بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Абу Сухайб ас-Саса
В научном мире существует так называемая «теория трёх обезьян». Однажды учёные провели эксперимент над обезьянами и поместили их в клетку, посреди которой стояла лестница, ведущая на платформу, а над платформой висела связка бананов. Через некоторое время одна из обезьян проголодалась и решила подняться по лестнице к платформе, чтобы съесть бананы. Но как только она коснулась лестницы, всех троих стали обливать холодной водой, пока обезьяна не вернулась на своё место. Спустя некоторое время вторая обезьяна решила полакомиться бананами, но её вместе с другими обезьянами ожидала та же участь. Как только одна из обезьян пыталась подняться по лестнице, их тут же обливали холодной водой до тех пор, пока они не отказались от идеи достать бананы.
Затем одну обезьяну из клетки заменили другой. И когда новая обезьяна проголодалась и попыталась подняться по лестнице за бананами, то две старые обезьяны не позволили ей это сделать, напав на неё. Затем точно так же заменили ещё одну из старых обезьян на новую. И когда та тоже попыталась подняться по лестнице, то её избили те две другие обезьяны. Затем новой обезьяной заменили последнюю из первой группы — из тех, кого обливали холодной водой. Новая обезьяна снова попыталась подняться по лестнице за бананами, но две другие избили её, не дав ей сделать этого, несмотря на то, что в клетке не осталось ни одной обезьяны, которую обливали бы холодной водой.
Такое вступление в нашу тему было необходимым для того, чтобы понять, как дрессировка сказывается на человеке, если с ним обращаться как с животным. Дрессировка сосредоточена на воспитании чувств, то есть инстинктивных ощущений, таких как боль, бедствие, печаль, оживление и радость.
В седьмом веке хиджры в сознании мусульман произошли упадок и слабость в понимании Ислама, после чего принцип дрессированного склада ума стал заменять принцип озаряющего склада ума в суждении о поступках. Причиной этого стало отделение энергии арабского языка от энергии Ислама, поскольку в понимании и применении Ислама важность арабского языка игнорировалась с начала седьмого века хиджры. Арабский язык — это язык Ислама и важная составляющая религии Аллаха. Именно языковая энергия несёт в себе энергию Ислама. Они настолько связаны, что полноценное применение Ислама невозможно в отрыве от языка. Как следствие этого разделения был остановлен иджтихад (выведение законов из исламских текстов), что ещё больше усугубило ситуацию.
В книге «Концепция Хизб ут-Тахрир» встречаются следующие строки: «Однако после того, как были записаны мазхабы муджтахидов, были собраны их правила и решения, вопрос иджтихада ослаб в сознании мусульман, и численность муджтахидов стала незначительной. Вследствие этого среди мусульман увеличилось количество тех, кто просто следовал законам, выведенным мужтахидами, а ижтихад стал редким явлением. Сила подражания дошла до такой степени, что некоторые стали говорить о прекращении иджтихада и обязательности следования. По этой причине подавляющее число мусульман, даже если не все, стало мукаллидами (последователями)».
Вот тогда были открыты двери перед принципом дрессированного склада ума, что привело к ослаблению богобоязненности мусульман. С тех пор они молчали при виде того, как их правители руководствуются одним законом неверия. Ситуация продолжала ухудшаться так, что мусульмане теперь молчали о том, что их правители руководствовались уже рядом законов неверия. Следствием этого молчания в долгосрочной перспективе стало то, что правители осмелились открыто применять законы неверия. Мусульмане Египта молчали, когда их правитель применил французское гражданское право в 1883 году и отменил нормы Шариата. Затем мусульмане Исламского Государства хранили молчание, когда законы неверия были установлены в качестве конституции для мусульман в 1909 году. Даже если сначала они восстали против этого, но потом всё равно стали хранить молчание. Поэтому не было удивительным то, что Мустафе Кемалю удалось упразднить Халифат, отменить все положения Ислама и объявить власть неверия.
Поскольку у мусульман преобладал дрессированный склад ума, вопрос применения Ислама вышел из разряда судьбоносных. Затем мусульман и вовсе перестало волновать проявление явного неверия, и они больше не поднимали оружия для его устранения. Потом над ними были установлены системы неверия, и они даже не осуждали это. Многие мусульмане даже посчитали приемлемыми законы неверия, привыкли к ним и добровольно отказались от правления Ислама.
С тех пор, как мусульмане отказались от выполнения миссии, возложенной на них Аллахом, а именно — стать управителями мира и носителями Послания Ислама человечеству, стало естественно, что они — по собственному желанию или нет — уступили своё место другим. Именно таков порядок, установленный Аллахом для этого мира.
Арена идей не может оставаться пустой, как и политическая арена. Поэтому в мире — после кровопролитной борьбы между мыслителями и Церковью — появился капитализм. Стороны конфликта пришли к компромиссу и положили конец конфликту. Существование Создателя было косвенно признано, но Церковь больше не могла заниматься делами государства. Вместо этого люди стали сами себе писать законы. По завершении конфликта капитализм окреп и в первую очередь занялся дрессировкой склада ума сначала своих народов, а затем — и колонизированных народов, в том числе — исламских. Этот процесс сопровождался беспрецедентной в истории жестокостью. А к дрессировке капитализм был вынужден прибегнуть по той причине, что его основополагающая мысль не убеждала разум и не согласовывалась с природой человека, вызывая в нём смятение и путаницу. Поэтому капитализм стал управлять людьми строгостью закона и силой власти.
