بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Наш Создатель, Всемогущий и Извечный Аллах, говорит:
مَآ أُرِيدُ مِنۡهُم مِّن رِّزۡقٖ وَمَآ أُرِيدُ أَن يُطۡعِمُونِ٥٧ إِنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلرَّزَّاقُ ذُو ٱلۡقُوَّةِ ٱلۡمَتِينُ٥٨
«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51:57,58).
Аллах установил законодательство в интересах самого человека, и Он желает лишь счастья и блага для людей. Поэтому веления Аллаха пришли в виде «делай» и «не делай». Этим самым Аллах не хочет ограничить свободу человека, а лишь хочет защитить его. Даже если Аллах установил какие-либо ограничения, то это было сделано только для того, чтобы защитить человека. К примеру, Аллах запретил воровство для всех людей, чтобы никто не воровал у другого человека. Таким образом, Аллах защитил миллионы людей. В этом и заключается интерес и защита каждого человека. Мы должны принять Шариат Аллаха не на уровне отдельных лиц, а на уровне общества. Другими словами, соблюдение Шариата требуется как от тебя, так и от других людей.
Каждый человек, живущий под сенью Шариата, обретает мирную жизнь, не переживая за наличие законодательства, будь он верующим или зиммием (немусульманский подданный Исламского Государства). Исламский Шариат пришёл на благо всех людей с тех пор, как Аллах создал Адама, отца человечества, и до того дня, когда Аллах унаследует землю и тех, кто на ней. Милость Аллаха объемлет всякую вещь. Именно по милости Аллаха к людям всегда являлись пророки и посланники. Они приходили в интересах самих людей, чтобы показать путь, который соответствует их природе, убеждает их разум, наполняет их души спокойствием и безмятежностью. Это отличается от всех выдуманных людьми путей, которые погружают в состояние противоречий и разногласий и порождают страдания и тяжкую жизнь.
Аллах выбрал Мухаммада ﷺ в качестве заключительного посланника, а после него бремя заключительного послания легло на Исламскую Умму. Мусульмане применяют положения Шариата, распространяют Ислам джихадом и даватом. И таким образом исламское Послание продолжает своё существование в качестве прямого пути. Именно Умма Мухаммада ﷺ удостоена чести нести эту религию как послание всему миру, и прежде всего — её учёные. Сообщил Ахмад и другие мухаддисы от Абу Дарды (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَإنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأنْبِيَاءِ وَإنَّ الأنْبِيَاءَ لَمْ يَوَرِّثُوا دِينَاراً وَلاَ دِرْهَماً وَإنَّمَا وَرَّثُوا العِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بحَظٍّ وَافِرٍ
«Обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел». Этот хадис упоминается в тафсире к следующему аяту:
ثُمَّ أَوۡرَثۡنَا ٱلۡكِتَٰبَ ٱلَّذِينَ ٱصۡطَفَيۡنَا مِنۡ عِبَادِنَا
«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали» (35:32).
Учёные говорят о том, что слово «наследие» имеет два значения. Согласно первому мнению, «учёные — это наследники пророков в том, что касается обязательности донесения и распространения религии, чтобы она восторжествовала над всеми остальными религиями». Согласно второму мнению, «желающие получить знание должны слушать и почитать учёных, поскольку учёные — это наследники пророков». Ещё одно мнение гласит, что первое является причиной второго, утверждая, что «почитать и слушать учёных обязательно, поскольку именно они оживляют Сунну и Шариат». Нет почтения или послушания тому, кто не возрождает Сунну и Шариат, кто не работает над всесторонним применением Ислама в жизни человека, общества и государства, чтобы достичь истинного господства Послания Аллаха (из книги «Шарх Сахих аль-Бухари», Ибн Батталь).
