Исполнительная власть и общественные организации. Умму должны вести за собой искренние политические организации и учёные

Исполнительная власть и общественные организации

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Общественная жизнь Уммы состоит из двух элементов.

Первый — исполнительная власть, представленная в лице правителя, его помощников, государственной администрации, а также полиция и армия, задачей которых является защита, претворение и распространение Ислама как внутри государства, так и за его пределами.

Этот элемент отвечает за исполнение исламских законов и обладает силой, о которой говорил Усман (р.а.): «Аллах посредством власти утверждает то, что не утвердилось посредством Корана».

Второй — само гражданское общество, то есть сама Умма, которая нуждается в руководстве, направляющем её, следящем за её сознательностью и её просвещённостью, а также следящим за претворением над ней Ислама со стороны власть имущих. Также Умма нуждается в том, кто будет её оберегать от заговоров, плетущихся против неё со стороны правителей или врагов, или же со стороны отдельных групп из её числа. Это руководство Уммой может быть представлено только учёными и политическими группами. Умму должны вести за собой именно они. Тут важно отметить, что Исламское Государство — это государство, управляемое людьми, приверженность к Исламу которых варьируется от уровня праведных Халифов до несправедливых монархов! Иногда мусульмане могут пренебречь защитой Ислама, что приведёт к потере государства с попаданием власти в руки несправедливых правителей, а это, несомненно, обречёт Умму на погибель!

Таким образом, правитель является главой исполнительной власти, бдительно следящим за исполнением и защитой Ислама, используя силу, посредством которой Аллах ставит на праведный путь тех, на кого не влияет Коран. Однако, правитель является человеком, выносящим как правильные решения, так и ошибочные. Учёные и политические партии — это лидеры гражданского общества, которые заботятся о применении законов Ислама путём отчёта правителей. Они занимаются просвещением, формированием общественного мнения, его исправлением, чтобы призыв к одобряемому и запрет порицаемого оставался основным характерным качеством Исламского общества.

Одним из наиболее критически значимых вещей для мусульман является осознание необходимости следования учёным и политическим партиям, которые взяли Ислам за основу своей деятельности и безустанно следят за положением общества и его проблемами. Учёные должны понимать, что их миссия заключается не только в проповедях и наставлениях, не только в издании фетв и получении учёных степеней или в написании докторских работ, часто оторванных от реальности и почти не находящих своих читателей. Им не следует ограничиваться академическим преподаванием Ислама, поскольку такой подход часто не эффективен и не влиятелен в вопросах воспитания. Между сознанием слушателей и академическим подходом должен быть установлен прочный барьер, чтобы партийная или общественная деятельность не скатилась к оторванной от реальности академической научной форме. Ислам пришёл изменить устоявшиеся порочные взгляды и на практике воплотить истинные воззрения, чтобы реальность изменилась и преобразовалась в соответствии с его канонами. Ислам призван решать жизненные проблемы человека, регулируя общественные отношения на основе исламских принципов и формируя в этом обществе исламских личностей. Сподвижники, «читая Коран стремились претворить прочитанное на практике, а не просто для своего интеллектуального обогащения и удовольствия. Они воспринимали его как руководство к действию, направленное на решение их жизненных проблем. Основываясь на нём, они исправляли свои ошибочные взгляды и формировали в себе психику, основанную на вере во Всевышнего Аллаха, преобразовывая окружающую их реальность в соответствие с этой верой» [1]. «Исламское вероучение никогда не было философией или набором теоретических догм, направленных сугубо к «мышлению человека» бесчувственным, формальным образом»[2]. Ислам — это не академические знания, а Откровение, которое объединяет веру и поступки! Таким образом, Ислам является живой верой, а не теоретической и лишённой чувств философией. Это живые концепции, которые вдохновляют человека, пробуждают в нём чувства, воздействуя на его мышление и призывают человека к распространению Ислама, будучи уверенным в его истинности!

Академическое образование отделяет человека от социальной среды, превращая его в изолированную личность, неспособную влиять на общество. Это образование предоставляет знания, которые чаще всего не способствуют формированию личности, поэтому они остаются лишь теорией. В то время, как правильный процесс просвещения формирует личность и влияет на поведение.

