Несение призыва между ясностью и неясностью

Призыв – это действие побуждения и склонения. Оно же бывает посредством прямого обращения или же посредством статьи, т.е. посредством действия или же слова. Всевышний Аллах сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я один из мусульман»?(41:33)

Он также сказал:

فَلِذَٰلِكَ فَادْعُ ۖ وَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ ۖ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ

«Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено» (42:15).

И призыв бывает к Исламу, т.е. к совокупности идей и законов Ислама. А несение – это доведение. Таким образом, несение призыва – это склонение людей и их побуждение к идеям и законам Ислама действием и словом.

Несение призыва – это дело пророков и посланников (мир им), и тех, кто шел по их пути и следовал за их руководством. Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا ﴿٤٥﴾ وَدَاعِيًا إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجًا مُّنِيرًا

«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (33:45-46).

И Он сказал:

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа» (5:67).

Поэтому несение призыва считается самым большим и благородным делом. А также оно является самой большой обязанностью. Невозможно представить наличие Ислама без несения и соблюдения Ислама. И если бы не призыв, то не распространился бы Ислам за пределами Аравийского полуострова, пока не охватил пять материков. Отсюда призыв является столпом и живым приказом в Исламе, подобно сердцу по отношению к телу.

Тексты шариата выразили несение призыва различными словами и значениями, как приказ к одобряемому и запрет порицаемого посредством доведения и совета. А также многими другими словами, указывающими на несение призыва.

Несение призыва охватывает всех, как индивидов Уммы, так и сплочения и государство. Оно является обязанностью всех. В отношении индивидов Всевышний Аллах сказал:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наставление Аллахом человека на истинный путь посредством тебя лучше для тебя, чем все то, над чем восходит солнце». А также он сказал: «Доведите от меня хотя бы один аят» (передал аль-Бухарий). В отношении Уммы Аллах сказал:

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного, и веруя в Аллаха» (3:110).

И ещё сказал:

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9:71).

В отношении сплочений Он сказал:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В отношении государства Аллах сказал:

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ ۗ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, будут велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел у Аллаха» (22:41).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не будут свидетельствовать, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад его Посланник. И пока они не будут давать милостыню. Если же они сделают это, то сохранят от меня свою кровь и имущество согласно Исламу, и их расчет будет с Аллахом» (передал аль-Бухарий). Это вдобавок к действиям Посланника Аллаха ﷺ с точки зрения того, что он был правителем государства в сражениях, открытиях, и в отправлении посланцев, призывающих к Исламу, к королям и правителям. Все это явно и ясно показывает нам то, что основной деятельностью исламского государства является несение призыва.

Шариат показал нам метод несения призыва в словах Всевышнего Аллаха:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

В этом благородном аяте Всевышний Аллах показывает нам метод призыва людей к Исламу согласно трем методам:

Первый: с мудростью, что включает в себя разумное доказательство, неопровержимый довод и убедительное слово, влияющее на души. Поэтому мы видим, как Коран обращается к разуму и побуждает его к размышлению над аятами о вселенной, ведущими к вере.

Второй: доброе увещевание, что означает хорошее напоминание, влияя на чувства людей во время обращения к их разуму. И это для того, чтобы деятельность сопровождалась с энтузиазмом.

Третий: ведение спора наилучшим образом. Это означает ведение диспута, ограничиваясь идеей, опровергая ложные доводы и разъясняя ошибочность порочных мыслей и ошибочность понятий. Приводится очень много способов ведения спора в Коране.

Есть разница между призывом, который ведется группой в Умме, и призывом, который ведется государством. Поистине это различие для определения вида деятельности, которое нужно выполнить. А также есть разница между призывом к Исламу и призывом для возобновления исламского образа жизни. И это для определения цели, к которой нужно стремиться. Хотя между ними есть очень много общего, но, все же, мы прольем свет на призыв, который ведется группой для возобновления исламского образа жизни.

Вопрос не заключается в несении призыва и только. Однако вопрос стоит в несении призыва для определенной цели и с определенными качествами. Этими качествами являются ясность: ясность цели, идеи, метода и способов.

Призыв к Исламу должен быть ясным. Всевышний Аллах сказал:

قُلْ هَٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي ۖ وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108).

Призыв должен быть согласно убеждению. И все тафсиры говорят, что убеждение означает ясный довод, истину и знание, посредством которого можно отличить истину ото лжи. Это также подтверждают многие шариатские тексты, которые разъясняют форму необходимого доведения. Сказал Аллах:

وَمَا عَلَى الرَّسُولِ إِلَّا الْبَلَاغُ الْمُبِينُ

«На Посланника возложена только ясная передача откровения» (24:54).

