыми европейскими идеями демократии, свобод и капиталистической системы, потрясённые промышленным и культурным прогрессом Европы. Затем они принялись распространять новые идеи в Египте и соседних странах. Самыми выдающимися из них были Рифаа ат-Тахтави, Абд ар-Рахман аль-Кавакиби и Хайруддин ат-Туниси.

Было ожидаемо, что после этого всего появится плеяда новых политиков, которые бы тяготели к Европе, подражали бы ей, хотели бы перенять её культуру и системы. Естественно, после них появятся и те, кто будет пытаться найти компромиссное решение между Исламом и западной культурой. Именно последние станут в итоге родоначальниками реформистского направления среди мусульман, самым известным из которых будет Джамалуддин аль-Афгани. Он примется пропагандировать идею необходимости реформ и обновления среди мусульман. Под его влияние попадут учёные университета аль-Азхар, особенно Мухаммад Абдо, который станет главой университета. Учеником Мухаммада Абдо стал реформатор Мухаммад Рашид Рида, редактор журнала «Аль-Манар». Данное умеренно-реформистское течение будет пытаться привести Ислам к компромиссу с культурой Запада, выражавшейся в капитализме. На основании этого течения получат своё начало целые организации и появятся отдельные проповедники во множестве исламских земель.

Самым известным лозунгом реформистского течения среди мусульман является как раз таки обновление и реформа религии. Эта идея — если мы глубоко её изучим — полностью копирует тот путь, по которому пошли христиане в Европе, когда они призвали к аналогичной реформе своей религии, в результате которой возникла светскость, отделившая христианство от жизни. Реформистская школа среди мусульман приступила к экспорту западной демократии в систему правления, а также идеи капитализма в систему экономики, пытаясь оправдать свои действия Шариатом, т.е. используя предлог обновления религии и компромисса. Однако данное реформистское течение так и не смогло привести Ислам к компромиссу со светскостью, т.е. не смогло полностью, как надо пойти путём протестантов, а поэтому всё, что они могли — это заявить о желании извлечь пользу из западных систем экономики и политики, сохранив при этом исламскую акыду, ибадат и нравственность.

Реформисты попытались обновить Ислам, начав проводить исследования в Исламском Шариате на предмет соответствия западным идеям и системам, обнаружив хадисы Пророка ﷺ, в которых говорилось про обновление религии. Эти хадисы они использовали в качестве оправдания для будущего искажения Ислама с целью привести его к соответствию с капитализмом. Затем они стали изучать усуль фикх и обнаружили, что он стоит преградой на их пути и не позволяет им идти на компромисс с Западом, т.к. не принимает его систем. Но они продолжили искать хоть какие-то зацепки, и в конце концов нашли. Они обнаружили, что могут интерпретировать цели Шариата и применять т.н. правило «масалих мурсаля» в соответствии с западными системами экономики и правления, заявив, что западная культура является эталоном культуры, развития и мудрости, а законы Ислама непременно должны ей соответствовать.

Это был краткий исторический обзор зарождения в исламском мире идеи религиозной реформы — идеи, очень схожей с той, которая имела место в христианской Европе. Мусульмане, заимствовавшие эту идею, стали похожи на тех, кто последовал за христианами, даже когда те полезли в пещеру медведя. И если христиане в результате реформистских экспериментов пришли к светскости, к атеизму, к уничтоженной акыде и распространению сект, которых между собой не связывает уже ничего, то к чему придём мы, если не к тому же? Христиане разрушили свою религию, и мы разрушим свою, прикрывая свои действия лозунгом «обновления» религии!

Обновление в разгар войны идей

В начале этого века Америка как лидер западной капиталистической культуры повела по сути войну против Ислама под предлогом борьбы с терроризмом, призвав в 2003 г. устами своего министра обороны Рамсфелда к учреждению нового агентства по борьбе с терроризмом. Эта война, с одной стороны, — новая, но с другой стороны — очень старая, т.е. это новая война неверных против Ислама, лишь оформленная под борьбу с терроризмом для своей более лёгкой реализации в условиях XXI века. В этой связи американский журналист Томас Фридман опубликовал целый ряд статей, где он делится своими взглядами о борьбе идей, заявив, что войну нужно перенести в первую очередь в плоскость внутренней борьбы между обществами мусульман, оказывая поддержку умеренным организациям, чтобы те в борьбе против более радикальных организаций представляли интересы Запада в его противостоянии радикализму, насилию и терроризму.