Правильный процесс просвещения должен быть направлен на исправление взглядов общества, а не индивидуумов. Он должен быть направлен на выявление ложных идей и норм в обществе, с которыми необходимо будет вступить в борьбу. Необходимо полностью знать эти порочные идеи и нормы, такие как демократия, секуляризм, либерализм, национализм и другие, а также знать то, как их опровергать. Изучение порочных общественных норм и то, как их исправлять, необходимо для практического противостояния этим нормам. Под этим противостоянием и борьбой подразумевается не только изменение поступков индивида, но и работа, направленная на изменение этих норм в обществе путём призыва и вступление в идейную борьбу с противниками истины, чтобы истинные нормы стали основой отношений.

Поэтому просвещение должно быть практическим, как на индивидуальном уровне, так и на общественном. Академический, научный подход должен быть исключен, так как это не экзамен, для которого требуется просто заучить предмет. В просвещении важно понимание, осознание и воплощение изученных принципов в жизнь, как индивида, так и общества.

Если учёный или студент относится к просвещению таким образом, то влияние таких учёных и политических партий, состоящих из них, будет достаточно ощутимым на большие массы, влияя на их сознание, становясь силой, с которой придётся считаться. В то время как академический подход в просвещении способен повлиять лишь на некоторое количество индивидов [3].

Роль учёных и политических партий достаточно значима и важна, поэтому в них должен целиком и полностью воплотиться Ислам. Они должны отличаться своей честностью, искренностью и верностью, не призывая к добру, если сами его не делают, и не осуждая зло, если сами его не избегают. Если Умма увидит в учёных и партиях эти качества, она, естественно, последует за ними. Они должны быть вдохновляющими лидерами с чётким видением своих целей и имея четкий метод достижения этих целей. В добавок к этому они должны быть упорны, решительны и мотивированы, постоянно находиться среди Уммы и возглавлять её в соответствии со своим чётким видением, информируя мусульман о проблемах и их решениях. Чтобы Умма видела в них сознательность, ясность в мышлении и умение руководить. Всё это, в сочетании со скромностью и заботой, создаст взаимное доверие и желание преобразований.

Учёные и политические партии должны находиться в самом центре идейного противостояния, возглавляя в этом Умму. Поэтому, их роль заключается в лидерстве над обществом, будучи активными её членами, а не просто пассивными наблюдателями. Они должны воздействовать на реальность с целью её изменения. Они не должны заниматься адаптацией к обстоятельствам, вынося частные решения, которые только продлевают существование этой порочной реальности. Их деятельность должна сосредотачиваться на ключевых вопросах общества и роли общества в их решении, показывая возможности мусульман в укреплении своих позиций. Они должны вселять уверенность в своих силах, стимулируя к достижению целей и осуществлению планов, обучая религиозным обязанностям. Также они должны соединить мыслями и чувства общества, чтобы объединить его вокруг Ислама, как единственного источника решений, сделав это центром внимания общества.

Роль учёных и политических партий в Исламе чрезвычайно важна, она не уступает по значимости роли правителя, который, если обманывает своих подданных, не почувствует запаха Рая. Также учёные и партии, аналогично правителю, несут ответственность за Умму перед Аллахом. Они являются краеугольным камнем общественного устройства, подобно двигателю, который приводит в движение машину: если он останавливается, останавливаются и все остальные элементы, а если он генерирует энергию, машина приходит в движение.

Генерация огромной энергии возможна только благодаря осознанию со стороны учёных и политических партий своей роли и ответственности. Ведь настоящие изменения требуют терпения, упорства и искренности, а также веры во Всевышнего Аллаха. Чем чище источник этой энергии, тем сильнее её влияние на общество. Когда общество осознанно переходит к движению, оно становится частью общего механизма, приводимого в движение двигателем, который не остановится, пока не достигнет своих целей. Но этот двигатель и эти механизмы не бездушны, а являются социальным двигателем, питаемым интеллектуальной и эмоциональной энергией. Поэтому учёным и политическим партиям необходимо постоянно направлять общество к правильным решениям его проблем, основываясь на вероучениях Ислама и его Шариате, чтобы это воплотилось в обществе в виде идей, вероучений и законов и исполнялось, благодаря глубокому пониманию и не было просто эмоциональной реакцией, вызывающей хаотические действия. Они должны раскрывать гигантскую пропасть между упадочным положением Уммы сейчас и светлым будущим в тени Исламского Государства. Тогда это станет огнём, сжигающим порочность, и светом, освещающим путь праведности.