То же самое происходило и с социализмом, который утверждал, что Вселенная, человек и жизнь — это просто материя, не имеющая Создателя. Как утверждали сторонники социализма, система, проистекающая из основополагающей мысли, должна соответствовать уровню развития материи и орудий труда. Как следствие, социализм тоже прибегнул к дрессировке склада ума, поскольку его мысль строится на материи, а не на разуме. На самом деле, система, возникшая из основополагающей мысли социализма, была составлена группой мыслителей из Коммунистической партии, которая в то время контролировала власть. Социалистическая идея противоречит здравому смыслу и не соответствует природе человека, что стало причиной страдания каждого, кто жил в сени её системы. Для того, чтобы выдрессировать склад ума народов, будь то мусульманских или немусульманских, социализм управлял ими огнём и мечом. Социалистическая власть убивала, лишала крова и выселяла миллионы людей по всей территории страны.
Поскольку идеологии по своей природе сталкиваются лбами, а не сближаются, как полагают некоторые подвергшиеся дрессировке склада ума люди, капитализм вступил с социализмом в ожесточённую борьбу, которая привела к падению и исчезновению социалистического государства 26 декабря 1991 года.
Так освободилась арена для капитализма, у которого больше не осталось идеологического врага, имеющего государство, чтобы противостоять ему на уровне мысли. И поскольку капитализм не может существовать без врага, он стал вызывать чувство угрозы со стороны исламской идеологии. Он объявил вражду по отношению к Исламу, особенно к тем мусульманам, которые призывают к созданию Исламского Государства. Стратегические исследовательские центры на Западе, такие как «RAND», приступили к проведению обширного исследования, включающего Ислам и мусульман, а также исламские движения, присутствующие в исламском мире. К примеру, по завершении своего исследования центр «RAND» обнародовал следующие результаты:
В исламском мире есть «светские либеральные мусульмане»; есть «умеренные мусульмане», смешавшие Ислам и секуляризм; есть «мусульмане-экстремисты и фундаменталисты». В исследованиях рекомендуется уделять приоритетное внимание умеренным исламистам, таким как суфисты и движение «Братья-мусульмане». Согласно тому, что упоминается в материале, «умеренное исламское течение» — это течение, которое:
1. Не стремится к применению Исламского Шариата.
2. Поддерживает свободу женщин в выборе «партнёра» вместо мужа.
3. Отстаивает право религиозных меньшинств занимать высокие посты в странах с мусульманским большинством.
4. Поддерживает либеральные течения.
5. Соглашается только с двумя исламскими религиозными течениями: «традиционное религиозное течение», то есть воспитывающее обывателя, который просто молится и не имеет других интересов, и «религиозное течение, интегрирующееся в западную систему».
И тут назревает вопрос: как эти «исламские движения» опустились на тот уровень, который устраивает капиталистических политиков?
Здесь пора вернуться к рассмотрению принципа дрессировки склада ума, который является одной из основ этих движений, за исключением Хизб ут-Тахрир. Все исламские движения, существующие в нашей действительности, в воспитании своих членов полагаются на принцип дрессировки склада ума. Абсолютное повиновение... Не смей задавать вопросы своему шейху... Кто возразит, тот будет изгнан, а кто согласится — останется... Мюрид перед шейхом — как тело усопшего перед омывающим. В таких движениях просвещение построено на одних только знаниях, что приводит к воспитанию «ходячих книг», а также построено на проповедях и наставлениях, что лишило их теплоты веры. В итоге всё это стало представлять собой угрозу для исламской деятельности, поскольку усыпляет мусульман.
Ислам имеет особый метод достижения истины и особый метод изучения, который не похож на методы других идеологий. Этот метод достижения истин вещей называется рациональным мышлением, и заключается он в следующем: реальность, воспринимаемая органами чувств, передаётся в мозг, где имеется предшествующая информация, объясняющая эту реальность. Связывая реальность с информацией или связывая информацию с реальностью, мы получаем понятия о жизни, а при сопоставлении этих понятий с идейной базой исламской акыды у нас формируется исламский склад ума.
Эти понятия определяют поведение мусульманина по отношению к воспринимаемой действительности и определяют для него вид склонности к этой действительности — принятие или отторжение. Именно из этих побуждений, связанных с понятиями, формируется исламский склад психики. Когда склад ума и склад психики основаны на одном правиле, которым является исламская акыда, это создаёт отличительную исламскую личность.
Что касается метода преподавания Ислама, то он используется только в двух случаях: когда знание приобретается ради знания либо когда ученик воспринимает информацию мыслительно, так что она воздействует на его чувства, порождает энтузиазм к познанию, и он узнаёт то, что решает жизненные проблемы. Знание в Исламе не приобретается только ради знания, которое не приводит к действию, и не заключается только в наставлениях и проповедях, порождающих поверхностность, лишённую теплоты веры. Сообщается, что Ибн Масуд сказал: «Когда кто-нибудь из нас учил десять аятов, он не переходил дальше, пока не изучит их значение и практическое применение».
Отсюда мы видим разницу между дрессированным складом ума, который представляет угрозу для людей, в том числе — для исламских учёных, и между рациональным озаряющим складом ума, который формировал Посланник Аллаха ﷺ в своих сподвижниках и на котором построил государство, несущее свет всему миру.