بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
- От Саламы ибн Убайдуллаха ибн Михсана аль-Ансари, от его отца передаётся: «Пророк ﷺ сказал:
مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ مُعَافًى فِي جَسَدِهِ، آمِنًا فِي سِرْبِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأَنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا
«Тот, кто просыпается утром, будучи здоровым, находясь в безопасности, имея пропитание на этот день, — как будто ему предоставлен весь мир» (Бухари в «Адаб аль-Муфрад»).
- От Анаса ибн Малика: «Один человек пришёл к Пророку ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха! Какая мольба самая лучшая?». Тот ответил: «Проси у твоего Господа прощения и благополучия в этом мире и в Вечной жизни». На следующий день он снова пришёл и спросил: «О Посланник Аллаха! Какая мольба самая лучшая?». Он ответил: «Проси у твоего Господа прощения и благополучия в этом мире и в Вечной жизни». А на третий день он опять спросил: «О Посланник Аллаха! Какая мольба самая лучшая?». И он ответил:
تَسْأَلُ رَبَّكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ، فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ، فَإِنَّكَ إِذَا أُعْطِيتَهُمَا فِي الدُّنْيَا، ثُمَّ أُعْطِيتَهُمَا فِي الآخِرَةِ، فَقَدْ أَفْلَحْتَ
«Проси у твоего Господа прощения и благополучия в этом мире и в Вечной жизни, ибо если тебе будет дано это в мире этом, а затем тебе будет дано это в Вечной жизни — ты преуспел» (Бухари в «Адаб аль-Муфрад»).
- От Абу Салиха передаётся: Абу Бакр ас-Сиддик сказал: «Встав, подобно мне, Пророк ﷺ заплакал и сказал:
سَلُوا اللهَ الْعَافِيَةَ، فَإِنَّ أَحَدًا لَمْ يُعْطَ شَيْئًا خَيْرًا مِنَ الْعَافِيَةِ، لَيْسَ الْيَقِينَ
«Просите Аллаха о благополучии, ибо никому не было дано благо лучше благополучия, кроме убеждённости (в вере)». Передали Насаи в «Амаль аль-яум ва-ль-ляйля», Ахмад в «Аль-Муснад», Тирмизи в «Ад-Дуа», Ибн Маджа в «Ас-Сахих». А от Абу Хурайры (р.а.) передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَلُوا اللهَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ، فَمَا أُوتِيَ أَحَدٌ بَعْدَ اليَقينِ خَيرًا مِنَ العَافِيَةِ
«Просите Аллаха о прощении и благополучии, ибо никому не было даровано после убеждённости (в вере) благо лучше благополучия» (Насаи).
- От Джубайра ибн Абу Сулеймана ибн Джубайра ибн Мутима передаётся: «Я слышал, как Ибн Умар говорил: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не оставлял эти мольбы утром и вечером:
اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ فِى الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِى دِينِى وَدُنْيَاىَ وَأَهْلِى وَمَالِى اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَتِى وَقَالَ عُثْمَانُ عَوْرَاتِى وَآمِنْ رَوْعَاتِى اللَّهُمَّ احْفَظْنِى مِنْ بَيْنِ يَدَىَّ وَمِنْ خَلْفِى وَعَنْ يَمِينِى وَعَنْ شِمَالِى وَمِنْ فَوْقِى وَأَعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتي
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благополучии в этом мире и в Вечной жизни! О Аллах, поистине, я прошу у Тебя прощения и благополучия в моей религии, моей жизни, моей семье и моём имуществе! О Аллах, прикрой мои недостатки и успокой мои страхи! О Аллах, сохрани меня спереди и сзади, справа и слева, сверху, и я прибегаю к величию Твоему от внезапного нападения снизу!» (Бухари в «Адаб аль-Муфрад»).
- От Ибн Аббаса: «Пророк ﷺ сказал:
نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ: الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ
«Две милости, которыми пренебрегает множество людей — это здоровье и свободное время» (Бухари и другие).
- От Анаса ибн Малика: «Пророк ﷺ сказал:
الدُّعَاءُ لاَ يُرَدُّ بَيْنَ الأَذَانِ وَالإِقَامَةِ، قَالَ: فَمَاذَا نَقُولُ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: سَلُوا اللَّهَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ
«Мольба не отвергается между азаном и икамой». Тогда спросили: «Что же нам говорить, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Просите у Аллаха благополучия в этом мире и в Вечной жизни» (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи в «Амаль аль-яум ва-ль-ляйля»). А Ибн Маджа передал: «Пророк ﷺ сказал:
مَا مِنْ دَعْوَةٍ يَدْعُو بِهَا الْعَبْدُ أَفْضَلَ مِنْ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الـمُعَافَاةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ
«Нет мольбы лучше для раба, чем: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя благополучия в этом мире и в Вечной жизни». Ибн аль-Каййим (р.а.) сказал: «Он объединил прошение о благополучии в религии и в мирской жизни. Раб не обретёт успеха в обоих мирах, кроме как через убеждённость и благополучие. Убеждённость защитит его от наказания Вечной жизни, а благополучие — от болезней этого мира, поражающих его сердце и тело».