Таким образом, в обществе будут пробуждаться чувства гнева ради Аллаха и Его святынь и оно будет готово жертвовать всем, ради своей религии. Оно будет приходить в движение ради Ислама, а не ради националистических и патриотических чувств, не ради устаревших обычаев и упадочных убеждений, и не ради частичных решений, которые не искореняют заблуждение. Мусульмане не будут удовлетворяться сменой одних никчёмных и коррумпированных премьер-министров на других, более коварных в своём предательстве, от чего положение общества никак не меняется. Движение такого общества не будет происходить ради куска хлеба, ремонта дорог или повышения зарплаты, оно будет происходить на основе стойкой интеллектуальной базы, которой является исламское вероучение. Мышление такого общества будет основано на акыде, побуждающей к действию и это действие будет направлено на достижение чётких, определённых целей и задач, будучи окружённой атмосферой веры, связанной со стремлением угодить Всевышнему Аллаху. Это общество будет объединено верой в Аллаха, а не чем-то иным, оно будет стремиться к своим ясным и высоким идеалам, таким как соблюдение Шариата, стремясь занять главенствующее положение среди народов, восстановив величие Уммы и её единство, став лучшей Уммой, выведенной среди людей. В Умме нормы Ислама должны стать общими, она должна стремиться к искоренению всего, что противоречит Исламу, должна понимать, что западные страны — это враги, которые ведут против неё войну, должна противостоять тому идейному отравлению, которым Запад стремится заразить сердца наших сынов, чтобы отдалить их от божественного руководства. Умма должна понимать планы и заговоры Запада против неё, среди которых одним из самых опасных является разделение Уммы на слабые, немощные квази образования, управляемые тиранами.

Умма должна осознать, что недостаточно наличия Ислама лишь в сердцах, в учебных программах или в пятничных проповедях. Необходимо воспринимать Ислам как то, что возвратит Умму к жизни, уверовав в то, что с ней происходит, является предписанным от Аллаха и что истинная цель её существования — это достижение довольства Всевышнего Аллаха, следуя Его Книге и Сунне Его Пророка ﷺ. Умма должна полностью уповать на Аллаха, искать помощи только у Него — это первое условие для того, чтобы Всевышний оказал ей Свою помощь. Она должна верить в то, что рызк и аджаль в руках Господа миров. Умма должна требовать от правителя следовать истине, говорить правду, не боясь осуждения, во имя Аллаха, помнить, что мечети принадлежат Аллаху и бояться следует только Его. Она должна верить в обещание Аллаха о победе и в то, что испытания и трудности — это то, чем проверяется искренность её веры и путь к достижению благоволения Господа, так что ничто её не должно пугать и никакие угрозы не должны ослаблять её решимость. Суть в том, что вдохновляющие принципы исламской акыды должны стать движущей силой, побуждающей общество к активным действиям.

Общество должно проявлять решимость, отвергая подчинение и унижение, ведь оно обладает силой, способной добиваться любых желаемых изменений. Это может проявляться в полном гражданском неповиновении, которое парализует основные структуры жизнедеятельности до тех пор, пока тираны не подчинятся воле Уммы. Или это может выражаться в выходах на демонстрации, в блокировании админ зданий сотнями тысяч людей до тех пор, пока власти не удовлетворят требования протестующих или не уйдут в отставку. Или это может быть требованием к сынам Уммы, офицерам армий, принять активное участие в преобразовании, а не быть инструментом в руках правителя и колониальных сил. Все эти действия возможны только тогда, когда Умма следует за своими учёными и политическими партиями, направляющими её движение к целям, чтобы её активность не была спонтанной или просто всплеском гнева, который быстро утихает, удовлетворившись лишь частичным исполнением требований, не соответствующим величию Уммы.

В дополнение к роли общества в поддержке своих учёных и политических партий должно быть противостояние репрессиям или угрозам со стороны правящей власти. Важно осознавать, что коррумпированная власть и армии не могут противостоять идее, чьё время уже пришло, и не могут победить её. Искренним учёным и активным политическим партиям следует сосредоточиться на мобилизации общественного мнения вокруг идей претворения Шариата, единства Исламской Уммы, борьбы с её врагами и упразднения предательских режимов, увеличивая возмущения каждый раз, когда власти делают что-то, что противоречит их религии, как дозволение феминистических движений, пропаганда нетрадиционной ориентации, распространение нечестия, помощь врагам в укреплении ими своего влияния в мусульманских странах. Если учёные и политические партии сконцентрируют свои усилия на том, чтобы общество стало выражать своё возмущение, требовало отчёт с правителей, побуждало армии к исполнению ими своих обязанностей, а именно освобождение святынь и земель Уммы, тогда никто не сможет победить эту идею. И тогда дело не будет ограничиваться отдельными учёными или политическими деятелями, желающими перемен, а станет делом всей Уммы. В такой ситуации власти будет сложно бороться с этой идеей. Им не помогут ни репрессии, ни гонения на учёных и проповедников, потому что общество будет пропитано этими идеями, а всё общество невозможно посадить в тюрьму.

