Перед лицом идейного вторжения: концепция джихада в Исламе

Перед лицом идейного вторжения: концепция джихада в Исламе

Мухаммад аль-Ансари, Тунис

Обсуждение джихада в Исламе играет важную роль в наше время. Ежегодно на эту тему пишется множество книг. Возможно, причина заключается в том, что жизнь мусульманского общества полна унижения и позора. Эти чувства не покидают мусульманина, пока сионисты держат в оккупации его земли и святыни. Джихад — очень опасная концепция для врагов Ислама. Если мусульмане обратятся к концепции джихада, они сотрясут неверие и его столпы, уничтожат колонизатора и его прислужников. Поэтому неверный колонизатор стремится исказить это понятие в сознании мусульман и даже поддерживает некоторые движения, называющие себя исламскими, в попытке вычеркнуть из Ислама вопрос джихада на пути Аллаха.

Неверный колонизатор не ограничился этой кампанией, но изрыгнул свой яд в виде востоковедов, которые оскверняют и искажают чистые понятия Ислама, в первую очередь — понятие джихада. Я ничуть не сомневаюсь, что мусульмане ощутимо запутались в этой концепции, как это видно из их действий и слов. Смотря на сегодняшние войны в исламском мире, понимаешь, что они уже не те, что были раньше. Даже изречения некоторых мусульманских учёных упали настолько низко, что почти достигли дна. Они согласились с тем, чтобы Ислам был покорным, не выходил за рамки установленных границ и не пытался поднять своё знамя во всех уголках земли.

Действительно, изречения по поводу джихада среди мусульман очень сильно искажают истину. Возможно, самым опасным изречением является то, что «джихад — это оборонительная война». И в ответ на это мы скажем:

Во-первых, доказательства джихада общие и абсолютные, и они включают оборонительную войну, ограниченную войну, неограниченную войну и все виды борьбы с врагом. Для того, чтобы уточнить (тахсис) или ограничить (такъйид) джихад оборонительной войной, исключая наступательную, нужны соответствующие доказательства. А таких доказательств нет. Давайте рассмотрим аяты о джихаде из суры «Тауба», а это последние ниспосланные аяты о джихаде, чтобы не оставить оправдания тем, кто уточняет (тахсис), ограничивает (такъйид) или отменяет (насх) джихад. Аллах говорит:

وَقَٰتِلُواْ ٱلۡمُشۡرِكِينَ كَآفَّةٗ كَمَا يُقَٰتِلُونَكُمۡ كَآفَّةٗۚ وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلۡمُتَّقِينَ

«Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах — с богобоязненными» (9:36),

قَٰتِلُواْ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَلَا بِٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день» (9:29),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ جَٰهِدِ ٱلۡكُفَّارَ وَٱلۡمُنَٰفِقِينَ وَٱغۡلُظۡ عَلَيۡهِمۡۚ

«О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним» (9:73),

۞إِنَّ ٱللَّهَ ٱشۡتَرَىٰ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ أَنفُسَهُمۡ وَأَمۡوَٰلَهُم بِأَنَّ لَهُمُ ٱلۡجَنَّةَۚ يُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ

«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха» (9:111),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قَٰتِلُواْ ٱلَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ ٱلۡكُفَّارِ وَلۡيَجِدُواْ فِيكُمۡ غِلۡظَةٗۚ وَٱعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلۡمُتَّقِينَ

«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах — с богобоязненными» (9:123).

Все пять аятов ясно говорят о джихаде в общей (амм) и абсолютной (мутлак) форме. Отсюда и доказательство того, что джихад — это сражение с неверными, будь то наступательная война или оборонительная. Что касается следующих слов Аллаха:

۞وَإِن جَنَحُواْ لِلسَّلۡمِ فَٱجۡنَحۡ لَهَا

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (8:61),

وَقَٰتِلُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يُقَٰتِلُونَكُمۡ وَلَا تَعۡتَدُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُعۡتَدِينَ

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190),

أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَٰتَلُونَ بِأَنَّهُمۡ ظُلِمُواْۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ نَصۡرِهِمۡ لَقَدِيرٌ