И сказал:

فَهَلْ عَلَى الرُّسُلِ إِلَّا الْبَلَاغُ الْمُبِينُ

«Разве на посланников было возложено что-либо, кроме ясной передачи откровения?» (16:35).

А также сказал:

فَإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ الْمُبِينُ

«Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только ясная передача откровения» (16:82).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да сделает Аллах сияющим лик человека, который услышав мои слова, запомнил их, осознал и передал их. И может быть, несущий знания не является знатоком. И может быть, несущий знания, несет их к тому, кто больше знает его» (передал ат-Тирмизий). Доведение устраняет все неясности и сомнения. И разъяснение это ясность. Отсюда слова Аллаха:

حم ﴿١﴾ وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ

«Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием!»(44:1-2).

Поэтому призыв должен быть ясным, устраняющим все неясности. Это подобно плану инженера, который должен быть исполнен и все рабочие должны понять его точно и ясно. И подобным образом необходимо разъяснить его Умме. Потому что это подобно земле, на которой будет осуществлен этот план. Не достаточно того, чтобы призыв был ясен только для руководителей без последователей, ибо Аллах сказал:

قُلْ هَٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению» (12:108).

По нему идут так, как делал это наш Посланник ﷺ, посредством построения тела группы и его просвещения Исламом: доктриной и законами; концентрированным просвещением, из которого были сформированы высшие исламские личности. Этим личностям не было подобных, что сделало их способными руководить Уммой, и даже человечеством, после взаимодействия с ним на основе идейной и политической борьбы, и все это ясным образом. Посланник Аллаха ﷺ обратился к людям с уверенностью, и противостоял неверию с силой и смелостью. Он вел призыв, бросая вызов ясным образом, с определенными значениями и словами, где исчезала всякая неясность, и не было места колебанию и страху. Он порочил их божества:

إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ

«Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете» (21:98).

Он критиковал их взаимоотношения:

وَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَ ﴿١﴾ الَّذِينَ إِذَا اكْتَالُوا عَلَى النَّاسِ يَسْتَوْفُونَ

«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (83:1-2).

Он выступал против их действий, которые не принимаются разумом и отвергаются здравой природой:

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ ﴿٨﴾ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (81:8-9).

Он разоблачал их руководителей:

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул» (111:1).

И ещё:

وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ ﴿١٠﴾ هَمَّازٍ مَّشَّاءٍ بِنَمِيمٍ ﴿١١﴾ مَّنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ ﴿١٢﴾ عُتُلٍّ بَعْدَ ذَٰلِكَ زَنِيمٍ

«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу» (68:10-13).

Он также выступал против иудеев и христиан, отвечая им относительно жителей пещеры, рассказывая историю Мусы (мир ему), Зуль-Карнайна, напоминая о позиции иудеев к их пророкам. Он критиковал позицию христиан в отношении Исы (мир ему).

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَـٰنُ وَلَدًا ﴿٨٨﴾ لَّقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا ﴿٨٩﴾

«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына»  Этим вы совершаете ужасное злодеяние» (19:88-89).

Есть ли в этих аятах и позициях что-либо неясное, или же они ясные и чистые?

Таким образом, группе, которая несет призыв и стремится к изменению, нужно подражать примеру пророка и формировать себя на исламской идеологической основе, где идея является чистой и кристальной, а метод – ясным и прямым. А также все способы являются дозволенными и ясными. И несение призыва должно быть из рода идеи и метода в ясности и чистоте. А иначе неудача будет их союзником, а отступление их судьбой. Может быть, одним из самых важных причин, приведших все движения к провалу, является неясность. Они были основаны на неясных и неопределенных идеях. Вдобавок к этому то, что они применяли, было экспромтом.

Неясность имеет свои отпечатки и отрицательные результаты на призыв, последствия которых не восхваляемы. Ими являются:

Разжижение мыслей Ислама и его концепций, где истина смешивается с ложью, и люди не могут знать взгляды своей религии. Как, например, требование демократии для того, чтобы добиться правления по Исламу, где идеи Ислама смешиваются с идеями неверия в сознании Уммы. Да смилуется Аллах над автором книги «Под сенью Корана», в которой он сказал: «Поистине носители призыва отличаются и не смешиваются, и не приобретают окраску общества». Он также сказал: «Носители ложных призывов заявляют о своих взглядах, идеях. Почему бы носителям исламского призыва не быть ясными и отличающимися? И они не достигают своих целей посредством разжижения».