Риторика учёных и политических партий должна быть побуждающей, они должны призывать власти к ответу за каждый промах и за каждое отступление от Ислама, заставляя власти считаться с их мнением. Они должны бить по отношениям народа с правителями, не придерживающихся Шариата, чтобы народ начал воспринимать их как врагов и испытывал непреодолимое желание изгнать их.

В Исламе правитель и учёные наряду с политическими партиями, подобны двум магнитам, несущим одинаковый положительный заряд, так как оба стремятся к одной и той же цели, то есть к претворению Шариата в Умме, чтобы люди в обществе жили исламской жизнью. Правителю даны полномочия, власть и сила, чтобы он исполнял свои обязанности, но поскольку он человек и может отклониться от верного пути, необходимо наличие равного по силе противовеса, способного сдерживать правителя, если тот отклонится. Вот этим противовесом и являются учёные [4] наряду с политическими партиями, за которыми следует общество, призывающие к одобряемому и запрещающие предосудительное!

Следовательно, пребывание учёного среди людей делает его осведомлённым об их потребностях и толкает к лидерству над ними, чтобы предотвратить несправедливость по отношению к ним. История Иззуддина ибн Абдуссалама, да помилует его Аллах, «султана учёных», служит для нас важным уроком. Когда мамлюки хотели ввести дополнительный налог для снаряжения армии с целью освобождения земель мусульман от монгол, тогда он приказал продать дворцы и все их украшения и имущество, и только после этого если средств окажется недостаточно, тогда наложить налог на народ. Таким образом, задача, возложенная Законодателем на учёного или политическую партию, заключается в том, чтобы возглавить общество в защите Шариата от упущений тех, кто обладает властью и силой!

Но какой толк от лидера, если люди не следуют за ним? Поэтому Умма должна осознать, что обязана следовать за своими искренними учёными и искренними политическими партиями, которые работают над её возрождением.

Несомненно, Умма — это огромная сила, способная удержать правителя от того, что он отступит в применении Ислама даже на миллиметр! Но этой Умме всегда нужен тот, кто будет указывать на такие нарушения, повышая уровень её осведомлённости и объясняя ей, как ей поступать в каждой отдельной ситуации. Таким образом, Умма будет непреодолимой преградой в случае, если правитель вдруг отклонится от применения Шариата. Так как Умма является стражем претворения Шариата, требуя от правителя следовать истине и выступая с мечом в руках против того, кто выходит за рамки Шариата или стремится заменить его неверием.

Шариат также возлагает на мусульман обязанность давать наставления правителям, чтобы помочь им исправить свои ошибки.

Джарир ибн Абдуллах сказал:

بَايَعْتُ رَسُولَ اللهِ عَلىَ إِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالنُّصْحِ لِكُلِّ مُسْلِمٍ

«Я присягнул Посланнику Аллаха в том, что буду выстаивать молитву, выплачивать закят и делать наставления каждому мусульманину» (хадис согласованный).

Так же в хадисе от Тамима ад-Дари, со слов Посланнике Аллаха ﷺ говорится:

الدِّينُ النَّصِيحَةُ. قُلْنَا: لِمَنْ؟ قَالَ: لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «(По отношению) к Аллаху, к Его Книге, к Его Посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам в целом» (Муслим).


Саир Ахмад Саляма

1. Книга Сайида Кутба, да помилует его Аллах, «Вехи на пути», раздел: Уникальное поколение Корана. Стр. 16.

2. «Особенности исламского сознания и его столпы» Сайид Кутб, да помилует его Аллах, замечания в методологии.

3. Разъяснение Хафизом Салехом к книге «Партийная сплочение Хизб ут-Тахрир».

