Ар-Рабиа ибн Зияд аль-Хариси

Ар-Рабиа ибн Зияд аль-Хариси

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

 

«Никто не был настолько правдив со мной с тех пор, как я стал халифом, как ар-Рабиа ибн Зияд» (Умар ибн аль-Хаттаб).

 Медина, город Посланника Аллаха ﷺ, продолжала утешать свои скорби по поводу утраты праведного халифа Абу Бакра. А тем временем каждый день в Медину прибывают делегации из разных городов и территорий, чтобы присягнуть на верность преемнику Абу Бакра — халифу Умару ибн аль-Хаттабу, обещая ему послушание и в радости, и в трудностях. Однажды утром к повелителю правоверных Умару прибыла делегация из Бахрейна вместе с другими делегациями.

Умар всегда был готов выслушивать слова прибывающих к нему людей, чтобы, возможно, найти в них важное наставление, полезную мысль или совет от Аллаха, Его Книги и остальных мусульман. Он попросил несколько присутствующих высказаться, но они не сказали ничего значительного. Тогда он обратился к одному человеку, в котором почувствовал что-то хорошее; Умар сделал ему знак и сказал: «Говори, что у тебя на сердце». Мужчина воздал хвалу Аллаху и сказал: «О Повелитель правоверных, ты был назначен на эту должность как испытание от Аллаха Всевышнего, и поэтому бойся Аллаха в том, что тебе поручено. Знай, что если овца заблудится у берегов Евфрата, то в Судный день ты будешь спрошен о ней».

Умар ибн аль-Хаттаб сильно разрыдался и сказал: «Никто не был настолько правдив со мной, как ты с тех пор, как я стал халифом. Кто ты?». Мужчина ответил: «Ар-Рабиа ибн Зияд аль-Хариси». Умар спросил: «Ты брат аль-Мухаджира ибн Зияда?». Он ответил: «Да». После того, как собрание закончилось, Умар ибн аль-Хаттаб позвал Абу Мусу аль-Ашари и сказал: «Разузнай о делах ар-Рабиа ибн Зияда. Если он правдив, то он принесёт нам много пользы и станет поддержкой в наших делах. Поставь его на службу и напиши мне о его успехах».

Прошло совсем немного времени, как Абу Муса аль-Ашари по приказу халифа собрал армию для завоевания города Маназир в области Ахваз (современный Иран). Он включил в состав войска ар-Рабиа ибн Зияда и его брата аль-Мухаджира. Вскоре Абу Муса аль-Ашари осадил Маназир, и начались жестокие сражения с его жителями, которые нечасто встречались на полях битв. Язычники проявляли невероятную стойкость и силу духа, чего никто и представить не мог. Потери среди мусульман были огромными и превзошли все ожидания. Когда аль-Мухаджир увидел, что потери среди мусульман стали критическими, он решил отдать свою жизнь ради довольства Аллаха. Он обрядился как на смерть, завернулся в саван и сделал завещание своему брату... После этого ар-Рабиа пошёл к Абу Мусе и сказал: «Аль-Мухаджир решил пожертвовать собой, и он сейчас постится. Мусульмане измучены тяжестью войны и постом, их порыв ослаб. Они отказываются прервать пост, поэтому поступай как считаешь нужным».

Абу Муса аль-Ашари остановился и крикнул войску: «О мусульмане! Я заклинаю каждого постящегося прервать пост или прекратить сражаться!». После этого он выпил воду из кувшина, который был с ним, чтобы люди последовали его примеру. Когда аль-Мухаджир услышал его приказ, он выпил глоток воды и сказал: «Клянусь Аллахом, я выпил не из жажды, но чтобы исполнить приказ моего предводителя». Затем он обнажил свой меч и стал прорываться сквозь ряды врагов, сражаясь без страха и сомнений. Когда он углубился в ряды противника, те окружили его со всех сторон, и мечи врагов обрушились на него спереди и сзади, пока он не пал на землю...

Враги отрубили ему голову и выставили её на крепостной стене, возвышающейся над полем битвы. Когда ар-Рабиа увидел это, то сказал: «Счастье и блаженство тебе, и да воздастся тебе наилучшим образом... Клянусь Аллахом, я отомщу за тебя и за убитых мусульман, если пожелает Аллах». Увидев горе ар-Рабиа из-за гибели его брата и осознав, как сильно это пробудило в нём жажду мести врагам Аллаха, Абу Муса уступил ему командование войском, а сам отправился к городу Сус, чтобы завоевать его.

Ар-Рабиа и его войско ринулись на многобожников как ураган; обрушиваясь на их укрепления, как камни, несомые потоком сели. Они разорвали ряды врагов и ослабили их силу. В итоге Аллах даровал победу ар-Рабиа под Маназиром. Он отдал приказ убить воинов, взял в плен их семьи и захватил столько трофеев, сколько пожелал Аллах.

Звезда ар-Рабиа ибн Зияда засияла после битвы при Маназире, и его имя стало звучать на устах у всех. Он стал одним из выдающихся полководцев, на которых возлагали большие надежды для значительных дел. Когда мусульмане решили завоевать Сиджистан, они поручили ему командовать войском, надеясь на его победу.

Ар-Рабиа ибн Зияд отправился со своей армией на джихад в Сиджистан через пустыню длиной в 75 фарсахов, пересечь которую не могли даже дикие звери пустыни. Первым, что встретилось ему на пути, был Рустак Залик (крупный укреплённый город в Сиджистане) на границе Сиджистана. Это был процветающий район, окружённый высокими крепостными стенами, с роскошными дворцами, полными изобилия и плодородными землями.