Ислам сегодня в мире набирает всё больше сил внутри Исламской Уммы, а все предпринятые до этого попытки искоренить его не увенчались успехом. Капиталистический Запад ощущает, что искренние и сознательные мусульмане стремятся установить Исламское Государство заново. Запад прекрасно понимает всю опасность данного вектора развития событий, особенно если учесть тот факт, что сегодня Запад переживает упадок, а Ислам, наоборот, возрождается. Западу уже не так легко бороться с Исламом, как ранее. Все нынешние правящие режимы в мусульманских странах себя почти исчерпали и стали крайне дискредитированными. Исламские народы не верят своим правителям. Учитывая всё это, Запад крайне заинтересован в том, чтобы Ислам нигде не пришёл к власти, а поэтому Запад вынужден с ним как-то бороться. В качестве одного из инструментов борьбы Запад избрал искажение принципов Ислама, одним из которых и является вопрос обновления религии: Запад хочет, чтобы обновление Ислама происходило по тому же пути, по которому обновилось христианство в Европе, т.е. Ислам должен быть изменён и реформирован, для чего нужно начать играть с его текстами. Запад старается опустошить Ислам, лишить его содержания, чтобы Ислам не имел основ, толкающих его к тому, чтобы бороться против западной культуры, особенно в области политики, экономики и правления.

Относительно недавно Запад призвал к борьбе против политического Ислама, назвав его «исламизмом», оправдывая свой призыв тем, что настоящий Ислам — это религия нравственности, поклонения, ритуалов и не более, а значит, в Исламе нет государства, законов, политики и джихада. То, как Запад призывает мир понимать Ислам, явно противоречит исламскому принципу обновления религии, как и способствует отдалению мусульман от проекта Халифата и правления Шариатом. Запад оказывает огромное давление на исламские движения, чтобы те открыто отреклись от политической исламской деятельности, угрожая им истреблением, но тут же позволяет им существовать и даже вести свою деятельность, но только в сфере благотворительности, пропаганды нравственности и ритуалов поклонения под предлогом отсутствия политики в Исламе.

Политика неверных против Ислама заключается в выработке средств, которые бы подходили для них. Так, например, они пытаются установить новые правила для Ислама и новые основы под предлогом обновления религии. Это ложное обновление призывает к формированию нового усуль фикха и носит разные названия — «реальный фикх», «фикх необходимостей», «фикх балансов», «меньшее из двух зол», «гибкость Ислама», — а также выражается в претензии на обновление религии путём искажения целей Шариата и разрушения всякой твёрдой основы у исламской юриспруденции вдобавок к претензии на современное понимание текстов Шариата.

Новшество и обновление

В результате гегемонии западных понятий над мусульманами сегодня произошло смешение двух таких шариатских понятий, как «обновление» и «новшество». Эти два понятия давно рассмотрены Исламом, и их никак нельзя смешивать воедино. Обновление — это то, что Ислам утвердил, признав как нужную и правильную меру, а новшество — это то, что Ислам отринул и признал как заблуждение. Разница между ними — явная. У каждого из этих понятий есть своё определение в Исламе с детальными доказательствами. Так Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ لِهَذِهِ الْأُمَّةِ عَلَى رَأْسِ كُلِّ مِائَةِ سَنَةٍ مَنْ يُجَدِّدُ لَهَا دِينَهَا

«Каждые сто лет Аллах посылает для этой Уммы того, кто обновляет ей её религию». Эти его слова никак нельзя использовать в качестве аргумента к действиям из совершенно иной сферы, как, например, «новшество», о котором Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ، وَكُلَّ ضَلَالَةٍ فِي النَّارِ

«Каждое новшество — заблуждение, а каждое заблуждение — в огне». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«Кто внёс новшество в это наше дело, от того будет отвергнуто».

Новшество бывает двух видов:

1. добавление того, чего нет;
2. удаление того, что было.

