Вместе со Священным Кораном

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Всевышний Аллах сказал:

الٓمٓصٓ١ كِتَٰبٌ أُنزِلَ إِلَيۡكَ فَلَا يَكُن فِي صَدۡرِكَ حَرَجٞ مِّنۡهُ لِتُنذِرَ بِهِۦ وَذِكۡرَىٰ لِلۡمُؤۡمِنِينَ٢ ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوۡلِيَآءَۗ قَلِيلٗا مَّا تَذَكَّرُونَ٣

«Алиф. Лам. Мим. Сад. Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им и напоминал верующим. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:1–3).

В разъяснении шейха Мухаммада Мутавалли аш-Шарави (р.а.) сказано:

Прежде чем приступить к размышлениям о суре «Аль-Ара́ф», следует обратить пристальное внимание на одну тонкость в Писании Аллаха. Аллах говорит:

إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ ٱلۡعِقَابِ وَإِنَّهُۥ لَغَفُورٞ رَّحِيمُۢ

«Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (6:165). Мы читаем последнее слово в суре «Аль-Ан’а́м» «Милосердный» с возможностью присоединить его к следующей суре, поскольку аяты Корана все связаны между собой, несмотря на то, что в некоторых местах есть разрывы между аятами в виде конца и начала сур. Поэтому ты видишь два слова «Прощающий, Милосердный» с огласовками на конце «даммой» и над последним словом расположен маленький знак в виде буквы «م», потому что если после танвина в слове следующее слово начинается с буквы «ب», то танвин преобразуется в букву «م» (мим). Таким образом, маленький знак в виде буквы «م» (мим) присутствует в слове «Милосердный» перед тем, как начать читать следующую суру со слов:

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». Все аяты Корана, таким образом, связаны между собой, словно Коран — это неразрывная цепочка одного целого. Между тем, Всевышний над каждым словом в конце аята мог установить остановку в виде сукуна, чтобы каждый аят имел своё завершение. Но нет, Аллах, Пречист Он от всех недостатков, захотел, чтобы Коран был связанным между собой одним целым, хотя в некоторых аятах есть и икляб (преобразование), и идгам (ассимиляция) с гунной (нозализацией) и без гунны.

Всевышний Аллах говорит: «Алиф. Лям. Мим. Сад». В этом аяте каждая буква отделена, мы читаем: «Алиф», пауза, «Лям», пауза, «Мим», пауза, «Сад». Здесь буквы нарушили правило, и в этом есть мудрость, ведь эти буквы отделены, подобно: «Алиф. Лям. Мим», «Ха. Мим», «Та. Ха», «Йа. Син», «Сад» — все они читаются с сукуном. Это указывает на то, что, хотя тебе может показаться, что это одно слово, на самом деле каждая буква имеет у Аллаха независимый смысл. И сказал Посланник Аллаха ﷺ:

مَنْ قَرَأَ حَرْفًا مِنْ كِتَابِ اللهِ فَلَهُ بِهِ حَسَنَةٌ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا، لاَ أَقُولُ الْم حَرْفٌ، وَلَكِنْ أَلِفٌ حَرْفٌ وَلاَمٌ حَرْفٌ وَمِيمٌ حَرْفٌ

