Нуайм ибн Масуд — человек, который знал, что война — это хитрость и обман

Нуайм ибн Масуд — человек, который знал, что война — это хитрость и обман

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Нуайм ибн Масуд был юношей с бдительным сердцем, острым умом, находчивым и сообразительным (его описывают как человека, легко находящего выход из любых ситуаций, что является признаком его ума и проницательности).

Ни одна трудность не могла завести его в тупик, ни одна проблема не могла заставить его опустить руки. Он был настоящим сыном пустыни, которого Аллах наградил удивительным предчувствием (правильной оценкой ситуации), быстрой сообразительностью и уникальной смышлёностью. Однако в связи с тем, что он был молод, у него была тяга к развлечениям и удовольствию, которые он чаще всего находил среди евреев Медины. Когда его душа жаждала развлечений (в частности — слушания певиц или музыки), он покидал земли своего народа в Неджде и направлялся в Медину, где щедро платил евреям, чтобы они предоставили ему ещё больше удовольствий. Таким образом, Нуайм часто бывал в Медине и поддерживал тесные отношения с жившими там евреями, особенно с Бану Курайза.

Когда же Аллах одарил человечество, послав Своего Посланника ﷺ с религией истины, когда свет Ислама озарил ущелья Мекки, Нуайм ибн Масуд продолжил потакать своим желаниям, не приняв новую религию, поскольку опасался, что она помешает ему получать удовольствие от развлечений времён джахилии. Вскоре он оказался втянутым в ряды злейших врагов Ислама, будучи вынужденным поднять меч против мусульман.

Однако в его жизни наступил момент, когда он открыл новую страницу в истории исламского призыва в день битвы у рва. Он вписал в эту страницу исламского призыва военную операцию, которая стала одной из самых выдающихся хитростей на войне. Об этой операции до сих пор рассказывают с большим восхищением за её тщательно продуманные детали. Чтобы понять механизм реализации военной операции Нуайма ибн Масуда, нужно вернуться немного назад во времени.

Незадолго до битвы у рва в Медине собралась группа евреев из племени Бану Надир. Они стали обсуждать формирование военной коалиции для войны против Пророка ﷺ для уничтожения его религии. Затем они отправились к курайшитам в Мекку, подстрекая их на борьбу с мусульманами и обещая присоединиться к ним, когда те прибудут с войском к воротам Медины.

Евреи и курайшиты договорились о дате и месте встречи, затем евреи покинули Мекку и направились к племени Гатафан в Неджде. Евреи так же стали подстрекать и их против Ислама и его Пророка ﷺ, призывая уничтожить новую религию под корень. Также евреи сообщили племени Гатафан, что между ними и курайшитами заключён договор и согласована дата военного похода на Медину.

В назначенный срок войско курайшитов вышло из Мекки в сторону Медины под руководством Абу Суфьяна ибн Харба, как и войско племени Гатафан под предводительством Уяйны ибн Хисна аль-Гатафани вышло из Неджда. Именно в авангарде войска Гатафана находился герой нашей истории Нуайм ибн Масуд.

После того, как Посланнику ﷺ, сообщили о выходе язычников против него, он ﷺ собрал своих сподвижников и стал советоваться с ними по этому поводу. В результате обсуждения они решили вырыть ров вокруг Медины, чтобы воспрепятствовать этому большому наступлению, поскольку у мусульман не было достаточного количества сил для сопротивления лоб в лоб, и вырытый ров стал бы перед вторгающейся армией непреодолимой преградой.

Как только войска, выступившие из Мекки и Неджда, приблизились к окрестностям Медины, вожди евреев Бану Надир направились к вождям евреев Бану Курайза, проживающим в Медине, и начали подстрекать их вступить в войну против Пророка ﷺ, побуждая их поддержать прибывшие войска многобожников. Вожди племени Бану Курайза ответили: «Вы призываете нас к тому, что нам нравится и что мы хотим. Однако вы знаете, что между нами и Мухаммадом существует договор о мире, чтобы мы могли жить в Медине в безопасности и спокойствии. И вы также знаете, что чернила нашего договора с ним ещё не высохли. Мы боимся, что если Мухаммад одержит победу в этой войне, он жестоко расправится с нами и полностью уничтожит нас в качестве наказания за наше предательство». Но вожди Бану Надир продолжали убеждать их нарушить договор, подталкивая их к предательству Мухаммада ﷺ, и заверяли их, что в этот раз удача будет на их стороне. Их уверенность подкреплялась прибывшими войсками многобожников. Вскоре евреи Бану Курайза уступили их уговорам, нарушили договор с Пророком ﷺ, разорвали документ договора, который был между ими и ним ﷺ, и объявили о своём присоединении к многобожникам в войне. Эта новость обрушилась на мусульман как гром среди ясного неба.