Кто внёс нечто новое и стал утверждать, что оно — из Ислама, тот совершил новшество, как об этом сказал Посланник Аллаха ﷺ:

مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«Кто внёс новшество в это наше дело, от того будет отвергнуто». Кто отрицает часть того, что утвердил Шариат, тот так же совершает новшество, как об этом сказал Всевышний в Коране:

أَفَتُؤۡمِنُونَ بِبَعۡضِ ٱلۡكِتَٰبِ وَتَكۡفُرُونَ بِبَعۡضٖ

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (2:85).

Таким образом, новшеством в Исламе считается либо добавлением к нему того, чего не было, либо исключением из него того, что было. Но, как правило, львиная доля всех новшеств приходится не на устранение того, что было, а на прибавление того, чего не было, особенно в вопросах поклонения, таких как намаз или хадж. Так, например, магриб-намаз состоит из трёх ракятов, и кто добавит к нему ещё один ракят или два, тот внесёт новшество, совершив запретное действие. Аналогично обстоит дело и с отдалением молящихся друг от друга в мечетях по причине коронавируса — это запретное новшество, потому что нарушает утверждённый Шариатом вид проведения коллективного намаза. То же самое — и в отношении физического самоистязания или отказа от наслаждения хорошими вещами под воздействием ложной индусской идеи возвышения души такими методами.

К числу новшеств относится попытка придумать новые доказательственные правила в науке усуль фикх, как, например, «польза» и «необходимость», или внедрение капитализма под предлогом «отведения вреда и приобретения выгоды». Кто внёс западную систему неверия в Ислам под предлогом достижения целей Шариата, тот совершил новшество. Если в старые времена новшеством было, как правило, внесение чего-то нового в Ислам, то в наше время новшество, как правило, выглядит наоборот и отрицает в Исламе то, что в нём есть, например, политику и экономику.

Само же обновление религии в Исламе существует и является шариатской необходимостью, актуальность которой появляется каждые сто лет. Истинное обновление направлено не на изменение Ислама, а на его очищение от всяких примесей, не имеющих к Исламу никакого отношения, а также на восстановление в Исламе того, что было утрачено. Именно в этом состоит деятельность обновителей Ислама, о которых сказал Посланник Аллаха ﷺ. Безосновательный пересмотр Ислама не является обновлением религии и приводит к новшеству. Это указывает на то, что под обновлением подразумевается возрождение того, что умерло, возведение того, что утрачено, а также устранение напластований. Также обновлением станет очищение, кристаллизация и очистка исламских идей, что приведёт Умму к развитию.

Поскольку одной из главных задач обновления Ислама является устранение запретных новшеств, выдуманных и внедряемых на протяжении столетий в исламском мире, потому что они не имеют корней в Исламе, то это значит, что все прочие новшества, которые имеют корни в Исламе и к которым не относятся слова Пророка ﷺ о том, что новшество не будет принято, считаются приемлемыми, поскольку они имеют своё основание в Исламе. Эти новшества не будут запретными. Метафорически исламские учёные именуют это «хорошим новшеством», а поскольку оно происходит из самого Ислама, то будет считаться помимо прочего ещё и актом обновления религии, определяясь благим поступком.

Такой поступок будет считаться благим и приемлемым согласно хадису Посланника Аллаха ﷺ:

مَن سَنَّ في الإسْلَامِ سُنَّةً حَسَنَةً، فَلَهُ أَجْرُهَا وَأَجْرُ مَن عَمِلَ بهَا بَعْدَهُ، مِن غيرِ أَنْ يَنْقُصَ مِن أُجُورِهِمْ شَيءٌ

«Кто внёс в Ислам хорошую Сунну, тот получит награду за неё и награду каждого, кто ей последует, причём их собственная награда не уменьшится».

Под сунной имеется в виду похвальный поступок, имеющий отношение к приказу Аллаха, даже если подобных поступков не было во времена Пророка ﷺ. Примером тому служат слова Умара ибн аль-Хаттаба о коллективном проведении намаза-таравих: «Как же прекрасно это новшество!». То, каким является поступок — хорошим или плохим, — мы можем узнать только из самого Шариата, когда имеются шариатские доказательства. Если таковые имеются, то новшество считается приемлемым и хорошим, а если нет, то отвергаемым и дурным.