Если учёные выполняют то, что им велено, Аллах поднимает их степень. Аллах говорит:
يَرۡفَعِ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡعِلۡمَ دَرَجَٰتٖ
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
Если же они не внимают своим знаниям, не выполняют то, что им велено, или используют знания для получения мирских удовольствий, таких как деньги, или хотят, чтобы люди хвалили их из-за знаний, или хотят занять определённое положение в обществе, или прислужить правителям, или желают, чтобы люди закрывали глаза на распространение порока, или вводят людей в заблуждение и пытаются удержать их от истинного пути, — в любом из этих случаев они не получат от Аллаха обещанной награды и не заслуживают послушания и почтения. Наказание подобных горе-учёных будет более суровым, чем у остальных людей. Сообщил Муслим от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَوَّلَ النَّاسِ يُقْضَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَلَيْهِ رَجُلٌ اسْتُشْهِدَ فَأُتِىَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعْمَهُ فَعَرَفَهَا قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: قَاتَلْتُ فِيكَ حَتَّى اسْتُشْهِدْتُ. قَالَ: كَذَبْتَ! وَلَكِنَّكَ قَاتَلْتَ لأَنْ يُقَالَ هُوَ جَرِىءٌ. فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِىَ فِى النَّارِ. وَرَجُلٌ تَعَلَّمَ الْعِلْمَ وَعَلَّمَهُ وَقَرَأَ الْقُرْآنَ فَأُتِىَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: تَعَلَّمْتُ الْعِلْمَ وَعَلَّمْتُهُ وَقَرَأْتُ فِيكَ الْقُرْآنَ. قَالَ كَذَبْتَ! وَلَكِنَّكَ تَعَلَّمْتَ لِيُقَالَ: عَالِمٌ. وَقَرَأْتَ الْقُرْآنَ لِيُقَالَ: هُوَ قَارِئٌ. فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِىَ فِى النَّارِ. وَرَجُلٌ وَسَّعَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَعْطَاهُ مِنْ أَصْنَافِ الْمَالِ فَأُتِىَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: مَا تَرَكْتُ مِنْ سَبِيلٍ تُحِبُّ أَنْ يُنْفَقَ فِيهَا إِلاَّ أَنْفَقْتُ فِيهَا لَكَ. قَالَ: كَذَبْتَ! وَلَكِنَّكَ فَعَلْتَ لِيُقَالَ: هُوَ جَوَادٌ فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِىَ فِى النَّارِ
«Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?». Он ответит: «Я сражался ради Тебя, пока не погиб!». (Аллах) скажет: «Ты лжёшь, ибо сражался ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Смельчак!», — и (они) говорили (так)!», — после чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в (адский) Огонь. Затем приведут человека, который приобретал знание, обучал ему (других) и читал Коран, и (Аллах) напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?». Он ответит: «Я приобретал знание, и (обучал) ему других, и читал Коран ради Тебя!». (Аллах) скажет: «Ты лжёшь, ибо учился ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Знающий!», — и читал Коран (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Он чтец!», — и (они) говорили (так)!», — после чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в (адский) Огонь. А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и (Аллах) напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?». Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». (Аллах) скажет: «Ты лжёшь, ибо ты делал это (только) для того, чтобы (люди) говорили: «Щедрый!», — и они говорили так!», — после чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в (адский) Огонь».
Сегодня важнейшим долгом мусульман в целом, и учёных — в частности, является установление религии, несение исламского послания, построение государства, которое станет претворять Ислам, несение призыва и защита мусульман от врагов. Учёные в первую очередь должны разъяснять людям религию и то, что поможет им в этой и Последующей жизни. Таков завет, который Аллах взял с них в Коране:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ١٨٧
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).
Давайте прочитаем, что говорят учёные в тафсире к этому аяту. Куртуби: «Слова «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание» относятся к иудеям. Им было велено уверовать в Мухаммада ﷺ и рассказать людям о нём, но они скрыли свои знания. Аят в первую очередь обращён к ним, а затем — и ко всем остальным». Аль-Хасан и Катада: «Аят касается каждого, кто обладает хоть каким-то знанием из Корана. Кто знает что-то, путь разъясняет людям. Остерегайтесь скрывать знание, ведь в этом кроется погибель». Мухаммад ибн Кааб: «Не дозволено учёному умалчивать свои знания, а невежде — умалчивать о своём невежестве. Аллах говорит:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание» (3:187),
فَسَۡٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43)».