Армии многобожников осадили Медину, отрезав её жителей от снабжения пропитанием. Пророк ﷺ понял, что оказался между двух огней. Ведь курайшиты и Гатафан стояли лагерем напротив мусульман за пределами Медины, а племя Бану Курайза, выжидая удобного момента, готовилось к нападению на мусульман внутри города. Именно в этот момент лицемеры и те, в чьих сердцах была болезнь, начали раскрывать свои истинные намерения и говорить: «Мухаммад обещал нам, что мы завладеем сокровищами Хосроя и Цезаря, а теперь мы даже не можем быть уверены, что, выйдя из дома в туалет, мы вернёмся живыми». Затем они начали покидать Пророка ﷺ, одна группа за другой, под предлогом того, что они боятся за своих жён, детей и дома, ведь если начнётся битва, Бану Курайза могут напасть на их семьи и дома в любой момент. В итоге с Пророком ﷺ осталось всего несколько сотен верных ему человек, от трёхсот до девятисот. И в одну из ночей осады, которая длилась почти двадцать дней, Пророк ﷺ обратился к Аллаху, с мольбой нуждающегося, повторяя в ней следующее: «О Аллах, я прошу Тебя об [исполнении] Твоего завета и обещания... О Аллах, я прошу Тебя об [исполнении] Твоего завета и обещания...».

В ту ночь Нуайм ибн Масуд не мог заснуть, ворочаясь на своём ложе, словно его веки были прибиты гвоздями и не могли сомкнуться. Он стал устремлять свой взгляд на плывущие звёзды на чистом небосводе и глубоко задумался. Вдруг он начал задавать себе вопросы: «Горе тебе, Нуайм! Что привело тебя из тех далёких мест в Неджде на войну с этим человеком и его сторонниками?! Ты не сражаешься за украденное право или за честь, которую нужно вернуть, напротив, ты пришёл сюда без какой-либо явной на то причины. Разве достойно для человека с таким умом, как у тебя, сражаться, убивать или быть убитым без причины?! Горе тебе, Нуайм, что заставляет тебя обнажать меч против этого праведного человека, который призывает своих последователей к справедливости, доброте и помощи родственникам?! Что толкает тебя обагрить своё копьё кровью его соратников, которые следуют за ним и за истиной, которую он принёс?!». Этот напряжённый внутренний диалог закончился решением, которое Нуайм принял мгновенно и немедленно приступил к его исполнению.

Нуайм ибн Масуд выбрался из лагеря своего народа под покровом темноты и быстро направился к Посланнику Аллаха ﷺ. Когда Пророк ﷺ увидел его, он спросил: «Нуайм ибн Масуд?», — на что тот ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк ﷺ спросил: «Что привело тебя сюда в это время?». На это Нуайм сказал следующее: «Я пришёл, чтобы засвидетельствовать, что нет бога кроме Аллаха, и что ты — раб Аллаха и Его Посланник, и что всё, что ты принёс, — истина». Затем Нуайм добавил: «Я принял Ислам, о Посланник Аллаха, и мой народ не знает о моём обращении в веру, так приказывай мне то, что нужно сделать». Пророк ﷺ сказал: «Ты для нас всего лишь один человек... Иди к своему народу и, если можешь, посей среди них раздор, ибо война — это обман». Нуайм ответил: «Да, о Посланник Аллаха, и ты увидишь то, что тебя обрадует, если будет на то Его воля».

Нуайм немедленно отправился к евреям из Бану Курайза, с которыми раньше у него были дружеские отношения. Он сказал им: «О Бану Курайза! Вы знаете моё дружелюбие к вам и мою искренность в советах». Они ответили: «Да, ты у нас не вызываешь сомнений». Нуайм продолжил: «Курайшиты и Гатафан имеют в этой войне свои интересы, отличающиеся от ваших». Они спросили: «Как это?». Нуайм ответил: «Это ваш город, здесь ваше имущество, дети и женщины, и вы не сможете его покинуть. А курайшиты и Гатафан — их города, имущество, дети и женщины находятся в других местах. Они пришли сюда, чтобы воевать с Мухаммадом, пригласили вас нарушить с ним договор и поддержать их, а вы согласились. Если они добьются успеха в сражении, они извлекут нужную им выгоду, а если потерпят неудачу, они вернутся в свои города в безопасности и оставят вас наедине с Мухаммадом, который отомстит вам самым жестоким образом. И вы знаете, что вы не сможете с ним справиться, если останетесь с ним один на один». Они ответили: «Ты прав. Что ты предлагаешь?». Нуайм сказал: «Мой совет — не вступайте в сражение одновременно с ними, пока не получите в заложники нескольких из их знатных людей. Таким образом вы заставите их воевать с Мухаммадом на вашей стороне до тех пор, пока не победите его или пока последний из вас и их не будет убит». Они ответили: «Ты дал хороший совет!».