Разница между обновлением и хорошим действием согласно Исламу состоит в том, что тот, кто закладывает некую новую хорошую традицию, совершает действие, одобряемое Шариатом. Шариат не ограничивает его в том, какая это будет сунна и чего она будет касаться, потому что тот, кто её заложит, пойдёт путём праведности и блага. В это же время обновление религии включает в себя не только хорошие сунны, но и оживление тех сунн, которые ушли в забвение, устранение новшества и разрешение таких вопросов, которых ранее, казалось, разрешить было нельзя.

К обновлениям, на которые мусульмане постоянно должны идти, относятся и решения новых возникающих проблем в жизни Исламской Уммы каждые сто лет. Мусульмане нуждаются в систематических благих обновлениях. К примеру, к таким новым благим традициям относится идея хараджа, которую реализовал Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). Он понимал, что необходимо найти дополнительный и постоянный источник доходов для пополнения Байт уль-Маль, чтобы наладить регулярное финансирование государственных отделов, армии и бедняков. Так, например, Имам Шафии разработал целую науку «усуль фикх», потому что мусульмане уже в то время стали нуждаться в ней ввиду большого расхождения, произошедшего между школами Имама Малика и Имама Абу Ханифы. Чтобы устранить грядущие проблемы, он нашёл решение в разработке исламского усуль фихка, заложив первые правила выведения законов Шариата. Также примером обновления служит традиция «вакфов», которую выработали мусульмане для покрытия общественных нужд и потребностей. Богатые мусульмане выставляют недвижимость, вкладывают землю и деньги в качестве постоянной милостыни, чтобы остальные мусульмане получали от неё пользу даже после смерти вкладчика (см. журнал «Аль-Ваъй», выпуск 407, август 2020 г., тема «Фикх обновления»).

Чтобы обновление не было новшеством, необходимо, чтобы всякая новая идея имела основание в Шариате. Умар ибн аль-Хаттаб, заявив о необходимости хараджа, опирался на аят Корана, в котором Всевышний сказал:

وَٱلَّذِينَ جَآءُو مِنۢ بَعۡدِهِمۡ

«А те, которые пришли после них» (59:10). Умар ибн аль-Хаттаб хотел, чтобы будущие поколения мусульман тоже имели свои земельные наделы, для чего он организовал работу хараджа, и сподвижники согласились с ним. Благотворительные вакфы так же имеют основу в Шариате, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إلاَّ مِنْ ثَلاَثَةِ، إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Если человек умер, все его дела прекращаются, кроме трёх: текущая милостыня, полезное знание и праведный ребёнок, возносящий за него молитвы».

Вакфы являются одним из видов той самой «текущей милостыни», т.е. благого дела, которое живёт даже после смерти его учредителя. Наука усуль фикх, разработанная Имамом Шафии, имеет свои основы в Коране, Сунне, передачах от сподвижников и учёных. Имам Шафии собрал эти основы, систематизировал, вывел на их фундаменте правила и таким образом основал целую новую науку. Все нововведения, имеющие основу в Шариате и относящиеся к понятию «обратного понимания» (мафхум мухаляфа) согласно словам Пророка ﷺ: «Всё, что не из Ислама...», — приемлемы, потому что относятся к Исламу, имеют основание в Шариате и будут считаться положительным актом обновления. Это благое дело будет новым, а значит, идущим в ногу со временем и отвечающим насущным проблемам мусульман. Оно даст новое желанное решение, имеющее корни в Шариате, а значит, связанное с Откровением Аллаха. В противовес этому поступок, не имеющий основы в Шариате, не может считаться шариатским обновлением, а значит, автоматически являются новшеством.

Обновление Ислама является одной из обязанностей современных мусульман, для чего нужно сначала вернуть мусульманам уверенность в их религии и её законах, ибо они утратили эту уверенность в результате действий западной культуры, нанёсшей мусульманам идейный удар, особенно в таких сферах жизни, как политика, экономика и правление. Обновителю религии жизненно необходимо будет ко всему прочему решить ещё и эту проблему, ибо иначе никак.