«Тот, кто прочитает букву из Книги Аллаха, получит одно благое деяние, а одно благое деяние равно десяти таким же. Я не говорю, что «Алифляммим» — это буква, наоборот, «Алиф» — это буква, «Лям» — это буква, и «Мим» — это буква». Пророк ﷺ указал на то, что за этими буквами стоит нечто самостоятельное, и это указывает на то, что есть польза в том, чтобы останавливаться на них и размышлять о них. Пусть поймёт это тот, кто способен понять, и поклоняется этим чтением тот, кто способен поклоняться. Любой верующий, читающий Коран, получает награду за каждую букву. Так, если чтец скажет: «Аузу биЛляхи мина ш-шайтани р-раджим» (Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»), — а затем произнесёт хотя бы одну букву или больше, то он получит за каждую букву одно благое деяние. И когда мы читаем некоторые начала сур, то видим, что сура «Аль-Бакара» начинается со слов Аллаха: «Алиф. Лям. Мим» (2:1). А здесь, в начале суры «Аль-Араф», мы видим: «Алиф. Лям. Мим. Сад» (7:1) — отдельные буквы, которые читаются с сукуном и паузами между каждой. Следует также отметить, что они читаются не как звуки букв, а в виде их названий. Что означает «звуки букв» и что означает «названия букв»? Когда ты говоришь «катаба» (он писал), ты не говоришь «каф та ба», а произносишь звуки букв «ка-та-ба». А их названия — это «каф с фатхой», «та с фатхой», «ба с фатхой». Таким образом, каждая буква имеет свой звук, который произносит человек, и своё название. Неграмотный произносит звуки букв, не зная их названий. А образованный — это тот, кто понимает, что, говоря «катаба», он произносит «каф с фатхой», «та с фатхой» и «ба с фатхой». Неграмотный не знает этих подробностей. И если Пророк ﷺ, будучи неграмотным, получил это Откровение и сказал: «Алиф, Лям, Мим», — то кто же научил его произношению названий этих букв? Значит, это было ниспослано ему в Откровении, и именно Всевышний Аллах сказал:

فَإِذَا قَرَأۡنَٰهُ فَٱتَّبِعۡ قُرۡءَانَهُۥ١٨

«Когда же Мы прочтём его, то читай его следом» (75:18). То, что ты услышишь, о Мухаммад, ты прочтёшь. Поэтому ты находишь чудеса. Так, ты находишь «Алиф. Лям. Мим» в начале суры «Аль-Бакара» и в начале суры «А́ли Имран». Но ты читаешь первый аят суры «Аль-Фи́ль»:

أَلَمۡ تَرَ كَيۡفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصۡحَٰبِ ٱلۡفِيلِ١

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?» (105:1). В чём разница между «Алиф», «Лям» и «Мим» в начале сур «Аль-Бакара» и «А́ли Имран» и теми же буквами в начале суры «Аль-Фи́ль» и других, как сура «Аль-Фаджр»? Ты читаешь их в начале сур «Аль-Бакара» и «А́ли Имран» как имена. А в начале суры «Аль-Фи́ль» читаешь их как звуки. И то, что заставляет тебя различать одни и другие — то, что ты слышал, как их читают в начале «Аль-Бакара» и «А́ли Имран» так, а в начале «Аль-Фи́ль» — иначе.

Итак, чтение — это передача, и никто не должен осмелиться читать Коран без обучения. Нет, он должен сначала услышать, как следует читать.

Мы читаем «Алиф. Лям. Мим. Сад» в начале суры «Аль-Араф». Это отдельные буквы, и мы знаем, что отдельных букв — двадцать восемь. Из них четырнадцать — в начале сур. Иногда в начале суры бывает одна отдельная буква, как в словах Всевышнего:

قٓۚ وَٱلۡقُرۡءَانِ ٱلۡمَجِيدِ١

«Каф. Клянусь славным Кораном» (50:1). Также Его слова:

صٓۚ وَٱلۡقُرۡءَانِ ذِي ٱلذِّكۡرِ١

«Сад. Клянусь Кораном, содержащим напоминание!» (38:1). И слова Всевышнего:

نٓۚ وَٱلۡقَلَمِ وَمَا يَسۡطُرُونَ١

«Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут!» (68:1).

Иногда бывает две отдельные буквы, как в словах Всевышнего:

حمٓ

«Ха. Мим» (46:1).

Иногда — три отдельные буквы, как в:

الٓمٓ

«Алиф. Лям. Мим» (2:1).

В других сурах Господь ниспослал четыре отдельные буквы, как в:

الٓمٓصٓ

«Алиф. Лям. Мим. Сад» (7:1).

А иногда — пять отдельных букв, как в словах Всевышнего:

كٓهيعٓصٓ

«Каф. Ха. Йа. Айн. Сад» (19:1).