Если идея неясная, то она не покачнет людей и не повлияет на них. Может быть, даже она не привлечет внимания, особенно, когда предоставление идей Ислама для решения современных жизненных проблем не происходит так легко, а сталкивается с отчаянными и легкомысленными умами и со смешанными склонностями. Отсюда носители исламского призыва должны знать все идеи, решения и мнения, противоречащие Исламу. Как, например, идеи национализма, социализма, демократии и патриотизма, свободы, диалога религий, глобализации, прав человека, секуляризма и другие распространенные мысли, которыми переполнены страны мусульман. А также разъяснять их порочность и ясным образом раскрывать решение Ислама. Даже если эти мнения и позиции были неодобряемыми людьми, но все же метод Корана строился на призыве, который концентрировал все внимание на порицаемых идеях и невероятных мыслях, как воскрешение, расчет, рай и огонь.

Поистине неясность служит врагам Ислама, которые работают днем и ночью для нанесения удара по призыву, для его искажения, обвиняя его или же внося свои мысли хитрыми и скверными способами. И это для того, чтобы запутать мусульман в делах религии и чтобы они не могли отличить Ислам от неверия. Всевышний Аллах сказал:

وَلَا يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُوا

«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут» (2:217).

Поистине, неясность облегчает и помогает внести другие цели, которые уводят от осуществления основной цели. Группа и все её члены отвлекаются другими частичными целями, от которых проку нет.

Поистине, группа, которая не может представить ясную идею проекта в сознаниях своих членов, а затем у Уммы, при её претворении станет еще более бессильной. Это в том случае если она дойдёт до власти. Потому что не имеющий какую-то вещь не даст её.

Для того, чтобы избежать этой опасности нужно разъяснить призыв, а иначе это будет искажением или вздором в религии. Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ ﴿٤٤﴾ لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ ﴿٤٥﴾ ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ

«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту» (69:44-46).

Это сильная угроза дабы не было игр в призыве, приписывая Аллаху то, что Он не говорил, или же вынося решение, или давая идею не из религии. Как Он предостерег своего Посланника

وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ

«И остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах».(5:49)

Необходимо формировать мысли ясным образом без каких-либо вероятностей и держаться вдали от дипломатического языка, ибо это считается западной грязью, которая чужда Исламу и его чистоте.

Поистине, несение призыва требует смелости и ясности, даже если это противоречит мнению всех людей или их традициям. Носитель призыва не льстит людям, не проявляет мягкости и не угождает им. Он придерживается своей идеи и несет её ясным и определенным образом. Посланник Аллаха ﷺ не принял от делегации племени Сакиф их поклонения идолам три года и не освободил их от намаза. А также его ﷺ ясная и известная позиция: «О дядя, клянусь Аллахом, если они даже положат солнце мне в правую руку, а луну в левую, чтобы я оставил это дело, я все равно не оставлю его, пока Аллах не дарует мне победу или же я не погибну на этом пути». Это после того как ему предложили богатство, высокое положение, власть взамен на то, что он оставит свой призыв и проявит снисхождение.

Носитель призыва должен быть таким же ясным и прямым, как и его призыв. Сходство между призывом и его носителем необходимо. Он должен быть правдивым, красноречивым, не знающим виляния и увертки. Он не должен скрывать, что он носитель призыва и люди должны знать, что он несет призыв.

Для того, чтобы группа могла вести призыв ясно и на основе убеждения она должна использовать средства и способы, показывающие её желания. Это требует глубокого изучения средств и способов и озарения для избрания самого лучшего способа для распространения идеи.

Способ не является дешевой и побочной вещью, т.к. посредством него распространяется призыв и разъясняется путь и с его хорошим применением управляется Умма. А также от успешного его претворения осуществляется желанная цель. Все это при условии, что средство и метод будут законными. И нельзя стремиться к благородной цели запретными способами, ибо средство, ведущее к запретному является запретным.

Поистине, ясность и чистота призыва являются единственной гарантией для его успеха и продолжительности. Победа приходит при ясности призыва, даже если носителей призыва постигнет на этом пути вред, или они будут оскорблены. Нужно следовать истине, особенно когда мы живем в те времена, когда господствуют неверные, а их орудием являются правители с их армиями, ученые в средствах массовой информации, где они могут преподнести ложь в виде истины, а порочность в виде благочестия. Если же носители призыва последуют по этому ясному пути, то пусть ожидают того, что Аллах исполнит свое обещание, укрепив их на земле и сделав их наместниками и даруя им победу. Он сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ

«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).

Абу аль-Ма'мун
Палестина