Связь обновления с призывом к эволюции

В связи с большой опасностью лояльного отношения к т.н. «эволюции» во всём мире, в частности — среди мусульман, необходимо раскрыть и показать, что именно означает этот термин и каким более подходящим термином его можно заменить, чтобы прекратить использование предыдущего термина, вводящего людей в заблуждение.

Эволюция — это переход материи из одного состояния в другое, преобразование чего-то в более лучшее состояние, а поэтому на Западе эволюция сравнивается с современностью, культурой и прогрессом. Поэтому на Западе такие понятия, как современность и урбанизация, очень близки по своему значению с эволюцией, потому что в их глазах они означают «прогресс». Соответственно, раз они считают эволюцию безусловным благом, то для них эволюция религии, т.е. её изменение, априори будет благим и правильным, будет соответствовать культурному росту и современности.

В свою очередь, обновление — это приведение объекта в обновлённое состояние, т.е. восстановление чего-либо в его первичном облике. Так, например, обновлением одежды будет считаться её чистка и шитьё всех дыр так, чтобы она стала как новая. Обновлением машины станет её чистка и ремонт, чтобы она выглядела как будто только из салона. Обновление — восстановление объекта до его первичного состояния.

Идейная разница между обновлением и эволюцией состоит в том, что эволюция не заинтересована в сохранении изначальной сути объекта или в возвращении к нему, а заинтересована в изменении объекта до такой степени, чтобы он соответствовал современной западной культуре. Также эволюция работает над устранением всего, что мешает намеченным изменениям и не даёт прийти к прогрессивной современности, даже если ради этого придётся изменить суть самого объекта и отойти от его основы. Обновление же заинтересовано в исправлении объекта, устранении наростов, не имеющих к нему отношения, с одновременным сохранением и даже защитой основы и сути этого объекта.

Перенося это понимание на религию, мы заключаем, что эволюция религии будет означать изменение её базовых идей для соответствия современной культуре в целях её преображения к лучшему, а значит, введение в религию новых идей, даже если они будут противоречить основам этой религии, только ради того, что эти идеи — современные. В то же время обновлением религии будет считаться улучшенное её понимание и возвращение к её откровениям с одновременным осознанием реальной действительности с точки зрения законов этой религии. Одновременно обновление религии приводит к устранению всех напластований, не имеющих к ней отношения. В результате обновление станет процессом кристаллизации понимания религии и очищения от всего лишнего, не имеющего к ней отношения.

Термин «эволюция» используется некоторыми людьми в смысле улучшения и модернизации, однако это понимание на самом деле — лишь смесь таких понятий, как модернизация и эволюция, потому что улучшение/модернизация чего-то может быть достигнуто не только в наше время, но и в прошлое время. В то же время эволюция всегда официально ведёт к улучшению, и новое в ней всегда лучше старого.

Теория эволюции на Западе утверждает, что всякая новая вещь возникает в результате эволюции, а значит, выглядит лучше старой, т.е. всё новое лучше старого. Теория эволюции подразумевает, что история не может быть цикличной, что исторические события не могут повторяться, хотя на самом деле сама же история свидетельствует об обратном, а значит, у такого понятия, как улучшение, нет привязки ко времени, а есть привязка к тому, как мы понимаем некие вещи и как мы можем их применять. Возвращаясь к науке усуль фикх как к примеру, можно сказать, что это старая наука, но сегодня нет учёных, которые бы приблизились в своей степени к учёным прошлого и усовершенствовали бы эту науку.

Что касается смешения терминов «эволюция» и «современная промышленность», то стоит сказать, что теория эволюции вообще возникла на Западе, и в результате неё Европа пришла к развитию во всех областях науки и производства, а поэтому развитие произошло не вследствие эволюции, а вследствие выработки самой её теории. Доказательством тому служит тот факт, что мусульмане намного раньше европейцев пришли к развитию и имели прогрессивные технологии в то время, когда о теории эволюции никто и не слышал, но потом они стали плохо понимать и применять свои идеи и вошли в состояние идейного упадка.
По всем этим соображениям мы должны отказаться от использования термина «эволюция» и применить другой термин, который бы намного точнее и правдивее определял, что такое «улучшение».

Когда требуются обновление и прогресс?