Если ты посмотришь на эти четырнадцать букв, то увидишь, что они представляют половину алфавита. В этой половине содержится половина свойств букв — некоторые произносятся ясно, некоторые неясно, некоторые скрыто, некоторые возвышенно. Из каждого вида присутствует половина, что указывает на то, что они расположены по точному расчёту.

Хотя описание букв — как возвышенные, твёрдые, мягкие, ясные, неясные — появилось позже ниспослания Корана, Тот, Кто сказал это, знает, к чему придут Его творения в понимании этих отдельных букв, и у Него есть в этом определённая мудрость.

Посланник Аллаха ﷺ был неграмотным и не учился ни у кого. Как же он произносил названия букв? Ведь названия букв знает только образованный! Значит, он получил их в Откровении.

Мы знаем, что Коран бросил вызов арабам, чтобы стать чудом для господина творений, Мухаммада ﷺ. А вызов можно бросить только тому, кто искусен в этом деле.

Арабы славились красноречием, ораторским искусством, поэзией, рифмованной прозой и пословицами. Они были народом речи, красноречия и риторики. Коран был ниспослан арабам в соответствии с талантами в народе.

Когда Всевышний Аллах бросил арабам вызов, заявив, что Он ниспослал Коран, подобного которому они не смогут создать, то исходный материал — язык — был один и тот же. Из тех же букв языка, которым арабы так хорошо владели. Из тех же слов, которые они использовали. Но они не смогли создать подобного, потому что это было от Могущественного Господа, а красноречие и ораторское искусство арабов — от создания бессильного человека.

Так мы узнаём тайну отдельных букв, которые были ниспосланы, чтобы подтвердить, что Посланник Аллаха ﷺ получил Коран от Всевышнего Аллаха, поскольку он был неграмотным и ничему не обучался. Но он знал названия букв. А знание названий букв, как я сказал, доступно только образованному. А тот, Кто научил пером и научил человека тому, чего он не знал, мог научить его этим названиям. Человеческий разум может размышлять об этих аятах, ибо в этих буквах заключено много смыслов. Мы видим, что многие мыслители и толкователи Слова Аллаха находили в области величия и красоты Корана многое. Так, суфий может сказать, что «المص», «Алиф. Лям. Мим. Сад» здесь находятся по определённой мудрости. Ведь ты произносишь первую букву «Алиф» горлом, букву «Лям» — языком, а «Мим» — губами. Таким образом, ты задействуешь все органы речи — горло, язык и губы. Суфий сказал, что это указывает, что эта сура говорит о делах жизни, начиная с сотворения Адама. Это указание — в первую очередь, на сотворение человека, в середине — на средства к существованию, и в конце — на смерть, расчёт, а затем — жизнь в Последней обители. А буква «Сад» появилась потому, что в этой суре содержатся истории большинства пророков.

Так размышлял этот суфий и так он пришёл к этому выводу. Должны ли мы опровергать его? Конечно, нет. Но мы должны сказать ему: «Разве это все знания Аллаха об этом? Нет». Мы должны постичь смыслы, содержащиеся в ней, насколько позволяет наша человеческая природа. Если мы прочитаем её согласно намерению Аллаха, то не сможем охватить все горизонты замысла Аллаха, ибо наше понимание ограниченно.

Мы, люди, создаём слова без смысла, чтобы обозначать полезные для жизни вещи. Например, в армии придумывают пароли для каждого лагеря, чтобы войти мог лишь знающий пароль. Кто знает пароль, тот может войти. И каждый пароль имеет смысл для его создателя. А для того, кто приближается к лагерю, не зная пароля, это может стоить жизни.

«المص» «Алиф. Лям. Мим. Сад» (7:1). После этих отдельных букв говорится о самой Книге:

كِتَٰبٌ أُنزِلَ إِلَيۡكَ فَلَا يَكُن فِي صَدۡرِكَ حَرَجٞ مِّنۡهُ لِتُنذِرَ بِهِۦ وَذِكۡرَىٰ لِلۡمُؤۡمِنِينَ٢

«Тебе ниспослано Писание, пусть в твоей груди не будет от него стеснения, дабы ты увещевал им и напоминал верующим» (7:2). Когда ты услышишь «ниспосланное», пойми, что оно пришло свыше, то есть законодательство — от Всевышнего.