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39), — и других подобных аятов, то ни один из них не может уточнять общий смысл или ограничить абсолютную форму аятов из суры «Тауба», так как все они были ниспосланы раньше, чем аяты из суры «Тауба». Как известно, аят, ниспосланный раньше, не может уточнять или ограничивать смысл аята, ниспосланного позже. Уточнение (тахсис) закона подобно отмене (насх) одной части закона и замене этой части другой. И поскольку уточнение или ограничение подобно отмене, а в отмене стоит условием, чтобы отменяющий (насих) текст был ниспослан позже, чем отменяемый (мансух), тогда эти аяты не могут уточнять смысл аятов из суры «Тауба», поскольку все они были ниспосланы раньше, чем аяты из суры «Тауба». Снова отметим, что сура «Тауба» — это последнее, что было ниспослано о джихаде. То есть, аяты о джихаде из суры «Тауба» вообще не могут быть уточнены или ограничены. Ограничивающий аят должен быть ниспослан позже или одновременно с абсолютным аятом, чтобы можно было применять его для ограничения каких-то смыслов. Такие аяты, как:

۞وَإِن جَنَحُواْ لِلسَّلۡمِ فَٱجۡنَحۡ لَهَا

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (8:61), — были ниспосланы раньше, чем аяты из суры «Тауба», поэтому не могут уточнять или ограничивать смысл. Следовательно, разбивается доказательство того, что джихад является оборонительной войной, поскольку аяты, ниспосланные позже, говорят о джихаде в общей форме. Таким образом, общее остаётся общим и абсолютное остаётся абсолютным. То есть джихад — это любая война с врагами, в том числе оборонительная, наступательная, превентивная, ограниченная, не ограниченная и т.д. Отсюда разбиваются любые аргументы тех, кто желает для Ислама унижения.

Во-вторых: исламский джихад — это не бесцельная война, а скорее, сражение на пути Аллаха, и это условие будет оставаться главным в джихаде до Судного дня. Ислам придал слову «джихад» своё значение, установив в его рамках свои идеи и разъяснив его концепции и положения. Многие люди были обмануты лингвистическим значением слова «джихад» и подсчитали, что подчинение людей акыде Ислама и принуждение людей к его принятию — это и есть джихад на пути Аллаха. Сообщается от Абдуллаха ибн Умара (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أُمِرْتُ أنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أنْ لاَ إلهَ إلاَّ اللهُ وأنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ وَيُقِيمُوا الصَّلاَةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ فَإذَا فَعَلُوا ذَلِكَ عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ إلاَّ بِحَقِّ الإسْلاَمِ وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللهِ

«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят. Если же они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, кроме (тех случаев, когда они будут отбираться) по праву Ислама, и тогда отчёта с них (вправе будет потребовать только) Аллах» (Бухари, Муслим).

Сообщается от Сулеймана ибн Бурайды, что его отец рассказывал:

كَانَ رَسُولُ اللهِ ﷺ إِذَا أَمَّرَ أَمِيرًا عَلَى جَيْشٍ أَوْ سَرِيَّةٍ أَوْصَاهُ فِي خَاصَّتِهِ بِتَقْوَى اللهِ وَمَنْ مَعَهُ مِنَ الْمُسْلِمِينَ خَيْرًا ثُمَّ قَالَ: اغْزُوا بِاسْمِ اللهِ فِي سَبِيلِ اللهِ قَاتِلُوا مَنْ كَفَرَ بِاللهِ اغْزُوا وَلَا تَغُلُّوا وَلَا تَغْدِرُوا وَلَا تَمْثُلُوا وَلَا تَقْتُلُوا وَلِيدًا وَإِذَا لَقِيتَ عَدُوَّكَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ، فَادْعُهُمْ إِلَى ثَلَاثِ خِصَالٍ - أَوْ خِلَالٍ - فَأَيَّتُهُنَّ مَا أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ وَكُفَّ عَنْهُمْ، ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ...

«Назначая кого-либо командовать войском или отрядом, Посланник Аллаха лично ему давал наказ бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами (которые отправляются в поход) вместе с ним, а потом говорил: «Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход и не обманывайте, не поступайте вероломно, не обезображивайте тела убитых (врагов) и не убивайте детей. Когда встретишь врагов из числа многобожников, призови их к трём вещам, и если они согласятся хоть с чем-либо, то прими от них это и (оставь) их. Затем призови их к Исламу <…>» (Муслим).