Когда в обществе накапливаются проблемы, а государственные системы и законы не справляются с их решением, трудности накладываются одна на другую, закрывая всякий выход, люди начинают искать причины своих проблем и находят решение в обновлении или изменении действующих законов и систем. То же самое происходит с общественными идеями и понятиями.

В случае, если системы, законы и понятия не имеют твёрдой неизменной основы, т.е. законы и системы выдуманы самим человеком, то и вправду они могут меняться, когда и как угодно, их постоянное изменение и исправление целиком понятны и логичны, потому что эти законы несовершенны и нуждаются в регулярных исправлениях, чтобы лучше решать проблемы человека в соответствии с современной западной культурой. Но если эти идеи и законы исходят из твёрдой и правильной основы, т.е. были даны Самим Создателем человека, то их заменять или исправлять неправильно, а можно и нужно лишь периодически обновлять, приводя в первозданный вид.

Ислам — это религия Аллаха. Никакое изменение, никакое искажение или неправильное понятие не могут приблизиться к этой религии ни спереди, ни сзади. Ислам дарован Создателем человека, и Он лучше всех знает, что полезно человеку, а что идёт во вред, в т.ч. — различные идеи, системы и законы. Поэтому человеку не дозволено даже прикасаться к основам этой религии и к её сути, а значит — к законам, что исходят из неё, т.к. все они считаются частями одного Откровения от Аллаха. Поэтому в Исламе — религии Аллаха — нет места изменениям, реформам или замене на новые законы.

Ислам не нуждается в реформах, и мы уверены в этом ещё и потому, что люди, призывающие к его реформам, желают внедрить в нашу религию идеи западного капитализма под предлогом окультуривания, осовременивания и эволюции. Но на самом деле они призывают слепо следовать западной культуре только потому, что она сегодня доминирует в мире, несмотря на то, что эта культура капиталистическая и что её акыду разработали люди, а значит, она обязательно подвержена всевозможным ошибкам, дефектам, недостаткам и упущениям, не говоря уже о её порочности с самих своих основ. Капитализм десятки лет доказывает свою непригодность и демонстрирует катастрофические последствия, за которыми тут же развиваются всевозможные преступления в отношении целых народов, особенно неевропейских.

Но почему необходимо обновлять религию при том, что она дана Аллахом, не меняется и не модернизируется? Ответ на этот вопрос заключается в том, что обновление не связано с изменением текстов религии в Коране и Сунне, как и не связано с изменением арабского языка или его развитием. Причиной — как мы сказали — является то, что Ислам — это религия, которую люди претворяют в своей жизни, в процессе чего всегда происходит столкновение исламских идей с неисламскими, а значит, неизбежно местами будет допущена небрежность, а местами — чрезмерность, может наступить момент, когда люди перестанут связывать реальность с некоторыми законами Шариата. Если это положение продлится достаточно долгое время, то Ислам может быть и вовсе отделён от реальной действительности, что сразу же потребует его обновления.

 

Неудивительны изменения, постигшие и арабский язык. Все языки в этом мире со временем меняются, потому что такова закономерность языков, о которой Аллах Всевышний сказал:

وَٱخۡتِلَٰفُ أَلۡسِنَتِكُمۡ وَأَلۡوَٰنِكُمۡ

«... в различие ваших языков и цветов...» (30:22).

Арабский язык, на котором было ниспослано Откровение от Аллаха, уже не тот арабский язык, который мы слышим сегодня на улицах. Нынешний арабский язык за долгие столетия претерпел значительные изменения, превратившись в группу диалектов. Поэтому когда говорится про обновление религии, то не имеется в виду работа по возвращению к арабскому языку, чтобы все люди вновь заговорили на литературном языке курайшитов, на котором было ниспослано Откровение. Очень сложно вернуть всех и каждого из мусульман к тому, чтобы они понимали литературный арабский язык при том, что это на самом деле не требуется Шариатом, а требуется понимать тексты Откровения на том языке, на котором оно было ниспослано, и никакое изменение языка после завершения Откровения не является аргументом и не рассматривается.