Некоторые учёные сказали: разве в груди Посланника Аллаха ﷺ были сомнения? Когда мы читаем: «Пусть в твоей груди не будет от него стеснения» (7:2), — давайте обратим внимание, что когда приходит повеление от нашего Господа и в нём разъясняется «Пусть в твоей груди не будет от него стеснения», то запрет относится не к Посланнику Аллаха ﷺ, а к тесноте или сомнению, чтобы оно не поселилось в груди Посланника. Как будто Он говорит: о стеснение, не заходи в сердце Мухаммада!

Однако некоторые учёные сказали: «Всевышний сказал: «Пусть в твоей груди не будет от него стеснения», — потому что Он знает, что Мухаммад ﷺ по своей человеческой природе может печалиться и испытывать тревогу, ведь они говорят о нём «колдун», «лжец», «безумец» и т.д. Когда же твой противник говорит о тебе то, чего в тебе нет, о чём ты лучше всех знаешь, значит, он лжёт, потому что ты не лгал и не колдовал, а хотел наставить людей на прямой путь. Слова Всевышнего «Пусть в твоей груди не будет от него стеснения» были сказаны по одной из двух причин: либо это повеление тесноте не вселиться в грудь Посланника Аллаха ﷺ, либо это успокоение и утешение ему: не переживай, ведь это ниспослано тебе от Бога. Разве Аллах ниспошлёт тебе Коран, чтобы он стал руководством для Его творений и прямым путём для них, а потом оставит тебя на растерзание этим невеждам? Нет, это невозможно. Будь совершенно спокоен... «Пусть в твоей груди не будет от него стеснения, дабы ты увещевал им и напоминал верующим» (7:2). А увещевание может быть обращено только к противнику, потому что оно сообщает о зле, которое ждёт того, к кому обращена речь. Это также напоминание верующим, как Он сказал ранее в суре «Корова» ... «руководство для богобоязненных» (2:2).

Здесь мы отмечаем, что послания предполагают: Посылающего, и это — Аллах; посланца, и это — Пророк ﷺ; и того, к кому послано, а это — Умма. А тот, к кому послано Писание, либо прислушается и последует прямым путём, либо нет. И аят говорит: «(Это) Писание, ниспосланное», — от Аллаха, Который является Посылающим, «тебе» — потому что ты — Посланник, а Умма — те, к кому оно послано. Ты либо предостерегаешь их, если они ослушаются, либо напоминаешь им, ведёшь их, помогаешь им и радуешь, если они являются верующими.

Говорит Всевышний после этого:

ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوۡلِيَآءَۗ قَلِيلٗا مَّا تَذَكَّرُونَ٣

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3).

И поскольку рабы разделятся перед обладателем Миссии и Писания, которое он принёс, на тех, кто принимает Прямой путь, и тех, кто нуждается в предупреждении, поэтому Он говорит им: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (7:3), — и отвращает их от многобожия и непринятия наставления, то есть отсутствия у них стремления к Прямому пути, говоря: «и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание» (7:3).

Когда Всевышний Аллах говорит в подобных аятах «напоминание» или «напоминайте», Он обращает наше внимание на то, что изначальная природа, заложенная в человеке, направлена на веру, и все Послания не пришли, чтобы создать новую веру, но пришли, чтобы напомнить о завете, который мы приняли в дни, когда были в мире душ, прежде чем у нас появился выбор страстей:

وَإِذۡ أَخَذَ رَبُّكَ مِنۢ بَنِيٓ ءَادَمَ مِن ظُهُورِهِمۡ ذُرِّيَّتَهُمۡ وَأَشۡهَدَهُمۡ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ أَلَسۡتُ بِرَبِّكُمۡۖ قَالُواْ بَلَىٰ شَهِدۡنَآ

«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»» (7:172). Это и есть признание в мире душ. Итак, когда Всевышний Аллах говорит: «Как же мало вы поминаете назидание!», — мы обращаем внимание на то, что забыли передать отцы детям. Отцы учат детей нуждам их жизни, а должны были учить их вместе с тем ценностям этой жизни, которую они получили. Ибо, когда Адам и Хавва (Ева) спустились на землю, Всевышний сказал им:

فَإِمَّا يَأۡتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدٗى فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشۡقَىٰ

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (20:123).