Абу Хурайра: «Если бы Аллах не взял завет с обладающих знанием, то я не передал бы вам ни слова. Аллах говорит:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание» (3:187)».
Ибн Касир: «Аллах упрекает и угрожает обладателям знания, с которых взят завет из уст пророков о том, что они уверуют в Мухаммада ﷺ и расскажут о нём людям, чтобы они ждали его прихода, а когда он придёт — последовали за ним. Но они скрыли свои знания, продав блага, которые были обещаны им в этом и Последующем мире, за ничтожную цену и незначительный мирской удел. Как же скверно они поступили. Пусть же учёные остерегаются того, чтобы последовать их примеру и быть подвергнутыми тому же, чему подверглись они. Учёные должны использовать имеющиеся знания в благих делах и не скрывать из них ничего. В хадисе, дошедшем до нас по разным путям, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ
«Того (человека), у которого попросили о знании и который его утаил, в День воскрешения взнуздают огненной уздой».
Всевышний Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلرَّسُولُ بَلِّغۡ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ مِن رَّبِّكَۖ وَإِن لَّمۡ تَفۡعَلۡ فَمَا بَلَّغۡتَ رِسَالَتَهُۥۚ وَٱللَّهُ يَعۡصِمُكَ مِنَ ٱلنَّاسِ
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (5:67).
Кто на самом деле хочет быть наследником пророков, тот обязан придерживаться этого аята, донося то, что ниспослано от Аллаха, полностью, не убавляя ничего. Иначе он станет подобным знающим из народа Исраила, которые провозглашали часть аятов Аллаха, а другую часть утаивали. Об этом ясно говорится в следующем аяте:
إِنَّآ أَنزَلۡنَا ٱلتَّوۡرَىٰةَ فِيهَا هُدٗى وَنُورٞۚ يَحۡكُمُ بِهَا ٱلنَّبِيُّونَ ٱلَّذِينَ أَسۡلَمُواْ لِلَّذِينَ هَادُواْ وَٱلرَّبَّٰنِيُّونَ وَٱلۡأَحۡبَارُ بِمَا ٱسۡتُحۡفِظُواْ مِن كِتَٰبِ ٱللَّهِ وَكَانُواْ عَلَيۡهِ شُهَدَآءَۚ فَلَا تَخۡشَوُاْ ٱلنَّاسَ وَٱخۡشَوۡنِ وَلَا تَشۡتَرُواْ بَِٔايَٰتِي ثَمَنٗا قَلِيلٗاۚ وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ٤٤
«Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).
Пророки управляли людьми на основе Книги Аллаха, а после их смерти эта миссия легла на плечи их наследников из числа учёных-наставников (раббани). Именно они являются хранителями религии и носителями знамени Шариата после пророков. Но это дело не из лёгких, и такой учёный всегда будет подвержен угрозам и опасностям, поэтому Аллах говорит:
فَلَا تَخۡشَوُاْ ٱلنَّاسَ وَٱخۡشَوۡنِ وَلَا تَشۡتَرُواْ بَِٔايَٰتِي ثَمَنٗا قَلِيلٗا
«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (5:44).
Аллах как будто говорит: «Не бойтесь тех обладателей власти и положения, которые не желают видеть законы Шариата среди людей. Не продавайте Мои знамения и Шариат за соблазны и имущество». Аллах также предостерегает от оставления части законов Шариата в угоду противникам Ислама. Аллах говорит:
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49). И Аллах даже угрожает:
وَلَوۡلَآ أَن ثَبَّتۡنَٰكَ لَقَدۡ كِدتَّ تَرۡكَنُ إِلَيۡهِمۡ شَيۡٔٗا قَلِيلًا٧٤ إِذٗا لَّأَذَقۡنَٰكَ ضِعۡفَ ٱلۡحَيَوٰةِ وَضِعۡفَ ٱلۡمَمَاتِ ثُمَّ لَا تَجِدُ لَكَ عَلَيۡنَا نَصِيرٗا٧٥
«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74,75).