Таким образом, обновление выражается в восстановлении правильного лексического понимания текстов Шариата на арабском языке при том, что сегодня даже арабы говорят на разных диалектах. Аллах Всевышний ниспослал Своё Откровение не просто на арабском языке, но ещё и в той манере, в которой арабы того времени привыкли излагать свою речь. Мы же сегодня должны иметь специалистов, которые будут понимать ту манеру так, как понимали арабы того времени, и это понимание не должно быть утрачено или изменено. Необходимо сохранить это понимание таким, каким оно было вплоть до смерти Пророка ﷺ. Всё это так потому, что обновитель религии, муджтахид, муфассир, учёный фикха и вообще все исламские учёные должны знать арабский язык времён курайшитов на уровне специалистов.

Учёные языка в первые века — когда арабский язык уже начал портиться — целенаправленно жили в среде бедуинов, сохранявших чистоту арабского языка, записывали стихи на арабском языке, для сохранения языка изобрели такие науки, как риторика, грамматика, морфология, орфография, правописание, разработали словари и прочее. Поэтому достаточно будет того, чтобы исламские учёные знали арабский язык времён курайшитов, хотя будет очень хорошо, если все мусульмане будут стремиться изучать арабский язык ради понимания текстов Шариата так, как их понимали Посланник Аллаха ﷺ и сподвижники.

Обновлением также будет считаться правильное понимание реальности, по поводу которой были ниспосланы законы Шариата. Учёный и муджтахид будут правильно понимать тексты Шариата, если их понимание будет основано на правилах арабского языка и шариатских текстов. Однако возможно, что некоторые из них могут иметь разное понимание реальности, связанной с тестом Шариата, а значит, кто-то из них по ошибке может применить некий шариатский текст не к месту. Именно поэтому исламские учёные расписали причины ниспослания каждого аята Корана и хадиса, отчего в итоге были написаны целые книги по биографии Пророка ﷺ, ибо это помогает понять реальность каждого аята и хадиса.

Обновление религии будет заключаться ещё и в изучении мест, обстоятельств и условий, которые доминировали во времена ниспослания Откровений. В этом направлении обновление ожидается очень большим. Например, будет необходимо определить меры шариатских весов, определить, чему будет равняться 1 саа (мера сыпучих тел), сколько будут весить и как будут выглядеть динары и дирхамы, какой длины будет 1 зираа (локоть) и т.д. Также необходимо будет пересмотреть способы, тактики и стратегии боевых действий, одежды, продукты питания, принципы инфраструктуры, постройки городов и сёл, определиться с методами сельского хозяйства и промышленности и т.д. Необходимо понять такие вопросы, как сафар (путешествие), законы определения пригодности воды для омовения и питья, строительство дорог и домов, преимущественное право покупки и прочее. Всё это позволяет муджтахиду и учёному фикха определить смысл конкретного текста Шариата и обстоятельств, в которых был ниспослан конкретный шариатский текст.

Преступлением является то, что происходит сегодня в стране Двух святынь, где разрушаются памятники истории Ислама: был снесён дом Пророка ﷺ, снесены дома сподвижников, снесены старые мечети и прочие памятники Ислама. Всё это было преступлением против мусульман, потому что под благовидными предлогами правительство Саудовской Аравии желает стереть историю Ислама с её вещественными источниками. Мы, мусульмане, наоборот, должны оберегать любые памятники Ислама, особенно те строения, которые были во времена ниспослания Откровения и которые связаны с обстоятельствами, при которых ниспосылалось Откровение. Эти вещественные источники помогают нам понять смыслы законов Шариата, которые ниспосылались Пророку ﷺ, чтобы затем применять их самим.

Обновление, требуемое от мусульман сегодня, состоит в том, чтобы мы стали понимать Ислам таким, каким он был изначально, во времена Посланника Аллаха ﷺ. Обновление сегодня должно проходить путём соблюдения определённых правовых и разумных норм с искренним желанием понять тексты Шариата и смысл законов Шариата. Затем эти тексты применяются в современной реальности. Если произойдёт некое новое событие, которого в истории Ислама ещё не было, то муджтахиды и учёные фикха начинают работать над выведением такого закона Шариата, который бы дал ответ на новый вопрос в рамках науки усуль фикх.

Вторая часть по ссылке