4. В «Аль-Джами‘ ли-ахкам аль-Куран» передаётся от Ибн Исхака следующее: Валид ибн Утба, будучи валием Медины, злоупотребил своим положением в отношении имущества Хусейна ибн Али. На что Хусейн сказал: «Клянусь Аллахом, ты должен справедливо решить мой вопрос, иначе я возьму свой меч, встану в мечети Пророка и призову к клятве Фудуль». Абдуллах ибн Зубайр сказал: «Клянусь Аллахом, если он позовёт меня, то и я возьму свой меч и буду стоять с ним до тех пор, пока он не добьётся справедливости в своём деле или мы не умрём вместе». То же самое передал Аль-Мисвар ибн Махрама и Абдуррахман ибн Усман ибн Убайдуллах ат-Тайми. Когда это дошло до Валида, он по справедливости решил вопрос Хусейна.

Это пример того, как учёные выступают лидерами общественного мнения, стоя на стороне истины в случае, если правитель начинает поступать несправедливо.

Когда Муавия ибн Абу Суфьян стремился получить присягу на верность для своего сына Язида, он осознавал, что ключевыми фигурами в обществе являются Хусейн ибн Али и четыре Абдуллаха, да будет доволен ими Аллах. Его главной целью было получить присягу от них, добровольно или принудительно. Именно они были для него серьёзным препятствием, пока он не подавил их своей властью. После смерти Муавии и узурпации власти Язидом именно эти фигуры подняли революцию, чтобы восстановить право Уммы, которое Язид отнял у неё. Они не восстали при жизни Муавии, так как он был халифом, избранным законным путём, и следовать ему было обязательным, пока он не повелевал совершение греха. Восстать против законного Халифа дозволено только в случае явного отречения от религии, чего не сделал Муавия. Язид же стал правителем по наследству (без присяги со стороны Уммы) и так начал управлять государством. Против чего Хусейн, да будет доволен им Аллах, и поднял восстание, за которым последовало восстание Абдуллаха ибн аз-Зубайра, да будет доволен ими Аллах. Они хотели предотвратить грубое нарушение в даче присяги правителю, при которых Умма потеряла бы своё право на власть, и присяга стала бы даваться тому, кому власть переходила по наследству!

В Ираке Ибн аль-Ашъас, Саид ибн Джубайр и группа учёных выступили лидерами Уммы в борьбе против тирании аль-Хаджаджа и несправедливых правителей.

Абу Кабиль рассказал, что однажды на пятничной молитве Муавия сказал: «Имущество — наше, и трофеи — наши; кому пожелаем, тому дадим, а кому не пожелаем — не дадим». И ему никто не возразил. Но в третью пятницу поднялся человек, который был в мечети, и возразил: «Нет, имущество — наше, и трофеи — наши. Кто встанет между нами и этим, того мы будем судить своими мечами». После молитвы Муавия приказал привести этого человека к себе, усадил его рядом с собой, затем разрешил людям войти. Он сказал: «О, народ! Я сказал нечто в первую пятницу, и никто не возразил мне, на вторую пятницу также никто не возразил. Но, когда в третью пятницу этот человек возразил, этим он оживил меня, да оживит его Аллах. Я слышал от Посланника Аллаха который говорил:

سَيَأْتِي قَوْمٌ يَتَكَلَّمُونَ فَلاَ يُرَدُّ عَلَيْهِمْ يَتَقَاحَمُونَ فِي النَّارِ تَقَاحُمَ الْقِرَدَةِ

«Придёт время, когда люди будут говорить (абы что) и никто не будет им возражать, этим они будут толкать друг друга в Огонь, как толкаются обезьяны». Я побоялся, что Аллах сделал меня одним из них, но когда этот человек возразил мне, он оживил меня, да оживит его Аллах, и я надеюсь, что Аллах не сделает меня одним из них».

Аль-Хафиз ибн Асакир в своей книге «Истории Дамаска» приводит в биографии Башира ибн Саада, да будет доволен им Аллах, несколько взаимно подтверждающих друг друга рассказов о событии, связанном с Умаром ибн аль-Хаттабом. Один из этих рассказов передал Ибн Шихаб от Мухаммада ибн ан-Нуъмана, который слышал от Нуъмана ибн Башира, что: «Умар ибн аль-Хаттаб, находясь среди Мухаджиров и Ансаров, задал вопрос: «Что бы вы сделали, если бы я позволил себе некоторые послабления в делах?». Он повторил вопрос дважды или трижды: «Что бы вы сделали, если бы я позволил себе некоторые послабления?». На что Башир ибн Саад ответил: «Если бы ты поступил так, мы бы выпрямили тебя, как выпрямляется изогнутая стрела». Затем Умар сказал: «Тогда вы именно те люди, которыми вы являетесь».