Посмотри, о хранитель Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ, о тот, который зовётся учёным и знатоком, посмотри, от чего Аллах предостерегает Пророка и Посланника! Достойны ли сегодня учёные носить статус наследников пророков? Не скрывают ли они часть Писания? Не склоняются ли они на сторону беззаконников и тагутов, закрывая глаза на то, что те открыто нарушают Шариат Аллаха? К примеру, такие нарушения, как правление не согласно тому, что низвёл Аллах, обращение на суд к неверному колонизатору, нормализация отношений с еврейским оккупантом и даже защита еврейского образования. Не в их ли отношении ниспослан аят:
وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ١٨٧
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187)? Не к ним ли относятся слова Аллаха:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ١٥٩
«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159)?
Ат-Табари в тафсире к этому аяту приводит несколько рассказов, свидетельствующих о том, что он был ниспослан в отношении людей Писания (ахлю ль-китаб), которые скрывали свои знания о пророчестве Мухаммада ﷺ, а затем он пишет: «Даже если аят был ниспослан в отношении отдельных людей, однако он подразумевает каждого, кто скрывает знание, которое Аллах велел разъяснять людям. Это похоже на то, что сообщается от Посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ
«Того (человека), у которого попросили о знании и который его утаил, в День воскрешения взнуздают огненной уздой».
Автор книги по тафсиру «Аль-Манар» пишет: «Аят затрагивает всех (амм), даже если был ниспослан в отношении отдельных людей. Шариатское правило гласит: «Назидание определяется общим смыслом аята, а не частной причиной ниспослания». Таким образом, каждый, кто скрывает знамения Аллаха и Его путь от людей, тот заслуживает проклятия». Вот некоторые позиции тех, кого история Ислама запомнила как истинно знающих и настоящих наследников пророков:
• Абу Ханифа ан-Нуман отказался стать главным судьёй во времена правления Абу Джафара аль-Мансура и был заточён в тюрьму. На требование правителя Абу Ханифа ответил: «На должность судьи подходит только тот, кто сможет судить тебя, твоего сына и твоего наставника».
• Малик ибн Анас подвергся избиению и унижению после того, как аль-Мансур запретил ему пересказывать хадис Посланника Аллаха ﷺ, который угрожал его власти, а он отказался скрывать знание.
• Суфьян ас-Саури обвинял аль-Мансура в тирании, жестокости и роскошной жизни за счёт имущества мусульман каждый раз, как халиф просил его об оказании услуги. Такую же позицию ас-Саури занимал и в отношении халифа аль-Махди, так что был вынужден жить в изгнании. Когда его спросили о его позиции, он ответил: «Учёный — это лекарь религии, дирхам — это болезнь религии. Если лекарь сам заболевает, тогда как он будет лечить других?».
• Ахмад ибн Ханбаль провёл в тюрьме долгие годы, получил более тысячи ударов плетью, ему было запрещено преподавать, его поочерёдно притесняли три аббасидских халифа — аль-Мамун, аль-Мутасим и аль-Васик. Однако он не ответил ни на одно требование, нарушающее Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника ﷺ.
• Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари отказал амиру Хорасана Халиду аз-Захли, который попросил прийти к нему домой и научить его детей хадису. Аль-Бухари заявил, что его дети, как и другие ученики, должны приходить сами, за что был изгнан и умер в изгнании.