Итак, мы знаем, что Адаму было ниспослано «руководство», и Адам был обязан передать его детям, а дети — внукам, и оно должно было передаваться в цепочке жизни, как передавались и дошли до нас все законы жизни.

Всевышний даёт нам основания следования: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа...» (7:3). Ибо только путь, исходящий от Всевышнего Господа, исправляет жизнь к лучшему. И никому из вас не должно быть зазорно следовать тому, что ниспослано ему от Бога, Наставника, Могущественного, Который контролирует порядок и сотворил всё из небытия, и Который является Наставником в воспитании. Невозможно, чтобы Он давал развитие нашим телам пищей, питьём, воздухом, но не воспитывал наши ценности посредством нравственных ценностей: «И не следуйте за иными помощниками, помимо Него» (7:3). И поскольку Он разъяснил нам, что нам необходимо следовать тому, что ниспослано нам свыше, то неправильно брать от того, кто ниже Него, как делает сейчас мир, беря свои законы не от Аллаха, а от человеческих прихотей. Один любит капитализм и насаждает его силой меча, другой любит социализм и так же насаждает его людям силой меча. Каждый насаждает силой своего меча законы, которые ему нравятся. И всё это вне пути Аллаха, ибо это — мысли людей, которые сталкиваются с мыслями других людей. А правильнее для тех и других было бы брать от Того, чьими рабами быть для нас не унизительно. «И не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3).

Помни, о верующий, что твоё величие в следовании пути Аллаха проявляется в том, что ты не подчиняешься равному тебе. Это преимущество религии, которая позволяет человеку жить во Вселенной, сохраняя своё достоинство. И если он сталкивается с проблемой, превышающей его возможности, он встречает это доступными ему средствами, веруя, что Господь причин поможет ему. Аллах действительно помогает ему, и он падает ниц, благодаря Аллаха. А у того, у кого нет Господа, когда к нему приходит проблема, превышающая его возможности, жизнь становится тесной, и он может даже покончить с собой.

Затем Всевышний Аллах разъясняет, что отправление Посланий идёт со времён Адама. И каждый раз, когда люди впадали в беспечность, Аллах посылал пророка, чтобы разбудить их. Он пробуждал ценности и иммунитет религиозности, заложенный в человеческой природе. Так что если человек склоняется к чему-то неправильному, он сам осознаёт это и говорит: «Почему я так поступил?». Это и есть порицающий нафс (душа).

Если порицающая сторона нафса замолчит, и человек привыкнет к ошибке, а его нафс постоянно будет склонять к злу, то окружающее общество исправит его. В этом содержится польза наставления на истину и терпения. Каждый наставляет в одной ситуации и наставляется в другой. Когда его нафс слабеет перед страстью, другой человек, не поддавшийся этой страсти, даёт ему совет. Люди обмениваются советами. В этом — смысл наставления. Оно исходит не от группы профессиональных наставников, а каждый человек наставляет в том, в чём он силён, и наставляется в том, в чём слаб.

Если общество портится, ниспосылается с небес Откровение, посылая нового пророка, новое чудо и новую методологию. Но Аллах возложил ответственность на Умму Мухаммада, не посылая пророка после него, потому что мы — лучшая из общин, появившаяся во благо людей. Наше превосходство заключается в том, что мы призываем к одобряемому и удерживаем от порицаемого. Наставление сохранится до наступления Судного дня:

كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного» (3:110).

Это качество никогда не исчезнет. Если ты увидишь порицаемое, то обязательно найдётся в тебе клеточка блага, которая осудит это и скажет «нет». И если Аллах сделал Мухаммада ﷺ печатью пророков, это является свидетельством его общине, что она стала надёжной, что её внутренний иммунитет не иссякнет и не прервётся. Также никогда не иссякнет её общественный иммунитет. После господина творений Мухаммада ﷺ не придёт никакой пророк.