Эти два хадиса ясно показывают, что джихад — это наступательная война с врагами при том, что джихад будет продолжаться до Судного дня. Сообщается от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثَلَاثُ مِنْ أَصْلِ الْإِيمَانِ الْكَفُّ عَمَّنْ قَالَ لَا إِلَهَ إِلَّا الله وَلَا نُكَفِّرُهُ بِذَنْبٍ وَلَا نُخْرِجُهُ مِنَ الْإِسْلَامِ بِعَمَلٍ وَالْجِهَادُ مَاضٍ مُنْذُ بَعَثَنِي اللَّهُ إِلَى أَنْ يُقَاتِلُ آخِرُ أُمَّتِي الدَّجَّالَ لَا يُبْطِلُهُ جَوْرُ جَائِرٍ وَلَا عَدْلُ عَادِلٍ وَالْإِيمَانُ بِالْأَقْدَارِ

«Три вещи относятся к основам веры: воздержание от (посягательства на жизнь и имущество) того, кто сказал «Нет божества, кроме Аллаха». Мы не обвиняем его в неверии из-за греха, не выводим его из Ислама из-за какого-либо поступка; джихад будет продолжаться с того времени, как Аллах отправил меня (с пророческой миссией), и до тех пор, пока последнее поколение членов моей общины не станут сражаться с Даджалем, и его не нарушит несправедливость несправедливого и справедливость справедливого; и вера в предопределение» (Абу Дауд, Байхакы).

То есть джихад будет продолжаться до Судного часа. Также Пророк ﷺ сказал:

بُعِثْتُ بَيْنَ يَدَيِ السَّاعَةِ بِالسَّيْفِ

«Я был послан в преддверии Судного дня с мечом» (Ахмад).

Джихад не продолжался бы до Судного дня, если бы это было только оборонительной войной. Из слов Посланника Аллаха ﷺ ясно, что джихад — это сражение для распространения Ислама. Посланник Аллаха ﷺ отправился с походом на Шам для сражения с римлянами. Посланник Аллаха ﷺ начал сражение с врагами, чтобы поднять знамя Ислама над новыми территориями. Кроме того, он отправлял в поход отряды для сражения с врагами, например, отряд Абдуллаха ибн Джахша. Даже если некоторые войны, в которых участвовал Посланник Аллаха ﷺ, были оборонительными, как битва при Ухуде или битва Ахзаб, однако большинство из них были наступательными для распространения Ислама. Сподвижники были единодушными в том, что джихад — это наступательное сражение на пути Аллаха с целью распространения Ислама. Поэтому они и открыли Ирак, страны Персии, Шам, Египет, Северную Африку. Все эти территории были открыты во времена сподвижников. Значит, они все одинаково понимали значение слова «джихад».

Всё это свидетельствует о том, что джихад не является оборонительной войной, а скорее войной против неверных, чтобы возвысить Слово Аллаха.

Любая Умма, которая несёт универсальную идею о Вселенной, человеке и жизни и несёт определённый уклад жизни, должна совершать джихад, то есть нести призыв и сражаться на этом пути. Призыв людей к универсальной идее в сочетании с определённым укладом жизни требует наступательного сражения на этом пути. Универсальная идея содержит в себе идейное руководство и требует от своих приверженцев нести это другим людям. Как несущий, так и тот, кому адресовано послание, имеют свою идею и мысль, поэтому идейное противостояние неизбежно. Чтобы применить свою универсальную идею в виде определённого уклада жизни, нужно видеть её живой и способной привести в порядок отношения между индивидами и обществами. Следовательно, невозможно избежать применения своей универсальной идеи добровольно или под принуждением. И если не происходит добровольного принятия, тогда сражения не избежать.

Именно по этим причинам Исламская Умма является общиной джихада, которая несёт людям призыв и сражается на этом пути. Отсюда следует, что джихад — это несение призыва к Исламу и сражение на этом пути. И, конечно же, это включает в себя и защиту мусульман и их территорий, поскольку в этом будет заключаться защита призыва. Считать джихад только оборонительной войной, исключая наступательную, противоречит природе Ислама и природе Уммы, которая несёт призыв к Исламу. Если считать джихад только оборонительной войной, тогда это не будет таким джихадом, какой он есть в Исламе.

 

Из журнала «Аль-Ваъй», выпуск №9
Джумада аль-ахира 1409 г.х.
Январь 1989 г.