Думаю, этих примеров достаточно. Кто хочет узнать больше, пусть обратится к книге Абдульазиза аль-Бадри «Ислам между учёными и правителями». Важно отметить, что свои позиции, навлёкшие преследования, учёные занимали перед правителями, которые применяли Шариат Аллаха и воевали с врагами Ислама. Тогда какие позиции должны занимать учёные сегодня перед правителями, которые враждуют с религией Аллаха, дружат с врагами Уммы, правят не по законам Шариата, проливают кровь, разрешают ростовщичество, распространяют нечестие, грабят богатства, организовывают танцы и отменяют джихад на пути Аллаха?! Что вы скажете, когда предстанете перед Аллахом? Что вы скажете, когда Аллах провозгласит:
وَقِفُوهُمۡۖ إِنَّهُم مَّسُۡٔولُونَ
«Остановите их, и они будут спрошены» (37:24)?
Достаточно того, что «учёный» означает «справедливость». Сообщается в «Муснаде», как упомянул Ибн Каййим в книге «Мифтах дар ас-саада», что Пророк ﷺ сказал:
يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولُهُ
«В каждом поколении это знание будут нести лишь справедливые». Ибн Абдульбарр в книге «Ат-Тамхид» пишет: «Это говорит о том, что учёные являются справедливыми. Такова их основа». Добро распространяется по земле только благодаря таким учёным, а зло распространяется, когда их нет.
Задача учёных — противостоять течениям, влекущим Умму к гибели. Они — реформаторы, которые спасают людей и страну. Они стоят в авангарде и ведут людей к добру. Они — те, которым люди доверяют. Аллах отдельно сказал об их достоинстве:
أَفَلَا يَرَوۡنَ أَنَّا نَأۡتِي ٱلۡأَرۡضَ نَنقُصُهَا مِنۡ أَطۡرَافِهَآۚ أَفَهُمُ ٱلۡغَٰلِبُونَ
«Неужели они не видят, что Мы уменьшаем землю по краям? Неужели это они одержат верх?» (21:44). Также Аллах говорит:
أَوَ لَمۡ يَرَوۡاْ أَنَّا نَأۡتِي ٱلۡأَرۡضَ نَنقُصُهَا مِنۡ أَطۡرَافِهَاۚ وَٱللَّهُ يَحۡكُمُ لَا مُعَقِّبَ لِحُكۡمِهِۦۚ وَهُوَ سَرِيعُ ٱلۡحِسَابِ٤١
«Разве они (неверующие) не видят, как Мы постепенно уменьшаем землю по краям? Аллах принимает решения, и никто не отменит Его решения. Он скор в расчёте» (13:41).
«Уменьшение», по словам некоторых муфассиров, означает «исчезновение учёных и факихов». Ваки передал от Тальхи ибн Умайра, далее — от Аты ибн Абу Рабаха, что в аяте имеется в виду «исчезновение факихов и лучших людей», как об это пишет Табари в книге «Джами аль-Баян». Ибн Аблульбарр в книге «Джами баян аль-ильм ва фадлих» пишет: «Ата очень хорошо прокомментировал аят, и знающие согласились с ним». Этого мнения придерживались многие муфассиры. Навави сообщает от Суфьяна, далее — от Мансура, что Муджахид ибн Джабр в отношении аята «Неужели они не видят, что Мы уменьшаем землю по краям? Неужели это они одержат верх?» сказал: «Смерть факихов и учёных».
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что зло распространяется среди людей только по двум причинам: первая — исчезновение учёных, вторая — отказ учёных выполнять свою миссию. Бухари и Муслим приводят от Хишама ибн Урва, далее — от его отца, далее — от Абдуллаха ибн Амра, что Посланника Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَقْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنْ الْعِبَادِ وَلَكِنْ يَقْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ الْعُلَمَاءِ حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالًا فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا
«Поистине, Аллах не станет забирать знание, (просто) лишая (его людей), но будет Он забирать (это знание), забирая (к Себе) знающих, а когда не оставит Он (ни одного) знающего, люди станут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения, не обладая знанием, (в результате чего) сами собьются с пути и введут в заблуждение (других)».