Затем он вышел от них и направился к Абу Суфьяну ибн Харбу, командиру курайшитов, и сказал ему и тем, кто был с ним: «О курайшиты, вы знаете о моей преданности вам и моей вражде к Мухаммаду. Мне стало известно нечто такое, что я посчитал своим долгом сообщить вам в знак доброй воли; при этом, прошу вас держать это в тайне и не разглашать от моего имени». Они ответили: «Ты можешь на нас рассчитывать». Тогда он сказал: «Евреи из племени Бану Курайза раскаялись в своей вражде к Мухаммаду и послали ему послание, в котором сказали: «Мы сожалеем о том, что сделали, и решили восстановить с тобой договор и мир. Будешь ли ты удовлетворён, если мы захватим в плен многих знатных людей из курайшитов и Гатафан, а затем передадим их тебе, чтобы ты мог обезглавить их? После этого мы присоединимся к тебе в борьбе против них до тех пор, пока ты не покончишь с ними», — на что он ответил: «Да». Поэтому, если евреи потребуют от вас заложников из числа ваших людей, то не отдавайте им никого». Абу Суфьян сказал: «Ты — отличный союзник, да воздаст тебе Аллах благом». Затем Нуайм вышел от Абу Суфьяна, направился к своему народу из Гатафан и рассказал им то же самое, что Абу Суфьяну, и предостерёг их от того же, от чего предостерёг его.

Абу Суфьян решил проверить иудеев Бану Курайза, поэтому отправил к ним своего сына с посланием: «Мой отец передаёт вам приветствие и говорит: «Осада Мухаммада и его сподвижников затянулась, и мы уже устали, поэтому мы решили сразиться с Мухаммадом и покончить с этим. Мой отец послал меня к вам с призывом к битве завтра». Но иудеи заявили следующее: «Сегодня суббота, и мы в этот день ничего не делаем, к тому же, мы не будем сражаться вместе с вами, пока вы не дадите нам семьдесят знатных людей из вашего народа и народа Гатафан в качестве залога. Мы опасаемся, что если битва станет тяжёлой, вы поспешите вернуться в свои земли и оставите нас один на один с Мухаммадом. А вы знаете, что у нас нет достаточных сил против него».

Когда сын Абу Суфьяна вернулся к своему народу и рассказал им о том, что услышал от евреев Бану Курайза, они в один голос сказали: «Проклятые потомки обезьян и свиней! Клянусь Аллахом, даже если бы они попросили у нас в залог овцу, мы бы не отдали её!».

Так Нуайму ибн Масуду удалось расколоть ряды коалиции врагов и разрушить их соглашение. Затем Аллах обрушил на курайшитов и их союзников сильный холодный ветер, который начал вырывать их палатки, опрокидывать их котлы, гасить их огни, бить их по лицам и наполнять их глаза песком. У них не осталось иного выбора, кроме как отступить. Они ушли под покровом ночи. Наутро, когда мусульмане обнаружили, что враги Аллаха бежали, они начали восклицать: «Хвала Аллаху, который поддержал Своего раба, укрепил его войско и в одиночку разгромил коалицию!».

С того дня Нуайм ибн Масуд обрёл полное доверие Пророка Мухаммада ﷺ. Пророк ﷺ начал поручать ему важные дела, давая ему ответственную работу и вручая ему флаги. В день взятия Мекки Абу Суфьян ибн Харб стоял и наблюдал за армией мусульман, когда увидел человека, который нёс флаг племени Гатафан. Он спросил у тех, кто был с ним: «Кто это?». Они ответили: «Нуайм ибн Масуд». Абу Суфьян сказал: «Какую же подлость он совершил против нас во время битвы у рва! Клянусь Аллахом, он был одним из самых ярых врагов Мухаммада, а теперь несёт флаг своего племени перед ним и идёт на войну против нас под его знаменем!».