Мудрый полководец заранее отправил шпионов в Рустак Залик, прежде чем достичь его, и узнал, что скоро местные жители будут праздновать один из своих фестивалей. Ар-Рабиа стал выжидать и напал на них в ночь фестиваля, когда те были не готовы, обрушив на их головы мечи. Он захватил город силой, взял 20 тысяч человек в плен и схватил их дехкана. Среди пленных был раб дехкана, у которого нашли триста тысяч монет, которые он собирался отнести своему хозяину. Ар-Рабиа спросил его: «Откуда эти деньги?». Раб ответил: «Из одной деревни моего господина». Ар-Рабиа спросил: «Каждый год одна деревня приносит такой доход?». Тот ответил: «Да». Тогда ар-Рабиа снова спросил: «Как такое возможно?». Раб ответил: «С помощью наших топоров, серпов и пота».

Когда битва завершилась, дехкан подошёл к ар-Рабиа и предложил выкупить себя и свою семью. Ар-Рабиа сказал ему: «Ты сможешь выкупить себя, если дашь мусульманам щедрый выкуп». Дехкан спросил: «Сколько ты хочешь?». Ар-Раби ответил: «Я воткну это копьё в землю, и ты должен будешь высыпать на него столько золота и серебра, чтобы оно полностью покрыло его». Дехкан согласился, и, принеся свои сокровища, начал высыпать золото и серебро на копьё, пока не покрыл его полностью.

После этой победы ар-Рабиа ибн Зияд с войском продолжил углубляться в земли Сиджистана. Крепости падали под копытами его лошадей словно листья, срываемые осенним ветром. Жители городов и деревень выходили навстречу, прося о пощаде ещё до того, как ар-Рабиа успевал обнажить меч. В конце концов, он достиг города Зарандж, столицы Сиджистана. Там враг уже подготовился к войне, выстроив свои войска и призвав подкрепления. Они были полны решимости не допустить того, чтобы ар-Рабиа захватил их большой город, и были готовы заплатить любую цену за то, чтобы остановить его наступление на Сиджистан.

Между войском ар-Рабиа и его противниками завязалась жесточайшая битва, где обе стороны не щадили ни сил, ни жизней. Когда первые признаки победы начали склоняться в сторону мусульман, марзпан по имени Парвиз, увидев, что силы его людей на исходе, решил искать мира, надеясь получить более выгодные условия для себя и своего народа. Он отправил к ар-Рабиа ибн Зияду посланника, чтобы договориться о встрече для переговоров о перемирии. Ар-Рабиа согласился на его просьбу.

Ар-Рабиа велел своим людям подготовить место для встречи с Парвизом, приказав сложить вокруг совета кучи тел убитых персов, а по обе стороны дороги, по которой должен был пройти Парвиз, разбросать беспорядочно тела остальных убитых воинов. Ар-Рабиа был высоким, широкоплечим человеком с тёмной кожей, крупным телосложением, внушавшим страх каждому, кто его видел. Когда Парвиз вошёл к нему, его охватил ужас при виде груд тел, а далее он задрожал от страха уже перед самим ар-Рабиа. Парвиз не осмелился подойти ближе, испугался пожать ему руку и заговорил дрожащим, запинающимся голосом. Он предложил ар-Рабиа заключить мир, обещая предоставить тысячу молодых рабов, каждый из которых будет нести золотой кубок. Ар-Рабиа принял это предложение, и они заключили мир.

На следующий день ар-Рабиа ибн Зияд въехал в Зарандж в сопровождении этих рабов под возгласы мусульман «Аллах велик!». Этот день стал памятным среди дней, дарованных Аллахом.

Ар-Рабиа ибн Зияд оставался разящим мечом в руках Уммы, поражая врагов Аллаха. Он завоёвывал города и управлял вилаятами, и так продолжалась, пока власть не перешла к династии Омейядов. Муавия ибн Абу Суфьян назначил его правителем Хорасана. Однако ар-Рабиа не был доволен этим назначением, и его недовольство усилилось, когда Зияд ибн Абих (один из крупных валиев Омейядов) отправил ему письмо. В нём говорилось следующее: «Повелитель правоверных Муавия ибн Абу Суфьян приказывает тебе сохранить золото и серебро из военной добычи для казны мусульман, а остальное разделить между воинами». На это ар-Рабиа ответил ему так: «Я нашёл в Книге Аллаха, что Он повелевает не так, как ты приказываешь от имени Повелителя правоверных». Затем он возвестил людям: «Приходите и забирайте свою долю военной добычи». После этого он отправил 1/5 часть (так как Коран предписывает 1/5 часть военной добычи отдавать в казну мусульман) в столицу Халифата в Дамаске.

И вот в пятницу, которая последовала после получения упомянутого письма, ар-Рабиа ибн Зияд вышел на молитву в белых одеждах, произнёс проповедь перед людьми. Затем он сказал: «О люди! Я устал от жизни, и сейчас я произнесу дуа, а вы ответьте на неё словами «Аминь». Затем он сказал: «О Аллах! Если Ты хочешь для меня добра, забери меня к Себе поскорее, не откладывая». И люди сказали: «Аминь». И до захода солнца этого дня ар-Рабиа ибн Зияд перешёл в вечность, присоединившись к своему Господу.