Разве вы не знаете, что Посланник Аллаха ﷺ жил как обычный человек, голодал, привязывал к животу камень, спал на подстилке, сидел на земле, шил одежду своей семьи и чинил обувь? У него не было ни роскоши, ни благосостояния, к которым стремятся некоторые обладатели знания сегодня. Однажды некая женщина обратилась к Пророку ﷺ неподобающим образом, а сподвижники упрекнули её, сказав, как она смеет так разговаривать с самим Посланником Аллаха ﷺ?! Она ответила, что не узнала его ﷺ, так как с ним не было ни охраны, ни свиты. Но посмотрите, как те, кто приписывает себя к носителям знания и призыва, желают высокого звания и положения среди людей. Они даже соревнуются в том, кто больше угодит правителям вместо того, чтобы выполнить завет и донести Послание, что и является наследием пророков, какие бы трудности их ни ждали на этом пути. Сегодня Ислам требует от мусульман, и в первую очередь — от учёных, находящихся на распутье всех дорог, прилагать максимум усилий в разъяснении положений Ислама, в призыве и установлении Исламского Государства.
О учёные, неужели до вас не дошли вести о правителях в исламском мире и об их предосудительных деяниях, совершаемых с каждым часом?! Разве вы не слышали и не видели, какие убийства и разрушения выпали на долю Шама?! Разве до вас не дошли известия о том, что Йемен постигло незаконное кровопролитие и беспросветная рознь по причине политических марионеток на севере и юге страны?! Некоторые из так называемых «учёных» до сих пор навязывают своим последователям, что сражаться обязательно, как будто они не читали слов Всевышнего:
وَمَن يَقۡتُلۡ مُؤۡمِنٗا مُّتَعَمِّدٗا فَجَزَآؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَٰلِدٗا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيۡهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمٗا٩٣
«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (4:93). Сообщается от Джарира следующее:
قَالَ لي رسول الله صلى الله عليه وسلم في حَجَّةِ الْوَدَاعِ: اسْتَنْصِتِ النَّاسَ ثُمَّ قَالَ: لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِي كُفّاراً يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ
«Во время прощального паломничества Посланник Аллаха ﷺ велел мне: «Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!», — после чего он сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!». Горе тем, кто умалчивает истину и законы Аллаха в отношении несправедливых правителей и их прислужников.
О учёные! Разве вы не видите безумие правителей мусульманских стран в Персидском Заливе, Хиджазе и Кинане (Египте), которые вступают в заговор с евреями против земель Исры и Мираджа?! Разве вы не являетесь свидетелями убийства мусульман в Сирии, Йемене и других странах?! Какую вы позицию занимаете по отношению к этим открытым преступлениям? Горе тем, кто молчит, видя во власти негодяев!
В завершение я обращаюсь к искренним сторонникам исламских знаний, не обрывающим связь с Аллахом, держащим свою веру и душу в чистоте, убеждённым во встрече с Господом, видящим страдания Уммы, резню и грабёж: возьмите на себя инициативу и немедленно исправьте то, что ещё можно исправить, прежде чем эта Умма погибнет, пока вы молча наблюдаете, а потом станете сожалеть, но будет слишком поздно!
Пусть каждый знает, что единственный путь положить конец бедам Уммы — установить Второй Праведный Халифат по методу пророчества. Так присоединитесь же к каравану Хизб ут-Тахрир, который уже вступил на этот путь! Деятельность по установлению Халифата — это обязанность мусульман, поскольку в этом государстве будет установлена религия, применены положения Шариата, защищены святыни и обеспечена неприкосновенность. Халифат — это щит Уммы. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا الإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ
«Имам является щитом, (ибо) за ним сражаются и пользуются им для защиты».
О Аллах! Прояви Свою Силу, даруй победу Исламу, защити честь мусульман, помоги тем, кто провозглашает Твои знамения! О Тот, Кто слышит, находится близко, отвечает на мольбы, воздаёт сполна всем возгордившимся тиранам! Дай нам увидеть день победы! Обрадуй нас помощью обладателей силы и влияния из числа Исламской Уммы!