- От Савбана (р.а.) передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ قَالَ حِينَ يُمْسِي: رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالإِسْلاَمِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا، كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُرْضِيَهُ
«Тот, кто скажет вечером: «Я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом как пророком», — имеет право на то, чтобы Аллах удовлетворил его» (Тирмизи).
- От Аббаса ибн Абду ль-Мутталиба (р.а.) передано: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, научи меня чему-нибудь, о чём я буду просить Аллаха». Он сказал: «Проси у Аллаха благополучия». Спустя несколько дней я пришёл и сказал: «О Посланник Аллаха, научи меня чему-нибудь, о чём я буду просить Аллаха». Тогда он сказал мне:
يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّ رَسُولِ اللَّهِ، سَلِ اللَّهَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَة
«О Аббас, о дядя Посланника Аллаха, проси у Аллаха благополучия в этом мире и в Вечной жизни» (Ахмад и Тирмизи). Также от Ибн Аббаса (р.а.) передано, что Пророк ﷺ сказал ему:
يَا عَمِّ، أَكْثِرِ الدُّعَاءَ بِالْعَافِيَةِ
«О дядя, побольше делай мольбы о благополучии» (хороший хадис, передали Табарани и Хаким). Имам ан-Навави (р.а.) сказал: «Хадисов, побуждающих просить благополучие, передано очень много. Это слово — общее, охватывающее отвращение всех неприятностей, касающихся тела и внутреннего мира человека, религии и мирской жизни, этого мира и Вечной жизни». Аш-Шаукани (р.а.) сказал: «Пусть разумный человек оценит величие этого слова, которое Пророк ﷺ выбрал для своего дяди, исключив все остальные слова, и пусть он уверует, что ему ﷺ была дарована способность выражать коротко суть всех слов и смыслов. Ведь тому, кому даруется благополучие, достаётся всё, чего он желает и любит, сердцем и телом, в религии и мирской жизни. И он убережён от того, чего опасается в обоих мирах — с абсолютной убеждённостью. Действительно, от него ﷺ переданы многочисленные мольбы о благополучии. От него ﷺ передан этот смысл и это слово примерно пятьюдесятью путями. А ведь ему ﷺ уже прощены все его предшествующие и последующие грехи. Он абсолютно защищён от ошибок. Что же тогда говорить о нас, когда мы — мишень для нафса, шайтана и страстей?!».
- От Абдуллаха ибн Кайса (р.а.) передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا أَحَدٌ أَصبَرَ عَلَى أَذًى يَسمَعُهُ مِنَ اللهِ تَعَالَى، إِنَّهُم يَجعَلُونَ لَهُ نِدًّا وَيَجعَلُونَ لَهُ وَلَدًا وَهُوَ مَعَ ذَلِكَ يَرزُقُهُم وَيُعَافِيهِم وَيُعطِيهِم
«Нет терпеливее Аллаха, ведь Он слышит оскорбления в Свой адрес. Они (многобожники) приписывают Ему сотоварищей и приписывают Ему сына, но, несмотря на это, Он дарует им удел, благополучие и богатство» (Муслим в главе «Нет терпеливее Аллаха в отношении оскорблений»).
- От Шакаля ибн Хумейда (р.а.) передано: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, научи меня полезной мольбе». Он сказал:
قُلِ اللَّهُمَّ، عَافِنِي مِنْ شَرِّ سَمْعِي، وَبَصَرِي، وَلِسَانِي، وَقَلْبِي، وَمِنْ شَرِّ مَنِيِّي
«Говори: «О Аллах, даруй мне благополучие от зла моего слуха, зрения, языка, сердца и зла половых органов» (Насаи). Ваки сказал: «Манийи» (половых органов) — это прелюбодеяние и разврат».
- Когда Пророк ﷺ выходил со сподвижниками на кладбище, он научил их говорить:
السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ، أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ، أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ
«Мир вам, люди обители, верующие мужчины и женщины! Мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы ушли раньше, а мы последуем за вами. Я прошу Аллаха о благополучии для нас и для вас» (Насаи).
Что касается «’афу» (прощение), то это стирание грехов и сокрытие их, а также снисходительность к ним. А «’афия» (благополучие) — это защита от изъянов и несчастий, оберегание Аллахом Своего раба от любых неприятностей и трудностей, отвращая от него зло и охраняя его от бед и грехов, так же одаряя его терпением, довольством и надеждой на награду в трудные времена.
Итак, благополучие в религии — это стремление к защите от всего, что порочит религию или нарушает её, такого как многобожие, грехи, нововведения, оставление обязательного и халатность в поклонении.
А благополучие в мирской жизни — это стремление к защите от зол этого мира, его несчастий и всего того, что причиняет вред рабу, будь то невзгоды, испытания или беды.
Благополучие в Последней жизни — это стремление к защите от ужасов и тягот Последней жизни и различных видов наказаний там.
И благополучие в семье — это защита домочадцев от смут и ограждение их от бедствий и испытаний, от болезней и недугов.
А благополучие в имуществе — это сохранение его от повреждений, которые могут произойти с ним, оберегание его от всего, что может погубить его — будь то потопление, пожар, кража и тому подобное.
Таким образом, в этом заключается просьба к Аллаху о сохранении от всех вредоносных неприятностей и опасных бедствий.